Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 16. Оценка эффективности проектов при специфических условиях их реализации 729
ровкой. Этот пример относится к ситуации сопоставления двух вариантов крупномасштабного проекта, тождественных по результатам и эксплуатационным (операционным) затратам. ПРИМЕР 16.4. Для снабжения энергией обширного района Сибири требуется построить новую ГЭС. Имеются два варианта ее исполнения, различающиеся только затратами на строительство (эксплуатационные показатели и расходы на транспортировку энергии потребителям одинаковы): 1) затраты на строительство ГЭС и потери, связанные с отчуждением земли под водохранилище, составляют 1000, при этом в зону затопления попадает только что построенная железная дорога стоимостью 100. Дорога необходима народному хозяйству, и строительство ее на новом месте потребует затрат 120; 2) затраты на строительство ГЭС и потери, связанные с отчуждением земли под водохранилище, составляют 1150, при этом железная дорога сохраняется. Некоторые считают второй вариант более эффективным, определяя общие затраты по первому варианту в размере 1000 + 100 + 120, добавляя к затратам на новое строительство еще и прошлые затраты по строительству железной дороги. Чтобы разобраться в этом примере, проведем расчет по предприятию в целом, при этом в качестве предприятия будет выступать народное хозяйство соответствующего сибирского региона. Как только мы встанем на эту точку зрения, в рассмотрение придется включить фоновый вариант ("без проекта"). По такому варианту построенная железная дорога, разумеется, используется и обеспечивает определенный поток доходов. Тем самым у существующей дороги появляется некоторая альтернативная стоимость, которая может не совпадать с затратами на ее строительство. Примем условно, что она равна 180. Тогда при расчете затрат по двум сравниваемым вариантам эту стоимость придется учесть — по каждому из них железная дорога отбирается у народного хозяйства и используется по-своему (в первом варианте — ликвидируется, во втором варианте — продолжает использоваться так, как в фоновом варианте). Таким образом, затраты по первому варианту должны составлять: 1000 +120 +180= 1300, а по второму варианту: 1150 + 180= 1330. Тем самым первый вариант оказывается более эффективным. При этом величину эффекта 1330 - 1300 = 30 можно было бы определить, не зная точно альтернативной стоимости дороги (если бы она была равна, например, 80, результат был бы тот же). Однако, для того чтобы установить, эффективен ли какой-нибудь из этих вариантов для народного хозяйства, чтобы оценить его общественную эффективность, значение альтернативной стоимости уже необходимо. Оно окажется еще более важным в ситуации, когда технико-экономические показатели новой железной дороги будут отличаться от показателей существующей (в расчетах придется отразить, например, эффект от сокращения затрат на поддержание верхнего строения пути в надлежащем состоянии или
730 Часть II. Методические проблемы практической оценки инвестиционных проектов эффект от изменения времени доставки грузов потребителям по новой железной дороге по сравнению с существующей). Теперь можно вернуться к расчетам эффективности проекта методом "по предприятию в целом". Если внимательно рассмотреть изложенную процедуру таких расчетов, обратив внимание только на ту часть имущества предприятия, которая используется в проекте, то мы увидим, что поиск оптимального фонового варианта на самом деле есть поиск оптимального альтернативного (по отношению к проекту) способа использования собственного имущества из числа допустимых вариантов, сформированных самим предприятием, возможно, с помощью внешних консультантов. Метод такого поиска, по существу, совпадает с методом реальных альтернативных издержек (см. п. 13.2.4). В отличие от метода альтернативных издержек в чистом виде он не требует рассматривать бесчисленное число самых фантастических вариантов, но в отличие от метода стандартных альтернативных издержек не ограничивает перечень этих способов только стандартными способами (продажей, сдачей в аренду и т. п.). Однако самое важное, что набор рассматриваемых способов берется не "с потолка", формируется не внешним оценщиком эффективности (хотя последний может здесь выступить в качестве консультанта), а администрацией и собственниками предприятия исходя из интересов и возможностей предприятия, опыта и квалификации его персонала. Таким образом, оценка эффективности проекта методом "по предприятию в целом" проводится путем сравнения оптимального варианта развития предприятия, предусматривающего реализацию проекта, с оптимальным вариантом развития предприятия в условиях отказа от проекта.
Однако увеличение ЧДД при переходе от (оптимального) варианта "без проекта" к (оптимальному) варианту "с проектом" зависит не только от самого проекта, но и от того, насколько хорошо удается использовать имущество предприятия как "в проекте", так и "вне проекта". Поэтому было бы принципиально неверно трактовать указанную разницу в ЧДД только как альтернативные издержки по собственному имуществу предприятия или той его части, которая задействована в проекте, — при этом полностью игнорируются и финансово-экономические преимущества самого проекта, и технические и организационно-экономические решения, обеспечивающие "рациональное сочетание проекта и предприятия".
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.27.202 (0.005 с.) |