Ощущение, восприятие и иллюзия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ощущение, восприятие и иллюзия



Психические процессы — это наиболее подвижные психические акты, которые позволяют человеку познавать мир. Психические процессы происходят в мозге человека и отражаются в динамически изменяющихся психических явлениях: ощущении, восприятии, иллюзии, памяти, мышлении, языке и речи, воображении, внимании, сознании.

Ощущение — элементарная форма психического отображения, которая обеспечивает познание отдельных свойств предметов и явлений материального мира. Познание возникает в результате воздействия на органы чувств предметов и явлений материального мира и состоит в отражении их отдельных свойств.

Термин «органы чувств», по сути, не уточнен; он появился в то время, когда в психологии не делалось различия между ощущениями и чувствами как эмоциональными переживаниями, однако мы привыкли называть наш воспринимающий аппарат органами чувств, а не органами ощущений.

Ощущения подразделяются, прежде всего, по виду анализатора.

Анализатор обозначает совокупность нервных образований, активность которых обеспечивает анализ раздражителей, воздействующих на организм.

Анализаторы определяются деятельностью рецепторов, которые способны воспринимать «энергию внешнего стимула, трансформировать ее в энергию физико-химических процессов и передавать воздействие в ЦНС»[2].

Анализаторы обеспечивают информацию о состоянии внутренних органов.

Выделяется еще один вариант чувствительности, к которой относят ощущения, имеющие рецепторы в мышцах и связках. Онидают информацию о движении и положении нашего тела.

Раздражитель для органа зрения — электромагнитные волны. Воспринимающий аппарат глаза представлен светочувствительными клетками, располагающимися в сетчатке напротив зрачка. Они подразделяются на колбочки, чувствительные к яркому свету и способные различать цвета и палочки, и чувствительные к рассеянному свету (их еще называют аппаратом видения в сумерках) и не способные к цветоразличению. Восприятие цвета подвержено выраженным индивидуальным колебаниям и может служить источником расхождения в оценках отдельными людьми.

Раздражители слуховогоанализатора — колебания воздуха. В соответствии с частотой и амплитудой звука различают его высоту, громкость и тембр. Для идентификации источника звука особое значение имеет тембр, создаваемый конфигурацией звуковой волны. Различение тембра знакомого звука наступает мгновенно, однако описать особенности тембра (в отличие от силы громкости) бывает крайне затруднительно (попробуйте на словах объяснить, как узнать знакомый вам голос).

Способность различатьзапахи и оттенки вкуса существует благодаря химической реакции, в которую вступают молекулы раздражающего вещества с клетками, среди которых заключено нервное окончание вкусового или обонятельного анализатора. Животные с помощью обоняния отыскивают себе пищу, поэтому оно у них сильно развито. Человек без специальной тренировки различает только довольно резкие или имеющие значение угрожающего признака запахи. Так, ожидая засады, преступник может издалека почувствовать запах сигареты работника милиции.

Природа запаха весьма сложна и до сих пор не имеет общепринятого научного обоснования, несмотря на множество теоретических разработок. Запахи обычно называют по тем предметам, которые их издают: запах моря, земли, горелой резины и т.д.

По мнению специалистов, запах является химической «подписью» человека, исследуя которую можно получить значительную информацию о личности.

Вкусовые ощущения вызываются воздействием химических веществ, растворенных в слюне или воде, на вкусовые рецепторы.

Кожные ощущения вызываются механическими и термическими воздействиями предметов на поверхность кожи, включая слизистую оболочку рта, носа и глаз. Они подразделяются на тактильные, болевые и температурные.

Тактильные ощущения (давления, прикосновения, вибрации, зуда и др.). Различная их концентрация делает те или иные участки тела неравномерно чувствительными квнешнему воздействию (например, в пальцах).

Из всех видов ощущений больше всего оснований быть названной чувством имеет боль, так как ее появление всегда эмоционально окрашено.

«Боль — врожденное переживание страдания, возникающее как защитная реакция на воздействие, приносящее вред тканям организма и вызывающее желание избавиться от нее»[3].

Боль сигнализирует об опасности, настойчиво привлекает ксебе внимание и требует устранения. Все люди чувствуют ее примерно одинаково, однако значительное влияние здесь оказывает эмоциональное состояние. Взволнованный человек может не заметить боли. Например, потерпевший, как правило, сначала ощущает удар, затем видит кровь и чувствует, как она течет из раны, и только поняв, что ранен, начинает испытывать боль.

В настоящее время наукой не установлено, есть ли специальный воспринимающий аппарат в коре мозга, ориентированный на боль; считается, что каждый рецептор при достаточной силе раздражителя может вызвать ощущении боли.

