Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Цель и задачи освоения второго раздела.
Целью освоения второго раздела дисциплины является: системный анализ учений главных школ, направлений и отдельных представителей русской социологической мысли для выявления основной проблематики, генезиса и механизмов формирования предмета социологии, ее основных понятий и проблем. Дисциплина «История русской социологии» относится к профессиональному циклу базовой части учебного плана. Изучается в 4 семестре. Изучение данной дисциплины проводится в комплексе с изучением классической и современной западной социологии, что дает возможность лучшей ориентации студентов в обширном материале отечественной и зарубежной социологической мысли, складыванию у них системных представлений в области данного предмета и выявлению перспективных областей, направлений и методов исследования современных общественных процессов. 2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины: · осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8); · способность использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9); · способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);\ · способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (ПК-1); · способность и готовность использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности (ПК-4); · способность участвовать в разработке основанных на профессиональных социологических знаниях предложений и рекомендаций по решению социальных проблем, в разработке механизмов согласования интересов социальных групп и общностей (ПК-6). 3. В результате освоения второго раздела дисциплины обучающийся должен: знать: - содержание текстов первоисточников и основной дополнительной литературы; - содержание и систему основных понятий и частей учения того или иного крупного социолога; - теоретические и мировоззренческие затруднения, возникавшие на разных стадиях развития русской социологии, а также истолкование различными ее представителями задач и перспектив социологического знания;
- виды обобщений существовавших в истории социологии базовых идей, достижений и проблем; - способы рассмотрения важнейших факторов, определивших российскую специфику социологической науки; уметь: - осмыслять логику развития русской социологии, ее западные корни и причину ее возникновения; - анализировать и видеть суть борьбы идей внутри социологии, ее динамику, а также ее теоретико-методологическую и мировоззренческую роль и функции; - самостоятельно прорабатывать, конспектировать и выражать в форме рефератов или эссе тексты первоисточников и дополнительной литературы; - правильно выходить на нужную общекультурную составляющую процесса обучения с целью лучшей ориентации в смежных социологии отраслях гуманитарного знания; владеть: - полученным в ходе изучения дисциплины материалом для применения в других областях социологии; - историческим видением возникающих в социологии проблем; - объектной оценкой вклада русских социологов в развитие европейской и мировой социологической науки. 4. Содержание учебной дисциплины. Тема 1. Условия и предпосылки зарождения в России научной социологии (1 час) Главные общественно-исторические и социокультурные факторы, определившие национальную специфику социологической мысли в России: особенности исторического и социокультурного развития страны, духовные традиции, важнейшие события общественной жизни. Влияние идей славянофильства и западничества на формирование представлений о путях развития страны и содержании социального прогресса. А.И. Герцен и начало формирования народнической идеологии и народнического движения. Отмена крепостного права и влияние этого события на общественную мысль. Знакомство образованного русского общества с трудами философов, социологов и экономистов Запада как одна из предпосылок формирования отечественной традиции в становлении и развитии научной социологии. Популяризация позитивных идей О. Конта в российской прессе начиная с середины 40-х годов Х1Х века (В.Н. Майков, В.А. Милютин). Интерес к позитивистской философии и социологии со стороны ученых-обществоведов и естествоиспытателей. Значение трудов К.Д. Кавелина, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского и других крупных историков для становления отечественной научной социологии. Первое знакомство в России с марксистской теорией общества и трактовкой в ней понятия социального прогресса.
