ТЕМА 1. Сущность и организация финансового менеджмента. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 1. Сущность и организация финансового менеджмента.



ТЕМА 1. Сущность и организация финансового менеджмента.

Его место в системе управления организацией

Содержание финансового менеджмента. Его место в системе

Управления предприятием

Цели и задачи финансового менеджмента

Функции финансового менеджмента

Базовые концепции финансового менеджмента

Содержание финансового менеджмента.

Его место в системе управления предприятием

Финансовый менеджмент представляет собой важную часть

менеджмента, или форму управления процессами финансирования

предпринимательской деятельности.

Финансовый менеджмент, или управление финансами предприятия,

означает управление денежными средствами, финансовыми ресурсами в

процессе их формирования, распределения и использования с целью

оптимизации прибыли, максимизации курса акций, максимизации стоимости

бизнеса, чистой прибыли на акцию, уровня дивидендов, чистых активов в

расчёте на одну акцию, а также на поддержание конкурентоспособности и

финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта.

Финансовый менеджмент реализует сложную систему управления

совокупно-стоимостной величиной всех средств, участвующих в

воспроизводственном процессе, и капиталом, обеспечивающим

финансирование предпринимательской деятельности.

Финансовый менеджмент как наука управления финансами направлен

на достижение стратегических и тактических целей хозяйствующего

субъекта и отвечает на следующие вопросы:

1) какие внешние и внутренние факторы, и каким образом влияют на

финансовый механизм предприятия;

2) как управлять финансами с учётом этих факторов;

3) как сочетать стратегические и тактические цели предприятия при

ограниченности финансовых ресурсов;

4) как наиболее выгодно реализовывать инвестиционные проекты.

Место финансового менеджмента в системе управления определяется

его ролью в нахождении оптимального состояния финансов фирмы.

Финансовый менеджмент как система управления состоит из двух

подсистем:

1) управляемая подсистема (объект управления);

2) управляющая подсистема (субъект управления).

Объектом управления является совокупность условий осуществления

денежного оборота и движения денежных потоков, кругооборота стоимости,

движения финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих во

внутренней и внешней среде предприятия. Поэтому в объект управления

включаются следующие элементы:

1) денежный оборот;

2) финансовые ресурсы;

3) кругооборот капитала;

4) финансовые отношения

Субъект упра. вления – совокупность финансовых инструментов,

методов, технических средств, а также специалистов, организованных в

определённую финансовую структуру, которые осуществляют

целенаправленное функционирование объекта управления.

Элементами субъекта управления являются:

1) кадры (подготовленный персонал);

2) финансовые инструменты и методы;

3) технические средства управления;

4) информационное обеспечение.

ТЕМА 2. Финансовая деятельность и финансовый механизм

Предприятия. Информационная база финансового

Менеджмента

Понятие финансовой деятельности и финансового механизма

Предприятия

Сферы финансового менеджмента

Информационная база финансового менеджмента. Состав

Показателей информационной базы финансового менеджмента

Понятие финансовой деятельности и финансового механизма

Предприятия

Финансовая деятельность предприятия связана с формированием,

распределением и использованием финансовых ресурсов, финансовыми и

денежными отношениями, возникающими во внутренней и внешней среде

предприятия. Финансовая деятельность включает следующие виды:

1. Отношения, связанные с формированием уставного капитала его

распределением между собственниками;

2. Отношения, связанные с авансированием уставного капитала во

внеоборотные и оборотные активы;

3. Деятельность, связанная с формированием валовых доходов

предприятия и их распределением в целях покрытия воспроизводственных

затрат, то есть обеспечением финансовыми ресурсами воспроизводственного

процесса;

4. Деятельность, связанная с выполнением обязательств перед

бюджетной системой;

5. Деятельность, связанная с выполнением обязательств перед

собственниками предприятия по выплате им доходов;

6. Деятельность, связанная с реинвестированием прибыли в целях

приращения активов;

7. Деятельность, связанная с формированием различных резервов

предприятия;

8. Отношения, связанные с формированием фондов стимулирования и

социальной защиты работников;

9. Деятельность, связанная с размещением свободных финансовых

ресурсов предприятия и привлечением дополнительных финансовых

ресурсов на финансовом рынке;

10. Деятельность, связанная с перераспределением финансовых ресурсов

внутриотраслевого или межотраслевого характера в случае вхождения

предприятия в различные ассоциации, концерны, синдикаты, холдинги,

финансово-промышленные группы;

11. Деятельность, связанная с получением субсидий и субвенций из

бюджетов разных уровней.

