Эргономика рабочего места оператора за компьютером 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эргономика рабочего места оператора за компьютером



Эргономика работающего с ноутбуком

Учитель подводит учащихся к формулировке понятия «эрго­номичность мебели».

Эргономичность мебели — это соответствие размеров и формы мебели анатомически правильному положению позвоночника, рук, ног и других систем человеческого организма, в результате чего утомляемость человека на рабочем месте сводится к минимуму.

Рассказ учителя

Современная работа по большей части связана с постоянным сидением перед экраном компьютера. В результате длительной сидя­чей работы появляется множество проблем со здоровьем: сутулость деформация позвоночника, хронические боли в руках, хроническое растяжение сухожилий кистей рук, и т. д.

«Микрофон»Каковы эргономические требования к организации рабоче­го места при работе на компьютере?

Выводы.

Вот что советуют специалисты по эргономике для оптимиза­ции рабочего места:

эргономичными считаются полукруглые, а не прямоуголь­ные столы, которые позволяют совмещать различные виды деятельности, например: работа с бумагами и компьютерная работа; пространство под столешницей должно быть не мень­ше 74 см, тогда будет обеспечиваться необходимое пространс­тво для ног; клавиатура должна располагаться в 10—15 см от края стола (в зависимости от длины локтя) — в таком случае нагрузка будет приходиться не на кисть, а на более «мясис­тую» часть локтя; глубина компьютерного стола должна быть такой, чтобы полностью положить локти на стол, при этом отодвинув клавиатуру к монитору;

эргономичное офисное кресло регулируется по высоте, при помощи специальной формы спинки поясница поддержива­ется в правильном положении, имеет подголовник, который располагается под определенным, регулируемым углом, в ре­зультате голова занимает правильное положение; кресло об­ладает механизмом качания, которое обеспечивает фиксацию различных углов наклона спинки и сиденья относительно плоскости пола, в результате можно откинуться в кресле и отдохнуть и т.п.

монитор должен располагаться на расстоянии 60-70 см от глаз (расстояние вытянутой руки); выберите монитор, кото­рый можно наклонять, вращать, который имеет настройку контрастности и яркости изображения; наклоните монитор немного от себя (верхняя часть экрана должна быть чуть дальше от глаз, чем нижняя). Это уменьшит нагрузку на глаза и научит вас правильно держать шею (применение жидкокристаллических мониторов значительно снижает

утомляемость глаз и, к тому же, существенно экономит ра­бочее пространство); не забывайте регулярно стирать пыль с экрана монитора;

о свещенность рабочего пространства должна быть такой, что­бы на экран не падали отражений и блики; помимо общего света в комнате, на столе должна находиться специальная рабочая лампа (при работе с документами); освещение над рабочим столом лучше всего располагать так, чтобы оно было слева и немного сверху;

постарайтесь, чтобы те предметы, которыми вы часто поль­зуетесь, находились на расстоянии вытянутой руки. Если вы что-то перепечатываете с листа, расположите материалы так, чтобы избегать частых движений головой, шеей или глазами. Большая часть этих требований распространяется и на обыч­ное рабочее место ученика (в школе или дома).

Работа в малых группах

Оцените эргономику этих рабочих мест.

Представители малых групп выступают с выводами. Учитель корректирует их (при необходимости).

3. Личная эргономика. Рассказ учителя

В результате длительной сидячей работы появляется множес­тво проблем со здоровьем: сутулость, деформация позвоночника, хронические боли в руках, хроническое растяжение сухожилий кистей рук, ухудшение зрения, замедление кровообращения в но­гах, «затекание рук и шеи» и т. д. Только вы сами можете поза­ботиться о своем здоровье.

Личная эргономика во время работы на компьютере:

-Через каждый час работы на компьютере делайте перерыв на 15 мин для отдыха глаз. Запомните два волшебных слова: отдых и расслабление:

а) отдых: простейший способ дать глазам отдохнуть — за­крыть их и мысленно представить что-нибудь приятное. Обычно мы делаем это инстинктивно. Постарайтесь также чаще мигать, чтобы ваши глаза не были сухими;

б) расслабление: причина многих недостатков зрения — не­вольное напряжение.

Учитель рассказывает правила и упражнения для расслабления.

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

0 Работа в малых группах

Задание.

1. Прочитайте предложенную информацию.

2. Выпишите эргономические характеристики, присутствующие в описании мебели.

3. Оцените эргономичность этой мебели (мне понравилось, я бы хотел иметь такое кресло; мне не понравились такие характеристики, как..., потому что...).