Тема 2. Позитивизм в русской философской и социальной мысли (1 час) Становление научной социологии в конце 60-х годов Х1Х столетия. Основные этапы развития социологической мысли в России (донаучный и научный). Важнейшие периоды в становлении и развитии истории социологии как новой научной дисциплины. Первые социологические труды П.А. Лаврова, Н.К. Михайловского, А.И. Стронина, П.Ф. Лилиенфельда. Особенности развития позитивистской социологии на русской почве. Формирование первых научных направлений: натуралистического (органицизм, географическое направление), субъективная социология. Характеристика взглядов на общество и социальный прогресс первых социологов натуралистического направления: Н.Д. Ножина, А.И. Стронина, П.Ф. Лилиенфельда. Идея географического детерминизма (А.П. Щапов, Л.И. Мечников). Трактовка Л.И. Мечниковым социального прогресса как процесса усиления солидарности и развития кооперации. Влияние на русские умы дарвинистских концепций общества в западной социологии (Л.И. Мечников, Н.К. Михайловский). Тема 3. Социально-философские и социологические воззрения славянофилов (1 час) Западничество и славянофильство как направления русской философской и социальной мысли. «Философические письма» П.Я. Чаадаева. Славянофилы о государственности, власти, соборности, общине и Русской идее. Проблема «Восток-Запад». Творчество И.В. Киреевского, А.С. Хомякова, К.С. Аксакова, С.Т. Самарина. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского. «Россия и Европа» (1968). Влияние «спора» западников и славянофилов на развитие русской философской, социальной и социологической мысли в России в XIX – XX вв. и в наше время. Тема 4. Субъективная социология (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, Н.И. Кареев) (1 час) Субъективная школа в социологии (этико-социологическое направление, субъективный метод) как широкое самобытное течение, сложившееся под влиянием позитивизма. Панморализм субъективистов и их связь с идеологией народничества. Основное содержание программных трудов («Исторические письма» П.Л. Лаврова и «Что такое прогресс?», «Герой и толпа» Н.К. Михайловского. Близость взглядов Н.И. Кареева к главным принципам этого направления. “Историческая философия” Н.И. Кареева. Сущность исторического процесса. Предмет и задачи исследования: метод, функции, теории. Отношение “социологии” и “истории”. Теория личности Н.И. Кареева. Главные темы трудов социологов субъективной школы: предмет социологии, ее структура, функции, задачи; социология теоретическая и практическая; социальный прогресс; солидарность; смысл истории; закономерности исторического процесса; личность и общество; роль интеллигенции в социальном прогрессе; нравственный идеал; метод; знание как единство правды-истины и правды-справедливости. Обусловленность метода субъективной социологии спецификой объекта исследования и особой природой субъектно-объектных отношений в сфере социального познания. Критика субъективного метода его противниками. Концепция истории у П. Лаврова (понятие «критически мыслящей личности»), механизмы зарождения и развития солидарности. Учение П.Л. Лаврова о потребностях как факторе прогрессивного развития общества. Развитие Н.К. Михайловским и Н.И.Кареевым психологического подхода к изучению человека и общества. (“Герои и толпа”, “Борьба за индивидуальность”). Теория подражания в трудах Н.К. Михайловского и Г. Тарда (сравнительная характеристика). Критика Н.К. Михайловским органицистских и социал-дарвинистских теорий в мировой социологии. Приоритет субъективной социологии в обращении к ценностным установкам. Критика субъективной социологии представителями других направлений (марксистской социологии и др.)
Тема 5. Марксистская социология в России (1 час) Предпосылки формирования марксистской мысли в отечественной социологии. Знакомство в России с трудами К. Маркса. Популяризация марксистской мысли. Крупнейшие теоретики марксистского направления в социологии России: Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, Н.И. Бухарин. Г.В. Плеханов как основоположник марксизма в России и революционный идеолог. Идея социализма как основа социологических взглядов Г.В. Плеханова. Главные объекты внимания Плеханова-социолога: предмет социологии, взаимоотношения между историей и социальной психологией, исторического и экономического знания, взаимоотношения коллектива и индивида, роль личности в истории, закономерности общественного сознания, методология социального познания. В.И. Ленин как социолог-теоретик марксизма. Развитие В.И. Лениным марксистской теории общества. Анализ развития капитализма в России. Изучение социально-классовой структуры российского общества. Теория империализма как высшей стадии капитализма. Разработка теории буржуазно-демократической революции. Развитие концепции пролетарской революции и диктатуры пролетариата. Концепция революционной ситуации. Социология партий. Проблемы национальных отношений в произведениях В.И. Ленина. Бухарин Н.И. и его важнейшие темы: классовая борьба и революция, экономические и политические функции советского государства, научные основы управления плановым хозяйством, “теория равновесия”. Базовая категория социологической теории Бухарина - производительные силы как техническая система общества. Главный социологический труд Н.И. Бухарина - “Теория исторического материализма. Критика марксистской социологии как теории и методологии социальных исследований представителями других направлений (позитивизм, неокантианство).