Финансовый механизм предприятия представляет собой совокупность

финансовых методов, рычагов, инструментов, а также правового,

нормативного и информационного обеспечения, возникающих во внутренней

и внешней среде предприятия.

В структуру финансового механизма входят пять взаимосвязанных

элементов: финансовые методы, финансовые рычаги, правовое, нормативное

и информационное обеспечение.

Финансовый метод можно определить как способ действия финансовых

отношений на хозяйственный процесс, которые действуют в двух

направлениях: по линии управления движением финансовых ресурсов и по

линии рыночных коммерческих отношений, связанных с соизмерением

затрат и результатов, с материальным стимулированием и ответственностью

за эффективное использование денежных фондов. Рыночное содержание в

финансовые методы вкладывается не случайно.

Это обусловлено тем, что функции финансов в сфере производства и

обращения тесно связаны с коммерческим расчётом. Коммерческий расчёт

представляет собой соизмерение в денежной (стоимостной) форме затрат и

результатов хозяйственной деятельности. Целью применения коммерческого

расчёта является получение максимальных доходов или прибыли при

минимальных затратах капитала в условиях конкурентной борьбы.

Реализация указанной цели требует соизмерения размеров вложенного

(авансированного) в производственно-торговую деятельность капитала с

финансовыми результатами этой деятельности. При этом необходимо

рассчитать и сопоставить различные варианты вложения капитала по заранее

принятому критерию выбора (максимум дохода или максимум прибыли на

рубль капитала, минимум денежных расходов и финансовых потерь и др.). В

зарубежной хозяйственной практике требования соизмерения размеров

вложенного в производство капитала с результатами хозяйственной

деятельности обозначают термином инпут-аутпут (INPUT-OUTPUT).

Действие финансовых методов проявляется в образовании и использовании

денежных фондов.

Финансовый рычаг представляет собой приём действия финансового

метода. К финансовым рычагам относятся прибыль, доходы,

амортизационные отчисления, экономические фонды целевого назначения,

финансовые санкции, арендная плата, процентные ставки по ссудам,

депозитам, облигациям, паевые взносы, вклады в уставный капитал,

портфельные инвестиции, дивиденды, дисконт, котировка валютного курса

рубля и т. п.

Правовое обеспечение функционирования финансового механизма

включает законодательные акты, постановления, приказы, циркулярные

письма и другие правовые документы органов управления.

Нормативное обеспечение функционирования финансового механизма

образуют инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические

указания и разъяснения и т. п.

Информационное обеспечение функционирования финансового

механизма состоит из разного рода и вида экономической, коммерческой,

финансовой и прочей информации. К финансовой информации относится

осведомление о финансовой устойчивости и платежеспособности своих

партнёров и конкурентов, о ценах, курсах, дивидендах, процентах на

товарном, фондовом и валютном рынках и т. п.; сообщение о положении дел

на биржевом, внебиржевом рынках, о финансовой и коммерческой

деятельности любых достойных внимания хозяйствующих субъектах;

различные другие сведения. Тот, кто владеет информацией, владеет и

финансовым рынком. Информация (например сведения о поставщиках, о

покупателях и др.) может являться одним из видов интеллектуальной

собственности (ноу-хау) и вноситься в качестве вклада в уставный капитал

акционерного общества или товарищества.

Базы ФМ

Укрупненно все необходимые виды информации можно сгруппировать

следующим образом:

1. Бухгалтерская отчётность предприятия.

