Лекция № 5. Проективные методики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция № 5. Проективные методики



 

Бурлачук Л. Ф., Морозова С. М. Словарь-справочник по психодиагностике, С-Пб, 1999.

Проекция – лат. – выбрасывание вперёд.

Для проективных методик характерен глобальный подход к оценке личности (исследуются психические процессы, свойства и состояния; индивидуально-типологические, социально-психологические свойства, межличностные отношения). В отличии от других психологических методик, проективные методики имеют слабо структурированы стимулы (их неопределённость, неоднозначность), которые испытуемый должен конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать.

Недостаток проективных методик – не поддаются традиционным способам определения надёжности и валидности.

 

Классификация проективных методик.

Проективные методики подразделяются на 7 групп:

1. конститутивные;

2. конструктивные;

3. интерпретативные;

4. катартические;

5. экспрессивные (внешние);

6. ипрессивные (внутренние)4

7. аддитивные.

 

Конститутивные методики заключаются в структурировании, оформлении стимулов, придании им смысла. К этим методикам относятся:

1. тест Роршаха (тест цветных пятен) позволяет диагностировать личностные особенности испытуемого (психические процессы, стиль мышления, социальные установки);

2. Ханд-тест – диагностика и предсказание реального поведения человека;

3. тест Сонди – диагностика восьми факторов влечений:

- сексуальные влечения – 4 фактора: любовь, садизм – мазохизм, присвоение (эгоизм) – отрицание (деструкция), переоценка себя – недооценка себя;

- параксизмальные влечения – 2 фактора: добро – зло, честолюбие – самомаскировка;

- контактное влечение – 2 фактора: непостоянство – верность, жажда развлечений – одиночество.

Конструктивные методики заключаются в создании из оформленных деталей осмысленного целого. Например, Мирра-тест состоит из 232 моделей предметов, распределённых в разной пропорции по 15 категориям: дома, деревья, животные, люди в форме и обычной одежде и др. Модели изготовлены из дерева, металла, имеют небольшие размеры и яркую окраску. Задание при использовании теста: создание «малого мира». Время на выполнение не ограничено.

Интерпретативные методики заключаются в истолковании какого-либо события, ситуации. К ним относится тематический тест апперцепции (апперцепция – влияния опыта человека на восприятие актуальной действительности).

Катартические методики заключаются в осуществлении игровой деятельности в специально организованных условиях. К ним относятся «Психодрама» - импровизированное театральное представление, в котором обследуемый играет роль самого себя или воображаемое лицо; «Кукол-тест» - кукольное представление. Методики не стандартицированы.

Экспрессивные методики – рисование на свободную или заданную тему. Рисуночные тесты: рисунок дома, дерева, человека, несуществующего животного, семьи.

Импрессивные методики - тест Люшера – предпочтение одних стимулов другим.

Аддитивные методики – завершение предложения, рассказа, истории. Методика «Завершение предложения» разрабатывалась Дж. Роттером (1950 г.), Д. Саксом (1950 г.), Б. Форером (1950 г.), А. Родом (1957 г.). Пример заданий: 1. Будущее кажется мне… 2. Думаю, что настоящий друг… 3. Женщины ….

Данная группа методик направлена на выявление мотивов, потребностей, чувств, отношений к семье, половой жизни, вышестоящим по работе и др. Методики достаточно стандартизированы, надёжны и валидны, имеют количественную и качественную составляющие для обработки результатов.

 

Экспрессивные методики

 

Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты, М., 2005.

Волков Б. С., Волкова Н. В. Методы исследования в психологии, М., 2003.

Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности, М., 2001.

 

Методики позволяют выявить следующее.

Рисунок человека.

1.1 возрастные закономерности,

1.2 когнитивные проблемы,

1.3 эмоциональные особенности,

1.4 сферу общения,

1.5 сферу социальных отношений,

1.6 сексуальную сферу,

1.7 признаки возможных психических патологий.

Рисунок семьи.

2.1 иерархию отношений,

2.2 семейные роли,

2.3 внутрисемейные контакты,

2.4 конфликтные отношения в семье,

2.5 агрессию в семейных отношениях.

Рисунок несуществующего животного.

