Морфологические категории числительного 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Морфологические категории числительного



По отношению к категории падежа (склонению) все числительные разделяются на склоняемые и несклоняемые. К несклоняемым относятся слова мало и немало, к склоняемым – все остальные числительные. Категория падежа у числительных – это словоизменительная морфологическая категория, представленная шестью рядами падежных форм, по флексиям совпадающих с падежными формами существительных или прилагательных).

Числительные, кроме слов два, оба и полтора, не имеют морфологической категории рода. У числительных два, оба и полтора категория рода – это словоизменительная морфологическая категория, представленная двумя рядами форм: рядом форм муж. и сред. р. – два, оба, полтора и рядом форм жен. р. – две, обе, полторы. Формы муж. и сред. р. обозначают, что числительными определяются предметы, названные существительными муж. или сред. р.; формы жен. р. обозначают, что числительными определяются предметы, названные существительными жен. р.: два стола, оба студента, полтора куска; две книги, обе студентки, полторы булки. У слов два и полтора морфологическое значение рода выражено только в форме им. и вин. п. (в том случае, если вин. п. равен им. падежу): два стола – две книги, но двух столов – двух книг; полтора куска – полторы булки, но полутора кусков – полутора булок; у слова оба значение рода выражено во всех падежных формах: обоих студентов, обоими студентами; обеих студенток, обеими студентками.

Количественные числительные (кроме слов два, полтора) никак не указывают на грамматический род тех существительных, с которыми они сочетаются: четыре стола, четыре книги, четыре окна.

Основные признаки имени числительного

А) Общее грамматическое значение

Это число, количество предметов, порядок предметов при счёте.

По значению и грамматическим признакам числительные делятся на два основных разряда:

количественные числительные; Два, двадцать один, пятьдесят, тысяча.

порядковые числительные. Второй, двадцать первый, пятидесятый, тысячный.

К количественным числительным близки по значению и морфологическим свойствам собирательные числительные. Двое, трое, шестеро.

Особую группу представляют дробные числительные, которые обозначают не целые числа.

Полтора, две трети, шесть десятых.

Б) Морфологические признаки

Количественные и собирательные числительные изменяются по падежам. Два, двух, пятьдесят, пятидесяти.

Начальная форма количественных числительных – форма именительного падежа. Два, тридцать, сто один.

Порядковые числительные изменяются по родам, числам и падежам, подобно прилагательным. Пятый, пятого; пятая, пятой; пятое, пятого; пятые, пятых.

Начальная форма порядковых числительных – единственное число, мужской род, именительный падеж. Пятый.

В) Синтаксические признаки

Количественные и собирательные числительные могут быть любым членом предложения. Сочетание количественного и собирательного числительного (в именительном падеже и винительном падеже) с существительным является одним членом предложения. Три стула стояли у стены;

Ср.: Я написал три письма;

Я увидел троих котят.

Порядковое числительное в предложении обычно бывает определением, реже – сказуемым, подобно имени прилагательному. Ср.: Я не получал второго письма; Это письмо уже второе.

Вопрос 11

1. Местоимение как часть речи.

Местоимения – часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их: кто, ты, этот, некоторый, несколько.

Местоимения выполняют две основные функции: 1) дейктическая – указание на условия речевого акта, соотнесение того, о чем говорится, с условиями речевого акта и его участниками: я 'говорящий', ты 'слушающий', ваш 'принадлежащий вам, т.е. слушающим', этот 'находящийся вблизи от места речевого акта', тот 'находящийся вдали' и т.п.; 2) анафорическая – соотнесение данного сообщения с другими сообщениями, отсылка к сказанному ранее: такой 'подобный или равный тому, о чем уже говорилось', другой 'не такой, о котором говорилось' и т.п.

Местоимения – замкнутая, непродуктивная группа слов; новые местоименные слова в русском языке не появляются. Однако местоименные значения могут развиваться у некоторых прилагательных, существительных, числительных: данный вопрос ('этот'), известный просчет ('некоторый'), определённый успех ('какой-то'); Смех – дело серьёзное ('нечто серьезное'); Жил-был один человек ('какой-то').

2. Разряды местоимений.