Тема 6. Неокантианская школа в русской социологии (1 час) Основные предпосылки зарождения неокантианской мысли в Европе конца Х1Х столетия. Идеи баденской школы (В. Риккерт и Г. Виндельбанд). Условия зарождения неокантианского направления в России. Разработка основных принципов неокантианской философии и социологии П.И. Новгородцевым, методологии социальных наук Б.А. Кистяковским, Л.И. Петражицким, В.М. Хвостовым, А.С. Лаппо-Данилевским. Борьба за идеализм как общая задача неокантианского направления. Категория личности как ключевая в неокантианских концепциях. Нравственное начало и нравственный идеал в структуре социального поведения. Проблема исследования взаимоотношений права и нравственности - центральная в обосновании неокантианского подхода к обществу и человеку. Обращение к теоретическому анализу понятия правовой личности. Близость неокантианства и русской религиозной философии начала ХХ века в понимании категории свободы. П.И. Новгородцев как основатель российской философии права и крупнейший критик марксистской социологии (“Об общественном идеале”). Критика позитивизма и разработка основных принципов методологии социального познания в трудах Б.А. Кистяковского (“Социальные науки и право”) и А.С. Лаппо-Данилевского (“Методология истории”). Л.И. Петражицкий - основатель российской традиции в психологии права. Роль разработанной им теории эмоций в прогрессе социального познания (“Основы эмоциональной психологии”). Исследование В.М. Хвостовым вопросов теории, истории и методологии социологии, теории культуры и др. («Основы социологии», «Нравственная личность и общество»). Участие социологов неокантианского направления в обсуждении исторической ответственности русской интеллигенции в сборниках «Вехи», «Из глубины» и др. Тема 7. Социологическое содержание взглядов русских религиозных философов Серебряного века (1 час) Философия Вл. Соловьева - источник русского религиозно-философского сознания конца Х1Х - начала ХХ столетия. Творчество Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, С.Л. Франка, Н.О. Лосского, И.А.Ильина и других представителей Русского духовного Ренессанса. Эволюция взглядов крупнейших представителей этого направления от “легального марксизма” и радикальных демократических взглядов к новому религиозному мировоззрению. Концепция “нового христианства” Н.А. Бердяева: трактовка понятий “Нового Бога”, свободы, творчества, конечных судеб мира и утраты смысла истории, диалектики свободы и несвободы (“Самопознание” и др. труды). Религиозное сознание как средство духовного освобождения (С.Н. Булгаков) и его работа Философия хозяйства». “Конкретный идеализм” С.Л. Франка, его идея целостности живого бытия и взгляд на методологию социальных наук. Идейная близость русских религиозных философов с неокантианским течением в социологии. Обсуждение вопроса об исторической миссии интеллигенции (сборник “Вехи”). Влияние идей русского религиозного идеализма на развитие отечественной социологии в СССР и эмиграции
Тема 8. Плюралистическая социология М.М. Ковалевского. (1 час) М.М. Ковалевский – социолог-энциклопедист. Сочетание в его творчестве нескольких областей знания: истории, социологии, экономики, права. Его «социология как наука» и «сравнительно-исторический метод». Основные положения его генетической социологии. Теория прогресса в контексте генетической социологии. Концепция методологического плюрализма как итог дискуссии в мировой науке по проблеме одного фактора. «Теория факторов»: особенности социального взаимодействия. Критика Маркса. Участие Ковалевского в процессе институционализации социологии. Тема 9. Неопозитивизм в русской социологии (1 час) Начало кризисных явлений в развитии классического позитивизма как часть общеевропейского кризиса культуры. Критики позитивистских принципов социального познания с конца Х1Х века противниками этой доктрины. Пересмотр устаревших положений своей теории и поиски путей совершенствования самими представителями позитивизма. Статья Е.