Понятие информ., свойства информ., экономическая информ., свойства экономической информ., классификация экономической информ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие информ., свойства информ., экономическая информ., свойства экономической информ., классификация экономической информ.



Понятие информ., свойства информ., экономическая информ., свойства экономической информ., классификация экономической информ.

Информ. – универсальный ресурс, потребляемый всеми сферами экономики и представляющий собой совокупность сведений, фактов, знаний об окружающих ее компонентах, объектах, субъектах, передаваемых прямо или косвенно от источника к потребителю, в результате чего смешивается или снижается неопределенность в сложившейся ситуации.

Информ. должна рассматриваться в 3-х аспектах:

1) синтетический – связан только со способом передачи информ.;

2) семантический – отражает смысловое содержание информ.;

3) прагматический – отражает потребительский свойства информ.

 

Свойства информ.

1. Практически неубывающая потенциальная эффективность информ., которая часто реализуется не сразу, а через некоторое время (открытия ученых);

2. Тиражируемость и многократность использования; это следствие первого свойства и приводит к относительной независимости информ. От ее создателя;

3. Неаддитивность, некоммуникативность, и неассоциативность;

4. Коммулятивность (накопительность) – это свойство, характеризующее экономическую информ., связано с одной из основной закономерностью экономики;

5. Зависимость фактической реализуемости и эффективности от степени использования информ.;

6. Абстрактный характер информ., т.е. информ. при передачи кодируется;

7. Потребление информ. требует определенных навыков и усилий;

8. Ценность информ. субъективна;

9. Производство информ. всегда должно быть адресным;

10. Парность философских категорий, материй, информ. Появление новой информ. ведет к созданию новых форм существования объектов и процессов.

 

Экономическая информ. выступает одновременно как:

ü предмет (первично-необработанные данные),

ü средство (совокупность знаний, приемов, средств для переработки информ.),

ü результат труда (информ., которая обладает потребительскими свойствами)

Экономическая информ. (ЭИ) – документированные сведения, отражающие состояние и ход экономических процессов.

ЭИ может воплощаться в нескольких знаковых формах, объединенных на основе естественного языка в некий комплекс. Это информ. о процессах производства, потребления, накопления и потребления материальных благ и различных услуг.

Свойства ЭИ

1) ценность и полезность ЭИ характеризуется стоимостью, трудоемкостью, доступностью, истинностью и релевантностью;

2) полнота ЭИ может быть: достаточной, недостаточной, избыточной;

3) независимость содержания от форм предоставления.

 

Классификация ЭИ

1. По значению в процессе управления:

§ управляющая (состоит из доводимых до сведения исполнителей информ. в форме прямых приказов, плановых заданий, либо в форме экономических и моральных стимулов);

§ осведомляющая (воплощена в отчетных показателях, выполняет в экономической системе функцию обратной связи: сведения о результатах выполнения решения и состояния управленческого объекта)

2. По содержанию:

§ по фазам и процессам производства

- информ. о рынке

- информ. о производстве

§ по отображенным структурным единицам

- по отраслям

- по экономическим районам

- по отдельным предприятиям

3. По возможности использования ценности информ. для принятия решения:

§ полезная

§ ложная

§ избыточная

4. По степени обработки и месту в информ-ом процессе:

§ первичная

§ производная

5. По постоянности:

§ постоянная

§ условно-постоянная

§ переменная

Недостатки ЭИ:

v не все сведения несут информ-ую нагрузку;

v многократное дублирование данных;

v аналогичные данные не сопоставимы;

v терминология ЭИ не унифицирована.

 


Информационные технологии. Примеры использования информационных технологий в бизнесе

Информационная технология – совокупность действий над предметом труда, в качестве которого выступает информ. в целях получения конечного результата.

Информационные технологии в экономике – регламентированные и поддержанные аппаратные вычислительные компоненты, совокупность действий над экономической информ. в целях получения конечного результата.

Основные цели использования информационных технологий в бизнесе

1. Для обработки, группировки, сортировки, агрегирования данных и вычислений;

2. Для удовлетворения информационнных потребностей всех субъектов, имеющих дело с управлением процессов;

3. Для принятия решений и организации взаимодействия участников процесса и вычислительной техники;

4. Для консультации по знаниям, накопленных в базах знаний;

5. Для обеспечения оперативной связи и взаимодействия участников.

 


Финансово-аналитич-ие ИС.

