Пластика и ваяние (материалы скульптуры). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пластика и ваяние (материалы скульптуры).



Материалы скульптуры: Деревом, как материалом для скульптур, пользовались ещё в глубокой древности; но деревянная скульптура особенно уважалась в Средние века и в начальную пору эпохи Возрождения в Германии, наделяя храмы раскрашенными и раззолоченными статуями святых, затейливыми алтарными украшениями, фигурными жюбé, кафедрами и сидениями для хоров. Для таких поделок служит преимущественно мягкое, легко поддающееся резцу липовое или буковое дерево, при их использовании линии получаются более плавными.

Камень ранее был достаточно распространенным материалом для изготовления скульптуры. Сегодня он пользуется не столь большой популярностью из-за высокой цены и сложности работы. Так же как и дерево, разные породы камня имеют разные свойства – структуру, текстуру, пластичность и пр. Мрамор, к примеру, очень красивый и мягкий камень. Только что добытый мрамор можно резать ножом, поэтому скульптуры из этого материала так хорошо передают тонкие особенности человеческого тела. В то же время мрамор очень прихотлив к внешним воздействиям. Благодаря пористой структуре он, как губка, впитывает влагу, из-за чего меняет цвет. Чтобы избежать этого мраморные садовые скульптуры накрывают чехлами, а уже влагу «вытягивают» с помощью специальных средств. Гранит - более выносливый камень, но не такой пластичный, как мрамор. Зато более долговечный и крепкий. Работа с гранитом строится преимущественно на прямых линиях и правильных геометрических формах, так как плавность линий плохо передается плотной структурой камня. Но в руках мастера даже из бездушного грубого камня вырастают и распускаются живые цветы.

Самый простой в работе для скульптора металл. Для того, чтобы отлить скульптуру, нужен ее точный макет, сделанный из пластилина, глины или гипса. Если скульптура большая, макет может быть выполненв меньшем размере.Метал, как и стекло, очень пластичный и стойкий к механическим повреждениям. В зависимости от типа выбранного металла его можно окислить или покрыть специальным напылением. Для большей выносливости методом гальванопластики тонким слоем металла покрывают даже бетонные скульптуры. Скульптуру из металла можно отливать частями и собирать на месте. Пустотелую металлическую скульптуру можно прикрепить к стене или потолку, украсить ею легкие архитектурные конструкции. Преимущество металла – его способность передавать легкость движений и разнообразие форм.

Мягкие материалы: Глина считается более мягки и пластичным материалом, чем пластилин. Из глины, как и из гипса можно сразу сделать готовую скульптуру, которая высохнувбудетрадовать Ваш взгляд. Этот материал способен передать малейшие эмоции и легкие движения, а плавные линии позволяют остановить мгновенье. Кроме того в глину можно добавить краситель или нанести краски поверх уже готовой высушенной скульптуры. Ее такжеможно покрыть слоем лака, чтобы уберечь от внешнего воздействия. Глина и гипс подойдут в качестве материалов для относительно небольших скульптур. Плюсом работы с этими материалами является то, что конечный результат виден в процессе изготовления скульптуры.

Пластик сегодня – самый распространенный материл для скульптуры. Работать с ним легко и быстро. Он принимает практически любые формы. И хотя мелкие морщинки на лице пластиковой скульптуры сделать довольно сложно, выносливость и практичность данного материала делают его универсальным для практически любого помещения. Пластик – легкий материал, поэтому скульптура из него может легко крепиться где угодно: от стен и потолка внутри помещения до фасада снаружи. Он может иметь самые различные цвета и оттенки, пропускать сквозь себя свет. Работу с пластиком облегчают современные технологии – плоттеры и 3D-принтеры. Но сделанную мастером скульптуру отличает ее наполненность и смысл.

История: Древний мир: Первые проявления художественного творчества в области ваяния кроются во мраке доисторических времен; не подлежит, однако, сомнению, что они были вызваны, как вызывались и впоследствии у молодых племён, потребностью человека, ещё не вышедшего из дикого состояния, выразить чувственным знаком идею о божестве или сохранить память о дорогих людях. На эту причину намекает поэтическая легенда древних греков об изобретении пластики, — легенда, по которой Кора, дочь коринфянина Вутада, желая, при расставании со своим возлюбленным, сохранить себе на память его изображение, очертила контур его головы по тени, брошенной солнцем, а её отец заполнил этот силуэт глиною. Каковы были начальные опыты ваяния в доисторическую эпоху — о том позволяют нам судить истуканы, найденные европейскими путешественниками при первом посещении островов Тихого океана, например на Гавайских островах. Это — простые столбы со слабыми, чудовищными намеками на человеческие лицо и члены. История ваяния начинается приблизительно за тридцать веков до н. э., со старейшего из культурных народов древнего мира, египтян.

Античность: Древняя Греция, статуя – главная форма Греческого искусства. Статуи располагались в храмах, на открытом воздухе, на площадях, на берегу моря. Античные статуи всегда были подчинены человеческим масштабам и пропорциям. Тем самым подчеркивалась антропоморфность греческой мифологии – античные боги были лишь чуть совершеннее людей. Отличительная черта греческого искусства – идеализация. Греки не отделяли дух от тела. Гармонично развитое тело подразумевало для них и развитое мышление, активную гражданскую позицию. Человеческий облик, возведенный к прекрасной форме, был почти единственной темой греческого искусства. Греки, преклоняясь перед его красотой, создали огромное количество статуй, в которых постигли гармонию телодвижений, пропорций, равновесия человеческого тела.

