Проблемы и противоречия развития общественной культуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы и противоречия развития общественной культуры.



Культура («возделывание», воспитание) — термин распространился в первой половине 19 века.

Культуру можно рассматривать как:

Ø Совокупность видов человеческой деятельности (деятельный подход)

Ø Система сбора, переработки организации информации, циркулирующей между социальными группами (информационно- семиотический подход)

Ø Степень реализации социальных сил человека (гуманистическая теория)

Ø Система человеческих ценностей (аксеологический подход)

Ø Уровень развития социума (цивилизационный подход)

Культура — исторически изменяемая совокупность форм и результатов, созданных человеком ценностей и мер освоения им этих ценностей.

Виды культуры

По функциональному назначению:

‘ Материальная (удовлетворяет материальные потребности человека в одежде, пище, жилье)

‘ Духовная (развитие духовного мира личности: литература, музыка, искусство)

Духовная культура может содержать какие-либо идеи:

M По специфике человеческой деятельности (художественная, политическая, экологическая); по генезису (народная — основана на традициях, не имеет автора; ученая);

M по востребованности (актуальная — востребована в данный момент; потенциальная);

M по доступности (массовая — упрощенная культура, не требует специальной подготовки: сериалы, возникли с появлением СМИ; элитарная — необходима подготовка для восприятия данной культуры)

Субкультур а — культура какой-либо социологической группы (молодежь, город, село)

Контркультура — характеристика, которая противостоит господствующей культуре.

Социология культуры — отрасль социологического знания, раздел социологии, изучающий особенности развития и функционирования культуры во взаимодействии с социальными объектами и процессами, т.е. влияние культуры на общество и наоборот:

M Какие ценности базовые/фундаментальные?

M Культурная политика власти

M Культурный уровень различных групп населения.

Процесс развития культуры:

1. Эволюционный подход (от простого к сложному)

2. Теория конфликта (главное движущая сила развития культуры — конфликт)

3. Циклический подход (выделяют фазы, которые повторяются и возвращаются)

Функции культуры:

‘ Информационная (через символы, образы)

‘ Коммуникативная (освоение культурны ценностей)

‘ Ценностная

‘ Нормативная (оценка ценностей)

‘ Интегративная (сплочение социальных обществ)

‘ Социализирующая

‘ Индивидуализирующая (самореализация)

‘ Трансляционная (передача опыта)

‘ Системообразующей функцией культуры является человекотворчество.

Культура современного российского общества

В России долгое время лидировала традиционалистская культура: постоянное воспроизводство сложившихся норм, скептическое отношение к новациям, неразвитая индивидуальность.

В России социалистические ценности были адаптированы мощным фундаментом традиционалистской культуры, оформилось оригинальное детище — разновидность традиционной культуры в марксистском обличии.

Мода (лат. «правило») — непродолжительное господство определенного вкуса в какой-либо сфере жизни, культуре; в узком смысле — смена форм и образцов одежды.

Функции одежды:

‘ Утилитарная (защищает)

‘ Эстетическая

‘ Унификация

‘ Инновационная

‘ Актуализация традиции (каждая модная вещь со временем становится обыденной)

‘ Коммуникативная (мода сообщает об определенной группе населения, подростки,)

‘ Функция социализации (кто и что должен носить); компенсаторная; престижная (стремление носить модную одежду); функция психофизической разрядки; сексуальная.

‘ В обществе главенствующие позиции должны занять демократические позиции. Мы переосмысливаем интересы общества; открыта вся культура прошлого, вернулась культура русского зарубежья.

Проблемы культуры:

‘ Вестернизация культуры (унификация)

‘ Вместе с реальными достижениями с запада проникают образцы китча

‘ Культурная политика государства (нехватка ресурсов на возрождение культуры)

‘ Комерционализация культуры

‘ Массовая утечка талантов на запад

‘ Нарушение правил авторства, развитие пиратской промышленности

‘ Одомашнивание культуры

‘ Общий низкий уровень культурной инфраструктуры в поселенческом и региональном разрезе

‘ Засорение русского языка

‘ Исчезновение цензуры привело к снижению качества культуры

Для большей части населения культура — это средство досуга, релаксации, в меньшей степени — эстетическое освоение действительности.

