Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обследование голосовой функцииСтр 1 из 3Следующая ⇒
Обследование голосовой функции
Карта «Голосовой скрининг» Для обследования состояния голоса больших групп населения логопед может использовать карту «Голосовой скрининг». В ее основу положена карта, разработанная Boone (1973, 1977). В карте использована пятибалльная шкала тяжести нарушений, принятая в системе Баффало III. В первых четырех пунктах приведены основные параметры голоса и их нарушения, выраженность которых отмечают, очерчивая кружком соответствующую цифру — от 0 до 5, а пятый пункт — общая оценка голоса. В карте есть место для внесения дополнительных замечаний. Исследователь должен также обвести кружком слово «да» или «нет», означающее необходимость (или ее отсутствие) проведения контрольных обследований, указать примерные даты. При голосовом скрининге желательно использовать следующие тесты: 1. Счет от 1 до 10; 2. Связная речь в течение 1 мин; 3. Чтение в течение 1 мин; 4. Протяжное произнесение гласных и, ю, а, э в течение 5 с. Если по одному из пунктов поставлен балл 2 или выше, то такого ребенка необходимо через некоторое время повторно обследовать, для того, чтобы установить, насколько стойкий характер носит это изменение и следует ли принимать меры для его исправления.
Карта «Голосовой скрининг»
Оценка тяжести нарушения
Примечания: Контрольные обследования: Да Нет Если да, то указать даты
Приложение 4 Карта «Групповое поведение»
Необходимо получить образцы голоса в различных условиях. По мнению Milisen (1971), образцы должны быть получены в двух ситуациях: когда человек знает и когда он не знает, что его голос проверяют. Наблюдения следует проводить во время неформального общения небольших групп в классе и при большом скоплении людей [Irwin, 1965]. При непосредственном общении один на один ребенка и взрослого многие аспекты голосового поведения могут не проявиться. Хорошие образцы использования голоса ребенком можно получить при наблюдении за непринужденной, но тщательно спланированной игровой ситуацией. В одних случаях ребенку можно сказать, что его проверяют, в других— сделать это незаметно для него. Такой вид проверки называется наблюдением за групповым поведением. В школе наблюдение может проводить учитель. При использовании непрофессиональных наблюдателей их необходимо предварительно научить методике наблюдения. Наблюдателю не обязательно принимать непосредственное участие в групповых действиях. Однако желательно, чтобы он по возможности участвовал в них. Это позволит ему направлять действия детей, поощряя их к разговору, изучать различные параметры использования голоса.
В школах и клиниках можно легко проводить наблюдение за групповым поведением. Для этого вполне достаточно 45 мин. Группы формируют по возрастному принципу. Детей поощряют к активному участию как в спокойных играх, так и в шумных действиях. Для наблюдения за группой из 3—6 детей достаточно относительно небольшой комнаты. Наблюдение за большими группами можно проводить в просторных помещениях, спортивных залах или на открытом воздухе. Каждый показатель оценивается по пятибалльной шкале, где 1 означает норму, 5 — тяжелые нарушения, а 2, 3, 4 — переходные состояния от нормы к тяжелой патологии. Поведение маленького ребенка мы предпочитаем оценивать без родителей и вне класса, а где-нибудь в игровой комнате или в спортивном зале. Пункт 1 включает описание поведения в начальный период обследования. С ребенком, который уверен в себе, наблюдатель легко находит общий язык в отсутствие родителей и учителя. Застенчивый ребенок труднее идет на контакт с незнакомым человеком. В пункте 2 описываются различная деятельность ребенка в течение определенного периода, игры в игрушки и обращение с различными предметами, его потребность в помощи, наличие или отсутствие тенденции к разрушительным действиям. В пункте 3 описывают его отношения со взрослыми и другими детьми. Для правильного заполнения пункта 4 наблюдатель должен тщательно вслушиваться в голос ребенка. Необходимо дать ответы на следующие вопросы. Соответствует ли высота голоса возрасту и полу, как она изменяется при увеличении громкости? Изменяется ли она соответственно увеличению громкости? Каков средний уровень громкости? Какой у ребенка голос: с придыханием, резкий, хриплый? Есть ли гипер- или гипоназальность? При выявлении отклонений от нормы в высоте тона, громкости, тембре или резонансе наблюдатель должен выяснить, как эти отклонения проявляются в различных условиях. Например, что происходит с хриплым голосом при повышении громкости, ухудшается ли он или становится более чистым. Отмечают любые провалы высоты тона и монотонность голоса в групповой ситуации.