Температурные ощущения возникают при воздействии на кожу предметов, температура которых отлична от температуры кожи; они связаны с условнорефлекторной деятельностью корковой части кожного анализатора.

Двигательные ощущения вызываются раздражениями, возникающими в органах движения при изменении их положения в пространстве и при сокращении мышц. Без двигательных ощущений у человека не могло бы развиться ни одного двигательного навыка.

Способность к ощущению (отражению) свойств предметов, явлений обуславливается чувствительностью анализаторов. Каждый анализатор обладает пороговой величиной возбуждения, которая определяет силу ощущения.

Существует нижний и верхний пороги ощущений, которые строго индивидуальны. Чувствительность организма можно оценить не только на основе ощущений, но и по протеканию различных психических процессов. Пороги чувствительности зависят от профессионального опыта и уровня тренировки, степени утомления и состояния здоровья.

Изменение чувствительности, наступающее в результате длительного действия раздражителя, называется адаптацией (привыканием). Известны световая, темновая адаптация (например, переход из темноты на свет). Феномен адаптации почти отсутствует в болевом и слуховом анализаторах. Например, в зависимости от характера происшествия юристу приходится напрягать зрение, слух и другие органы чувств. Чувствительность зависит от длительности пребывания в данной обстановке, ее особенностей, от жизненного и профессионального опыта юриста, его психофизиологического состояния в момент воздействия на органы чувств различных раздражителей и т.д.

Восприятие есть психический процесс отражения явлений и предметов действительности в их целостности. Восприятие — это совокупность ощущений, оно избирательно зависит как от субъективных условий, которые предопределены качествами воспринимающего человека, так и от объективных свойств воспринимаемых предметов. Восприятие бывает произвольное (преднамеренное) и непроизвольное.

Из множества предметов и явлений, которые могут быть восприняты, в сознании человека находит отражение только ограниченный круг впечатлений, необходимых для его деятельности. Человек легче видит то, что ожидает, чем неизвестное и неожиданное. Новое и незнакомое должно обладать довольно яркими признаками, чтобы выделиться на фоне обыденного и привычного. Зависимость восприятия от общего содержания психической деятельности, опыта, интересов, привычек и направленности личности называется апперцепцией. Различают устойчивую апперцепцию — зависимость восприятия от устойчивых особенностей личности (мировоззрения, убеждений, образованности и т.п.) и временную апперцепцию — обусловленность восприятия психическими состояниями (эмоциями, настроением и др.)

Система ожиданий, созданная профессиональными навыками и привычками, получила название профессиональной апперцепции. Этот феномен отчетливо проявляется, когда свидетелем происшествия становятся люди разных профессий. Профессиональная апперцепция имеет существенное значение для реконструкции события преступления.

Эмоциональная апперцепция состоит в формирующем влиянии чувств на ожидаемое в восприятии. Все, что соответствует основному переживанию, воспринимается значительно быстрее и более отчетливо, чем иные обстоятельства.

Особо следует рассмотреть особенности восприятия пространства и времени. Пространство воспринимается с помощью зрения. Человек сопоставляет предметы по отношению друг к другу, рассматривая их двумя глазами. Для оценки линейных расстояний важен личный опыт обращения с вещами и предметами. Однако без специальной тренировки бывает трудно «на глаз» уловить пространственный масштаб обстановки. Поэтому при использовании показаний свидетелей о дистанциях, имеющих отношение к событиям преступления, следует интересоваться способами, которыми эти дистанции были установлены, особенно если человек находится в незнакомой ему обстановке или на значительном расстоянии.

Для восприятия времени также нет какого-либо анализатора. Время воспринимается как нечто реальное; движущееся от прошлого к настоящему и от настоящего к будущему. Регулятором времени для человека является смена дня и ночи, последовательность обычных занятий и ритм биологических изменений, происходящих в организме.

Человек, как правило, сопоставляет субъективное чувство времени с объективным, расхождение между ними может быть значительным. Когда свидетель заявляет, что, по его мнению, прошло именно столько времени, значит, при обычном состоянии этого человека мысли, чувства и переживания, которые он испытывал, занимают данный промежуток времени. Поскольку преступление не оставляет человека равнодушным, он испытывает страх, гнев, сочувствие, жалость; всегда следует учитывать иллюзию в его оценке временного фактора событий, участником которых ему довелось быть.

Иллюзией называется искаженное отражение действительности. В зависимости от обстоятельств, которые способствуют неверному восприятию окружающей среды, различают физические, физиологические и психические иллюзии. Физические иллюзии зависят от состояния самого объекта, адекватно отражаемого анализатором. Например, законы преломления света в жидкой среде «переламывают палку», опущенную в ручей, плохая освещенность «сглаживает углы», туман «скрадывает звук» и т.п.