Best – pro предназначен для управления хоз. деят-тью торговых и произ-ых предпр-ий, дополнен модулями учета производств.

Вest – plan педназ-н для автоматиз-ого производ-ого и финан-ого планирования.

Best – F предназ-н для анализа фин-ого и имущ-ого положения предпр-ия:

Анализ закупок, фин. устойчивости, факт-ой прибыли, платежеспос-ти, продаж, вероятности банкротства.

Программа прод. оценки инвест-ых проектов

Comfar основан на методике Юнидо, яв-ся универс-ым инструм-ом для оценки всех этапов инвест-ого проекта.

Projekt-expert сод-ит блок оценки риска и анализа чувств-ти.

Questionari & Risk направлен на качест-ый аспект анализа.

Контролинг – сов-ть методов оперативного и стратег-ого мен-та, включ-его учет, планиров-ие, анализ и контроль управлен-ой деят-ти.

3. Маркетинговые ИС

МИС – совок-ть процедур и методов, разрабат-ых для сбора, анализа, обработки, распред-ия и испол-ия инф-ии с целью принятия эффект-ых решений, опережающих конкурентов.

Функции МИС:

- координация плана маректинга

- миним-ция рисков

- анализ сбыта

- хранение данных о риске и о его потенциале

- изучение тенденций деловой активности

- изучение товаров конкурентов

- анализ ценовой политики конкурентов

4. Справочно-правовые ИС

5. ИС в пенсионно-страховом обеспечении

6. ИС в налоговых органах

7. ИС в кадровом менеджменте

8. ИС фондового рынка.


Основные действующие АБС.

Наименование Разработчик База данных Число клиентов
RS-Bank-4 Diasoft Bank 4х4 DOS-комплекс Афина InfoBank Банк XXI век IB System Кворум Система банкир Бисквит R-Style Диасофт «Программа Банк» «Программа Банк» «Инверсия» «Инверсия» «ЦФТ» Кворум CSBI «Бис» Betrieve Betrieve Betrieve Oracle Oracle Oracle Betrieve Betrieve Progress Progress  

Cистема банк – клиент: Банк предоставляет пользователю интерфейс, сеть, наполнение решений. Банк отдает интерфейс и сеть провайдеру услуг, а сам отвечает только за наполнение системы. Услуги предост-ся с помощью интенет.

Преимущества:

- работа с клиентами круглосуточная,

- банк сокращает расходы на содержание своих отделений,

- сокращение эксплуатационных расходов для своих клиентов,

- появление у клиента надежной системы автоматиз-ого документооборота.

 


Финансово-аналитич-ие ИС.

наимен-ие программы компания-произ-ль
Аналитик Альт-инвест Альт-финансы Альт-прогноз Фин. эксперт Корпор. фин. анализ ИНЭК Альт     Рок-экспертиза TI - konsalt

Структура программы Best-Office

Операционный учет Бух.Учет

- учет финансов Главная книга

- учет продаж Учет имущества

- учет закупок зар.плата

- учет запасов налоги

Best – pro предназначен для управления хоз. деят-тью торговых и произ-ых предпр-ий, дополнен модулями учета производств.

Вest – plan педназ-н для автоматиз-ого производ-ого и финан-ого планирования.

Best – F предназ-н для анализа фин-ого и имущ-ого положения предпр-ия:

Анализ закупок, фин. устойчивости, факт-ой прибыли, платежеспос-ти, продаж, вероятности банкротства.

Программа прод. оценки инвест-ых проектов

Comfar основан на методике Юнидо, яв-ся универс-ым инструм-ом для оценки всех этапов инвест-ого проекта.

Projekt-expert сод-ит блок оценки риска и анализа чувств-ти.

Questionari & Risk направлен на качест-ый аспект анализа.

Контролинг – сов-ть методов оперативного и стратег-ого мен-та, включ-его учет, планиров-ие, анализ и контроль управлен-ой деят-ти.


Справочно-правовые ИС (СПС)

СПС- это электронная база данных нормативных правовых документов и материалов фед. и регионального уровня, которые регулярно обновляются.

Документы в СПС должны быть юридически корректными и специальным образом структурированы.

СПС могут содержать и ненормативные документы: комментарии, электронные книги, печатные СМИ. Обязательным атрибутом СПС является СИСТЕМА ПОИСКА.

