Общая характеристика понятий «индивид», «индивидуальность», «личность» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика понятий «индивид», «индивидуальность», «личность»



В психологии выделяется несколько понятий, характеризую­щих духовный мир человека, его самосознание и ценности, особен­ности стремлений и отношения к внешнему миру. Каждое их них имеет специфическое значение, подчеркивающее определенный аспект в сложной картине внутреннего мира людей.

Понятие «индивид» рассматривает человека как представителя своего биологического класса Homo sapiens. Индивидные свойства характеризуют то общее, что есть у всех людей, они врожденные, а некоторые из них и передаются по наследству. Хотя сами по себе качества индивида и не содержат психологические свойства, одна­ко они необходимы для нормального развития психики, становле­ния индивидуальных особенностей и качеств личности, как, напри­мер, кора больших полушарий необходима для развития познава­тельных процессов.

Индивидуальность определяется теми особыми чертами, кото­рые присущи каждому конкретному человеку и отличают людей друг от друга. Индивидуальные особенности не наследуются, т.е. не передаются детям от родителей, но связаны со спецификой рабо­ты нервной системы и потому проявляются с самого рождения. Тесная связь индивидуальности с деятельностью мозга обусловли­вает и тот факт, что степень влияния социальной ситуации на фор­мирование индивидуальных особенностей ограничена. Индивиду­альные качества, конечно, развиваются в процессе жизни, стано­вясь все более выраженными, яркими. Поэтому маленькие дети больше походят друг на друга, чем подростки или взрослые люди. В то же время какие-то черты, не востребованные ситуацией, нао­борот, затухают, какие-то частично изменяются. Однако полно­стью изменить индивидуальность человека невозможно.

Современная психология выделяет два уровня в становлении индивидуальности. П е р в ы и, связанный с особенностями строе-


Глава 8. Индивидуальность и личность 365

ния и динамики работы нервной системы, представлен отдельны­ми чертами или качествами, например скоростью переключения или ориентировки. Поскольку эти черты связаны, как было сказа­но, с динамикой, они получили название психодинамических ка­честв. Латеральная организация мозга (т.е. доминирование право­го или левого полушария) также влияет на развитие индивидуаль­ности.

Однако важны не столько сами по себе эти черты, сколько их связь между собой, та диспозиция индивидуальных особенностей, которая складывается в определенный тип личности, второй уровень индивидуальности. Именно это сочетание отдельных черт и обеспечивает своеобразие поведения, общения и познания человека, которая проявляется в индивидуальном стиле жизни, присущем ему.

Понятие «субъект», о котором упоминалось в гл. 3, связано прежде всего с пониманием того факта, что активность исходит именно от него, а не извне. Субъект как носитель активности сам выбирает направленность и объекты своей деятельности, так как источник энергии в нем самом, а не во внешнем мире. Окружаю­щая ситуация, психологическое «поле предметов», может лишь ак­туализировать ту или иную потребность, расширять способы ее удовлетворения.

Понятие «личность» подразумевает прежде всего те качества, которые сформировались у человека в процессе жизни, под влия­нием общения с окружающими, воздействия социальной ситуации. Так как все люди, не подвергшиеся искусственной изоляции в пер­вые месяцы жизни (дети-Маугли), испытывают эти воздействия среды, следовательно, каждый человек является личностью в этом плане, потому что его индивидные предпосылки развития психики изменяются иод воздействием культуры, социума. В то же время су­ществует еще один уровень в развитии личности, подразумеваю­щий способность людей действовать под влиянием собственной мотивации даже в чрезвычайных обстоятельствах, способность сделать разумный и сознанный выбор и преодолеть давление «поля», ситуации. Как правило, это происходит в тех случаях, ког­да требования среды приходят в противоречие с ведущей мотива­цией человека, с его потребностью оставаться верным себе, своему призванию, самореализоваться.


366 Часть II. Психология



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.122.162 (0.005 с.)