Физиологические иллюзии (в основном зрительные) вызваны несовершенством самого воспринимающего аппарата. Выделяют несколько вариантов зрительных иллюзий: иллюзии контраста (предмет, помещенный среди превосходящих его по масштабам, кажется меньше, чем есть на самом деле); переоценка верхней части фигуры (при делении вертикальной линии пополам неопытный глаз всегда указывает середину слишком высоко, в чем нетрудно убедиться, если посмотреть на цифры 3 и 8: их верхняя половина кажется равной нижней, но стоит перевернуть страницу, и мы увидим что это не так); кажущееся искажение линий под влиянием направления других, пересекающих первые; иллюзии цветного восприятия (светлое на темном фоне кажется ярче, а на ярком — темнее). Необходимо иметь в виду, что вероятность появления физиологических иллюзий свидетеля, если он не мог спокойно рассмотреть предмет или человека из-за скоротечности события либо иных внешних обстоятельств, затрудняет восприятие.

Психические иллюзии уже были частично рассмотрены при описании эмоциональной апперцепции. К ним относятся ложные узнавания в обстановке напряженного ожидания. Например, под влиянием страха пальто, висящее на вешалке, может быть принято за человека, недостаточно хорошо слышимый разговор — за сговор, звон металла — за приготовление к нападению. Более подробно проявление психических иллюзий рассматриваются в курсе судебной психиатрии.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение ощущения и назовите его виды.

2. Чем отличается ощущение от восприятия?

3. Что такое апперцепция, адаптация?

4. В чем состоят особенности восприятия времени и пространства?

5. Что такое иллюзия восприятия? Перечислите виды иллюзий.

6. Каково влияние искажений восприятия на реконструктивную деятельность в процессе расследования преступлений?

Память

Память — психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения информации особытиях внешнего мира и реакциях организма; психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью и использование его в последующей деятельности.

Возможности человеческой памяти безграничны. Иногда достаточно мгновенного впечатления, чтобы навсегда запечатлеть образ или удачную мысль, а временами в памяти всплывают события столь далекого прошлого, что приходиться удивляться свежести и полноте воспоминаний.

Память подразделяется на несколько видов. Ведущий из них — словесно-логическая память, ибо от нее зависит понимание связей между событиями, их соотношение во времени. Основным содержанием словесно-логической памяти являются наши мысли, выраженные в словесной форме. В деятельности, например следователя, судьи, прокурора ее роль особенно велика.

Эмоциональная память сохраняет чувства, которые человек испытал как участник или свидетель события. Ее называют памятью чувств, и служит она предпосылкой развития способности к сочувствию и сопереживанию. Эмоциональная память юриста помогает ему глубже проникнуть в эмоциональную сферу личности потерпевшего, свидетеля, обвиняемого.

Двигательная память позволяет сохранять навыки и автоматически выполнять привычные действия. Практические, трудовые навыки, физическая ловкость, сноровка формируются при участии двигательной памяти.

Образная память сохраняет представление картины природы и жизни, а также звуки, запахи, вкусы и подразделяется на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую. Юристам присущи все виды памяти, но в зависимости от вида профессиональной деятельности получают большее развитие отдельные виды памяти: у следователя, судьи - словесно-логическая, у оперативных работников - образная, двигательная и т.д.

По целям деятельности выделяют память непроизвольную и произвольную. Непроизвольная память проявляется вдеятельности, которая не имеет цели надолго запомнить сопутствующие ей обстоятельства. Юристы сталкиваются с такими особенностями памяти, когда анализируют показания свидетелей, случайно оказавшихся очевидцами происшествия.

В зависимости от того, каким образом используется запомненное, память подразделяется на долговременную (постоянную), кратковременную и оперативную.

Долговременная память действует в течение всей жизни человека. Имена, адреса, чувства к близким людям, навыки и привычки — все это, однажды закрепившись, остается в памяти навсегда.

Кратковременная память — другого рода, она мимолетна. Эта память характеризуется очень малым периодом сохранения следов после однократного воздействия раздражителя. Кратковременной памятью охватывается значительное число подробностей, в отличие от долговременной, которая всегда в какой-то мере схематична.

Оперативная память — промежуточное звено между долговременной и кратковременной памятью. Она представляет собой соединение сиюминутной, кратковременной памяти с той информацией из долговременной памяти, которая в данный момент необходима для выполнения какого-либо сложного действия. Когда действие закончено, оперативная память, «включенная» на него, перестает функционировать.

Велика роль оперативной памяти в деятельности следователя, занятого расследованием уголовного дела. Но с окончанием следствия многие обстоятельства, детали, факты по делу полностью утрачиваются памятью как потерявшие актуальность и значение.