В. Де Роберти “Наука и метафизика” (1875) и появление термина “новый позитивизм” (с последующим преобразованием в “неопозитивизм”). Основатели неопозитивизма в отечественной социологии: П.А. Сорокин, К.М. Тахтарев, А.С. Звоницкая. П.А. Сорокин - ученик Ковалевского и Петражицкого, представитель нового (неопозитивистского) течения в отечественной социологии. Основное содержание российского периода деятельности Сорокина: исследователь, организатор науки, педагог, общественный деятель. Основатель первого в России Социологического факультета. Важнейшие особенности процесса становления социологии неопозитивизма: модернизация социологической теории в границах изначально заданной схемы; переориентация фундаментальных принципов позитивизма на качественно новый эмпирический материал; преодоление натуралистических тенденций, редукционизма, крайностей эмпиризма, психологизма. Уточнение и обновление принципов изучения социальных явлений. Новое определение предмета и методов социологии, ее задачи. Главный объект социологии - поведение людей как явление транссубъективного порядка. Социальные процессы - сфера изменений структур поведения. Взаимодействие - основа социальной жизни и содержания соответствующего понятия в различном терминологическом оформлении: “социальные связи” (А.С. Звоницкая), “социальные действия” (К.М. Тахтарев), “взаимодействие” (П.А. Сорокин). Замена понятия фактора понятием функции. Введение термина “независимая переменная”. Отказ от эволюцонизма и сравнительно-исторического подхода к социальным явлениям. Связь отечественных теорий неопозитивизма с концепциями западных ученых (Г. Тарда, Ф. Гиддингса и др.). Тема 10. Русская социология в послереволюционный (1917 года) период. Социология русской эмиграции первой в половине ХХ в. (1 час) Влияние событий Февраля и Октября 1917 года на положение в стране социологии и социологического образования. Новые исторические задачи времени и содержание социологической работы. Дискуссии по вопросам социологии: о предмете, о задачах социологии. Создание новых научных институтов, реорганизация социологического образования. Эмпирические исследования. Разнообразие тематики отраслевой социологии, ее связь с задачами развития нового общества. Популяризация научного наследия классиков русской и мировой социологии. Сохранение позитивизмом научного авторитета наряду с усилением марксистской идеологии. Отъезд из страны в 1922 году большой группы известных деятелей науки и культуры в том числе известных социологов), его причины и отражение этого события на развитии науки, культуры образования. Усиление давления идеологии и политики на общественные науки. Завершение к концу 20-х годов острых дискуссий среди обществоведов отказом от социологии как науки буржуазной и замена её историческим материализмом. Социология русской эмиграции ХХ в. П.И.Новгородцев, Н.А Бердяев, Б.П. Вышеславцев о кризисе западной культуры и цивилизации, пути русской и всемирной истории. Творчество И.А. Ильина. Идеи евразийства (Н.С. Трубецкой, П.Н Савицкий, Г.В. Вернадский. Л.П. Карсавин). Тема 11. История социологического образования в России (1 час) Процесс институционализации социологии, его специфика в России. Социологическое образование как важнейшая форма институционализации науки. Первые попытки чтения лекций по социологии в российских университетах (Н.М. Коркунов, Н.И. Кареев), составления программ для желающих изучать эту науку (С.Н. Кривенко) и издания учебной литературы (Лекции Н.И.Кареева, переводы западных учебников). Формирование концепции социологического образования в трудах отечественных социологов (Н.И. Кареева, М.М. Ковалевского и др.). Русская Высшая Школа общественных наук в Париже (1900), ее организаторы и ведущие лекторы (М.М. Ковалевский, Е.В. Де Роберти и др.). Значение Русской школы в Париже для развития мировой системы социологического образования. Первая в России кафедра социологии (1908), принципы ее создания, организаторы (М.М. Ковалевский, Е.В. Де Роберти), учебные программы. Первые учащиеся (П.А. Сорокин, Н.