По значению местоимения делятся на восемь разрядов:

1) Личные: я, мы (1-е л.) – указывают на говорящего; ты, вы (2-е л.) – указывают на слушающего; он, она, оно, они (3-е л.) – указывают на того (на то), о ком-чем говорится (местоимения 3-го л. называются также лично-указательными).

2) Возвратное местоимение себя указывает на отношение производителя действия к себе: Издревле сладостный союз поэтов меж собой связует (П.); Везде Онегина душа себя невольно выражает (П.).

3) Притяжательные: мой, твой, наш, ваш, свой; его, её, их (три последних слова – несклоняемые: вот его дом, вижу его дом, обрадоваться его дому) – указывают на принадлежность чего-либо говорящему, слушающему или тому, о ком-чем говорится.

4) Указательные: этот, тот, такой, таков, столько; устар. экий, этакий, сей, оный – имеют общее значение указания на предметы,их качество или количество.

5) Вопросительно-относительные: 1) вопросительные, содержащие вопрос о предмете, его признаках, принадлежности или количестве: кто, что, какой, каков (устар. каковой), чей, который, сколько; 2) относительные – перечисленные выше местоимения в функции союзных слов, соединяющих главную часть сложноподчиненного предложения с придаточной: Кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью (Ч.); О вы, которых ожидает отечество из недр своих! (Лом.).

6) Определительные: весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой; всяк, всяческий – указывают на обобщенный признак предмета.

7) Отрицательные: никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего (последние два слова не имеют формы именительного падежа).

8) Неопределенные: некто, нечто, некоторый, некий, несколько, а также местоимения, образованные от вопросительно-относительных местоимений при помощи словообразовательных элементов кое-, -то, -либо, -нибудь: кто-то, кто-либо, какой-нибудь, сколько-нибудь, кое-кто и др.– указывают на неизвестные, неопределенные предметы, признаки или количества.

3. Грамматические признаки местоимений.

По грамматическим свойствам местоименные слова делятся на три разряда:

1) Предметно-личные местоимения по категориальному значению близки к существительным, так как указывают на предметность: кто, что, я, мы, ты, вы, он, она, оно, они, себя, никто, ничто, некто, нечто, кто-то, кто-либо, кое-кто, кто-нибудь, что-то, что-либо, что-нибудь, кое-что, все, то, эта. В предложении эти местоимения выполняют те же функции, что и существительные, – являются подлежащимиили дополнениями: Я вас любил... (П.). Поэтому предметно-личные местоимения нередко называют местоименными существительнымиилиместоимениями-существительными (хотя по своим морфологическим свойствам эти местоимения значительно отличаются от существительных).

2) Признаковые местоимения (местоимения-прилагательные): мой, твой, наш, ваш, его, её, их, свой, этот, тот, такой, таков, экий, этакий, сей, оный, - какой, чей, который, каков, каковой, сам, самый, весь, всяк, всякий, всяческий, любой, иной, другой, некоторый, некий, какой-то, какой-либо, какой-нибудь, чей-либо, который-нибудь и др. Эти местоимения в грамматическом плане не противопоставлены прилагательным: 1) имеют категориальное значение признака предмета, не называя этот признак прямо, но указывая на него; отвечают на вопрос какой?; 2) согласуются с существительными в формах рода, числа, падежа и по одушевленности/неодушевленности: мой дом, моя страна, моё отечество; такой город, такие города; вижу этот стол, но этого коня; 3) в предложении являются определением или именной частью составного именного сказуемого: Это письмо – Ваше.

3) Количественные местоимения (местоимения-числительные): сколько, столько, несколько, сколько-нибудь. Эти слова по грамматическим свойствам не противопоставлены числительным.

Учитывая очевидную грамматическую неоднородность местоимений, многие ученые (Ф.Ф. Фортунатов, А.М. Пешковский, Л.В. Щерба и др.) пришли к выводу, что местоимения вообще не составляют особой части речи и распределяются по другим частям речи – имени существительному,имени прилагательному и имени числительному. Другие ученые продолжали считать все слова с дейктической и анафорической функциями местоимениями (А.А. Шахматов, Л.А. Булаховский, А.Н. Гвоздев и др.; этот же взгляд отражен в академической «Грамматике русского языка» (1952-1954) и в школьных учебниках).