Пункт 5 — перенапряжение голоса — особенно важен при оценке группового поведения. Отмечают различные формы перенапряжения голоса: крик, вопль, визг, радостные восклицания, громкий разговор, чрезмерная болтливость, громкий шепот, напряженная вокализация, взрывная вокализация, твердая голосовая атака, реверсивная фонация, покашливание и кашель. Пункт 6 касается фонетической стороны речи ребенка. Необходимо тщательно отмечать следующие моменты: как много ребенок говорит, разборчивость речи, общая аккуратность артикуляции, ритм речи. В пункте 7 наблюдатель отмечает состояние слуха ребенка, т. е. его реакцию на шум и речь. В пункте 8 описывают уровень развития речи, т. е. указывают, насколько хорошо ребенок понимает, что ему говорят, может ли он выразить, мысли соответственно своему возрасту, правильна ли его речь в- грамматическом отношении, использует ли он жестикуляцию для общения. В пункте 9 описывают действия ребенка, которые отражают его способность к учебе. В пункте 10 отмечают координацию движений — грубых, например, ходьбу, бег, прыжки, удары ногами и более тонких, как-то: хватание, строительство сооружений из кубиков, рисование, вырезание, письмо. В пункте 11 наблюдатель отмечает общее впечатление о ребенке и описывает те аспекты поведения, которые были оценены по шкале тяжести- в 2 балла и выше. В пункте 12 наблюдатель дает рекомендации по дополнительному обследованию ребенка.
Карта «Групповое поведение»
Оценка тяжести нарушения
Приложение 5 Карта «Голос» В карте «Голос» используются пятибалльные шкалы с равными интервалами, где 1 означает норму, а 5 — очень тяжелое нарушение. Карта состоит из 12 основных пунктов: ларингеальный тон, высота тона, громкость, носовой резонанс, ротовой резонанс, дыхательный объем, состояние мышц, перенапряжение голоса, темп речи, речевое напряжение, разборчивость речи, общая оценка голоса. Если данный критерий не отклоняется от нормы, то обводят 1. Если есть отклонения от нормы, то логопед обводит соответствующий описательный термин (они указаны) под большинством пунктов. Например, тон может быть определен как слишком высокий, тогда на шкале высоты логопед обводит цифру 2 или большую. Отметки нельзя ставить между цифрами. Аналогичная процедура применяется в отношении всех 12 пунктов. В конце карты отмечают три адекватные параметра голоса и три параметра, требующие улучшения. Замечание относительно пункта 11 — разборчивости речи: цифра 1 означает полную (100%) разборчивость речи. Цифра 2 — речь разборчива на 75%, и только немногие слова или фразы непонятны. Цифра 3 — понятно 50% речи, но с большим трудом, сущность короткой фразы можно понять только на основании 2—3 разборчивых слов. Цифра 4 — понятно 25% речи за счет отдельных разборчивых слов и фраз. Цифра 5 — речь совершенно неразборчива, понять ее невозможно (0%).
