Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Опыт государственного регулирования экономики в дореволюционной России.
Государственное регулирование экономики имеет такую же давнюю историю, как и само государство. С момента своего рождения оно в той или иной мере, прямо и косвенно, стало заниматься организацией экономической деятельности, а современная рыночная экономика особенно активно регулируется государственными структурами. Это вызвано неизбежно возникающими противоречиями между коренными интересами отдельных хозяйствующих субъектов и всего гражданского общества, разрешить которые может только верховная власть. Ей и пришлось взять на себя, наряду с содействием частному предпринимательству (кстати, всегда неполно охватывающему сферу экономики), решение малоинтересных ему задач. А именно - социальных, экологических, оборонных и других, с которыми тесно соприкасается экономика. И даже непосредственно участвовать в развитии последней (госзаказы, казенные и унитарные предприятия, инфраструктура и т. д.). Поэтому хозяйственно-организационная деятельность, в том числе в регионах, стала важнейшей функцией государства независимо от характера общественной системы. Известны три основных типа современной экономики по механизму ее функционирования, сложившихся в определенных исторических условиях: рыночная - в подавляющем большинстве стран (насчитывает свыше 200 лет), плановая — в СССР и других бывших соцстранах (около 70 лет), планово-рыночная - при советском нэпе, в современном Китае и некоторых других странах (примерно 30 лет). Каждому из этих типов присуще государственное регулирование, но его размах и активность существенно различаются. Наиболее широко и глубоко регулируется плановая экономика, прежде всего при директивно-централизованной форме; наименее — рыночная, особенно на начальной стадии капитализма. Либерально-рыночная модель, однако при усиливающейся тенденции современного рынка к целенаправленно регулируемому развитию, занимает промежуточное положение. Если меж- и внутритерриториальные экономические пропорции и связи складывались бы стихийно, неуправляемо, то в хозяйстве стран, континентов и всего мира стали царствовать хаос и анархия. Результатом была бы распространенность таких негативных явлений, как однобокая структура и неразвитость хозяйства в одних регионах и чрезмерная концентрация его в других, излишне дальние, встречные и прочие нерациональные потоки грузов между различными регионами, резкие разрывы уровня жизни даже в пределах локальных мест, высокая экологическая загрязненность огромных территорий. Это пагубно отразится и на частном бизнесе, на его пути встретятся многие неоправданные затруднения и ненужные риски.
При сугубо общественном характере процессов территориального развития, когда производительные силы выступают в виде суперсистем отраслевых и региональных комплексов и т. д., исходные реализационные формы, прямые регуляторы здесь мало зависят от экономического строя, тем более в условиях расширяющихся интеграционных, мирохозяйственных связей — глобализации (например, государственный план или федеральная программа региона со значительными в обоих случаях централизованными капиталовложениями). Специфика экономической системы больше проявляется в механизмах косвенного регулирования (например, директивные инвестиции или стимулированные льготными налогами и проч.). Направления же регионального развития производительных сил (деконцентрация производства, освоение новых районов и т. д.) вообще свободны от влияния об-щественно-формационных особенностей государства, специфики производственных отношений. Территориальное регулирование активно проявилось позднее, чем регулирование экономики в целом и главным образом -в больших государствах. Россия приобрела в основном в советский период богатый опыт организации территориального развития. Важную роль здесь сыграли, помимо прочего, огромная территория, многочисленность населения и широта его национального состава, колоссальные и разнообразные природные богатства. В дореволюционной России по мере расширения границ страны, централизации и укрепления государственной власти усиливалась ее функция управления территориями. Постоянная забота о сохранении целостности государства ввиду его обширности, больших естественных и людских ресурсах и непрерывной угрозе внешней агрессии заставляла придавать территориальным отношениям первостепенное значение.
Основными направлениями государственно-хозяйственного регулирования, отражавшимися на развитии регионов, в начале истекшего века были: • поддержка государственно-капиталистической (казенной) и частно-капиталистической промышленности, прежде всего военной, горно-металлургической, машиностроительной, химической, путем государственных заказов, бюджетного субсидирования и т. д.; • финансирование частного и особенно государственного строительства и эксплуатации железных дорог; • активная переселенческая политика, переход от ограничения к стимулированию переселения крестьян в Сибирь, Казахстан, на Дальний Восток (выделение для сельскохозяйственной колонизации этих районов больших земельных фондов, оказание денежной помощи и т. д.); • введение дифференцированных - поощрительных и ограничительных железнодорожных тарифов, более низких для отдаленных, колонизуемых районов, и высоких, защищающих старые хозяйственные районы и центры, например, «челябинского перелома» для защиты зернового производства Центрально-Черноземной полосы от дешевого сибирского хлеба, идущего на экспорт через морские порты Европейской России (от Челябинска действовал повышенный тариф). Эти меры имели большое значение для подъема производительных сил страны и ее районов, развития общественного территориального разделения труда, расширения товарных рынков, освоения новых районов. Однако царское правительство не применяло специальных мер территориального регулирования даже по стратегическим соображениям, когда нежелательно изменялись межрайонные пропорции и связи, например, при резком возрастании роли Юга и отставании Урала в развитии горной и металлургической промышленности или при попытках частного капитала преодолеть монополию бакинских нефтепромышленников и организовать добычу нефти за пределами Кавказа.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.24 (0.007 с.) |