ПРИМЕРЫ СПС:

1) «Консультант +», разработчик Консультант +. Существует с 1992 года. Единственная СПС официально рекомендованная Microsoft. Объем базы данных 2 Гбайт (50 тыс. документов).

2) «Гарант», разработчик Гарантсервис. Чаще обновляется так как является официальным партнером Госдумы.

3) «Кодекс», разработчика ИПК Кодекс

 

 


12. Информационные системы фондового рынка

ИС в налоговых органах

1) Информационное обеспечение гос. налоговой службы:

ИС Налог (регистрация п/п, документарная проверка, ведение лицевых карточек, ведение нормативно-правовой документации, камеральная проверка)

 

2) ИС, которыми пользуются налоплательщики:

1 С Налогоплательщик разработана компанией 1 С при участии налоговой службы. Предназначена для подготовки и передачи сведений о доходах физ. лиц; передачи налоговой и бух. отчетности в Городской налоговой инспекции, передача анкетных данных в отделение ПФР.

Book NDS обеспечивает ведение книги покупок и книги продаж.

Баланс 2 позволяет автоматизировать составление отчетности и налоговых деклараций, предоставляет инфо о расчетах с бюджетом.

Налоговая отчетность

Система Аис-кольцо

Казна – 2000 (система исполнения фед. бюджета) обеспечивает аналитический учет доходов фед. бюджета, контроль за динамикой поступления средств в фед.бюджет, работа с электронными платежными документами, обмен динными с ФИС.

 


Ис кадрового менеджмента

ФУНКЦИИ:

1. Оценка персонала

2. Проведение аттестации работников

3. Учет кадров

4. Мониторинг рабочего времени

5. Прогноз потребности в персонале

6. Общий кадровый аудит

 

ПРИМЕРЫ:

1) Атлант - кадры, разработчик Атлант – информ

2) Кадры, разработчик Инфин

3) Босс-кадровик, разработчик Ай-Ти

4) Oracle – кадры, разработчик Oracle

 


 

№ 17 КОНЦЕПЦИЯ ИС УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Бизнес- процесс – логически завершенный набор этапов работ, поддерживающий деят-ть п/п и реализующий его политику, направленную на достижение поставленных целей.

Совокуп-ть бизнес-процессов формирует ИС п/п. Менеджмент бизнес-процессов возник в рамках концепции СРI (continuous process improvement), японский аналог – TQM. Затем были разработаны на основании подходов СРI и TQM система ISO 9000, в РФ – Гост Р ISO 9000-96.

КИС – автоматизированные ИС управления п/п-ем, которые построены как правило, по типовым моделям управления.

КИС делятся на 2 группы:

1 уникальные системы, ориентированные на конкретные п/п и их организационно-экономические особенности.(дорогостоящие IT- проекты для конкретных отдельных п/п, которые не могут быть тиражированы).

2 адаптируемые системы, в основу которых положены типовые хоз. процессы. (тиражируемые системы для п/п различных типов и отраслей, которые поддерживают множество моделей управления, требуют адаптации при внедрении и опираются на спец-е стандарты управления MRP, MRP-II, ERP).

 


№18 СТАНДАРТЫ ИС УПРАВЛЕНИЯ П/П-ем, СИСТЕМЫ MRP, MRP-II, ERP

1 MRP – планируемые потребности в материалах – обеспечивает необходимый объем остатков материалов на складе. Суть концепции: минимизировать издержки, связанные со складскими запасами. В основе лежит понятие спецификации изделия, которое показывает зависимость потребности в сырье от плана выпуска готовой продукции. Системы MRP–класса обладали недостатком: при расчете потреб-ти в матер-х не учитывались производств. мощности, их загрузка и стоимость раб. силы, поэтому в 80-хгг. MRP система была трансформирована в концепцию MRP-II – планирование производств. ресурсов.

В соответствии со стандартами MRP-II, в системе реализованы след. функции:

1 планирование продаж и производства.

2 управление спросом.

3 составление плана производства

4 планирование потребности

5 спецификация продуктов

6 управление складом

7 управление производством на уровне на уровне цехов.

8 планирование производственных мощностей

9 материально-техническое снабжение

10 планирование и контроль производственных операций

11 оценка результатов деятельности

В нач. 90-х гг. в систему классом MRP-II был интегрирован модуль финансового планирования. В результате чего родился новый стандарт управления запасом ERP.