Примечания
Карта «Голос»
Оценка тяжести нарушения
Приложение 6 Приложение 7
Карта «Речевое напряжение» При изучении нарушения голоса необходимо оценивать речевое напряжение. Эту карту заполняют на тех детей, у которых речевое возбуждение в карте «Голос» было оценено в 2 балла и выше. Применение карты «Речевое напряжение» может быть полезным для установления задач терапии при различных нарушениях голоса, включая узелки голосовых складок, дисфонию вследствие напряжения мышц и истерическую дисфонию. Наша шкала базируется на работе Mulac и Sherman (1974), которые провели факторный анализ характеристик речевого напряжения. Они рассмотрели 18 факторов и показали, что 4 из них имеют важное значение для описания речевого возбуждения. Фактор фригидность, включает гипертензию мышц различных частей тела, например лица, кистей и предплечий, гримасы и подергивания, а также отсутствие мимики и соответствующей жестикуляции. Фактор II, ингибиция, проявляется монотонным бесцветным голосом, бесстрастным выражением лица и слишком тихим голосом. Фактор III, нарушение плавности, проявляется поиском слов, остановками речи, дрожащим или напряженным голосом, отсутствием слитности, заиканием, перерывами, тяжелым дыханием, паузами вокализации. Фактор I—V, возбуждение, включает ерзанье, покачивание, хождение из угла в угол, шарканье ногами, бегающие движения глаз. По нашей пятибалльной шкале 1 означает норму, 2 — легкое, 3 — умеренное, 4 — тяжелое, 5 — очень тяжелое речевое напряжение. Четыре упомянутых фактора являются первыми четырьмя пунктами нашей карты, в пятом пункте дается общая оценка речевого напряжения. При оценке в 3 балла наблюдается умеренное нарушение речи, при 4 баллах — тяжелое, при 5 баллах — речь нарушена настолько, что затрудняет общение с другими людьми.
Карта «Речевое напряжение»
Оценка тяжести нарушения
Примечания:
Приложение 8 Карта «Резонанс» Карта «Резонанс» состоит из 12 пунктов. Ее используют в качестве дополнения к карте «Голос», если в карте «Голос» ротовой или носовой резонанс оценены в 2 балла и выше. Каждый пункт карту «Резонанс» оценивают по пятибалльной шкале, а в заключение указывают три адекватных параметра резонанса и три параметра, которые требуют улучшения. Вначале логопед определяет, является ли голос гиперназальным (пункт 1) или гипоназальным (пункт 2). Следует помнить, что у одного человека может быть и то, и другое одновременно. Если это так, то оценивают оба параметра. Перечисляют дефектные звуки, вызванные нарушением резонанса. При гиперназальности в качестве резонатора используется полость носа из-за небно-глоточной недостаточности. При гипоназальности из-за обструкции задних отделов носовых ходов носовой резонанс отсутствует, особенно при произнесении звуков мин. Ротовой резонанс (пункт 3) оценивают при явном смещении фокуса тона из передних отделов за корень языка. При этом возникает глоточный или фарингеальный резонанс. Тупиковый резонанс (пункт 4) представляет собой глухой звук «как из бочки», появляющийся в тех случаях, когда центр фокуса находится в полости носа (хоаны и задняя часть носовых ходов свободны, а передние отделы непроходимы). Этот звук можно получить, зажимая ноздри частично или полностью. Оценивают по пятибалльной шкале выраженностью носовой эмиссии звуков (пункт 5), особенно тех фонем, для которых необходимо создание давления, перечисляют эти звуки. Отмечают слышимый шум и назальную турбулентность [Philips, 1980]. В пункте 6 отмечают мимические движения и сужение ноздрей, которые возникают при произнесении звуков, требующих высокого давления в полости рта [Rise, 1966]. В пункте 7 отмечают уровень развития речи. В пункте 8 оценивают нарушения артикуляции и отмечают основные дефектные звуки, помимо тех, которые указаны в других пунктах. В пункте 9 оценивают разборчивость речи. Этот пункт включен в карту, так как Subtelny и соавт. (1972) установили, что разборчивость речи является независимым параметром оценки речевого общения детей с расщелиной неба. Приемлемость речи, пункт 10, — очень важный параметр, который базируется на изучении речи больных с расщелиной неба [Riski, 1979; Sinko, Hedrick, 1982; Moller, Starr, 1984]. Пункт 11 базируется на исследованиях Morris и van Demark (1983), Cochran, Kurtz, Ewanowski и Dibel (1983), Philips (1980) и предусматривает оценку небно-глоточной функции — от полного закрытия небно-глоточного клапана до тяжелой его недостаточности. В пункте 12 дают общую оценку резонанса. Записывают три адекватных параметра резонанса и три параметра, требующих улучшения, и определяют цели лечения.
