Лекция XII – Философские проблемы изучения языка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция XII – Философские проблемы изучения языка



 

27.03.06

 

1) Классическая философия о языке

2) Современные философские проблемы изучения языка.

 

- Шаповалов. Основы философии от классики к современности.

 

Классическая философия о языке.

Проблема языка важна для всех наук, особенно гуманитарных.

Античная философия – размышления о природе языка: Платон, Аристотель. Язык с точки зрения логики, внимание к технике мышления (→ классическая логика Аристотеля). Язык как эстетическое произведение, элемент образа мира и человека → правильность речи человека важна, человек, не умеющий грамотно излагать мысли, осуждался, так как разрушал эстетический образ человека, и таким образом наносил ущерб гармонии космоса.

Гуманисты эпохи Возрождения: занятия латинским и греческим языками, заложили основы классической филологии (учение о древних языках) → современная лингвистика.

Гегель – связь языка и мышления, сформулировал принципы: язык можно рассматривать как систему вне зависимости от носителей языка, язык – реальность, существующая вне людей (т. о. научный подход к языку).

Теоретически можно изучать только модель языка – устойчивую, статичную. Изучение живого языка – эмпирический уровень, нужен для внесения корректив в теоретическую модель. → к концу 19 в. сложились классические представления о языке.

1) язык в собственном смысле является исключительно достоянием человека как существа разумного, у животных и птиц о языке можно говорить только метафорически;

2) язык тесно связан с мышлением человека, а именно со способностью абстрагирования, то есть мысленного вычленения отдельных качеств, свойств и рассмотрение их вне зависимости от предмета и от остальных свойств → языковое средство формирования абстрактных понятий, а они – важнейший элемент мышления (конкретно-чувственные понятия есть и у животных);

3) язык является универсальным средством выражения мышления, наиболее адекватным средством; то есть и другие средства – предметная деятельность (носит специализированный характер; ограниченная сфера применимости);

4) язык – необходимое условие и средство социализации индивида, то есть совместной деятельности с другими людьми, человек через язык усваивает социальные нормы, правила, культуру, осваивает достижения предшествующих поколений;

5) язык выполняет ряд общественных функций, важнейшая функция – функция общения (коммуникативная).

Человек – язык – общество: связаны. Классическая мысль подчеркивает значение языка; в отдельных случаях указывают на опасности, заключенные в языке. Критика Ф. Бэконом неправильного употребления языка – «идолы (призраки) рыночной площади» - то, что мешает познанию: все говорят, но мало кто что-нибудь понимает; этот призрак может быть преодолен.

Современные философские проблемы изучения языка.

Нет прежнего безоглядного оптимизма. Обращают внимание на фундаментальные свойства языка, которые создают ловушки, опасности, не в силу небрежности использования языка, а в силу его природы. С другой стороны, подчеркивают огромную роль языка в жизни человека. Есть точка зрения, что произнесение – это акт творения.

Проблемы изучения языка.

1) Проблема существования: можно построить бессмысленную фразу, но построенную по правилам языка (глокая куздра) → правильность языковых конструкций не гарантирует смысла; о том, существуют ли объекты, запечатленные в языке, можно судить по грамматическим правилам или по логической непротиворечивости (нет круглого квадрата, кентавра, вероятно, тоже, но есть более сложные случаи – не пользуемся ли мы словами, реальных аналогов к которым нет, как их отличить?).

2) Соотношение лексического богатства/бедности языка с богатством/бедностью мышления. Более богатый язык позволяет выразить больше оттенков мысли, обнаруживает глубину мышления; бедный язык свидетельствует о неразвитости мышления. Однако даже богатый словарный запас не гарантирует глубину мысли, язык может развиваться быстрее мышления (особенно в современности). Человек может пользоваться языком, который не стал частью его жизненного мира (понятие ввел Э. Гуссерль; это та сфера бытия, которую субъект считает своей, в ее рамках ощущает себя нестесненным, все объяснимо). За пределами жизненного мира много того, что известно, но чуждо, об этом можно знать много, но это – не свое, оно непонятно. → общий объем языка распадается на две части: внутри и вне жизненного мира. Сейчас слишком большой объем информации, вся она в жизненный мир не вмещается.

→ вывод: объем языка всегда несколько больше объема мышления (самостоятельного). Гадамер: мышление всегда движется в границах колеи, пролагаемой языком.

3) Возникновение структурной лингвистики (Фердинанд де Соссюр, 1916 г., новый подход к изучению языка). → существенные изменения в мировоззрении при изучении языка, культуры, общества, человека. Структурный метод применим не только к языку. Язык – феномен, далеко выходящий за рамки сознания, то есть того, что может быть познано, язык запечатлевает бессознательные структуры, скрытые за внешними слоями сознания, это связано с языком как знаковой системой, лежат не в сфере значений языка, а в сфере его организации (структуры). Структуру невозможно перенести из одного языка в другой; она определяет структуру мышления человека, при разных структурах языков мышление существенно разное, перевести одно в другое невозможно → человек и его сознание подчинены действию независящих от воли людей безличных начал, сознание запрограммировано языком.

Структурный метод открыл перспективы развития языка, но поставил под вопрос единство человеческого рода (каждая национальная культура – отдельно?). Герменевтика и феноменология: сближение культур → сейчас сближение структурного метода и герменевтики.

4) Лингвистическая философия (Людвиг Витгенштейн, сначала логический позитивист, но уникален). Достижение ясности при пользовании языком. Обнаружил в языке органически присущую ему способность быть орудием человеческой неискренности и провоцировать на нее, даже когда человек хочет быть искренним. До Витгенштейна об этом говорил Аврелий Августин: человеку не под силу быть искренним даже перед собой и Богом; выход: предел искренности и правдивости – признать, что человек не в силах постоянно быть искренним и обманывает себя и Бога; тогда проблема искренности была связана с индивидуальным спасением души, а в 20 веке это социально значимая проблема. Изменение общества к лучшему связано с решением проблемы неискренности (Ортега-и-Гассет: искренность правит миром, так как ее мало, и она поэтому ценна). Витгенштейн: то, что вообще может быть сказано, может быть сказано ясно, а о чем нельзя говорить, о том следует молчать (то есть далеко не все открывается человеку информативно-познавательным путем; что-то всегда остается недосказанным, а сказанное на это намекает). ~ Хайдеггер: язык основывается внутри молчания. Самые важные человеческие проблемы (жизни, счастья, судьбы) лежат за пределами явно выраженного знания, о них нельзя сказать напрямую, из значение не выразимо в словах. Но это не умаляет значения языка, так как слово остается намеком на несказанное, и внимательно слушающий способен понять этот намек.

→ актуализирована вера в слово («Вначале было Слово…»). Ни одна фундаментальная проблема человеческого бытия не может быть ни поставлена, ни решена без пристального внимания к языку.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.217 (0.006 с.)