2 ERP – набор интегрир-х. приложений, позволяющ. создать интегрир. информац-ую среду для автоматизации планиров-я, учета, контроля, анализа всех осн. бизнес-операций п/п.

В состав ERP-систем входят след. функциональные блоки:

- планирование продаж и производства;

- управление спросом;

- укрупненное планирование мощностей

- основной план производства (план графика выпуска продукции)

- планирование потребности в материалах

- детализация сроков поставки

- спецификация изделия

- проверка и корректировка цеховых планов по мощностям

- управление закупками, запасами и продажами

- управление финансами: ведение Гл. книги, расчеты с дебиторами/кредиторами

- управление затратами (кальк-я с/с)

- управление проектами.

В ходе развития ERP-систем был разработан стандарт CSRP: CRM – управление взаимоотношениями с клиентами, ERP II – управление ресурсами и внешними связями п/п.

Основная идея ERP II – выход за рамки задач управления процессами внутри п/п, она подразумевает усиление конкурентоспособ-ти, в рамках совместной коммерции, на основе общей информ-ии, используем. совместно с партнерами п/п (Business 2 Business).

ERP II – бизнес-стратегия п/п, включающ. определ. набор приложений, помогающих клиентам и акционерам компании увеличивать стоимость бизнеса за счет эффективной IT – поддержки, и оптимизации процессов как внутри п/п, так и во внешнем мире.

 


№ 19 ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАРУБ. И РОССИЙСК. КИС, ПРИМЕРЫ КИС

Классификационные признаки:

1 функциональные возможности (в 1 очередь: присутствует модуль управл-я произ-вом)

2 масштаб п/п, на котором ориентировано проектное решение.

3 стоимость проекта, внедрения системы.

4 сроки внедрения

5 используемая программно-аппаратная платформа

6 наличие отраслевых решений.

Практическая классификация:

- локальные системы – для автоматизации по 1 или по 2 направлениям (коробочные реш-я), стоим-ть до 100 тыс.$.

- финансово-управленческие реш-я – обладают большими функцион-ми возможностями, но не содержат производственного модуля. Стоимость до неск. сотен тыс..$.

- средние и крупные интегриров-е системы со сроком внедрения до неск. лет. Стоим-ть: неск. десятков млн..$. (западные продукты).

Особенности зарубежных КИС:

1 построены на референтных моделях, т.е. модели идеально выстроены, ориентированы на хорошо структурированную систему бизнес-процессов.

2 основаны на общепринятых наборах стандартов.

3 поддерживают полный набор управляющих функций.

4 в их составе различные приложения, позвол. решать прочие управленческие задачи. (например, CRM – управл-е взаимоотношениями с клиентами).

Основные представители КИС:

наименование системы разработчик описание
SAP/R3 SAP 40% российск. рынка ERP-систем. Внедрением заним-ся представит-во SAP в СНГ и странах Балтии. Клиент: «Сургутнефтегаз», «Салаватнефтеоргсинтез»
ORACLE Applications oracle Сравнима с SAP/R3, внедрение: офиц-е представит-во oracle. Развивается на территории РФ.
Baan IV Baan с 1997г.представит-во: Baan-Евразия. Клиент: «Нижфарм», «Царицынский мясокомбинат». Поставка 600-700 тыс.$., внедрение 3-4 млн. $.
iRenaissance RossSystem в РФ с 1998г. ориентирован на непрерыв. произ-во
SyteLine SYMIX внедрение: «КОНФИ», Е-бург, работают с 1999г.
Axapta MBS в РФ с 1999 г.внедрений – 20, стоим-ть: 500 тыс.$.
РОССИЙСКИЕ СИСТЕМЫ
Галактика Галактика сначала 90-х гг. кол-во внедрений – больше 100
Парус Парус работает 11 лет, отличсит. особенности: широкая сеть регион-х представителей. Делает сис-мы на заказ.
БОСС-корпорация Айти с 98 г., несколько департаментов
1С - Производство «1С» стоимость: 500 тыс. руб.

 


№20 ВНЕДРЕНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ КИС. ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ERP

Осн. причины внедрения КИС:

1 интеграция всех бизнес-процессов п/п по единым правилам и обеспечение оперативного получения инфо-ии руководством о всех сторонах деят-ти п/п.

2 возможность замены множества автономных корпоративных предложений, не удовлетворяющих требованиям соврем-го бизнеса одной ERP-системой.