3.1 эмоциональные особенности,

3.2 сферу общения,

3.3 агрессивность,

3.4 реакцию на эмоциональную нагрузку,

3.5 признаки возможных психических патологий.

 

Тест - рисунок человека.

 

Методика проведения.

1. Проводится индивидуально или в малой группе (2 – 3 человека), т. к. необходимо фиксировать комментарии испытуемого, а по завершению задания уточнить: возраст, пол (если это не ясно из рисунка), черты характера, род занятий, что любит, и что не любит, о чём мечтает, что ожидает его в будущем и т. п.

2. Возраст – начиная с 4-х лет.

3. С помощью чего – простой или цветные карандаши (по выбору).

4. Лист бумаги (формат А4) кладут перед испытуемым вертикально.

5. Инструкция:

- «Нарисуйте человека – всего, целиком. Постарайтесь нарисовать как можно лучше – так, как вы умеете» (для маленьких детей: «Нарисуй дядю. Постарайся нарисовать получше»).

- Если обследуемый задаёт уточняющие вопросы («Мужчину или женщину?», «Мальчика или девочку?», «Можно нарисовать принцессу?», «А можно, чтобы он был в шляпе? и т. п.), то ему говорят: «Рисуйте так, как вы хотите».

- Если вопросы противоречат инструкции (например, можно изобразить только лицо или робота), то её частично повторяют: «Нет, нарисуй всего человека, целиком», «Нет, нарисуй, пожалуйста, человека».

- Если обследуемый, рисуя, нарушает инструкцию (изображает только лицо или робота), его не прерывают до окончания рисунка. Но по окончанию работы, предлагают новый лист бумаги и повторяют инструкцию полностью: «А теперь все-таки нарисуйте человека – всего, целиком. Постарайтесь нарисовать как можно лучше – так, как вы умеете».

- Если обследуемый отказывается выполнять задание, утверждая, не умеет рисовать, то необходимо его ободрить и сказать, что вам интересны любые рисунки (хорошие или не очень).

 

Интерпретация результатов.

1. Возрастные закономерности:

3 года – рисунок головонога;

3 -6 лет – схематичное изображение с детализацией;

8 – 9 лет – схематичность и пластичность изображения уравновешиваются;

12 – 14 лет – пластичность изображения, но половые признаки выражены слабо;

старший подростковый и юношеский возраст – половы признаки часто особо подчёркиваются.

2. Когнитивная сфера – определяется по способу изображения и числа основных и дополнительных деталей.

2.1 Основные детали: голова, туловище, глаза, рот, нос, руки, ноги.

2.2 Второстепенные детали: уши, волосы (шапка), брови, шея, пальцы, одежда, ступни (обувь).

Эмоциональные особенности.

3.1 Психомоторный тонус – нажим на карандаш:

а) сильный – эмоциональная напряжённость (гиперактивность, агрессивность, стресс, ригидность);

б) слабый – астеническое состояние (нервное истощение); если линии не доводятся до конца – экономия сил.

3.2 Ригидность – большое количество однообразных деталей, аккуратность, подчёркнутый контур.

3.3 Тревога, тревожность, страх:

а) тревожный гиперконтроль – штриховые линии контура, т. е. линии состоят из коротких отрезков, что означает опасение попасть не туда, куда следует;

б) снижение самооценки – рисунок в нижней части листа;

в) контроль своей тревоги – контур из многих линий;

г) тревога - увеличенные размеры изображения (2/3 листа и более), многочисленные стирания и исправления;

д) эмоциональная лабильность – колебание силы нажима;

е) страх (фобии) – 1) плотная штриховка глаз (зачернение); 2) зачернённые зрачки; 3) чёрные очки; 4) большие пустые глаза.

Сфера общения.

4.1 Интровентированность:

а) угловатая фигура;

б) грустное лицо;

в) руки прижаты к телу;

г) ноги плотно сдвинуты;

д) уменьшенные кисти рук.

4.2 Экстравертированность: руки и ноги широко расставлены.

4.3 Демонстративность:

а) подробно вырисованы одежда, причёска, украшения;

б) обилие разнообразных деталей;

в) изображение клоуна, шута и других подобных персонажей;

г) преувеличенные размеры головы – ценность умственной деятельности.

