По курсу «Физическая культура» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По курсу «Физическая культура»



В.В.Руденик, С.К.Городилин

Физическое воспитание студентов

Тесты лекций

По курсу «Физическая культура»

для студентов всех специальностей

Гродно 2002


УДК

ББК

 

 

Рецензенты: ректор Гродненского областного ИПК,

доктор педагогических наук, профессор

В.А.Барков;

заведующий кафедрой физического воспитания

Гродненского медицинского университета, доцент

Р.Г.Лозовский

 

Рекомендованы советом факультета физической культуры ГрГУ им. Я. Купалы.

 

Руденик В.В., Городилин С.К.

 

Физическое воспитание студентов: Тексты лекций. – Гродно: ГрГУ, 2002. – 80 с.

 

 

Изложен основной теоретический учебный материал по курсу «Физическая культура». Содержание текстов лекций формируют у студентов базовые знания о физической культуре, ее ценностях и функциях, содержании учебных и внеучебных занятий по физическому воспитанию, а также о естественно-научных законах и закономерностях физического совершенствования человека.

 

 

УДК

ББК

 

 

В.В.Руденик, С.К.Городилин, 2002


ВВЕДЕНИЕ

Физическое воспитание в высшей школе является учебной дисциплиной, формирующей общую и профессиональную культуру личности будущего специалиста. Как и другие дисциплины, она дает студенту необходимые знания, умения и навыки, воздействует на формирование потребности в систематическом физическом самосовершенствовании.

Одним из важных элементов физического воспитания студентов вузе является формирование теоретических знаний в области физической культуры. Комплексной базовой программой «Физическая культура» для высших учебных заведений Республики Беларусь помимо практического и методического разделов предусмотрен и теоретический в объеме 16 часов. преподавание теоретического раздела имеет целью дать базовые знания и сформировать установку к физическому самосовершенствованию студентов не только в период обучения в вузе, но и помочь в выборе путей реализации собственной двигательной активности для поддержания необходимой физической формы на протяжении всей жизни.

В процессе обучения в вузе студент должен овладеть целым комплексом теоретических знаний в области физической культуры как гуманитарного, так и естественно-научного характера.

Теоретический материал формирует мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение студентов к физической культуре. Эти знания необходимы, чтобы понимать природные и социальные процессы функционирования физической культуры общества и личности, уметь их творчески использовать для профессионально-личностного развития, самосовершенствования, организации здорового образа жизни.

Тексты включают 8 лекций, рассчитанных на весь период обучения студентов в вузе. В конце каждой лекции даны контрольные вопросы для самоподготовки.


ЛЕКЦИЯ 2. Физическая культура как социальное явление, часть культуры общества и личности

1. Физическая культура как часть культуры общества и специфическая сфера человеческой деятельности.

2. Формы и функции физической культуры.

3. Основные аспекты воспитания физической культуры личности

 

Составляющие характеристики здорового образа жизни

К основным составляющим здорового образа жизни относят:

- режим труда и отдыха,

- организация сна,

- режим питания.

- оптимальная двигательная активность,

- профилактика вредных привычек.

Режим труда и отдыха

Человек, соблюдая устоявшийся и наиболее целесообразный режим жизнедеятельности, лучше приспосабливается к течению важнейших физиологических процессов. В том случае, если резервы адаптации исчерпываются, человек начинает испытывать дискомфорт, утомляемость. поэтому, необходимо вести хорошо организованный образ жизни, соблюдать постоянный режим в учебе, отдыхе, питании, сне и заниматься физическими упражнениями. При ежедневном повторении обычного уклада жизни довольно быстро между этими процессами устанавливается взаимосвязь, закрепленная цепью условных рефлексов. Благодаря этому физиологическому свойству, предыдущая деятельность является как бы толчком к последующей, подготавливая организм к легкому и быстрому переключению на новый вид деятельности, что обеспечивают ее лучшее выполнение.

Режим дня – нормативная основа жизнедеятельности для всех студентов. В то же время он должен быть индивидуальным, т.е. соответствовать состоянию здоровья, физическому состоянию, интересам и ценностным ориентациям личности. Необходимо обеспечить постоянство того или иного вида деятельности в пределах суток, не допуская значительных отклонений от заданной нормы.

Для оптимизации режима дня студенту необходимо проанализировать затраты учебного, внеучебного и свободного времени в соответствии с гигиеническими нормами. Относительно их суточный бюджет времени студента состоит из 10-12 ч. учебных занятий (6 ч. аудиторных и 4-6 самостоятельных и 12 часов, отведенных на восстановление). Затем следует распределить разные виды деятельности в пределах конкретного дня, их последовательность и правильное чередование учебы и отдыха.

Организация сна

Сон – обязательная и наиболее полноценная форма отдыха. Обычная норма сна для студентов – 8 часов. Относительно учебной деятельности. необходимо учитывать то обстоятельство, что напряженную умственную деятельность надо прекращать за 1,5 часа до отдыха ко сну, поскольку это затрудняет засыпание, приводит к вялости и плохому самочувствию после пробуждения.

Различают сон глубокий и поверхностный. Наиболее эффективный глубокий сон. Для этого необходимо исключить перед сном эмоциональную напряженность, проветривать комнату, принимать пищу за 2-3 часа до сна. Распространенное расстройство сна называют бессонницей. Бессонница, вызванная излишним волнением и тревожностью, называется ситуативной. Обычно она проходит с исчезновением беспокойства. Причиной стойкого расстройства сна могут быть употребление снотворных средств, если их принимать периодически.

Режим питания

Питание является одним из ведущих характеристик здорового образа жизни. Каждый студент должен знать принципы рационального питания. Рациональное питание – это физиологически полноценный прием пищи с учетом пола, возраста, характера труда и других факторов. Питание строится на следующих принципах: достижение энергетического баланса; установления правильного соотношения между основными веществами – белками, жирами, углеводами; сбалансированность минеральных веществ и витаминов; ритмичность приема пищи.

Важным аспектом культуры питания является режим питания и распределение калорийности пищи в течение суток. К режиму питания следует подходить строго индивидуально. Главное правило – полноценно питаться не менее 3-4 раз в день. Систематические нарушения режима питания (еда в сухомятку, редкие или обильные, беспорядочные приемы пищи) ухудшают обмен веществ и способствуют возникновению заболеваний органов пищеварения, в частности гастритов, холециститов.

При занятиях физическими упражнениями принимать пищу следует за 2-2,5 часа до и спустя 30-40 мин после их завершения. При двигательной деятельности, связанной с интенсивным потоотделением, следует увеличивать суточную норму потребления поваренной соли с 15 до 20-25 г. Полезно употреблять минеральную или слегка подсоленную воду.

В.В.Руденик, С.К.Городилин

Физическое воспитание студентов

Тесты лекций

по курсу «Физическая культура»

для студентов всех специальностей

Гродно 2002


УДК

ББК

 

 

Рецензенты: ректор Гродненского областного ИПК,

доктор педагогических наук, профессор

В.А.Барков;

заведующий кафедрой физического воспитания

Гродненского медицинского университета, доцент

Р.Г.Лозовский

 

Рекомендованы советом факультета физической культуры ГрГУ им. Я. Купалы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 392; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.104.109 (0.01 с.)