Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Окружающая среда как объект правовой охраны.
Понятие и структура механизма охраны окружающей природной среды. В соответствии с современными представлениями, охрану окружающей среды можно обеспечить лишь путем принятия комплекса организационных, правовых, экономических и идеологических мер, направленных на восстановление разрушенной природной среды и снижение уровня вредного воздействия человеческой деятельности на нее. Комплекс этих мер можно рассматривать как механизм охраны окружающей природной среды, т.к. практика последних лет доказала, что опора на что-либо одно (например, на ужесточение ответственности за неправомерное загрязнение природной среды) не привела к положительным сдвигам в состоянии природной среды. Таким образом, механизм охраны окружающей среды можно определить, как находящиеся в тесном взаимодействии и в силу этого рассматриваемые в качестве единого целого организационные, правовые, экономические и идеологические меры, направленные на охрану окружающей среды, обеспечение рационального использования природных ресурсов и благоприятных условий жизни человека. Организационный механизм охраны окружающей природной среды включает в себя несколько элементов. Первым элементом являются органы экологического управления и контроля Российской Федерации, которые разделяются на две большие группы: органы общей компетенции и специально уполномоченные органы по охране окружающей природной среды, обладающие установленной компетенцией в этой сфере. В качестве второго элемента мы можем рассматривать основные виды организационной деятельности этих органов, направленные на достижение установленного качества природной среды. Сюда относится, во-первых, ведение экологического мониторинга, под которым понимается система наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды (атмосферный воздух, водоемы, мировой океан, почвы, животный и растительный мир) и изменением ее в процессе хозяйственной деятельности, система сбора, обобщения, оценки и передачи информации о реальных или ожидаемых вредных последствиях. Кроме того, во-вторых, организационная деятельность этих органов включает в себя установление нормативов качества окружающей природной среды. К таким нормативам относятся предельно допустимые концентрации вредных веществ в природной среде (ПДК), предельно допустимые уровни вредных воздействий (ПДУ), предельно допустимые нормы нагрузки на среду.
На основании ПДК и ПДУ разрабатываются и устанавливаются для 1,ого хозяйствующего субъекта нормы предельно допустимых выбросов и сбросов отходящих веществ в природную среду (ПДВ и ПДС), т. е. рарешенные государством объемы загрязнения окружающей среды. В-третьих, элементом организационного механизма является экологический контроль. Статья 64 Закона «Об охране окружающей среды» устанавливает четыре вида экологического контроля: государственный, производственный, муниципальный и общественный. Важнейшим и более эффективным из них является государственный контроль. Его осуществляют специально уполномоченные государственные органы. В-четвертых, к организационному механизму необходимо отнести установление ответственности за нарушение природоохранительного законодательства и причинение вреда окружающей среде и здоровью человека, а так же системы органов, применяющих эту ответственность. Экономический механизм охраны окружающей природной среды выполняет функцию создания экономической заинтересованности природопользователей в рациональном использовании природных ресурсов и уменьшении вредного воздействия их деятельности на состояние окружающей природной среды. Под идеологическим механизмом охраны окружающей природной среды понимается система мер по экологическому воспитанию и образованию. Он включает в себя деятельность по привитию всем гражданам чувства личной ответственности за состояние окружающей природной среды, эколого-правовому воспитанию. Эколого-правовой механизм представляет собой механизм реализации природоохранительных правовых норм. В соответствии с современными представлениями, он состоит из четырех звеньев: экологического императива, экологизированных правовых норм и нормативов, гарантий по обеспечению выполнения эколого-правовых требований и эколого-правового отношения. Цель механизма — обеспечить материализацию эколого-правовой нормы. Природоохранительные правовые нормы, призванные выполнять базовые эколого-правовые функции, сконцентрированы в головном природоохранительном законе «Об охране окружающей среды» и дополняющих его природоохранительных актах. Закон содержит следующие виды эколого-правовых норм: нормы-принципы, нормы-приоритеты, нормы-императивы, нормы-гарантии. Нормы-принципы закрепляют основополагающие начала правового регулирования природоохранительных отношений. Они сформулированы в ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
Нормы-приоритеты выражают определенные преимущества в правовом регулировании охраны и использования одних природных объектов перед другими в целях их особой защиты от нерационального потребления. Высшими приоритетами являются приоритеты охраны жизни и здоровья человека, прав граждан на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду. Нормы-императивы содержат экологические требования ко всем источникам воздействия на среду и здоровье человека и предлагают им обязательную модель поведения. Экологические императивы устанавливают запреты на экологически вредную деятельность, лимиты на природопользование, порядок выдачи лицензий на использование природных ресурсов. Эти нормы содержатся не только в актах экологического законодательства, но и в экологизированных нормативных правовых актах. Экологизацией законодательства называется процесс внедрения экологических требований в законодательные и иные нормативные акты, регулирующие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую природную среду. Исходя из такого понимания экологизации, становится понятным, что экологизированные нормы содержатся в нормативных актах иных отраслей российского права. Их наличие необходимо для организации хозяйственной деятельности в соответствии с установленными правилами охраны природной среды, так как хозяйствующие субъекты руководствуются в процессе производства прежде всего различного рода техническими нормами, СНиПами, ГОСТами. Гарантии исполнения экологического императива являются третьим звеном эколого-правового механизма охраны окружающей природной среды. Оно призвано создать все условия для реализации природоохранительной нормы в жизни. Поэтому в социально-правовом смысле они представляют собой: Во-первых, не только и не столько нормы права, но и правовые отношения, т. е. нормы права в движении. Во-вторых, нормы, которые касаются не только правовых институтов (например, правоохранительных органов), но и других категорий — политических, экономических, культурно-просветительных и т. д. Таким образом, мы можем сказать, что в реализации нормы-гарантии участвуют как правовые (возложение обязанности, ответственность) средства, так и не правовые — экономическая заинтересованность, культурно-просветительная деятельность, воспитательная работа и др. Правоотношения являются необходимым элементом эколого-правового механизма. Если они отсутствуют, то теряет смысл существование всех иных элементов механизма действия экологического права. В самом деле, мы можем сформулировать блестящие природоохранительные нормы, продублировать их в экологизированных нормативных правовых актах, установить гарантии их исполнения, но если субъекты отношений в сфере использования природной среды будут строить их в соответствии с какими-то иными нормами, то механизм действовать никогда не будет. В силу такого понимания, становиться ясно, что в процесс охраны окружающей среды должен быть включен еще и идеологический механизм, представляющий собой систему экологического воспитания и образования, формирования у участников отношений, правосознания и личной ответственности за сохранение окружающей природной среды.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.218.230 (0.004 с.) |