Представляет интерес строго обоснованная в научном плане точка зрения В.В. Виноградова. В отличие как от ученых, не считающих местоимения частью речи, так и от ученых, называющих местоимениями все без исключения слова с местоименной семантикой, Виноградов утверждал, что в русском языке существует особая часть речи – местоимение, но к ней относятся далеко не все слова с местоименным значением, а лишь местоименные существительные (по терминологии Виноградова, предметно-личные местоимения). Хотя предметно-личные местоимения имеют то же категориальное значение, что и существительные (предметность), по морфологическим свойствам они принципиально отличаются от существительных:

1) У существительных род часто, выражен окончаниями (столØ, стена, окно), у предметно-личных местоимений – только синтагматически, в формах согласуемых слов: ты написал/написала; кто пришёл?; что случилось? Исключение составляют местоимения он, она, оно, у которых род выражен окончаниями самих местоимений.

2) Число у существительных – словоизменительная категория: когда существительное изменяется по числам (стол – столы), его лексическое значение не меняется. Многие предметно-личные местоимения вообще не изменяются по числам: кто, что, никто, нечто и др. Лишь для некоторых местоимений характерно противопоставление единственного и множественного числа: я-мы; ты-вы; он, она, оно-они. Однако здесь соотношение единственного и множественного числа, как правило, иное, нежели в противопоставлениях типа стол – столы. Если столы означает 'много предметов, называемых словом стол', то мы не значит 'много я', а вы не значит 'много ты'. Мы – это 'я + ты', 'я + вы', 'я + они', но отнюдь не 'я + я'. Поэтому многие ученые считают, что я и мы не формы одного слова, а разные слова с разным лексическим значением. Аналогично соотносятся и местоимения ты и вы. Слово они также не всегда обозначает множество однородных предметов: эта форма может значить не только 'он + он' или 'она + она', но также и 'он + она'. Следовательно, категория числа у предметно-личных местоимений является не словоизменительной, а классификационной, лексико-грамматической.

3) У предметно-личных местоимений есть грамматическая категория лица, которой нет у существительных. Эта лексико-грамматическая (несловоизменительная) категория проявляется в сочетаемости с личными формами глагола, т.е. синтагматически. Ср.: я иду, мы идём (1-е л.); ты идёшь, вы идёте (2-е л.); все остальные предметно-личные местоимения сочетаются с глагольными формами 3-го лица.

Итак, предметно-личные местоимения, или местоименные существительные, характеризуются четырьмя морфологическими категориями, из них три категории (род, число, лицо) – это несловоизменительные, лексико-грамматические, а падеж – единственная словоизменительная категория. Такой системы морфологических категорий нет ни у одной части речи, в том числе и у имени существительного. Поэтому Виноградов выделил местоименные существительные в качестве особой части речи, назвав ее местоимением (в узком смысле).

4. Склонение местоимений.

Местоимения-прилагательные склоняются как обычные прилагательные: который – как старый, какой – как заводской. Местоимения-числительные сколько, столько склоняются по образцу собирательных числительных: сколько ( ср. пятеро), скольких ( ср. троих), сколькими ( ср. троими).

Наиболее разнообразно склонение предметно-личных местоимений. Склонение личных местоимений я, ты и возвратного себя (не имеющего формы именительного падежа, так как всегда является дополнением) сходно с разными субстантивными склонениями:

И. я-Ø ты-Ø ( ср .: стол- Ø, конь- Ø)

Р. мен-я теб-я ( ср .: стол-а, кон-я)

Д. мн-е теб-е ( ср. стран-е)

В. мен-я теб-я ( ср. кон-я)

Т. мн-ой тоб-ой ( ср. стран-ой)

П. (обо) мн-е (о) теб-е ( ср .; о стол-е, стран-е)

У личных местоимений мы, вы парадигма такая:

И. мы, вы

Р. нас, вас

Д. нам, вам

В. нас, вас

Т. нами, вами

П. (о) нас, вас.