4.4 Отказ от общения, отстранение:

а) руки – спрятаны за спиной, в карманах, скрещены на груди, упёрты в бока;

б) ступни – 1) уменьшенный размер – плохая ориентация в быту; 2) отсутствие.

Сфера социальных отношений.

5.1 агрессивность:

а) тщательная проработка кистей рук, кулак, поднятая рука с большой ладонью;

б) увеличенные ступни;

в) оружие, палка, режущие и рубящие орудия в руках;

г) изображение зубов.

5.2 Негативизм:

а) человек нарисован со спины, в профиль;

б) отказ от выполнения задания.

5.3 Асоциальность – невладение общепринятыми стандартами изображения.

5.4 Антисоциальность:

а) нарочитое нарушение правил (например, курит в неположенном месте);

б) изображение милиционера, полицейского, а также пьяниц, наркоманов, преступников;

в) изображение на лице синяков, пластырей и т. п.

6. Сексуальная сфера:

Повышенная значимость

а) подчёркивание признаков пола;

б) экстравагантная одежда;

в) обнажённая и полуобнажённая фигура.

6.2 избегание сексуальной тематики – не изображена нижняя часть тела противоположного пола или своего;

6.3 неблагополучие в сексуальной сфере – повышенная эмоциональность при изображении половых признаков (тщательная прорисовка, затем стирание, чем-то закрывают и т. п.);

6.4 несформированность половой идентификации – отсутствие признаков пола изображаемы персонажей.

 

Тест – рисунок семьи

Методика проведения.

1. Проводится индивидуально или в малой группе (2 – 3 человека), т. к. необходимо наблюдать за последовательностью рисования членов семьи и фиксировать комментарии испытуемого, а по завершению задания уточнить – кто изображён, чем занимается.

2. Для более достоверного исследования необходимо выполнить 2 или 3 рисунка семьи:

- рисунок семьи;

- рисунок семьи животных (Инструкция: «Нарисуйте семью, состоящую из животных, так, чтобы все члены семьи были разными животными»);

- динамический рисунок семьи (чтобы каждый что-то делал).

3. Возраст – начиная с 4-х лет.

4. С помощью чего – простой или цветные карандаши (по выбору).

5. Лист бумаги (формат А4) кладут перед испытуемым горизонтально.

6. Инструкция:

- «Нарисуйте на этом листе всю свою семью.

- На вопрос: «Кого рисовать?», ответ – «Я не знаю кто входит в вашу семью. Вы знаете лучше меня».

- На вопрос, рисовать ли себя, следует сказать с полувопросительной интонацией: «Ты ведь член своей семьи?».

7. По завершению рисунка следует выяснить, кто изображён, задавая вопросы следующим образом: «Кто это?» (дополнительные вопросы: «Где это происходит?», «Что он или вы делаете?»).

 

Анализ результатов.

1. Состав семьи – реальный или нет (уточняется с помощью уточняющих вопросов в процессе рисования или после того).

2. Взаимное расположение.

3. Особенности изображения.

4. Деятельность членов семьи (чаще всего – в динамическом рисунке семьи, но возможно и по другим).

5. Выбор животного, в виде которого изображён член семьи (по рисунку семьи животных).

Интерпретация результатов.

Иерархия отношений.

1.1 Возвышение над остальными – доминирующий член семьи.

1.2 Кого первого изобразил – наиболее значимый для испытуемого член семьи.

1.3 В рисунке семьи животных – отображаются личностные особенности членов семьи, в соответствии с видом животного.

2. Семейные роли (наиболее легко определяются по динамическому рисунку семьи):

2.1 кого первым изобразил;

2.2 размер изображения;

2.3 как изобразил – тщательно или нет прорисованы лицо, руки, ноги.

Внутрисемейные контакты.

3.1 Благоприятная семейная ситуация:

3.1.1 нормальное внутрисемейное общение – прорисованы кисти рук;

3.1.2 тесное общение – пространственная близость и контакт рук;

3.1.3 сверхтесные контакты – члены семьи располагаются вплотную друг к другу, но

а) если не изображены кисти рук, то общение малоэмоциональное;

б) если семья чем-либо ограждена – изолированность от внешнего мира (может негативно сказаться на развитии подростка).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 2525; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.22.189 (0.051 с.)