Работа по карточкам

 

ИТОГИ УРОКА

Заключительное слово учителя

В эргономических исследованиях используются такие методы: соматография, экспериментальные (макетные) методы (метод плос­ких манекенов тела, метод наложения на чертежи проектируемых мест схем рабочих зон), составление профессиограмм трудовой де­ятельности. Применение эргономических рекомендаций позволяет повысить комфортность труда работающих» снижает уровень про­фессиональных заболеваний, повышает работоспособность человека и, соответственно, эффективность его труда.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

24. Выполнить задания в рабочей тетради.

25. Подготовиться к оцениванию по теме «Эргономика в струк­туре преобразовательной деятельности».

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

РАЗРАБОТКА РАБОЧЕГО МЕСТА УЧЕНИКА С УЧЕТОМ ОСНОВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ЭРГОНОМИКИ

Ход работы

1. Внимательно изучите рабочее место ученика (в школе или дома).

2.Выполните эскиз рабочего места.

3.Определите набор эргономических требований к рабочему месту ученика (для полноты списка требований воспользуй­тесь справочной литературой, сайтами в Интернете, проведите анкетирование своих знакомых, друзей и т. п.).

4.Сгруппируйте требования по следующим категориям. Антропометрические требования:...

Эстетические требования:...

Санитарно-гигиенические требования:...

Разработайте рабочее место ученика с учетом основных тре­бований эргономики.

Выполните описание своей разработки.

 

ВОПРОС 19

ТЕМА. | ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Цель: обобщить и расширить знания о глобальных проблемах человечества, путях их преодоления, ознакомить с основными причинами возникновения техногенных катастроф, расширять кругозор учащихся, развивать чувство личной причастности к проблемам человечества.

Ожидаемые результаты: учащиеся характеризуют глобальные проблемы человечества, пути их преодоления, оценивают возможные результаты техногенных катастроф, опреде­ляют пути решения энергетической проблемы.

Основные понятия: демографическая, экологическая, энергетическая проблемы, альтернативные виды энергии, техногенная катастрофа.

Тип урока: комбинированный.

Структура урока

I. Организационный момент 1 мин

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся 5 мин

XIV. Изучение нового материала 27 мин

26. Проблемы общемирового уровня.

27. Возможные пути преодоления глобальных проблем.

28. Техногенные проблемы в обществе.

XV.Закреплен. новых знаний и умений учащихся-5 мин

V. Итоги урока 5 мин

VI. Домашнее задание 2 мин

Ход урока

14) ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

15) АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Заслушиваются сообщения учащихся.

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Проблемы общемирового уровня

Учитель обобщает сообщения учащихся.

Рассказ учителя

Термин «глобальные проблемы человечества» появился в 1960-е гг. благодаря деятельности Римского клуба. Римский клуб — международная общественная организация, созданная ита­льянским промышленником Аурелио Печчеи и генеральным ди­ректором по вопросам науки ОЭСР Александром Кингом 6-7 ап­реля 1968 г. Римский клуб объединяет представителей мировой политической, финансовой, культурной и научной элиты. Членство в Римском клубе ограничено (100 человек). В разное время дейс­твительными членами клуба были академики Д.М. Гвишиани, С. П. Капица, Е. К. Федоров, Е. М. Примаков, Ч. Айтматов, В. А. Садовничий, почетными членами — М. С. Горбачев, Б. Е. Па- тон. В начале 2008 г. международный секретариат Римского клуба передислоцирован из Гамбурга (Германия) в Винтертур, Швейцария (кантон Цюрих). Римский клуб в мае 2008 г. разработал новую трехгодичную программу «Новый путь мирового развития» (A New Path for World Development), в которой определены основные на­правления деятельности до 2012 г.

Глобальные проблемы человечества — это проблемы, которые касаются всего человечества, затрагивают взаимоотношения меж­ду странами мирового сообщества, отношения между обществом и природой, вопросы совместного решения ресурсообеспеченности.