Личные местоимения он, она, оно, они, вопросительные кто, что, неопределенные кто-то, что-нибудь и др., определительное всё в предметном значении: За всё, за всё тебя благодарю я (Л.), указательные то, это также в предметном значении: То было раннею весной (А.К.Т.) при образовании форм косвенных падежей используют окончания разных склонений прилагательных: его (ср. синего), с ними (ср. с синими), кого (ср. морского), ту (ср. папину). Лишь двум формам нет соответствия в склонении прилагательных: её– форма родительного и винительного падежей местоимения она: кем, чем, тем, всем – формы творительного падежа местоимений кто, что, то, все (у прилагательных иное окончание; ср.: синим, богатым). Парадигмыэтих местоимений такие:

И. он, оно она они кто что то это

Р. его (него) её (неё) их (них) кого чего того этого

Д. ему (нему) ей (ней) им (ним) кому чему тому этому

В. его (него) её (неё) их (них) кого что то это

Т. им (ним) ею (нею) ими (ними) кем чем тем этим

П. (о) нём ней них ком чём том этом

Местоимения он, она, оно, они образуют формы косвенных падежей от разных основ в зависимости от предложного или беспредложного употребления местоимения. Если местоимение употреблено без предлога, то окончание прибавляется к основе j-: j-его, j-ee, j-eй; если же падежная форма сочетается с предлогом, то окончание прибавляется к основе н'-: к н'-ему, с н'-ей, о н'-их.

Неопределенное местоимение некто имеет только форму именительного падежа, в предложении всегда является подлежащим или же частью сказуемого: Пришёл некто; Это был некто Сидоров. Местоимение нечто имеет формы только именительного и винительного падежей: Произошло нечто важное; Мы услышали нечто интересное.

Отрицательные местоимения некого, нечего, подобно возвратному себя, употребляются только в формах косвенных падежей.

 

Вопрос 12

1. Понятие глагола как части речи.

Глагол – это часть речи, обозначающая действие и передающая это значение в формах вида, залога, наклонения, времени и лица. Когда говорят, что глагол обозначает действие, то имеют в виду не только механическое движение (ходит, бегает), но и состояние (спит, радуется), проявление признака (белеет), изменение признака (желтеет), отношение к кому-чему-либо (уважает, любит) и т.п.

2. Семантическая специфика глагола.

Значение действия может быть выражено не только глаголом, но и существительным: бег, прыжок, ходьба. Однако действие, обозначенное существительным, опредмечивается в нашем сознании, мыслится как предмет; оно не приписывается какому-либо производителю и осмысляется безотносительно ко времени, тогда как действие, обозначенное глаголом, обычно предполагает какой-либо действующий предмет (лицо) и характеризуется с точки зрения времени. Действие, обозначенное существительным (ходьба), выражается в формах рода, числа и падежа, действие же, обозначенное глаголом (хожу), – в формах вида, залога, наклонения, времени и лица. Категории вида, залога, наклонения, времени и лица составляют специфику глагола как части речи. Каждая глагольная форма обладает или всеми, или частью этих категорий. Глагол имеет также категории числа и рода, но эти категории не специфичны для глагола, так как свойственны многим частям речи.

В отличие от других частей речи, глагол обозначает целую процессуальную ситуацию, элементами которой, кроме действия, являются (могут быть) субъект, объект и другие участники. Семантической спецификой глагола и объясняется то обстоятельство, что глагол обладает максимальным набором синтаксических признаков, что он имеет в предложении самое большое число синтаксических связей. Глагол – организующий центр предложения.

3. Состав глагольной парадигмы.

Глагол в русском языке имеет самую богатую систему форм (словоформ). В состав глагольной парадигмы входят формы наклонения, времени, лица, числа и рода, а также вид и залог, инфинитив, причастия и деепричастия. Например, в парадигму глагола решать входят следующие формы: решать; решаю, решаешь, решает, решаем, решаете, решают; буду решать, будешь решать, будет решать, будем решать, будете решать, будут решать; решал, решала, решало; решали; решай, решайте, пусть решает, пусть решают, решаем!; решал бы, решала бы, решало бы, решали бы; решающий, решающего, решающему, решающий (-его), решающим, (о) решающем, решающая, решающей, решающей, решающую, решающей (-ею), (о) решающей, решающее, решающего, решающему, решающее, решающим, (о) решающем, решающие, решающих, решающим, решающие(-их), решающими, (о) решающих, решавший (и соответствующие падежные, родовые и числовые формы – всего 24); решаемый (и соответствующие падежные, родовые и числовые формы – всего 24); решая, решить (и соответствующие формы лица, числа, рода, времени и наклонения, причастия и деепричастия – всего 73); решаться (и соответствующие формы лица, числа, рода, времени, наклонения и причастия – всего 63). Общее число словоформ, входящих в парадигму глагола решать, – 235. Богатство глагольной парадигмы становится особенно наглядным, если сравнить ее с парадигмой существительного (12 словоформ) или прилагательного (24 словоформы, не считая кратких форм и форм степеней сравнения качественных прилагательных).

4. Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола.

Изменения глагола по лицам, числам, временам и наклонениям (а в прошедшем времени и сослагательном наклонении и по родам) называют спряжением (в широком смысле этого слова). Спряжением в узком смысле слова называют изменение глагола по лицам и числам.

Глагольные формы делятся на спрягаемые и неспрягаемые. Формы лица, числа, рода, времени и наклонения называются спрягаемыми (предикативными), а инфинитив, причастие деепричастие – неспрягаемым, а инфинитив, причастие и деепричастие имеют только часть глагольных категорий. Однако и этого достаточно, чтобы не квалифицировать инфинитив, причастие и деепричастие как особые, самостоятельные слова. Назовем признаки, которые определяют положение инфинитива, причастия и деепричастия в рамках одного и того же глагольного слова: 1) семантическая общность; выхожу, выходить, выходящий, выходя называют одно и то же действие – «уходить откуда-то, оставлять пределы чего-либо» 2) морфологическая общность – наличие у спрягаемых и неспрягаемых форм категорий вида и залога, а у причастий также и категории времени; 3) синтаксическая общность – одинаковая способность подчинять себе управляемые и примыкающие формы: строит дачу, строить дачу, строящий дачу, строя дачу; тихо говорит, тихо говорить, тихо говорящий, тихо говоря: кроме того, инфинитив, подобно спрягаемым формам глагола, может выступать в функции простого сказуемого: Встать!

5. Происхождение инфинитива, его грамматическое значение, формы инфинитива, синтаксическая роль в предложении.

По происхождению инфинитив – это форма дательного – местного падежа единственного числа, отглагольного существительного, впоследствии утратившего остальные падежные формы и перешедшего в систему глагола. Инфинитив иначе называют неопределенной формой глагола: он представляет собой обобщенное наименование действия, не определенного с точки зрения лица, числа, времени и наклонения. Это обобщенное значение и делает инфинитив начальной формой глагола. Инфинитив – неизменяемая форма. Он имеет специальный формант – суффикс -ть/-ти. Считать этот формант окончанием нет оснований, поскольку он не имеет ни одного признака окончания: не является изменяемой частью слова, не используется для выражения грамматических значений и не служит средством связи слов. Вдревнерусском языке суффикс инфинитива всегда имел вид -ти. Будучи безударным, его гласный испытал редукцию, и возник суффикс -ть. В инфинитивах на -чь (печь, сечь) конечный [ч], восходящий к сочетаниям звуков [кг], [пг], включает в себя элементы корня и суффикса.

Синтаксические функции глагольных форм чрезвычайно разнообразны: спрягаемые формы выступают в функции сказуемого, причастия – в функции определения и сказуемого, деепричастия – в функции обстоятельства, а инфинитив может выступать в роли всех членов предложения.

6. Основы глаголов.

Если все формы существительных и прилагательных имеют одну основу, то глагольные формы – две: основы настоящего времени и инфинитива. От основы настоящего времени образуются формы повелительного наклонения, причастия настоящего времени и деепричастия несовершенного вида; от основы инфинитива образуются формы прошедшего времени, сослагательного наклонения, причастия прошедшего времени и деепричастия совершенного вида.

Основа настоящего времени выделяется из формы 3-го лица множественного числа настоящего или будущего простого времени: бег-ут, ход-ят, 6pocaj-ym. Другие личные формы могут быть осложнены чередованиями, которых нет в форме 3-го лица множественного числа и в производных формах, например, повелительного наклонения: беж-ит, бег-ут, беги.

Основу инфинитива получают путем усечения инфинитивного суффикса -ть/-ти: бежа-ть, пас-ти. Иногда основы инфинитива и настоящего времени совпадают (нес-тинес-ут), но чаще различаются.

В инфинитивах на -чь основа оканчивается на [г], [к]: сберечьсберегла, увлечь – увлекла. В инфинитивах на -сти звук [с] принадлежит основе; в других формах вместо [с] могут звучать [д], [т]: забрестизабредший, отцвестиотцветший.