2. Сведения о деятельности предприятия (торговой, производственной)

нефинансового характера.

3. Данные финансовой отчётности предприятий-конкурентов, партнёров

и прочих предприятий, с которыми возможно сравнение показателей

исследуемого объекта.

4. Информация с рынка корпоративных ценных бумаг.

5. Макроэкономическая информация.

6. Правовая информация.

Бухгалтерской отчётности свойственен ряд недостатков, среди которых

наиболее серьезны следующие:

1. Представление информации только в денежном выражении, что

значительно сужает её объём и ограничивает полезность, заставляя

исследователя получать недостающие данные из других источников.

2. Упрощение. В процессе классификации экономических событий,

необходимой для обеспечения их отражения в регистрах бухгалтерского

учёта, нередко происходит потеря существенной информации (например, что

вся заработанная за год прибыль на 90 % состоит из прибыли от одной

сделки). Значение этого недостатка уменьшается при наличии необходимых

пояснений и дополнений к цифровым данным, но полностью его устранить

нельзя.

3. Субъективизм составителей – намеренный (с целью искажения

реального положения вещей) и непреднамеренный (ошибки, специфическое

понимание отдельных положений учёта). Строгая регламентация процесса

составления отчётности и необходимость аудиторских проверок снижает

влияние этого фактора.

4. Условность некоторых данных, связанная с невозможностью точной

оценки результатов сделок, незавершённых в момент составления отчёта.

Прибыль, определенная по методу начисления, может значительно

отличаться от реальной прибыли, полученной за данный промежуток

времени. Но величину этой разницы можно будет определить только после

завершения хозяйственной операции.

5. Несоответствие балансовой оценки активов и пассивов их реальной

стоимости. Совпадение рыночной цены, например основных средств и

суммы, в которой они отражены в балансе, достижимо лишь в момент

покупки. Корректировка оценки имущества и обязательств с помощью

индексации, начисления амортизации и т. п. позволяет несколько уточнить

их стоимость. Но следует учесть, что такие поправки не всегда правомерны и

сами могут служить источником дополнительных искажений расчётов.

6. Нестабильность денежной единицы. Данный фактор делает

несопоставимой отчётность за ряд лет, если не была проведена

дополнительная корректировка на инфляцию (как правило, она производится

уже в процессе анализа). Однако способы устранения влияния данного

фактора на результаты анализа не всегда приводят к желаемым результатам.

Несмотря на все вышеперечисленные недостатки, для внешнего

пользователя бухгалтерская отчётность остается наиболее полным, а иногда

и единственным источником данных обо всех видах деятельности

предприятия и её финансовых результатах.

Пользователь бухгалтерской отчетности – юридическое или физическое

лицо, заинтересованное в информации об экономическом субъекте.

Различают внутренних и внешних пользователей бухгалтерской отчётности.

Внутренний пользователь бухгалтерской отчётности – руководитель,

учредитель, участник или собственник имущества экономического субъекта.

Внешний пользователь бухгалтерской отчётности – инвестор, кредитор,

контрагент или заинтересованные государственные органы.

Официальная бухгалтерская отчётность, формируемая на предприятии, в

настоящее время, в основном, предназначена для целей налогообложения.

Переход на международные стандарты бухгалтерского учёта призван

устранить эту одностороннюю направленность и установить приоритеты,

соответствующие мировой практике, в соответствии с которой инвесторы и

кредиторы рассматриваются как основные пользователи информации о

финансовом состоянии предприятия.

Открытые АО, размещающие свои ценные бумаги на РЦБ, обязаны

предоставлять в открытое пользование отчёты о своей деятельности,

содержащие основные финансовые показатели и сведения о существенных

фактах.

ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА

Общий анализ

Предприятия

Численность и ФЗП

персонала по

категориям работников

Структура основных

фондов (ОПФ)

Износ и загруженность

ОПФ

Объём выпуска

продукции на одного

работника и объём

продаж на рубль ФЗП

Плановые и фактические

показатели реализации,

себестоимости и объёмов

производства

Структура реализации

Анализ финансовых

Показателей

Анализ структуры

документов финансовой

отчётности

Анализ движения

денежных средств

Анализ ликвидности и

финансовой устойчивости

Анализ эффективности

деятельности компании

Построение

Агрегированного

Баланса

Построение отчета о

прибылях и убытка и его

связь с балансом (в

агрегированной форме)

Анализ отчёта о

прибылях и убытках

Анализ затрат

Анализ структуры

активов

Анализ структуры

пассивов

Анализ оборачиваемости

текущих активов и

пассивов

Финансовый цикл

Оборачиваемость

активов

Рентабельность продаж

Рентабельность активов

Результаты

экспресс-

диагностики

Наиболее эффективный

Результат

Аналитических

исследований – точное

Определение ключевых

Проблем и причин их

Возникновения.

После этого должны быть

предложены варианты

Решения этих проблем с

Прогнозом возможных

Результатов

Экспресс диагностика представляет собой построение и анализ системы

взаимосвязанных показателей, характеризующих эффективность

деятельности компании с точки зрения её соответствия тактическим целям

бизнеса.

Оценка финансовой деятельности компании основывается на

построении и анализе системы взаимосвязанных показателей,

характеризующих эффективность финансовой деятельности применительно к

стратегическим целям компании. Показателем, характеризующим единство

тактических и стратегических целей развития предприятия, является

рентабельность продаж.

ТЕМА 5. Показатели, используемые при оценке финансовой

Операционного рычагов

Компании

Эффект финансового рычага

Компании

Для дальнейшего рассмотрения предмета обозначим для себя

следующие понятия.

Добавленная стоимость – объём произведённой продукции в денежном

выражении за минусом потреблённых материальных средств производства.

Брутто-результат эксплуатации инвестиций (БРЭИ) – добавленная

стоимость за вычетом расходов по оплате труда (включая страховые взносы

на обязательное пенсионное страхование), а также всех налогов предприятия,

кроме налога на прибыль.

Нетто-результат эксплуатации инвестиций (НРЭИ) – прибыль до

уплаты процентов за кредиты и займы и налога на прибыль – разница между

БРЭИ и затратами на восстановление основных средств предприятия.

Экономическая рентабельность активов (ЭР) – это рентабельность

всего капитала предприятия, т. е. суммы его собственных и заёмных средств.

ЭР

НРЭИ

А КТИ В

БП ПРОЦЕНТЫ

АКТИВ

НРЭИ

СК ЗК

= × =

+

× =

+

100 100 × 100

(1),

где БП – балансовая (бухгалтерская) прибыль предприятия;

ПРОЦЕНТЫ – проценты за кредиты и займы, относимые на

себестоимость (таким способом можно избежать двойного счета процентов,

ибо часть их, относимая на чистую прибыль, остающуюся в распоряжении

предприятия, содержится в самой балансовой прибыли);

СК – собственный капитал;

ЗК – заёмный капитал предприятия.

Модель Du Pont

С формулой ЭР тесно соотноситься формула Du Pont. Сперва

необходимо рассмотреть коэффициенты рентабельности активов и

рентабельности собственного капитала, разница между этими двумя

коэффициентами отражает использование финансирования за счёт заёмных

средств или собственных средств.

Доходность собственного капитала (ROE) = Чистая прибыль \ Итого

собственный капитал

Если умножить данное выражение на Активы \ Активы, то уравнение не

изменится:

Активы)*(Активы \ Итого

собственный ROE = (Чистая прибыль \ Итого собственный капитал)*(Активы \

Активы) = (Чистая прибыль \

капитал).

Выражение Чистая прибыль \ Активы – рентабельность активов или

ROA. Таким образом, мы выразили ROE через ROA, умножив на

коэффициент собственного капитала.

ROE = ROA* Коэффициент собственного капитала =

ROA*(1+(Заемные средства \ собственный капитал)).

