Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 21 Прогнозирование и программирование в кризисных ситуациях
Переход от централизованно-плановой к рыночной экономике означает окончательный крах иллюзий, что экономические кризисы — это болезнь, присущая только капитализму, и что можно перейти к бескризисному равномерно-прямолинейному развитию, планомерно преодолевая при этом противоречия. Экономические циклы и предшествующие им кризисные фазы неизбежно присущи современной экономике для всех иерархических уровней — от предприятий до национальной и мировой экономики. Отсюда принципиально иной курс а государства, и предпринимателей, и ученых: нужно не игнорировать и отрицать кризисы, пытаться избегать их (что делает их более глубокими длительными, увеличивает потери и страдания), а понять их сущность, научиться их предвидеть и ставить правильный диагноз, разрабатывать и умело осуществлять антикризисные программы, позволяющие пройти кризисную фазу возможно быстрее и с меньшими потерями. Признание закономерности кризисов как неизбежных фаз циклов открывает дорогу для предвидения кризисов — сроков их наступления, длительности, глубины, характера, правильной диагностики самой болезненной фазы в цикличной динамике систем. Примерная блок-схема прогнозирования кризисов включает следующие основные этапы. 1.Обоснованное определение объекта, целей и задач прогноза кризиса. Прогноз разрабатывается не для того, чтобы избежать кризиса, — это попытка с негодными средствами, она может лишь усугубить кризисные потрясения и потери, когда он все равно наступит. Цель прогноза кризиса — предвидеть возможные сроки его наступления в ритме цикличной динамики системы, определить его содержание, оценить, какие элементы системы устарели и подлежат замене, а какие — еще слабые и требуют поддержки как элементы будущей системы. 2. Диагноз кризиса — исследование закономерностей и тенденций цикличной динамики данного объекта (им может быть мировая, национальная или региональная экономика, технологические и социальные системы и т.д.) в ретроспективе, изучение прошлых и прогноз будущих кризисных фаз в ритме цикличной динамики, анализ и прогноз структурных сдвигов, выявление внешних связей в данной динамике и взаимодействия циклов в смежных сферах. На основе лих исследований формируется база знаний о циклах и кризисах, строятся модели цикличной динамики данного объекта и его взаимосвязей.
3. Разработка антикризисных мер: изучение путей выхода из подобных кризисов в прошлом и в других странах, обоснование системы мер по выходу из данного кризиса и расчет вариантов, прогнозирование последствий их осуществления и гибкая корректировка, если они оказались недостаточными или существенно изменилась конъюнктура (кризисный мониторинг).
Вопрос 22 Методологические основы структурирования национальной экономики.
Вопрос 23 Роль и место структурной политики
Вопрос 24 Методы реализации структурной политики Важнейшей составной частью структурной политики является механизм ее выработки и реализации, формы и методы деятельности государственных органов в области структурных преобразований народного хозяйства. В условиях смешанной экономики России они должны сочетаться с регулирующими возможностями рынка. Современная схема реформирования структуры в отдельных сферах экономики привлекает пристальное внимание ученых. Вот одно из решений. Финансово благополучные крупные и средние предприятия и самоокупающиеся малые фирмы, корпорации, банки и теневая экономика должны трансформироваться в режиме рыночного саморегулирования. Низкорентабельные и убыточные предприятия и компании с большими суммами задолженности и неплатежей необходимо держать в режиме трудного приспособления к рыночным регуляторам. Оборонные отрасли, наука, сельское хозяйство, социальная сфера осуществляют структурные изменения с помощью государственной поддержки.. Такое видение механизма отражает реальность, но существенно упрощает государственное регулирование структурных преобразований, сужает сферу его воздействия. Сегодня структура и пропорции народного хозяйства, отдельных его экономик складываются не в результате плановых решений государственных органов, не в режиме автоматически действующего механизма рыночной самоорганизации, а преимущественно как итог стихийного приспособления субъектов хозяйственной деятельности к условиям кризиса несбалансированной экономики, неразвитого рынка и существенных ограничений конкуренции. Эти процессы протекают в обстоятельствах ярко выраженного в ряде сфер и секторов хозяйства монополизма с криминальным оттенком, а также взаимодействия несовершенного рыночного механизма с ослабленным, бессистемным и неот-лаженным государственным регулированием.
Государственное воздействие на структурные преобразования в условиях смешанной экономики должно учитывать требования рынка. Но полностью ориентироваться на рыночную самоорганизацию при проведении структурной перестройки нельзя. Все рыночные процессы и явления, вызывающие структурные изменения в экономике, влияют на разные аспекты структуры народного хозяйства как в положительном, так и в отрицательном (с точки зрения интересов общества) направлениях. Поэтому вполне естественно, что совокупность методов государственной структурной политики не может пассивно сосуществовать с факторами рыночной самонастройки пропорций и структурных связей. Она призвана своим влиянием усиливать позитивные и приглушать негативные действия рыночных рычагов структурной трансформации на основе критерия динамичной оптимальности структуры. В экономике федерального государства сталкиваются не просто интересы производителей, потребителей и собственников. Конфликтуют прежде всего интересы различных уровней власти, ориентирующихся на наиболее общие потребности того или иного сообщества, исходя из своих функций и задач. Ведь в результате процесса федерализации* общественно-экономических отношений основными субъектами выступают властные государственные органы различного уровня — федерального и регионального. Экономика же федерального государства по своей структуре и взаимозависимостям — более сложная конструкция, чем это представляют некоторые исследователи, низводя ее до расплывчатого экономического рыночного пространства со свободным движением товаров, капиталов, рабочей силы, информации и пр.
Учитывая объем и удельный вес социально-экономической ответственности субъекта Федерации перед людьми, можно считать, что основой конструкции экономической базы федерализма является народнохозяйственный комплекс субъекта Федерации. Он создает данному уровню государственной власти многие предпосылки для выполнения системы разнообразных функций. В числе этих предпосылок — внутренние ресурсные факторы саморазвития и условия их воспроизводства. Следовательно можно считать, что государственная структурная политика вырабатывается и на региональном уровне. Но это значит, что федеральная структурная политика должна иметь в своем арсенале методы направленные на формирование региональных социально-экономических комплексов. Вся совокупность форм и методов реализации государственной структурной политики по критерию преимущественной направленности воздействия на тот или иной объект условно может быть подразделена на четыре блока. Первый, макроэкономический, блок включает совокупность методов, воздействующих на основные макроэкономические пропорции и структурные связи, а также формирующие структурные взаимодействия национальной экономической системы с суперсистемой мирового хозяйства.
Вопрос 25 Вопрос 26 Инновационная политика России: варианты и перспективы
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.229.253 (0.013 с.) |