Образование как социальный феномен: сущность, структура, функции.

Роль образования в социализации личности.

Значимость образования:

‘ Это капитал нации (в образование выгодно вкладывать деньги)

‘ Лучшая рабочая сила — образованная (все, что случается в стране — результат плохого образования)

‘ Чем выше уровень образования, тем более демократично общество

‘ Через систему образования можно прорваться наверх — социальный лифт.

‘ Таким образом, образование зависит от многих факторов, оказывающих влияние на все сферы деятельности. Это сложная социальная организация.

Образование изучают:

Философия — рассматривает образование как самостоятельную отрасль научных знаний, предметом которой являются закономерности функционирования и развития сферы образования во всех ее аспектах: ценностно-целевых, результативных, процессуальных, системных — что ведет к единому мировому образовательному пространству.

Экономика — образование как один из важнейших социально-экономических ресурсов, как общества так и личности.

Типы образования:

1. Неоклассическое (образование — свободное предпринимательство; услуга с минимальным вмешательством государства)

2. Кенсианское (вмешательство государства в образование и его экономику)

Социология образования — область социологии, которая изучает:

b Образование как самостоятельный социальный институт и взаимосвязь с другими социальными институтами;

b Образование как систему (строение образования), социальную политику в области образования.

Функции образования:

‘ Социальная функция: контроль за соблюдением социальных норм; усвоение социальных ролей, воспроизводство и изменение социальной структуры общества; социальное перемещение и мобильность; социализация личности; формирование социально-профессиональной структуры

Роль образования в социализации:

Функцию социализации выполняет в обществе, прежде всего институт семьи, но современная семья не в состоянии обеспечить детей полным объемом знаний, навыков, умений, так как большинство социальных ролей во взрослом обществе требует систематического и длительного обучения. Задача образования: первичной социализации средствами культуры и подготовки к будущему статусу. наделение человека определенным статусом решается уже на уровне специальных профессиональных учебных заведений.

‘ Культурная функция.

Система образования:

‘ Совокупность образовательных учреждений и органов управления образования

‘ Совокупность образовательных программ и стандартов

‘ Комплекс принципов функционирования системы.

 

28. Взаимодействие образования и общества. Актуальные проблемы развития образования в современной России.

Кризис в образовании носит мировой характер:

‘ Углубляется разрыв между образованием и культурой

‘ Отставание образования от науки

‘ Кризис социализации

‘ Противоречия между общим и профессиональным образованием

‘ Невостребованность обществом образованных людей

‘ Остаточный принцип финансирования образования

‘ Региональные различия в уровне обрзования

‘ Разрыв в качестве образования между нашим и европейским образованием

‘ Школа остается средой неблагоприятной для ребенка

‘ Отторжение школой детей

‘ Плохо разработанная система защиты прав ребенка

‘ Школа и здоровье ребенка

‘ Разрыв между социальной и образовательной средой

‘ Отмена всеобщего среднего образования

‘ Неудовлетворительный кадровый потенциал образования

‘ Негосударственное образование

Вывод: образование должно кардинально измениться.

Тенденции: гуманизация (интересы к личности); гуманитаризация; создание единой системы образования; компьютеризация; непрерывное образование — самообразование; глобализация (плохо); учет национальных особенностей.

Правительство РФ приняло разработку «Концепций модернизации российского образования на период до 2010 года». В концепции модернизации выделены шесть основных направлений перехода к новым принципам организации образования:

1. Государственные гарантии, доступность и равные возможности получения образования;

2. Повышение качества общего и профессионального образования;

3. Формирование эффективных экономических отношений в образовании;

4. Повышение социального статуса и уровня профессионализма педагогических работников;

5. Повышение роли общественности в разработке и реализации образовательной политики;

6. Формирование системы общественно - государственного заказа на образование и контроля за эффективностью использования профессионально-образовательного потенциала работников.

Проблемы и трудности модернизации системы образования в России не могут быть решены только такими мерами. В основе изменения образовательной системы должна лежать определенная последовательность согласованных политических, экономических, управленческих, организационно-методических действий по формированию образования нового типа.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.237.255 (0.021 с.)