3 повышение конкурентоспособности п/п:

- появление возможности принимать более оперативные возможности

- сокращ-е числа ошибок персонала за счет объединения всей инфо в едином хранилище

- повышение производительности труда персонала

- улучшение качества обслужив-я клиентов

- улучшение эффективности планирования деят-ти п/п.

- уменьшение издержек на управл-е напродуктивных расходов.

- повышение эффективности управления оборотным капиталом.

Осн. принципы реализации проекта внедрения:

1 эффективность внедрения должна оцениваться отдачей от инвестиций. Такие показатели, как:

- общая стоимость владения, которая включает в себя стоимость программ-го обеспеч-я, аппаратные средства и стоимость внешн. обслуживания.

- время внедрения

- время окупаемости внедрения

2 бизнес-процессы п/п-заказчика должны быть четко прописаны и проанализированы до внедрения.

3 внедрение должно выполняться поэтапно и начинаться с модулей, которые способны быстро принести реальную отдачу

4 в процессе обследования п/п должна быть проанализирована существующая аппаратная платформа.

5 необходимо придерживаться утвержденных планов и графиков, игнорируя возможность добавления в систему новых требований и возможностей.

6 успешное внедрение КИС возможно при наличии обратной связи и полной поддержки руководством п/п.

Осн. проблемы внедрения ERP-систем:

1 неэффективность внедрения

2 сложность эффективной интеграции ERP-систем с приложениями 3-ьих фирм

3 ограничение аналитической возможности ERP-систем и недостаточная поддержка процессов принятия решения.

4 слабые возможности по генерации сложных потоков.

 


№ 21ОРГАНИЗАЦИЯ И СПОСОБЫ ВНЕДРЕНИЯ ERP-СИСТЕМ

1 создание рабочей группы процедуры внедрения ИС.

В состав раб. группы входят руковод-ли структур-х подразделений, участвующих во внедрении, при этом ответ-ть за неисполнение сроковвнедрения и бюджет проекта разделяется м/у членами рабочей группы. Состав раб. группы утверждается Положением о раб. группе проекта.

2 выявление информац-х потоков п/п, формирование базы нормативно-справочной документации. В ходе проекта анализир-ся первичный документооборот. По результатам этапа формирутся проект внедрения, коорый описывает все выявленные проблемы и намечает пути их ликвидации.

3 построение информационно-функцион-й модели деят-ти п/п, описание оптимизации процессов, подвергающихся автоматизации.

4 выполнение пилотного проекта, т.е. этап предварительного внедрения. На этой стадии полностью моделируется вся деятельность п/п, в отдельных подразделениях в систему вводятся фактические данные и последовательно тестируются бизнес-функции путем моделирования реальных ситуаций, отрабатываются взаимные работы подразделений на основе тестовых примеров.

5 адаптация системы на п/п. в ходе этого этапа осуществл-ся настройка системы в соответствии с проектом внедрения и тестирование отдельных модулей в группы внедрений. Конечные пользователи при этом обучаются работе с настроенной системой на своих рабочих местах.

6 опытная эксплуатация системы. В ходе данного этапа заказчик должен убедится в полном соответствии функциональности, на этом этапе сохраняется двойной ввод данных в старую и новую системы.

7 ввод системы в промышленную эксплуатацию. Разработчик не должен находится на территории заказчика. Не принимаются претензии.

8 сопровождение промышленной эксплуатации.

 

 


22.Сущность и содержание услуг системной интеграции и услуг ИТ - консалтинга.

На практике встречаются след. варианты внедрения систем:

1)Полное осуществление внедрения собственными силами.

+: - меньшие финансовые затраты,

- знание собственных бизнес-процессов,

- независимость на этапе эксплуатации.

-: - потребность в квалифицированных программистах, необходимость

разработки методологии управления проектом.

2)Реализация проекта под ключ силами внешней компании-консультанта.

+: - опыт управления проектами у внешней фирмы,

- разработанная методология внедрения,

- «новый взгляд» на задачи предприятия,

- собственный штат программистов,

- владение современными методами построения системы управления.

-: -большие финансовые затраты,

- сторонние консультанты не знают особенностей предприятия, или

требуется время на их изучение,

- риск некачественного поддержания системы на этапе эксплуатации.

3)Привлечение руководителя проекта из внешней компании.

+: - см. выше, меньшие фин. затраты, но кроме штата опытных программистов.