Чтобы прийти к уравнению Дюпона, умножим числитель и знаменатель

на итоговый объём продаж:

ROE = (Объём продаж \ Объём продаж)*(Чистая прибыль \ Активы) *

(Активы \ Собственный

твенный капиталкапитал) = (Чистая прибыль \ Объём

продаж)*(Объём продаж \ Активы)*(Активы \ Собс) =

2 4

Маржа прибыли*Оборачиваемость активов*Коэффициент собственного

Капитала.

Именно последнее выражение и называется уравнением Дюпона,

названо оно в честь корпорации Du Pont, которая сделала популярным его

использование.

Уравнение Дюпона говорит нам, что доходность собственного капитала

зависит от трёх показателей:

1) производственной эффективности (измеряемой маржой прибыли);

2) эффективности использования активов (измеряемой

оборачиваемостью активов);

3) доли заёмных средств в капитале (измеряется коэффициентом

собственного капитала).

Низкая эффективность операций и/или использование активов приведёт

к снижению рентабельности активов, что перейдёт в снижение

рентабельности собственного капитала.

Рассматривая уравнение Дюпона, становится ясно, что доходность

собственного капитала может быть повышена увеличением заёмных средств

в капитале фирмы.

Однако получается, что это возможно только при повышении

рентабельности активов над процентной ставкой по долгам. Более важно, что

использование финансирования за счёт заёмных средств оказывает влияние

на ряд других показателей.

Разложение рентабельности собственного капитала является удобным

способом систематического подхода к анализу финансового отчёта.

Если значение ROE неудовлетворительно, то уравнение Дюпона

говорит, где искать причину.

ROE = (Чистая прибыль\Активы)*(Объём продаж\Объём продаж)=

(Чистая прибыль \ Объём продаж)*(Объём продаж\Активы) = Маржа

прибыли (рентабельность продаж)*Оборачиваемость акт ивов.

Увеличивая объём продаж и уменьшая цену на товар, можно получить

хороший результат по рентабельности активов.

Эффект финансового рычага

Наиболее часто используемыми показателями в контексте финансового

менеджмента являются коэффициенты рентабельности, которые показывают,

насколько прибыльна деятельность компании.

Рассмотрим вариант финансирования предприятия из собственных

средств. Валюта баланса составляет 1 млн руб. Чистая прибыль за период 200

тыс. руб.

В этом случае рентабельность активов (ROA) составит 20 %, а

рентабельность собственного капитала (ROE) также 20 %.

Но результативные показатели могут быть существенно изменены в

лучшую сторону за счёт неких факторов.

Так, например, инвестиционная привлекательность предприятия может

быть повышена путём увеличения рентабельности собственного капитала.

Для этого рассмотрим вариант финансирования предприятия с

использованием собственного и заёмного капитала.

При той же валюте баланса в 1 млн руб. структура пассивов имеет вид:

собственный капитал 500 тыс. руб., заемный капитал в 500 тыс. руб.

привлечён по ставке 15 % годовых.

В этом случае предприятие осуществляет процентные платежи в

размере 75 тыс. руб. (0,15×500), что уменьшает балансовую прибыль.

Рентабельность активов составит также 20 %, а рентабельность собственного

капитала 25 % ((200 – 75) / 500). Расчёты отразим в таблице.

Таблица 2. – Расчет рентабельности собственного капитала

Показатели Вариант 1 Вариант 2

Валюта баланса, тыс. руб. 1000 1000

Структура пассивов:

Собственный капитал, тыс. руб.

Заёмный капитал(кредиты), тыс. руб.

1000 — 100%

500 — 50%

500 — 50%

Процентные платежи, тыс. руб. 75

Чистая прибыль, тыс. руб. 200 125

Рентабельность собственного капитала

(ROE), %

200 / 1000 = 20 125 / 500 = 25

эффект

Во втором варианте за счёт использования заёмных средств получен так

называемый эффект финансового рычага или как часто его называют

финансовый леверидж (Lever (англ.) – рычаг).

Эффект финансового рычага – это приращение к рентабельности

собственных средств, получаемое благодаря использованию кредита,

несмотря на платность последнего.