Определяют такие глобальные проблемы:

Демографическая проблема порождена быстрым ростом чис­ленности населения в развивающихся странах. Эти страны вследс­твие своей экономической, социальной и культурной отсталости меньше всего способны обеспечить свое удваивающееся каждые 20-30 лет население продовольствием, а также другими матери­альными благами, дать хотя бы элементарное образование подрас­тающему поколению и предоставить работу населению в трудоспо­собном возрасте. Кроме того, быстрый рост численности населения сопровождается своими специфическими проблемами, одной из которых является изменение его возрастной структуры: доля де­тей до 15 лет на протяжении последних трех десятилетий увели­чилась в большинстве развивающихся стран до 40-50 % их насе­ления. В результате значительно выросла экономическая нагрузка нетрудоспособного населения на трудоспособное, которое ныне в этих странах почти в 1,5 раза превышает соответствующий показа­тель в промышленно развитых странах. Таким образом, потенциальная опасность современной демографической ситуации заключается не просто и не столько в том, что в предстоящие два десятилетия население земного шара увеличится почти в 1,5 раза, сколько в том, что появится новый миллиард голодающих, мил­лиард не находящих применения своему труду людей в городах, полтора миллиарда обездоленных людей, живущих за «чертой бед­ности». Такое положение было бы чревато глубокими экономиче­скими, социальными и политическими потрясениями как внутри отдельных стран, так и на международной арене.

Решение данной глобальной проблемы упирается в сложный комплекс социально-экономических задач современности (регули­рование стремительного роста численности населения, преодоление разрыва в развитии между богатыми и бедными странами, устра­нение нищеты, голода и неграмотности; необходимость победы над старением человека, а также радикального продления жизни лю­дей; проблема онкологических, сердечно-сосудистых заболеваний и СПИДа).

Экологическая проблема связана с разрушением природной среды. Она стоит очень остро, так как человек все больше и больше вмешивается в природу, забывая о необходимости поддерживать в ней биологическое равновесие. Экологическая проблема — глобаль­ная проблема человечества, возникшая с началом индустриальной деятельности человечества и особенно обострившаяся во второй половине XX в. Кроме индустриализации, углублению экологиче­ской проблемы способствовали ядерные испытания, проводимые в трех средах географической оболочки Земли (воздух, вода, зем­ля). Экологическая проблема многогранна, так как она проявляется практически во всех отраслях деятельности человека.

К экологической проблеме относятся:

1.сокращение площади лесов в умеренном и тропическом по­ясах, следствием чего является сокращение источников по­ступления кислорода в атмосферу;

2.опустынивание территорий в результате нерациональной хо­зяйственной деятельности;

3.уменьшение биологического разнообразия растений и живот­ных Земли из-за разрушения среды их обитания и др.;

4.водная и ветровая эрозия почвы уменьшает площадь паш­ни, снижает плодородие почвы, затрудняет обработку полей, разрушает дороги и другие сооружения, заиливает каналы и водохранилища;

5.машинная деградация почв под влиянием движения тракто­ров и воздействий сельскохозяйственной техники приводит к разрушению структуры и ухудшению качеств почвы;

6.загрязнение почвы в результате применения большого коли­чества удобрений (пестицидов) снижает способность бактерий разлагать органический материал почвы и производить необ­ходимые растениям питательные вещества;

7.загрязнение водоемов опасными загрязнителями промышлен­ного происхождения (тяжелыми металлами: кадмий, свинец и цинк, которые попадают в водоемы со сточными водами). Другой серьезный источник загрязнения пресных вод — кис­лотные дожди, вызываемые транспортно-промышленными выбросами.

Задание (индивидуально). Заполните таблицу «Экологические проблемы».

Название проблемы Причины
Разрушение плодородного слоя Земли  
Загрязнение водоемов  
Загрязнение почвы  
Загрязнение воздушного океана  

 

Уменьшение видового разнообразия растений и животных  

Энергетическая проблема отражает задачи надежного обес­печения человечества топливом. Ограниченность ресурсов и их ис- черпаемость ставит человечество перед необходимостью жесткой экономии энергии, использования новых энергосберегающих тех­нологий. Можно выделить ряд общих тенденций и особенностей в развитии энергетики мира в начавшемся столетии. В XXI в. не­избежен значительный рост мирового потребления энергии, в пер­вую очередь, в развивающихся странах. В промышленно развитых странах энергопотребление может стабилизироваться примерно на современном уровне или даже снизиться к концу века. Человечест­во в достаточной мере обеспечено энергетическими ресурсами на XXI в., но удорожание энергии неизбежно. Ежегодные затраты на мировую энергетику возрастут в 2,5-3 раза к середине века и в 4- 6 раз к концу его по сравнению с 1990 г. Средняя стоимость едини­цы конечной энергии увеличится, соответственно, на 20-30 и 40- 80 % (увеличение цен на топливо и энергию может быть еще зна­чительнее).

Работа в малых группах

Задание. Какую глобальную проблему иллюстрирует рису­нок? Каковы причины ее возникновения?

Учащиеся выступают с выводами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.180 (0.032 с.)