Опыт государственного регулирования экономики в дореволюционной России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опыт государственного регулирования экономики в дореволюционной России.



Государственное регулирование экономики имеет такую же давнюю историю, как и само государство. С момента своего рождения оно в той или иной мере, прямо и косвенно, стало заниматься организацией экономической деятельности, а современная рыночная экономика особенно активно регулируется государственными структурами.

Это вызвано неизбежно возникающими противоречиями между коренными интересами отдельных хозяйствующих субъектов и всего гражданского общества, разрешить которые может только верховная власть. Ей и пришлось взять на себя, наряду с содействием частному предпринимательству (кстати, всегда неполно охватывающему сферу экономики), решение малоинтересных ему задач. А именно - социальных, экологических, оборонных и других, с которыми тесно соприкасается экономика. И даже непосредственно участвовать в развитии последней (госзаказы, казенные и унитарные предприятия, инфраструктура и т. д.).

Поэтому хозяйственно-организационная деятельность, в том числе в регионах, стала важнейшей функцией государства независимо от характера общественной системы.

Известны три основных типа современной экономики по механизму ее функционирования, сложившихся в определенных исторических условиях: рыночная - в подавляющем большинстве стран (насчитывает свыше 200 лет), плановая — в СССР и других бывших соцстранах (около 70 лет), планово-рыночная - при советском нэпе, в современном Китае и некоторых других странах (примерно 30 лет). Каждому из этих типов присуще государственное регулирование, но его размах и активность существенно различаются. Наиболее широко и глубоко регулируется плановая экономика, прежде всего при директивно-централизованной форме; наименее — рыночная, особенно на начальной стадии капитализма. Либерально-рыночная модель, однако при усиливающейся тенденции современного рынка к целенаправленно регулируемому развитию, занимает промежуточное положение.

Если меж- и внутритерриториальные экономические пропорции и связи складывались бы стихийно, неуправляемо, то в хозяйстве стран, континентов и всего мира стали царствовать хаос и анархия. Результатом была бы распространенность таких негативных явлений, как однобокая структура и неразвитость хозяйства в одних регионах и чрезмерная концентрация его в других, излишне дальние, встречные и прочие нерациональные потоки грузов между различными регионами, резкие разрывы уровня жизни даже в пределах локальных мест, высокая экологическая загрязненность огромных территорий. Это пагубно отразится и на частном бизнесе, на его пути встретятся многие неоправданные затруднения и ненужные риски.

При сугубо общественном характере процессов территориального развития, когда производительные силы выступают в виде суперсистем отраслевых и региональных комплексов и т. д., исходные реализационные формы, прямые регуляторы здесь мало зависят от экономического строя, тем более в условиях расширяющихся интеграционных, мирохозяйственных связей — глобализации (например, государственный план или федеральная программа региона со значительными в обоих случаях централизованными капиталовложениями). Специфика экономической системы больше проявляется в механизмах косвенного регулирования (например, директивные инвестиции или стимулированные льготными налогами и проч.). Направления же регионального развития производительных сил (деконцентрация производства, освоение новых районов и т. д.) вообще свободны от влияния об-щественно-формационных особенностей государства, специфики производственных отношений.

Территориальное регулирование активно проявилось позднее, чем регулирование экономики в целом и главным образом -в больших государствах. Россия приобрела в основном в советский период богатый опыт организации территориального развития. Важную роль здесь сыграли, помимо прочего, огромная территория, многочисленность населения и широта его национального состава, колоссальные и разнообразные природные богатства.

В дореволюционной России по мере расширения границ страны, централизации и укрепления государственной власти усиливалась ее функция управления территориями. Постоянная забота о сохранении целостности государства ввиду его обширности, больших естественных и людских ресурсах и непрерывной угрозе внешней агрессии заставляла придавать территориальным отношениям первостепенное значение.

Основными направлениями государственно-хозяйственного регулирования, отражавшимися на развитии регионов, в начале истекшего века были:

• поддержка государственно-капиталистической (казенной) и частно-капиталистической промышленности, прежде всего военной, горно-металлургической, машиностроительной, химической, путем государственных заказов, бюджетного субсидирования и т. д.;

• финансирование частного и особенно государственного строительства и эксплуатации железных дорог;

• активная переселенческая политика, переход от ограничения к стимулированию переселения крестьян в Сибирь, Казахстан, на Дальний Восток (выделение для сельскохозяйственной колонизации этих районов больших земельных фондов, оказание денежной помощи и т. д.);

• введение дифференцированных - поощрительных и ограничительных железнодорожных тарифов, более низких для отдаленных, колонизуемых районов, и высоких, защищающих старые хозяйственные районы и центры, например, «челябинского перелома» для защиты зернового производства Центрально-Черноземной полосы от дешевого сибирского хлеба, идущего на экспорт через морские порты Европейской России (от Челябинска действовал повышенный тариф).

Эти меры имели большое значение для подъема производительных сил страны и ее районов, развития общественного территориального разделения труда, расширения товарных рынков, освоения новых районов. Однако царское правительство не применяло специальных мер территориального регулирования даже по стратегическим соображениям, когда нежелательно изменялись межрайонные пропорции и связи, например, при резком возрастании роли Юга и отставании Урала в развитии горной и металлургической промышленности или при попытках частного капитала преодолеть монополию бакинских нефтепромышленников и организовать добычу нефти за пределами Кавказа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.24 (0.007 с.)