Финансовый леверидж (ЭФР ) — это потенциальная возможность влиять

на чистую прибыль предприятия путём изменения объёма и структуры

долгосрочных пассивов: варьированием соотношения собственных и

заёмных средств для оптимизации процентных выплат.

Действие финансового рычага заключается в том, что предприятие,

использующее заёмные средства, выплачивает проценты за кредит и тем

самым увеличивает постоянные издержки и, следовательно, уменьшает

прибыль. Наращивание финансовых расходов по заёмным средствам

сопровождается увеличением силы рычага и возрастанием

предпринимательского риска (риска, связанного с бизнесом в его рыночной

нише). В наиболее простом виде ЭФР определяют как отношение прибыли,

увеличенной на величину процентов за кредит, к сумме прибыли:

ЭФР = (прибыль + проценты за кредит) / прибыль.

В теории и практике определения финансового рычага (левериджа)

применяются математически более сложные расчёты, включающие:

♦ налоговый корректор (1– ставка налога на прибыль), показывающая, в

какой степени проявляется эффект финансового левериджа в связи с

различным уровнем налогообложения прибыли;

♦ дифференциал финансового левериджа (%), характеризующий

разницу между рентабельностью активов и средней расчётной ставкой

процента за кредит, выраженных в процентах (R активов – СРСП);

♦ плечо финансового левериджа, характеризующее объём заёмного

капитала, приходящийся на единицу собственного капитала (заёмный

капитал / собственный капитал).

Таким образом, эффект финансового рычага (ЭФР) есть произведение

трёх составляющих:

ЭФР (Нпp) (Rакт CРСП)

ЗК

СК

= 1− × − ×

(2).

Можно рассчитать эффект финансового рычага для примера,

рассмотренного выше. Для этого составим таблицу.

Таблица 3. – Расчет эффекта финансового рычага

Показатели Вариант 1 Вариант 2

Прибыль от продаж, тыс. руб. 200 200

Платежи), тыс. руб.

3 75

Прибыль, подлежащая налогообложению,

тыс. руб.

200 125

Налог на прибыль (Нпр=24 %), тыс. руб. 48 30

Чистая прибыль, тыс. руб. 152 95

Чистая рентабельность собственного

капитала, %

15,2

(152 / 1000 × 100)

(95 / 500 ×100)

Эффект в 3,8 % (19 – 15,2)

При расчете по математической формуле эффект финансового рычага

окажется таким же: ЭФР = (1 – 0,24) × (20 % – 15 %) × 500 / 500 = 3,8 %,

эффект возникает из-за расхождения между экономической

рентабельностью и ≪ценой≫ заёмных средств — средней расчетной ставкой

процента (СРСП).

Если привлечение дополнительных заёмных средств даёт

положительный эффект рычага, то такое заимствование выгодно, но при этом

необходимо следить за дифференциалом, так как при увеличении плеча

финансового рычага кредиторы склонны компенсировать свой риск

повышением ставки за кредит.

Дифференциал отражает риск кредитора: чем он больше, тем меньше

риск. Дифференциал не должен быть отрицательным.

В зарубежной практике оптимальное значение финансового рычага

колеблется в пределах ⅓ –. уровня рентабельности совокупного капитала.

При таком значении финансового рычага банки охотно предоставляют

кредиты, так как высока вероятность того, что доходы от займа покроют

расходы по нему, и обязательства перед банком будут выполнены в

соответствии с кредитным договором.

Если предприятие ищет объекты выгодных финансовых вложений,

очевидно, что их целесообразно делать в том случае, если эффект

финансового рычага эмитента находится в указанных пределах. В этом

случае выше вероятность получить искомую доходность от вложений и ниже

предпринимательские риски.

При решении вопросов, связанных с кредитованием, с помощью

формулы уровня ЭФР надо из вычислений исключать кредиторскую

задолженность предприятия. Какова же роль кредиторской задолженности?

Восстановим данные второго варианта расчёта, добавив 200 тыс. руб.

кредиторской задолженности.