Д. Кондратьев). Значение этой кафедры для дальнейшего развития в России социологического образования. Изменение отношения к социологии и социологическому образованию в феврале 1917 года. Введение социологии как учебного предмета в школах разных типов и уровней. Рост числа и разнообразия учебной литературы с конца второго десятилетия ХХ в. Факультеты общественных наук (ФОНы), появившиеся во многих вузах страны. Первый в России социологический факультет, созданный на базе ФОНа Петроградского университета П.А. Сорокиным (1920). Возрождение системы социологического образования в вузах и средних школах России в 80-е годы ХХ века. Создание социологических факультетов в крупнейших университетах страны, в том числе Московском и Ленинградском (1989). Тема 12. Советский период развития социологии (1 час) Критика буржуазной социологии советскими обществоведами и подготовленный в результате перелом в развитии отечественной науки. Возобновление конкретных социологических исследований в 50-е годы ХХ века. Постепенное включение советских социологов в международную научную жизнь. Возвращение к дискуссии о взаимоотношении социологии и исторического материализма. Расширение социологической проблематики в работах по смежным дисциплинам (философии, истории и др.) Изучение достижений западной социологии. Основание Советской Социологической ассоциации (1958), затем Института социологии АН СССР. Тематика научных исследований: теория и история социологии, методика и техника конкретных социологических исследований, отраслевая социология. Издание научной и учебной литературы. Выход в свет трудов ученых-социологов: Г.М. Андреевой, И.В.Бестужева-Лады, И.А. Голосенко, Б.А. Грушина, Т.И. Заславской, А.Г. Здравомыслова, Л.Г. Ионина, И.С. Кона, Ю.А. Левады, Г.В. Осипова, М.Н. Руткевича, А.Г. Харчева, В.А. Ядова и др. Дискуссии о предмете, структуре и функциях социологии, о соотношении эмпирического и теоретического уровней познания. Основание журнала “Социологические исследования” (1974). Рост удельного веса социологической тематики в журналах “Вопросы философии” и “Философские науки”. Начало создания в вузах страны кафедр социологии, отделений, а затем и социологических факультетов (70-е - 80-е годы). Введение социологии в программы средних школ. Качественные сдвиги в развитии социологии в результате систематической подготовки профессиональных социологов и применения электронной техники. Появление новой тематики в началом перестройки и в постперестроечный период. 5. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Вопросы для самоконтроля: 1. Общественно-исторические и социокультурные предпосылки появления социологии в России. 2. Особенности развития социологии в России. 3. Институционализация социологии в России. 4. Основные направления позитивизма в русской социологии, крупнейшие представители. 5. Географическое направление в русской социологии (Л.И. Мечников). 6. Органическое направление в русской социологии (П.Ф. Лилиенфельд). 7. Психологическая школа (Е.В. Де Роберти, Н.И. Кареев). 8. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского. 9. Роль Е.В. Де Роберти в развитии русской социологии. 10. Н.И. Кареев как социолог. 11. Субъективная школа в русской социологии (П.Л. Лавров и Н.К. Михайловский). 12. Неокантианская школа в русской социологии (Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий и др.). 13.: Плюралистическая теория М.М. Ковалевского. 14. Особенности развития марксистской социологии в России (Г.В. Плеханов и В.И. Ленин). 15. П.А. Сорокин: российский период научной деятельности. 16. Социология в СССР после 1917 г. 17. Социальная концепция славянофилов и их размышление о задачах национального образования. 18. Взаимоотношения права и нравственности как проблема неокантианской социологии. 19. Первые в России учебные заведения с социологической специализацией. 20. Понятие нравственного идеала в теориях русских социологов. 21. Вклад М.М. Ковалевского в методологию социологии. 22. Теория исторического процесса П.Л. Лаврова. 23. Психологические основания социологических исследований (на материале трудов Н.