Две глагольные основы не находятся в прямой зависимости одна от другой: стира-ть – cmupaj-ym, но пляса-тьпляш-ут.

7. Классы глаголов.

По соотношению основ инфинитива и настоящего времени глаголы делятся на несколько классов. Класс – это группа глаголов, имеющих одинаковые основы инфинитива и настоящего времени. Существуют продуктивныеи непродуктивные классы. Продуктивные классы пополняются новыми глаголами, непродуктивные – нет.

Существует пять продуктивных классов, которые охватывают большую часть русских глаголов.

К 1-му продуктивному классу относятся глаголы с основой инфинитива на -а(ть) и основой настоящего времени на -aj: броса-ть – бросаj-ут, мечта-тьмечтаj-ут.

Ко 2-му продуктивному классу относятся глаголы с основой инфинитива на -(ть) и основой настоящего времени на -ej: до-бре-тьдобреj-ут, седе-тьседеj-ут.

К 3-му продуктивному классу относятся глаголы с основой инфинитива на -ова(ть)/-ева(ть) и основой настоящего времени на -уj: расходова-тьрасходуj-ym, ночева-тьночуj-ут.

К 4-му продуктивному классу относятся глаголы с основой инфинитива на -ну(ть) и основой настоящего времени на – мигну-тьмигн-ут, толкну-тьтолкн-ут.

К 5-му продуктивному классу относятся глаголы с основой инфинитива на -и(ть) и основой настоящего времени намягкийсогласныйили шипящий: ходи-ть – ход-ят, вороши-ть – ворошат; у этих глаголов в формах 1-го лица единственного числа наблюдаются исторические чередования [т //ч], [д//ж], [с//ш], [з//ж], [ст//ш], [зд//ж], [б//бл], [п//пл], [в//вл] [ф//фл], [м//мл]: молотитьмолочу» водитьвожу, носитьношу, грозитьгрожу, пустить – пущу, ездитьезжу, любитьлюблю, копитькоплю, ловитьловлю, графитьграфлю, сломить – сломлю.

Непродуктивных классов насчитывают до семнадцати. К ним, в частности, относятся: 1) бормота-тьбормоч-ут, сыпать – сыпл-ют; 2) молча-ть- молч-ат; 3) веле-ть – вел-ят; 4) мёрзну-тьмёрзн-утмёрз; 5) вез-тивез-ут; 6) стеречь – стерег-ут и др. Некоторые глаголы 1-го непродуктивного класса испытывают влияние 1-го продуктивного класса, в результате чего у них появляются параллельные формы настоящего времени: махать – машут (нейтр.) и махают (прост.), рыскать – рыщут (нейтр.) и рыскают (разг.). Такие глаголы иногда называют изобилующими (или избыточными).

8. Спряжение глаголов.

Глаголы в русском языке имеют два спряжения. К I спряжению относятся глаголы с окончаниями -у/- ю, -ешь, -ет, -ем, ете, -ут/-ют, ко II – глаголы с окончаниями -у/-ю, -ишь, -ит, -им, -ите, -ат/-ят.

Личные окончания бывают ударными и безударными. Ударные окончания не требуют орфографической проверки. При безударных окончаниях спряжение глагола определяется по инфинитиву. Ко II спряжению относятся глаголы с инфинитивом на -ить (кроме брить, стелить, зиждиться), семь глаголов на -еть (вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть) и четыре глагола на -ать (гнать, держать, дышать, слышать). Все остальные глаголы относятся к I спряжению.

Некоторые глаголы спрягаются частично по I, частично – по II спряжению: хотеть, бежать (и образованные от них приставочные глаголы: захотеть, убежать и др.), чтить. Такие глаголы называются разноспрягаемыми. Глагол хотеть в формах единственного числа имеет окончания I спряжения, в формах множественного II спряжения. Глаголы бежать, чтить изменяются по II спряжению, но в 3-м лице множественного числа имеют окончание I спряжения: бегут, чтут (а также чтят). Глаголы дать, создать, есть (с производными) спрягаются по особому архаическому типу: дам, дашь, даст, дадим, дадите,

 

Вопрос 13

1. Вид – важнейшая категория русского глагола.

Вид принадлежит к числу важнейших категорий русского глагола. Он охватывает всю глагольную лексику и всю глагольную лексему.