В памяти выделяются следующие фазы:

восприятие (запоминание, закрепление);

сохранение;

воспроизведение;

забывание.

Особое значение уделяется воспоминанию. Процесс воспоминания в памяти осуществляется либо произвольно, по нашему желанию, либо непроизвольно. Непроизвольность воспоминания — понятие относительное: память извлекает информацию по механизму ассоциаций. Ассоциация возникает по смежности (все предметы, явления и отношения запомнились одновременно), сходству (когда вспоминаемое имеет общие или сходные черты с тем, о чем думается), противоположности (если мысли о чем-либо вызывают воспоминания о предметах и явлениях, контрастных по своему значению или содержанию).

При допросе свидетелей и потерпевших нужно иметь в виду, что ассоциация по ходу воспоминаний — непрерывный процесс и что ассоциации группируются вокруг представлений, наиболее значимых с точки зрения самого рассказывающего. Поэтому не надо навязывать свидетелю определенных характер ассоциаций. Необходимо дать ему возможность рассказать о событии в той последовательности, в которой он его запомнил, в противном случае неизбежна потеря части информации.

В процессе воспоминания выделяют узнавания (воспроизведение, припоминание). Узнавание — это воспроизведение объекта при повторном восприятии (запоминании). Узнать предмет — значит, с одной стороны, отнести его копределенному классу предметов окружающего мира, а с другой — установить его специфическую индивидуальность как единственное в своем роде. Узнавание разделяется на симультанное (систематическое) и сукцессивное (аналитическое). Симультанное узнавание — происходит быстро, интуитивно, без анализа деталей и чаще всего безошибочно. Например, достаточно мимолетного взгляда, чтобы узнать не просто прохожего, а именно Иванова, не вообще пальто, а пальто Петрова и т.п. Сукцессивное узнавание предполагает внимательное рассмотрение опознаваемого объекта с целью сличения воспоминаний с предложенным оригиналом.

Чем менее известен узнаваемый объект, тем сложнее установить его индивидуальную принадлежность. Чтобы отнести предмет или внешний облик человека к определенному кругу явлений (например, ксобытию преступления), свидетель или потерпевший должен установить наличие признаков, с большей степенью вероятности присущих данному явлению (сукцессивное, или аналитическое узнавание). Если, например, свидетель или потерпевший запомнил отдельные детали (татуировку, шрамы, цвет одежды, ее покрой, наличие протеза и т.д.), для узнавания достаточно внимательно и последовательно рассмотреть опознаваемый объект, сличая свои воспоминания с предложенным оригиналом. Когда подобных признаков не имеется или воспоминания о них слишком неопределенны, опознающий, как правило, воздерживается от установления индивидуальных особенностей, ограничиваясь отнесением предмета к определенному классу.

Процесс, обратный запоминанию и сохранению, — забывание. Забывание зависит от нескольких факторов. Чем реже человек использует материал в действительности, тем быстрее забывает. Ослабление интереса к усвоенному материалу или перенапряжение центральной нервной системы также обуславливает процесс забывания. Юрист должен помнить, что забывание нередко вызывается травмой головного мозга (ретроградная амнезия — «выпадение памяти») и возрастом субъекта. Память развивается при постоянной нагрузке механизмов запоминания, сохранения и воспроизведения. Существуют многочисленные приемы активизации памяти.

Память юриста может быть источником важных сведений по конкретным делам, а иногда и единственным условием доказывания обстоятельств случившегося. Умением правильно извлекать из памяти необходимые сведения относится к важнейшим профессиональным навыкам работника правоохранительных органов. Профессиональная память юриста должна отличаться достаточным объемом, точностью запоминания и воспроизведения важных в его деятельности обстоятельств, высокой мобилизационной готовности припомнить требуемые сведения в нужный момент. Юристам необходимо знать общие правила формирования памяти и основные приемы ее активизации.

Рассмотрим некоторые искажения памяти, которые могут быть следствием различных причин.

1. Потеря уверенности в достоверности запомненного. С течением времени подробности и детали события, зафиксированные с помощью кратковременной памяти, постепенно стираются.

Общий рисунок события долго не испытывает разрушительного влияния времени, так что рассказ о нем носит связанный характер, однако отдельные подробности незаметно исчезают, и свидетель, поставленный перед необходимостью подтвердить своим узнаванием основное содержание обвинения, чувствует неуверенность в себе. Симультанная форма узнавания уступает место сукцессивной с ее разделением впечатления на детали, неравнозначностью признаков и естественными колебаниями в установлении истины, присущими логическому мышлению.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 750; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.157 (0.037 с.)