Таблица 4. – Расчет эффекта финансового рычага

Показатели Вариант 2а

Валюта баланса, тыс. руб. 1200

Структура пассивов:

Собственный капитал, тыс. руб.

Заёмный капитал:

− кредиты, тыс. руб.

− кредиторская задолженность, тыс. руб.

500 (71,4 % от ЗК)

200 (28,6 % от ЗК)

Фактические процентные платежи, тыс. руб. 75 (0,15×500)

Чистая прибыль, тыс. руб. 200

Экономическая рентабельность активов в этом случае уменьшается:

ЭР=НРЭИ / АКТИВ×100=200/1200×100=16,7 % (для сравнения была 20

%).

Средняя расчётная ставка процентов также уменьшается. Проценты,

естественно, платятся только по кредитам. Но груз финансовых издержек

несут как бы все заемные средства – и кредиты, и кредиторская

задолженность. 15 %-ое бремя несут 500 тыс. руб. кредитов и 0 %-е –

кредиторская задолженность:

СРСП=15 % × 0,714 + 0 % × 0,286 =10,71 %.

Плечо финансового рычага возрастает с 1 до 1,4 (700/500).

Уровень эффекта финансового рычага составит:

ЭФР= (1–0,24) × (16,7 % – 10,71 %) × 1,4 = 5,6 % (против 3,8 % ранее).

Вот какова роль кредиторской задолженности. Она увеличивает уровень

ЭФР, даёт приращение к рентабельности собственных средств и уровню

дивидендов.

Эффект финансового рычага можно также трактовать как изменение

чистой прибыли на каждую обыкновенную акцию (в %), порождаемое

данным изменением НРЭИ (в %). Такая концепция характерна для

американской школы финансового менеджмента.

СилавоздействияФР

Изменение пpибылина акцию

PедитИзменение НРЭИ

Пpоцентыза к

Б алансоваяпpибыл ь

= = +

(%)

(%)

(3).

Таким образом, чем больше проценты за кредит и чем меньше прибыль,

тем больше сила финансового рычага и тем выше финансовый риск.

Чем больше сила воздействия финансового рычага, тем больше

финансовый риск, связанный с предприятием: возрастает риск невозмещения

кредита с процентами для банкира и возрастает риск падения дивиденда и

курса акций для инвестора.

Финансовые менеджеры США считают, что лучше не доводить

удельный вес заёмных средств в пассиве более чем до 40 % – этому

положению соответствует плечо финансового рычага 0,67. При таком плече

рычага фондовый рынок обычно максимально оценивает курсовую

стоимость акций предприятия.

Перечислим некоторые количественные факторы формирования

рациональной структуры средств:

♦ темпы наращивания оборота предприятия – повышение темпов

оборота требует повышение финансирования, это связано с возрастанием

переменных и постоянных затрат, поэтому ставка делается на внутреннее

финансирование;

♦ стабильность динамики оборота – такое предприятие может

позволить себе большой удельный вес заёмных средств в пассивах и более

значительные постоянные затраты;

♦ уровень и динамика рентабельности – наиболее рентабельное

производство имеет относительно низкую долю финансирования,

предприятие чаще обходится собственными средствами;

♦ тяжесть налогообложения – чем выше налог на прибыль, выгоднее

долговое финансирование из-за отнесения части процентов на

себестоимость;

♦ отношение кредиторов к предприятию – спрос и предложение на

денежном и финансовом рынках определяют средние условия кредитного

финансирования;

♦ состояние рынка кратко- и долгосрочных капиталов – при

неблагоприятной конъюнктуре на рынке денег и капиталов приходится

подчиняться обстоятельствам;

♦ финансовая гибкость предприятия – финансирование это

≪пульсирующий≫ процесс и условия долгового финансирования изменяются

во времени.

Валовая маpжа

Выpука от pеализации

= ÷

(6).

Запас финансовой прочности – это разница между выручкой от

реализации и порогом рентабельности. Запас финансовой прочности тем

ЗФП Вp Поpог pентабельности

Вp

ОР

= − =

(7).