2. Лексико-грамматическое значение совершенного и несовершенного вида.

Значительная часть русских глаголов имеет противопоставленные формы типа решить – решать, сделать – делать, сказатьговорить. Сравнивая члены каждой пары, мы замечаем, что при общности лексического значения они имеют нечто, различающее их. Это «нечто» – значение вида. Первый член каждой пары имеет форму совершенного, второй – несовершенного вида. Формы совершенного вида называют действия ограниченные. Формы несовершенного вида называют действия длящиеся, развивающиеся, ничем не ограниченные. Таким образом, вид – это грамматическая категория, указывающая на ограниченность/неограниченность действия: девочка выздоровеладевочка выздоравливает. В школе виды распознаются с помощью вопросов что делать?, что сделать?

Иногда говорят, что совершенный вид имеет значение законченности. Эту формулировку можно принять, но она требует уточнения: глаголы типа решил обозначают законченность всего действия, а глаголы типа запел – законченность начальной фазы действия.

3. Формальное выражение вида.

Грамматическая категория вида в русском языке не имеет четкого, последовательного формального выражения. Она использует несколько грамматических средств: суффиксацию, префиксацию, супплетивизм, чередование и ударение. Видовые значения некоторых глаголов вообще не имеют формального выражения и устанавливаются только в контексте: исследовать, казнить, ранить.

4. Связь категории вида с категорией времени.

Категория вида находится в тесном взаимодействии с категорией времени: глаголы несовершенного вида имеют формы всех трех времен, а глаголы совершенного вида – только формы прошедшего и будущего времени; отсутствие у них формы настоящего времени объясняется несовместимостью грамматических значений совершенного вида и настоящего времени (совершенный вид характеризует действие как ограниченное в развитии, настоящее время – как длящееся в момент речи, продолжающееся, развивающееся). По тем же причинам глаголы совершенного вида не имеют причастий настоящего времени. Глаголы совершенного вида образуют будущее простое время: поступит, глаголы несовершенного вида – будущее составное: будет поступать.

5. Видовые пары глагола.

Большая часть русских глаголов образует видовые пары. Видовая пара – это две формы глагола, имеющие одно и то же лексическое значение, но различающиеся грамматическим значением вида: рассказать – рассказывать, завить – завивать, обучить – обучать, оглохнуть – глохнуть. Один член каждой пары является производным от другого: рассказывать < рассказать, завивать < завить, оглохнуть < глохнуть. Образование формы несовершенного вида от формы совершенного вида называют имперфективацией, а образование формы совершенного вида от формы несовершенного вида – перфективацией.

6. Одновидовые глаголы.

Некоторые глаголы не имеют видовой пары. Их называют непарными (или одновидовыми). Непарность глаголов обычно объясняется особенностямиих лексического значения, иногда – фонетико-словообразовательной структурой. Непарные глаголы делятся на две группы: глаголы, имеющие только формы совершенного вида, и глаголы, имеющие только формы несовершенного вида. К непарным глаголам совершенного вида относятся глаголы, которые обозначают действия, всегда ограниченные в своем развитии. Это, например, глаголы встрепенуться, очнуться, рухнуть, обозначающие мгновенные действия; добегаться, доиграться, отвоеваться, указывающие на исчерпанность действия, и др. К непарным глаголам несовершённого вида относятся глаголы, которые обозначают действия, не ограниченные в своем развитии: расхаживать, приговаривать, бездействовать, сочувствовать, недомогать, обитать и др.

Особое место занимают так называемые двувидовые глаголы, т.е. глаголы, в одной и той же форме совмещающие значения обоих видов: велеть, женить(ся), казнить, обследовать, paнить, телеграфировать, экспроприировать. Видовая неопределенность этих глаголов снимается в контексте. Например: Я устроюсь... А как устроюсь – так женюсь (сов. в.); Я не женюсь (несов. в.) только потому, что денег нету (М. Сл.). Многие двувидовые глаголы в связи с общим стремлением языка к разграничению и четкому выражению видовых значений начинают образовывать или параллельные приставочные формы для выражения совершенного вида,или параллельные суффиксальные формы для выражения несовершенного вида, т.е. переходят в разряд парных. Например, вместо двувидового глагола ночевать появляется глагольная пара ночеватьзаночевать, а вместо двувидового глагола конфисковать – пара конфисковать – конфисковывать.