К. Михайловского). 24. Теория эмоций в социологических исследованиях Л.И. Петражицкого. 25. Понятие социального прогресса в трудах русских социологов разных направлений. 26. Теория потребностей в социологии П.Л.Лаврова. 27. “Система социологии” П.А.Сорокина, ее значение для развития отечественной и мировой социологии. 28. Принципы генетической социологии, сформулированные М.М.Ковалевским. 29. Теория личности в трудах русских социологов неокантианского направления. 30. Методология социальных наук и взгляд на развитие социологии в труде Б.А. Кистяковского “Социальные науки и право”. 31. История институционализации в России (развитие научной прессы, создание научных обществ, начало социологического образования). 32. Герои и толпа: новое в исследовании общественных явлений (на материале одноименного произведения Н.К. Михайловского). 33. Разработка теории личности в трудах Н.И. Кареева. 34. Биосоциальная гипотеза Е.В. де Роберти и понятие надорганического. 35. Социальная патология и средства ее терапии (П.Ф.Лилиенфельд). 36. Е.В. де Роберти о взаимоотношениях философии и социологии. 37. Интеллигенция как социальный феномен (по материалам научных трудов социологов России). 38. Взгляд на историю социологов неокантианского направления (П.И.Новгородцев, В.М.Хвостов). 39. История социологии как предмет специального исследования в трудах Н.И.Кареева, М.М.Ковалевского и других социологов России. 40. Н.И.Ножин - первый ученый-социолог (значение его идей для развития научной социологии в России). 41. Неопозитивизм в русской социологии: важнейшие предпосылки, главные отличительные черты. 42. Кризис науки и культуры в конце 19 века и его отражение в социологии. 43. Теория общества К.Маркса и В.И.Ленина. 44. Марксизм-ленинизм как теория социального конфликта. 45. Теория социального развития в трудах русских социологов-марксистов. 46. Основные идеи социально-нравственных доктрин русской религиозной философии. 47. «Система социологии» П.А. Сорокина: значение этого труда для последующего развития социологии. 48. Теоретическое наследие русской социологии и современности. Планы практических занятий Занятие 1. Тема: Становление и особенности развития отечественной социологии (2 часа) Практическое занятие проводится методом традиционного научного семинара с обсуждением темы: «Характеристика всех этапов развития и направлений классической русской социологии». В ходе данного занятия необходимо особо выделить и рассмотреть вопрос поисков предмета социологии в Европе и России и теоретических трудностей данного вопроса. Вопросы для обсуждения: 1. Развитие социально-философской, социальной мысли в России. 2. История развития социально-статистических, эмпирических исследований в России 3. Предпосылки и условия развития социологии в России. 4. Периодизация, исторические этапы развития отечественной социологии. 5. Институционализация социологии и социологическое образование в России. Литература основная: №№ 6, 7. Литература дополнительная: 1, 2, 4, 5. Занятие 2. Тема: Позитивизм и истории русской социологии (географический детерминизм и органицизм). (2 часа) Практическое занятие проводится методом традиционного научного семинара с обсуждением темы: «Мировоззренческие и теоретические различия (в рамках позитивизма) главных позитивистских российских школ и направлений. В ходе занятий обсуждаются результаты выполнения заданий по №№ 1, 3, 9, 39, 42. Вопросы для обсуждения: 1. Основные философские, теоретические и методологические идеи и понятия позитивизма. Наиболее яркие представители позитивизма в западной социологии. 2. Географическое направление: основные принципы. Географический детерминизм в западно-европейской истории социальной мысли (Ш. Монтескье, Г. Бокль, Ф. Ратцель) 3. Творчество Л.И. Мечникова 4. Идеи географического направления в русской исторической науке (В.О. Ключевский, С.М. Соловьев) 5. Органическое направление (органицизм): Стронин А.И., Лилиенфельд П.