Древний Рим: скульптура Древнего Рима многое переняла из греческой, но в свою очередь выдвинула на первый план – индивидуализацию, которая как способ художественного общения постепенно вытесняет идеализацию. Греческое идеальное и совершенное изображение сначала дополняется, а затем и сменяется индивидуальным. На смену совершенным формам греческого изобразительного искусства приходит реализм натуры. Скульптура в Риме использовалась в основном для поддержания престижа военной власти. В результате обычно включала божественные атрибуты – поза, идеализированный торс, венок, но довольно часто неприятное лицо старого человека.

Средневековье: главная особенность средневековой скульптуры то, что оная стала частью архитектуры (в основном соборов, как главных и единственных общественных пространств для искусства). Свободностоящая скульптура встречалась редко потому, что отражала чуждые христианину ценности, напоминая о языческих идолах, идолопоклонстве. Зато в архитектуре скульптура имела практически полную свободу.

Возрождение: главная особенность скульптуры эпохи возрождения – компактность композиции. И. конечно, статуи ренессансных мастеров, которые после почти тысячелетний эпохи средневековой схоластики, обратились к античным традициям, имели с ними много общего, воспевая гимн человеческому разуму и духу.

Барокко: отличительной особенностью скульптуры эпохи барокко является – контрастная проработка объема с обилием глубоких впадин и подчеркнутых выпуклостей.

Классицизм: возвращает искусство скульптуры в строго очерченные пространственные и канонические рамки, заключая ее в тщательно отполированной поверхности пластических форм и самодостаточности, предельной предметности образов.

Скульптура 20 века отражает внедрение пространства в скульптуру. Они либо дематериализуются под давлением пространства, либо делают его частью себя. Общей тенденцией скульптуры 20 века является ее активное взаимодействие с пространством вокруг.

13.Формы и жанры скульптуры. Мир скульптуры представлен большим разнообразием видов и жанров.
Виды скульптуры:
- мелкая пластика [древние глиптики – резьба на полудрагоценных минералах; резьба по кости; фигурки из разных материалов, амулеты и талисманы; медали и т.д.];
- скульптура малых форм [статуэтки до полуметра жанровой тематики, предназначенные для интерьеров и рассчитанные на камерность восприятия];
- станковая скульптура [статуя, предназначенная для кругового обозрения, близкая к натуре реальных размеров человеческого тела, автономна и не требующая связи с конкретным интерьером];
- монументально-декоративная скульптура [рельефы, фризы на стенах, статуи на фронтонах, атланты и кариатиды, произведения, предназначенные для парков и скверов, декорации фонтанов и т.д.];
- монументальная [надгробия, монументы, памятники].

Жанры скульптуры:
- Самый популярный жанр в скульптуре – портрет. Развитие портретного жанра в скульптуре идет практически параллельно с представлениями о роли личности в истории. В зависимости от этого понимания портрет становится то более реалистичным, то идеализированным. Формы портрета в истории были разнообразными: маски мумий, герма [четырехгранный столб с портретной головой] у греков, римский бюст. Портрет стал разделяться по назначению: парадный и камерный.
- Анималистический жанр развивается в скульптуре еще раньше, чем портрет. Но настоящее развитие он получает с крушением антропоцентрических представлений о мире и осознании человеком единой материальности мира.
- Особое место в скульптуре получает жанр фрагмента – отдельных частей тела человека. Скульптурный фрагмент возникает на основе коллекционирования фрагментов античных статуй и развивается как самостоятельное явление, обладающее новыми художественно-эстетическими возможностями для выражения содержания, в котором нет заданного сюжета, а есть только пластический мотив. Родоначальником этого жанра считают О. Родена.
- Исторический жанр связан с отражением конкретных исторических событий и рассказом об их участниках. Чаще всего этот жанр реализует себя в монументальных формах.

Способ получения скульптуры зависит от материала: пластика — наращивание объёма скульптуры добавлением мягкого материала (глина, воск), ваяние — отсекание лишних частей твердого материала (камень и другие материалы), отливка — произведение возникает благодаря вливанию в форму расплавленного металла (бронзы, например)

В зависимости от предназначения скульптура делится:монументальная скульптура (памятники, монументы), связанная с архитектурной средой. Отличается значительностью идей, высокой степенью обобщения, крупными размерами; монументально-декоративная скульптура включает все виды убранства архитектурных сооружений и комплексов (атланты, кариатиды, фризы, фронтонная,фонтанная, садово-парковая скульптура); станковая скульптура, не зависящая от среды, имеет размеры, близкие к натуре или меньшие, и конкретное углублённое содержание. Рассчитана на восприятие с близкого расстояния.

Различают две основные разновидности скульптуры: круглую скульптуру, которая свободно размещается в пространстве, и рельеф, где изображение располагается на плоскости, образующей его фон. К произведениям круглой скульптуры, обычно требующей кругового обзора, относятся: статуя (фигура в рост), группа (две или несколько фигур, составляющих единое целое), статуэтка (фигура, значительно меньше натуральной величины), торс (изображение человеческого туловища), бюст (погрудное изображение человека) и т. д. Формы рельефа варьируются в зависимости от его назначения и положения на архитектурной плоскости [фриз, фронтон, плафон]. По высоте и глубине изображения рельефы подразделяются на низкие (Барельеф), и высокие (Горельеф), углублённые и контррельефы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 790; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.240.21 (0.009 с.)