Роль географии в научном обосновании и практическом обеспечении рационального природопользования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль географии в научном обосновании и практическом обеспечении рационального природопользования.



Роль географии очень велика в размещении производительных сил, в науке, высшем и среднем образовании, в культуре, в повседневной жизни людей, например, в предупреж­дении и лечении болезней, в отдыхе, туризме, организации торговли, службы быта, в планировке городов и определении типов зданий и т. д. География — одна 'из фундаментальных наук, притом наука весьма широкая, изучающая сочетания и пространственно-временные взаимосвязи и взаимодействия систем объектов, явлений и процессов. Г. устремляется на обслуживание народного хозяйства, даже ослабляя усилия по развитию образования и культуры, то ставит на первое место образование — со­вершенствование преподавания в средней и высшей школе, то ликвидирует пробелы во внимании к человеку, к его повседневной жизни, к проблемам адаптации человека к географической среде, то обращает внимание на усиление роли географии в культуре народа — на публикации работ по истории географических открытий, о путешествиях прошлого и настоящего, по страноведению и т. п. Первоначально географы завоевывали свой авторитет в народном хозяйстве во многих его отраслях как геологи, экономисты, гидротехники, инженеры-метеорологи т. п. Но в течение нескольких послевоенных десятилетий большой практической работы в разных сферах народного хозяйства географы показали ряд положительных сторон своего специального, достаточно широкого образования — комплексный анализ и прогноз развития и пространственной организации сложных природных, социально-экономических и природно-экономических систем и их структур, навыки картометрического анализа и практического рассмотрения его итогов, математическая интерпретация пространственной организации и т. д. Сейчас происходит переоценка подготовки специалистов с высшим географическим образованием: народное хозяйство как потребитель становится неудовлетворенным еще недостаточной широтой, комплексностью географов. Практика теперь требует от географов разных специальностей сочетания знаний о природе — человеке — технике — обществе, экологизации экономико-географов, гуманизации физико-географов, географизации метеорологов, гидрологов, геоморфологов и т. д. Следует оценить роль г. в развитии территориальных хозяйственных комплексов. Рациональное использование и охрана природы от разрушений и от загрязнений — одна из важнейших задач развития комплексов как целостных объединений, их проектирования, строительства, функционирования, управления ими. За счет внутренних ресурсов комплексов прежде всего должны быть получены средства, необходимые для защиты природы. Большое практическое значение для народного хозяйства имеет планировочное и инженерно-строительное воплощение на местности схемы территориальных комплексов производи­тельных сил разного типа и масштаба, т.е. районная планировка. Возникла необходимость и в более широко подготовленных географах, способных решать такие сложные проблемы взаимодействия природы — человека — производства, которые раньше даже и не возникали. В проекты районной планировки включаются конкретные решения рационального использования, воспроизводства и охраны природы. Все больше географы привлекаются и к решению проблем сельского строительства, социально-экономических проблем деревни, с использованием и охраной природы. Сначала такие природные процессы как лавины, сели, оползни, эрозия земель останавливали инженерными сооружениями, но позже поняли, что только этого недостаточно. На силу, частотность, характер, направление лавин, селей, эрозии оказывают большое влияние разные формы воздействия человека на природу. Практически стал важен учет ан­тропогенных воздействий на природу, социально экономическое изучение обратного воздействия лавин, селей, эрозии на хозяйство, то есть понадобился широкий общегеографический подход к этим вопросам

В интересах практики большие возможности открывает космическая съемка,. Анализ космоснимков требует также общегеографического подхода. Разделы этой науки — агрономическое (сельскохозяйственное), лесное и мелиоративное почвоведение.

Биогеография обычно определяется как наука о закономерностях распространения организмов и их сообществ на Земле. В ее составе выделяется ряд отраслей. Фенология, изучающая сезонные явления природы, была отнесена С. В. Калесником к географии как наука о сезонной ритмике ландшафта. Однако исследование сезонной ритмики ландшаф­та является предметом одного из разделов ландафтоведения, и хотя этот раздел тесно соприкасается с фенологией, последняя занимается в основном биологическими явле­ниями и ее правильнее относить к биологическим наукам.

Подсистема общественно-географических наук охватывает всю совокупность гео­графических дисциплин, изучающих территориальную организацию общества в целом и по отдельным составляющим.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Современная географическая наука переживает революционный информационный переворот, усиленный другими достижениями НТР. Идет переосмысление места географии среди других наук о Земле, перестройка ее теоретической базы. Революционные преобразования в географии далеко не завершены, и грядущее тысячелетие, вероятно, будет ознаменовано крупными открытиями в географической науке, в частности на стыке географии с биологией, химией, физикой, экологией, астрономией, психологией, медициной и другими науками. В настоящее время существует много проблем в развитии географического образования. Развитию географической науки сегодня мешает общая для всех проблема - недостаточное финансирование.

Негативное действие оказывает коммерциализация ряда вузовских специальностей. Возникают большие проблемы в связи с подготовкой и переподготовкой учителей географии, а также преподавателей педвузов. Динамично разбивающаяся система образования и революционные изменения в географической науке приводит к тому, что средства обучения во многом успевают устаревать еще на стадии производства^ К этому можно добавить увеличивающийся с к&кдым годом поток информации, с которым приходится работать учителю. Функции учителя усложнились; личностно-ориентированный подход предусматривает учет индивидуальности каждого ученика, что вызывает затруднения с традиционными средствами обучения географии. На уроках учащиеся часто сталкиваются с процессами и объектами незнакомыми в их непосредственных ощущениях.Дело не только в этом, но и во влиянии науки на содержание школьного курса, на определение главных его направлений, на воспитание географического мышления, на создание географической культуры, на постановку и решение в школе таких простых проблем, которые важны для народного хозяйства и науки и доступны для школы.Важно, чтобы дело не сводилось к общим словам, а природа и общество в этих программах и учебниках действительно взаимодействовали на разных уровнях, в разных формах, с разными результатами. В конце концов выпускники школы на всю жизнь должны получить основной заряд представлений о типах, масштабах и значении обмена веществ между человеком и природой, превращения биосферы в ноосферу В школьном курсе географии и тема охраны природы иначе звучит, чем, скажем, в курсе биологии. Географа интересует вопрос, как сохранять и умножать благоприятные стороны развития природы в процессе ее хозяйственного использования, как вести борьбу с грозными стихиями природы в разных географических и социально-экономических условиях.


 

 

[3] Рус. пер: Американская география. Современное состояние и тивы. М., 1957, с. 47,

[4] Б у н г е В. Теоретическая география. М., 1967, с. 35.

[5] См.: Харвей Д. Научное объяснение в географии. М., 1974.

[6] Смирнов А. М. Общегеографические понятия.—В сб.: Вопросы географии, 1971, № 88, с. 33.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 632; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.61.16 (0.004 с.)