Особенности логопедической работы по коррекции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности логопедической работы по коррекции



Нарушений лексико-грамматического строя

И формированию связной речи

Особенности логопедической работы по раз­витию лексики.

В процессе коррекционно-логопедического воздействия ведется работа по обогащению словарного запаса, уточнению значения слов, по развитию семантики слова, формированию лексической сис­темности и семантических полей. Особого внимания требуют пре­дикативный словарь, глаголы и прилагательные.

В младших классах вспомогательной школы работа начинается с расширения словаря за счет наиболее употребительных глаголов с использованием заданий или игр: «Кто как передвигается», «Кто как голос подает», «Кто как ест», «Кто какие звуки издает», «Кто что делает» и т. д.

Овладение прилагательными начинается со слов, обозначающих основные цвета, форму,, величину. В дальнейшем отрабатываются слова, обозначающие высоту, толщину, длину, ширину, вкусовые качества, качества поверхности, вес.

Затем проводится работа над прилагательными, которые образу­ются от существительных с помощью суффиксов, а также над при­лагательными, сложными по семантике (например, оценочными, обозначающими внутренние качества человека).

Параллельно с развитием предикативного словаря продолжает­ся работа по обогащению и уточнению номинативного словаря. Особенно важным является работа по усвоению слов обобщающего характера (мебель, одежда и т.д.), которая способствует развитию операций обобщения, аналитико-синтетической деятельности детей.

Обогащение словаря осуществляется и за счет местоимений, числительных, наречий и других частей речи.

Работа по обогащению словаря у умственно отсталых детей предполагает и уточнение слов-синонимов.

Работа над уточнением значения слова во вспомогательной шко­ле должна быть тесно связана с уточнением представлений у уча­щихся об окружающих предметах и явлениях, с классификацией предметов, с работой по формированию лексической системности. Классификация предметов проводится как в неречевом плане (на­пример, разложить картинки на 2 группы), так и с использованием речи (например, выбрать только овощи, найти лишнее, назвать од­ним словом все предъявленные предметы и т.д.). Рекомендуются записи, рисунки, помогающие детям овладеть различными категори­ями предметов, усвоить и соотнести обобщенное название и назва­ния конкретных предметов, овладеть родовидовыми отношениями.

Важное место отводится работе над значением слова с посте­пенным переходом от конкретного значения слова к усвоению его грамматического значения в словосочетании, предложении.

Актуализации словаря способствует и работа по звуковому анализу слова, закреплению слухового и кинестетического его образа.

Особенности логопедической работы по кор­рекции нарушений грамматического строя речи.

В процессе развития грамматического строя речи у умственно отсталых школьников необходимо учитывать структуру речевого дефекта, несформированность грамматических значений, трудности дифференциации близких по семантике и оформлению граммати­ческих форм.

Большое значение в работе по формированию грамматического строя речи во вспомогательной школе имеет использование онто­генетического принципа. Многие грамматические формы, которые в норме ребенок усваивает еще в дошкольном возрасте, у умственно отсталого ребенка оказываются неусвоенными даже в младших классах. Последовательность работы над грамматическими форма­ми осуществляется как и в нормальном онтогенезе: от конкретного к абстрактному, от семантически простых форм к семантически более сложным, от продуктивных к непродуктивным, от простых по грамматическому оформлению к более сложным по грамматиче­скому оформлению.

Рекомендуется следующая последовательность логопедической работы над падежными формами: дифференциация именительного падежа единственного и множественного числа, винительный падеж, родительный, дательный, творительный (беспредложные), предложно-падежные конструкции, падежные формы множествен­ного числа. При согласовании существительного и прилагательного сначала отрабатываются именительный падеж мужского и женско­го рода, затем именительный падеж среднего рода, а далее косвен­ные падежи словосочетания прилагательного с существительным. Развитие функции словоизменения глагола проводится сначала в настоящем времени (единственное и множественное число), затем в прошедшем времени (изменение по родам, лицам и числам) и, наконец, в будущем времени, которое является наиболее сложной временной формой глагола.

Длительным и трудным процессом является работа по фор­мированию формы словообразования у умственно отсталых школь­ников, начинать ее надо с уменьшительно-ласкательных форм существительных и других простых словообразовательных форм существительных. Далее проводится работа по образованию прила­гательных от существительных, глаголов с приставками, над родст­венными словами.

При формировании структуры предложения особое внимание уделяется усвоению глубинно-семантических (предикативных) отно­шений внутри речевого высказывания (субъектных, объектных, локативных, атрибутивных), которые постепенно усложняются и последовательно включаются в структуру высказывания (предло­жения). Сначала предложение распространяется за счет простых объективных отношений (Девочка рвет цветы), затем — локатив­ных (Дети идут в школу), в дальнейшем — атрибутивных (Это мамина сумка; Мама несет красную сумку).

Рекомендуется следующая последовательность работы над пред­ложениями: простые нераспространенные, простые распространен­ные, сложные предложения. Работа над связной речью сначала про­водится на материале диалогической, ситуативной речи, а позднее — контекстной, монологической.

В процессе развития связной речи большое внимание уделяется формированию внутреннего (смыслового) программирования связ­ных высказываний с постепенным их углублением и расширением. Необходимо проводить работу и над грамматическим оформлением связной речи. Рекомендуется следующая последовательность в ра­боте над связным текстом: пересказ короткого текста с иллюстра­циями, пересказ длинного текста с опорой на наглядность, короткий рассказ по серии сюжетных картинок, более длинный по серии сюжетных картинок, по сюжетной картинке, самостоятельный на заданную тему.

Развитие связной речи у умственно отсталых детей должно быть теснейшим образом связано с развитием анализа, синтеза, сравнения, обобщения, особенно при отработке операций внутрен­него программирования.

Каждая из операций порождения связного высказывания вна­чале формируется самостоятельно, изолированно, на простых зада­ниях, постепенно операции объединяются в целостный процесс порождения связного текста.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.98 (0.005 с.)