Ф. Литература основная: 2,4,6,7,8,17. Литература дополнительная:1,2,4,5. Занятие 3. Тема: Социально-философские и социологические воззрения западников и славянофилов. (2 часа) Практическое занятие проводится в форме дискуссии на тему мировоззренческого раскола в образованном русском обществе и формах существования этого раскола в современной России. В ходе занятий обсуждаются результаты выполненных заданий по №№ 4,5,6,35,40. Вопросы для обсуждения: 1. Становления двух направлений в русской социальной мысли XIX в. («Философические письма» П.Я. Чаадаева). Научно-теоретические и исторические предпосылки спора западников и славянофилов. 2. Россия и Европа: взгляд западников (Н.В. Станкевич, К.Д. Кавелин, Т.Н. Грановский, А.И. Герцен.) 3. Эволюция западничества: утопический социализм А.И. Герцена и русский либерализм (К.Д. Кавелин и Б.Н. Чечерин) 4. Взгляды славянофилов на социально-историческое развитие России (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков и др.) 5. Оппозиция «Восток-Запад», «Россия-Европа» в творчестве славянофилов. 6. Теория культурно-исторических типов в творчестве Н.Я. Данилевского («Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому»). Литература основная: 1,3,6,7,10. Литература дополнительная: 1,2,4,5. Занятие 4. Тема: Психологическое направление в истории русской социологии XIX века. (2 часа) Практическое занятие проводится в форме традиционного семинара с заслушиванием и последующим обсуждением докладов по тематике вопросам к семинару. В ходе докладов обсуждаются темы 7, 9, 34, 36. Вопросы для обсуждения: 1. Предпосылки становления психологического направления в истории западной и русской социологии. Основные представители психологической школы в западной социологии. Основные принципы данного направления. 2. Де Роберти Е.В: основные направления творчества и идеи. Де Роберти о социологии как науке. 3. Кареев Н.И.: вклад в становление отечественной социологической науки. Кареев о методе в социологии. Кареев о роли личности в социально-историческом процессе. 3. Коркунов Н.М.: проблема соотношения личности и общества, происхождения социальных институтов (государства). Литература основная: 6, 7, 8. Литература дополнительная: 1, 2, 4, 5. Занятие 5. Тема: Субъективное направление в истории русской социологии XIX века. (2 часа) Практическое занятие проводится в форме круглого стола по теме: «Выявление основного мировоззренческого и методологического противоречия русских субъективистов и актуальность их социологии для наших дней». В ходе занятия обсуждаются достоинства и недостатки написанных эссе по вопросам 10, 11, 22, 23, 26, 32, 33. Вопросы для обсуждения: 1. Научно-теоретические и социально-политические предпосылки становления субъективного направления в истории русской социологии. Основные представители. Основные принципы данного направления. 2. Лавров П.Л.: основные направления творчества и идеи. Социология и история. Предмет и метод социологии. Теория прогресса. 3. Социология Н.К. Михайловского. О методе в социологии. «Борьба за индивидуальность». «Герои и толпа». Литература основная: 3, 6-8, 10. Литература дополнительная: 1,2,4,5,7. Занятие 6. Тема: Плюралистическая теория М.М. Ковалевского. (2 часа) Практическое занятие проводится в форме докладов и обсуждений. В ходе занятия разбирается тема: «Смысловое содержание указаний М.Ковалевского о необходимости для социолога «энциклопедичности знаний». В ходе ПЗ проверяются контрольные задания №№ 13, 21, 29. Вопросы для обсуждения: 1. Ковалевский М.М. в истории отечественной социологии: этапы научной биографии, роль в становлении социологического образования в России. 2. Социология как наука. Социально-исторический метод. 3. Многофакторная основа общества. Критика «теорий одного фактора». 4. «Генетическая социология». Генезис основных социальных институтов (по раб. «Происхождение семьи, рода, племени, собственности, государства и религии»). 5. Теория прогресса в творчестве М.