Социальная роль права и его ф-ции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная роль права и его ф-ции.



Сущность права – главная внутренне относи-тельно устойчивая основа права, к-рая отражает его природу и значение в об-ве.

В юр.науке сложилось мнение о двойственном х-ре сущности права: 1) с 1 стороны, право выр-ет волю господств. класса на гос.уровне. Оно инструмент не только полит. господства, но одно-временно и общесоц. регулир-я, т.к. обеспечивает функционир-е об-ва как единого социал. организма; 2) 2 сторона сущности права означает, что право как социал.регулятор обесспечивает порядок в обществ.отношениях, регулирует поведение чел-ка и общностей людей, выражая идеи справедлив-ти, свободы,=ва людей, служит благу об-ва, его интересам. Это не означает, что право не имеет принудит.силы, но принуждение не означает насилие, хотя не исключает принуждения, но исключает принуждение в форме насилия и подавления.

Сущность права состоит в его социал. роли, в регулир-и обществ. отношений, в орг-ции управ-ления об-вом в целях удовлетворения потреб-ностей и интересов об-ва и его членов. Право служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организов-ть, упорядоченность, стабильность и развитие социал. связей. Общесоциал. роль права конкретизир-ся в его понимании как мере свободы. В пределах своих прав чел-к свободен в своих д-ях, а об-во в лице гос-ва стоит на страже этой свободы.

Сущность права раскрыв-ся в его ф-циях.

Ф-ции права – основные направления юр. воздействия на обществ. отношения в пределах правового регулир-я.

Основные ф-ции: 1. регулятивная – направление правового воздействия, к-рое выр-ся в установлении определен. правил поведения (регуляция обеспечивает комформ. жизнедеят-ть чел-ка, устойчивую жизнь об-ва): а) регулятивно-статическая выр-ся в закреплении правового состояния, св-в субъектов права; б) динамическая предписывает необходимость совершения активных правовых д-й. 2. охранительная – направление правового воздействия, обеспе-чивающее охрану, защиту обществ. отношений отрегулир-ых правом, защиту интересов субъектов права, предполагает применение мер гос. принуждения, юр.ответ-ти (м/б предупредительное д-е).

Неосновные ф-ции: 1. компенсаторная – компенсация ущерба причиненного д-ем гос-ва, должн. лиц (в гражд., труд., угол. праве; напр.: оплата вынужден. прогула при восстановлении на работе после незакон. увольнения). 2. ограни-чительная – ограничение некоторых д-й лиц, ущемляющих права других (не допускается пропаганда расовой, нац.вражды). 3. восста-новительная – направлена на восстановление нарушен. прав (восстановление на работе).

Группы ф-ций: 1) внутренние (собственно юридич. ф-ции) – сп-бы юр. воздействия на поведение людей и обществ.отношения, к-рые лежат в рамках самого права (охранительная, регулятивная); 2) внешние – нах-ся за пределами права, хар-ют право как соц.регулятов: а) воспитательная; б) социальная (стимулирует положит. поведение (с точки зрения об-ва), ограничивает отрицательное); в) информационно-регулирующая (пропаганда) и др.

 

10. Принципы (основные начала) права.

Принципы права – основные начала, базовые положения, на к-рых строится все с-ма права, любо отдельные отрасли.

Значение пр-пов права: отражают единство право-вого содержания и обеспечивают системность права и согласованность составляющих его правовых норм.

Для этапов становления и развития с-м права хар-но проявление пр-пов ч/з содержание различных правовых норм, а на современном этапе пр-пы права в >ве правовых с-м современности находят нормативное закрепление Þ в с-ме норм права сущ-ет разновидность специлизир. правовых норм, к-рые наз-ся нормы – пр-пы или нормы – основные начала.

Пр-пы права объективно обусловлены х-ром обществ. отношений, на к-рых базируется определенная с-ма права. Х-р пр-пов той или иной правовой с-мы нельзя определять в отрыве от социально-экономич. условий, структуры и содер-жания гос.власти, пр-пов построения и функ-ционир-я всей полит.с-мы об-ва.

Существуют различные классификации пр-пов права 1. в завис-ти от содержания закрепленные в праве пр-пы делятся на экономические, политич., религиозные, идеологические, социаль-ные, специально-юридические (к последним относятся пр-пы общеобязат-ти и непротиво-речивости норм права, подразделение права на частное и публичное, гуманности наказания и др.). 2. в завис-тиот типа правовых с-м различают пр-пы свойственные рабовладельч., феодал., буржуазн., социалист.праву. 3. по сфере д-я выделяют: 1) общеправовые пр-пы – обеспечивают целостность всей с-мы права и проявляются в содержании всех отраслей права (пр-п верховенства з-на, пр-п гуманизма и др.). внешне пр-пы выражены в содержании конституцион. норм; 2) межотраслевые пр-пы – явл-ся основой для функционир-я и развития 2 или > отраслей права (пр-п равенства сторон в договоре (гражд., семейн. право), пр-п независ-ти судей и др.); 3) отраслевые пр-пы – обеспечивают устойчивость, целостность, согласов-ть норм одной отрасли (пр-п =ва супругов).

 

Публичное и частное право.

Впервые разделили право на публичное и частное еще римские юристы. Ульпиан писал, что публичное право обращено к статусу, состоянию Римского гос-ва, а частное право относится к отдельным лицам и их интересам. Отсюда следует, что критерием разграничения частного и публичного права служит х-р интересов, защищаемых правом. Публичное право состоит из норм, закрепляющих интересы гос-ва как концен-трированного выражения и воплощения об-ва, частное право - из норм, регулирующих отноше-ния, связанные с интересами отдельных лиц.

Публичное право содержит нормы, которые, как правило, носят императивный характер, то есть предписывают лицам определенную форму поведения. Частное право основано на соглаше-нии сторон, которое влечет юр. последствия.

Частное право выделяет из массы конкретных, индивидуальных отношений самые общие, абстрактные нормы. Основными институтами частного права являются: право собственности, право на вещи, договоры и иные обязат-ва, семейные правоотношения, право наследования.

Публичное право состоит из отраслей права, к-рые касаются об-ва в целом, отражают гос. интересы. К ним, в частности, относятся такие отрасли права, как государственное или конституционное, администрат., уголовное, международное и др.

Можно сделать вывод, что частное право - это совокупность юр. норм, охраняющих и регули-рующих отношения частных лиц, а публичное право - это нормы, закрепляющие порядок д-ти органов гос. власти и управления. Частное право - область свободы и частной инициативы, для него хар-но равное, одинаковое правовое положение субъектов правоотношений, а публичное право- сфера власти и подчинения.

В юридической литературе выделяют четыре критерия для различения частного и публичного права: интерес, предмет правового регулирования, метод правового регулирования, субъектный состав. Частное право отражает частный интерес, пользу, публичное - общественную, государ-ственные. Предметом регулирования частного права являются имущественные отношения, а публичного - неимущественные. Методом регули-рования в частном праве является метод согласования (координации), а в публичном - подчинения (субординации). По субъектному составу: частное право регулирует отношения частных лиц между собой, а публичное право - частных лиц с гос-вом или между гос. органами.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.165.180 (0.007 с.)