Карта «Резонанс»
Оценка тяжести нарушения
Примечания
Приложение 9 Приложение 10 Карта «Запись голоса» В процессе голосовой реабилитации делают три записи: в начале, в середине и в конце. Все образцы голоса и речи должны быть записаны на аудио или, если возможно, на видео. Записи следует делать только на высококачественной аппаратуре. Записывать необходимо только голос обследуемого, так как присутствие других голосов мешает оценке. При записи не следует стараться контролировать громкость и темп, за исключением тех случаев, когда это указано в инструкции.
Карта «Запись голоса»
Схема записи голоса
Приложение 11 Приложение 12 Обследование голосовой функции
Карта «Голосовой скрининг» Для обследования состояния голоса больших групп населения логопед может использовать карту «Голосовой скрининг». В ее основу положена карта, разработанная Boone (1973, 1977). В карте использована пятибалльная шкала тяжести нарушений, принятая в системе Баффало III. В первых четырех пунктах приведены основные параметры голоса и их нарушения, выраженность которых отмечают, очерчивая кружком соответствующую цифру — от 0 до 5, а пятый пункт — общая оценка голоса. В карте есть место для внесения дополнительных замечаний. Исследователь должен также обвести кружком слово «да» или «нет», означающее необходимость (или ее отсутствие) проведения контрольных обследований, указать примерные даты. При голосовом скрининге желательно использовать следующие тесты: 1. Счет от 1 до 10; 2. Связная речь в течение 1 мин; 3. Чтение в течение 1 мин; 4. Протяжное произнесение гласных и, ю, а, э в течение 5 с. Если по одному из пунктов поставлен балл 2 или выше, то такого ребенка необходимо через некоторое время повторно обследовать, для того, чтобы установить, насколько стойкий характер носит это изменение и следует ли принимать меры для его исправления.
Карта «Голосовой скрининг»
Оценка тяжести нарушения
Примечания: Контрольные обследования: Да Нет Если да, то указать даты
Приложение 4 Карта «Групповое поведение»
Необходимо получить образцы голоса в различных условиях. По мнению Milisen (1971), образцы должны быть получены в двух ситуациях: когда человек знает и когда он не знает, что его голос проверяют. Наблюдения следует проводить во время неформального общения небольших групп в классе и при большом скоплении людей [Irwin, 1965]. При непосредственном общении один на один ребенка и взрослого многие аспекты голосового поведения могут не проявиться. Хорошие образцы использования голоса ребенком можно получить при наблюдении за непринужденной, но тщательно спланированной игровой ситуацией. В одних случаях ребенку можно сказать, что его проверяют, в других— сделать это незаметно для него. Такой вид проверки называется наблюдением за групповым поведением. В школе наблюдение может проводить учитель. При использовании непрофессиональных наблюдателей их необходимо предварительно научить методике наблюдения. Наблюдателю не обязательно принимать непосредственное участие в групповых действиях. Однако желательно, чтобы он по возможности участвовал в них. Это позволит ему направлять действия детей, поощряя их к разговору, изучать различные параметры использования голоса. В школах и клиниках можно легко проводить наблюдение за групповым поведением. Для этого вполне достаточно 45 мин. Группы формируют по возрастному принципу. Детей поощряют к активному участию как в спокойных играх, так и в шумных действиях. Для наблюдения за группой из 3—6 детей достаточно относительно небольшой комнаты. Наблюдение за большими группами можно проводить в просторных помещениях, спортивных залах или на открытом воздухе. Каждый показатель оценивается по пятибалльной шкале, где 1 означает норму, 5 — тяжелые нарушения, а 2, 3, 4 — переходные состояния от нормы к тяжелой патологии. Поведение маленького ребенка мы предпочитаем оценивать без родителей и вне класса, а где-нибудь в игровой комнате или в спортивном зале. Пункт 1 включает описание поведения в начальный период обследования. С ребенком, который уверен в себе, наблюдатель легко находит общий язык в отсутствие родителей