М. Ковалевского. Литература основная: 2, 6, 7, 8, 9. Литература дополнительная: 1, 2, 4, 5. Занятие 7. Тема: Социология русского неокантианства. (2 часа) Практическое занятие проводится в форме проблемного семинара по теме: «Русские неокантианцы и современность: актуальность их теории для отечественной социологии и практики наших дней». Вопросы для обсуждения: 1. Научно-теоретические предпосылки становления неокантианской социологии. 2. Кризис позитивистской традиции в социально-философской и социологической мысли. 3. Социальная гносеология А.С. Лаппо-Данилевского и Б.А. Кистяковского. 4. Нормативная концепция П.И. Новгородцева и В.М. Хвостова. 5. Психологически-эмоциональный вариант неокантианства Л.И. Петражицкого. Литература основная: 1,3,4,6,7,8,11,12. Литература дополнительная: 1,3,4,5. Занятие 8. Тема: Марксистская социология в России. (2 часа) Практическое занятие проводится в форме диспута по теоретическому наследию Маркса, Плеханова, Ленина и причинах популярности их теории в современной России. Базовые вопросы для обсуждения: 1. Марксизм в истории русской социологии. 2. Экономический материализм Г.В. Плеханова. 3. В.И. Ленин (Ульянов) как социальный теоретик и политический практик. 4. Спор Плеханова и Ленина с идеями “легального марксизма” и актуальность марксизма-ленинизма сегодня. Литература основная: 1-4, 6-8. Литература дополнительная: 1, 3-6. Занятие 9. Тема: Неопозитивизм в русской социологии начала ХХ века. (2 часа) Практическое занятие проводится в форме традиционного семинарского занятия с рассмотрением вопроса о трансформации взглядов П.Сорокина после его эмиграции в США. На практическом занятии разбираются эссе №№ 15, 27, 41, 47. Вопросы для обсуждения: 1. Неопозитивизм: научные предпосылки, теория и методология. А.С. Звоницкая: концепция «социальной связи». В.М. Бехтерев: основные идеи его «коллективной рефлексологии». Социологическая теория К.М. Тахтарева. 2. Российский период творчества П.А. Сорокина: основные характеристики. «Преступление и кара, подвиг и награда». 3. Теория нормативной регуляции общественной жизни. Разновидности социальных норм. 4. Формы и механизмы социальной регламентации человеческого поведения. Мораль и право как институты (и инструменты) социального контроля. 5. Социология как наука (по Сорокину). Основные разделы социологии (социальная аналитика, социальная механика и социальная генетика). 6. Социальное взаимодействие как элементарная структурная составляющая предмета социологического анализа. Теория «проводников взаимодействия». Социальная механика как «физиология общества». 7. Описание и классификация основных факторов, определяющих логику протекания социальных процессов. Литература основная: 2, 5, 8, 13, 14, 15, 16, 17. Литература дополнительная: 1, 3-6. Занятие 10. Тема: Социологическая мысль русской эмиграции. (2 часа) Занятие проводится в смешанной форме: слушание докладов и дискуссии по теме: «Анализ русскими социальными мыслителями в эмиграции краха Российской Империи и задачи России после крушения коммунистического режима». 1. Русская социология в изгнании: Чехословакия, Германия, Франция, США (П.Новгородцев, Г.Гурвич, Н.Н.Алексеев, Ф.А.Степун, Б.П. Вышеславцев, С.А. Левицкий). 2. Социальный Апокалипсис: критика цивилизации и прогнозы: Трубецкой Н.С., Вышеславцев Б.П. и др. 3. Социально-политические взгляды и «Русская идея» И.А. Ильина, Н.А.Бердяева, С.Л.Франка. 4. О русском национальном характере: Л.П. Карсавин и И.П. Солоневич. 5. Завещание русских философов и социологов и современность. Литература основная: 1-4, 12, 13. Литература дополнительная: 5-6. 7. Задания для самостоятельной работы. 1. Написать реферат на тему: «Антипозитивизм в русской социологии». 2. Написать эссе на тему: «Что такое энциклопедичность знаний по М.Ковалевскому». 3. Написать реферат на тему: «Кризис позитивистской традиции в социологической мысли России и Европы». 4. Написать эссе: «Что такое «панморализм» в субъективной школе социологии». 5. Написать реферат на тему: «Нормативная социология В.Хвостова». 6. Написать эссе: «Краткий итог социологической деятельности П.Сорокина в России».
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.239.123 (0.175 с.) |