7. Основные способы видообразования.

Основными способами видообразования в русском языке являются суффиксация и префиксация: отвинтитьотвинчивать, разрешитьразрешать, закрытьзакрывать, продлитьпродлевать, слепнуть – ослепнуть, сеятьпосеять, прятатьспрятать, хмелетьзахмелеть, точитьнаточить, кипятитьвскипятить. Суффиксация может сопровождаться чередованием фонем и перемещением ударения: заслать – засылать, собратьсобирать, избегатьизбежать; вырезатьвырезать, засыпать – засыпать.

Глагольные приставки делятся на две группы. Одни приставки одновременно меняют в глаголе и лексическое, и грамматическое (видовое) значение, другие – только видовое. Первые приставки называют словообразующими, вторые – формообразующими (или чисто видовыми, видовыми, грамматикализованными); ср.: застроить, перестроить, надстроить, встроить, пристроить и построить. Всего в русском языке насчитывают 31 глагольную приставку. Приставки без-, в-/во-. де-/дез-, дис-, да-, над-/надо-, недо-, низ-/низо-, обез-, пере-, пре-, пред-/ предо-, протива-, ре-, со- всегда выступают как словообразующие, а вз-, воз-/возо-, вы-, за-, из-/изо-, на-, о-, об-/обо-, от-/ото-, по-, под-/подо-, при-; про-, раз-/раза-, c-/со-, у- выполняют то функцию словообразования, то функцию формообразования; ср.: наклеить-нарисовать, пробежать-прочитать, склеить-сфотографировать. Чаще всего формообразующую функцию выполняют приставки за-, на-, о-, об-, по-, про-, с-. Приставок, выражающих только грамматическое значение вида, в русском языке нет.

Иногда видовые формы глагола имеют разные основы (супплетивизм): взять – брать, поджить – класть, сказать – говорить.

8. Видовые цепи.

В результате многоступенчатого слово- и формообразований часто возникают так называемые видовые цепи глаголов, каждое звено которых отличается от предшествующего грамматическим значением вида: мести (несов. в.) – замести (сов. в.) – заметать (несов. в.) – позаметать (сов. в.). В пределах видовой цепи наблюдаются и факты формообразования, и факты словообразования: местизамести (словообразование) – заметать (формообразование) – позаметать (словообразование).

9. Связь категории вида с лексико-грамматическими разрядами глагола (способами действия).

С грамматической категорией вида тесно связаны лексико-грамматические разряды глаголов, называемые способами действия. Это группы префиксальных, суффиксальных и префиксально-суффиксальных глаголов, значения которых отличаются от значений производящих глаголов временными, количественнымиили результативными оттенками. Например: кричать – закричать (временной оттенок начинательности), плакать – всплакнуть (количественный оттенок уменьшительности), гулятьдогулять (результативный оттенок завершенности). Назовем основные способы глагольного действия:

1) временные – начинательные: запел, пошёл, ограничительные: походил, поплавал; длительно-ограничительные: пробегал, проплавал; окончательные, или финитные: отгулял, отвоевался:

2) количественные – одноактные: мигнул, пальнул; уменьшительные: прихворнул, всплакнул; смягчительные: подкрасил, приглушил; многократные: хаживал, езжал; прерывисто-смягчительные: похваливал, попивал, длительно-смягчительные: прихварывал, поддразнивал, сопроводительные: присвистывал, подпевал; многократно-дистрибутивно-взаимные: перестреливались, переругивались,

3) результативные – завершительные: догулять, дожарить; интенсивно-результативные: выспаться, достучаться, наплакаться, накопительно-суммарные: напилить, наездить; распределитель­ные, или дистрибутивные: пооткрывать, переглотать.

Глаголы разных способов действия обладают неодинаковой способностью образовывать видовые пары. Например, глаголы окончательные, завершительные и интенсивно-результативные часто образуют видовую пару; начинательные, ограничительные, одноактные, уменьшительные и распределительные глаголы обычно или постоянно имеют только форму совершенного вида, а многократные, прерывисто-смягчительные, длительно-смягчительные, сопроводительные и многократно-дистрибутивно-взаимные глаголы являются непарными глаголами несовершенного вида.

 

Вопрос 14



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 1105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.16.90 (0.095 с.)