и учителя. Застенчивый ребенок труднее идет на контакт с незнакомым человеком. В пункте 2 описываются различная деятельность ребенка в течение определенного периода, игры в игрушки и обращение с различными предметами, его потребность в помощи, наличие или отсутствие тенденции к разрушительным действиям. В пункте 3 описывают его отношения со взрослыми и другими детьми. Для правильного заполнения пункта 4 наблюдатель должен тщательно вслушиваться в голос ребенка. Необходимо дать ответы на следующие вопросы. Соответствует ли высота голоса возрасту и полу, как она изменяется при увеличении громкости? Изменяется ли она соответственно увеличению громкости? Каков средний уровень громкости? Какой у ребенка голос: с придыханием, резкий, хриплый? Есть ли гипер- или гипоназальность? При выявлении отклонений от нормы в высоте тона, громкости, тембре или резонансе наблюдатель должен выяснить, как эти отклонения проявляются в различных условиях. Например, что происходит с хриплым голосом при повышении громкости, ухудшается ли он или становится более чистым. Отмечают любые провалы высоты тона и монотонность голоса в групповой ситуации. Пункт 5 — перенапряжение голоса — особенно важен при оценке группового поведения. Отмечают различные формы перенапряжения голоса: крик, вопль, визг, радостные восклицания, громкий разговор, чрезмерная болтливость, громкий шепот, напряженная вокализация, взрывная вокализация, твердая голосовая атака, реверсивная фонация, покашливание и кашель. Пункт 6 касается фонетической стороны речи ребенка. Необходимо тщательно отмечать следующие моменты: как много ребенок говорит, разборчивость речи, общая аккуратность артикуляции, ритм речи. В пункте 7 наблюдатель отмечает состояние слуха ребенка, т. е. его реакцию на шум и речь. В пункте 8 описывают уровень развития речи, т. е. указывают, насколько хорошо ребенок понимает, что ему говорят, может ли он выразить, мысли соответственно своему возрасту, правильна ли его речь в- грамматическом отношении, использует ли он жестикуляцию для общения. В пункте 9 описывают действия ребенка, которые отражают его способность к учебе. В пункте 10 отмечают координацию движений — грубых, например, ходьбу, бег, прыжки, удары ногами и более тонких, как-то: хватание, строительство сооружений из кубиков, рисование, вырезание, письмо. В пункте 11 наблюдатель отмечает общее впечатление о ребенке и описывает те аспекты поведения, которые были оценены по шкале тяжести- в 2 балла и выше. В пункте 12 наблюдатель дает рекомендации по дополнительному обследованию ребенка.
Карта «Групповое поведение»
Оценка тяжести нарушения
Приложение 5 Карта «Голос» В карте «Голос» используются пятибалльные шкалы с равными интервалами, где 1 означает норму, а 5 — очень тяжелое нарушение. Карта состоит из 12 основных пунктов: ларингеальный тон, высота тона, громкость, носовой резонанс, ротовой резонанс, дыхательный объем, состояние мышц, перенапряжение голоса, темп речи, речевое напряжение, разборчивость речи, общая оценка голоса. Если данный критерий не отклоняется от нормы, то обводят 1. Если есть отклонения от нормы, то логопед обводит соответствующий описательный термин (они указаны) под большинством пунктов. Например, тон может быть определен как слишком высокий, тогда на шкале высоты логопед обводит цифру 2 или большую. Отметки нельзя ставить между цифрами. Аналогичная процедура применяется в отношении всех 12 пунктов. В конце карты отмечают три адекватные параметра голоса и три параметра, требующие улучшения. Замечание относительно пункта 11 — разборчивости речи: цифра 1 означает полную (100%) разборчивость речи. Цифра 2 — речь разборчива на 75%, и только немногие слова или фразы непонятны. Цифра 3 — понятно 50% речи, но с большим трудом, сущность короткой фразы можно понять только на основании 2—3 разборчивых слов. Цифра 4 — понятно 25% речи за счет отдельных разборчивых слов и фраз. Цифра 5 — речь совершенно неразборчива, понять ее невозможно (0%).
Примечания
Карта «Голос»
Оценка тяжести нарушения
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.35.148 (0.104 с.) |