Основные источники рисков, связанных с деятельностью предприятия:

♦ неустойчивость спроса и цен на готовую продукцию, а также цен

сырья и энергии, невозможность обеспечить нормальную массу, норму и

динамику прибыли, само действие операционного рычага (зависит от

удельного веса постоянных затрат в их общей сумме) –

предпринимательский риск — риск, связанный с бизнесом в его рыночной

нише.

♦ Неустойчивость финансовых условий кредитования (действие

финансового рычага).

Операционный рычаг действует своей силой на НРЭИ, а финансовый

рычаг – на сумму чистой прибыли предприятия, уровень чистой

рентабельности его собственных средств и величину чистой прибыли в

расчёте на каждую обыкновенную акцию.

Рост процентов за кредит при наращивании эффекта финансового

рычага утяжеляет постоянные затраты и оказывает повышательное

усиляющее воздействие на силу операционного рычага. Растёт финансовый и

предпринимательский риски. Главная задача финансового менеджера –

снизить силу финансового рычага.

Чем выше уровень ЭФР, тем более чувствительна прибыль на акцию к

изменениям НРЭИ. По мере одновременного увеличения силы ОР и ФР всё

менее и менее значительные изменения объема реализации и выручки

приводят к всё более и более масштабным изменениям чистой прибыли на

акцию. Уровень сопряженного эффекта операционного и финансового

рычагов можно посчитать.

Сопpяженный эффект ОиФР = СилаОР × СилаФР (8).

Результат показывает уровень совокупного риска, то есть на сколько

процентов изменится чистая прибыль на акцию при изменении объёма

продаж (выручки от реализации) на один процент.

Задача снижения совокупного риска сводится к выбору одного из трёх

вариантов:

♦ Высокий уровень ЭФР в сочетании со слабой ОР;

♦ Низкий уровень ЭФР в сочетании с сильным ОР;

♦ Умеренные уровни эффектов ФиОР – этого варианта часто бывает

труднее всего добиться.

Критерий выбора варианта это максимизация курсовой стоимости акций

при достаточной безопасности инвесторов.

Оценка акций и облигаций

Оценка акций и облигаций

I. Метод простой (бухгалтерской) нормы прибыли (accounting rate of

Return method – ARR)

Этот метод имеет две характерные черты: во-первых, не предполагает

дисконтирования показателей дохода, и, во-вторых, доход характеризуется

показателем чистой прибыли PN. Рассмотрим на конкретном примере.

Таблица 10. – Метод простой бухгалтерской прибыли

Показатель Значение

1 Доход от проекта, у. е. 1000

2 Средние затраты на проект (IC), у. е.

в т. ч.

Денежные затраты, у. е. 500

Неденежные затраты (амортизация), у. е. 250

3 Средняя прибыль до уплаты налога на прибыль, у.е. 250

4 Средний налог на прибыль (24 %), у. е. 60

5 Средняя чистая бухгалтерская прибыль, у. е. 190

6 Средняя норма прибыли, % (5)/(2)×100 25,3

Если предполагается, что по истечении срока реализации

анализируемого проекта все капитальные затраты будут списаны, если

допускается наличие остаточной или ликвидационной стоимости (RV), то её

оценка должна быть учтена.

0,5* (IC RV)

Прибыль отчисления

ARR

+

=

(1).

Выбирается проект с наибольшей средней бухгалтерской нормой

прибыли. Метод используется для быстрой отбраковки проектов.

II. Метод определения срока окупаемости инвестиций

Метод не предполагает временной упорядоченности денежных

поступлений. Алгоритм расчёта срока окупаемости (РР – period payback)

зависит от равномерности распределения прогнозируемых доходов от

инвестиций.

Если доход распределён по годам равномерно, то срок окупаемости

рассчитывается делением единовременных затрат (IC – investment capital) на

величину годового дохода. При получении дробного числа оно округляется в

сторону увеличения до ближайшего целого.

Если доход распределён неравномерно, то срок окупаемости

рассчитывается прямым подсчётом числа



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.59.163 (0.392 с.)