-: -требуются высококвалифицированные программисты.

4)Привлечение экспертов по продукту от внешней компании-консультанта.

+: - меньшие финансовые затраты,

- знание программного продукта.

-: - разработка методологии управления проектом.

Основные принципы работы компаний, оказывающих услуги по ИТ - консалтингу:

1-Учет и взаимная увязка всех потребностей, возникающих у заказчика от формализации исходной проблемы и заканчивая обслуживанием и сопровождением предложенного решения.

2- Управление действиями всех субъектов проекта, направленными на решение конечной цели.

3- Полная ответственность за успешную реализацию проекта, в т.ч. и финансовую.

4- Решение проблемы заказчика за заданное время, в заданном бюджете в соответствии с разработанными спецификациями.

Структура услуг ИТ-консалтинга:

1. Разработка общей информационной стратегии компании.

2. Разработка стратегии прикладных компьютерных систем.

3. Выбор и внедрение информационных систем.

4. Предпроектное обследование.

5. Разработка архитектуры ИС.

6. Разработка планов по дальнейшему развитию системы.


 

ASP-услуги на рынке КИС.

ASP- использование элементов информационных технологий на условиях арендной платы. ASP – провайдер.

3 основных способа доступа к приложениям:

1) Терминальный доступ через Microsoft Windows NT Terminal Edition компании Citrix.

2) Через стандартный Web-браузер через Интернет.

3) «Тонкий» Java-клиент.

Основные типы ASP- приложений:

1. Персональное ПО (офисные пакеты),

2. Приложение для электронного бизнеса,

3. Корпоративные информационные системы (КИС),

4. Аналитические приложения,

5. Системы управления персоналом.

Основные преимущества ASP- моделей:

1-Позволяет компаниям снизить накладные расходы, т.к. не надо покупать,

2-Повышается скорость внедрения приложений,

3-Решается проблема нехватки квалифицированных специалистов,

4-Повышается возможность быстрого доступа к новым технологиям в конкретной предметной области.

Недостатки ASP-моделей:

1) Информационная безопасность. Неполное решение вопросов инф. безопасности клиента.

2) Недостаточный уровень качества ASP-сервиса.

3) Трудности обеспечения гибкости настройки ASP-продуктов под конкретные нужды предприятия.

4) Риск низкой производительности системы, связанный с ограниченными возможностями доступа в Интернет.

5) Требование к жесткой регламентации бизнес-процессов компании, предъявляемые рамками ASP-приложений.


 

Интранет – технология

Сеть Интернет представляет собой образец универсальной базы данных. Технология реализации сети Интернет оказалась весьма перспективной для реализации обмена данными внутри корпоративных сетей предприятия.

Интранет – это внутренняя информационная сеть предприятия, построенная на технологии Интернет.

Преимущества технологии интранет:

1. простота в поиске информации и навигация,

2. внешняя привлекательность представления информации,

3. наличие большого количества полезных служб таких как новости, Эл. почта и конференция.

4. возможность свободной циркуляции информации внутри предприятия.

Структура ЭС.(СХЕМЫ НЕТ)

Пользователь - это специалист, предметной области для которого предназначена система. Обычно его квалификация недостаточно высока, поэтому он нуждается в помощи и поддержке своей деятельности со стороны ЭС.

Эксперт - специалист предметной области, способный систематизировать, организовать, и снабдить систему знаний.

Инженер по знаниям - специалист, выполняющий функции "посредника" между экспертами и системой.

Интерфейс пользователя - комплекс программ, реализовавших диалог пользователя с экспертной системой, как на стадии ввода информации, так и при получении результатов.

База знаний - это ядро экспертной системы, представляет собой совокупность знаний предметной области, записанную на машинный носитель в форме понятной эксперту и пользователю. База знаний предполагает возможность наращивания. Качество ЭС в целом определяется размером и качеством базы знаний.

Блок логического вывода - программа, моделирующая ход рассуждения эксперта на основании базы знаний.

Подсистема объяснений - программа, позволяющая пользователю получить ответы на вопросы: "Как была получена эта программ или иная рекомендация?" и "Почему система приняла такое решение?"

 


Классификация ЭС.

1. По поколениям ЭС:

- ЭС 1-ого поколения:

*знаниями системы являются только знания эксперта, опыт накопления знаний не предусматривается;

*методы представления знаний позволяют описывать только статическо-предметные области;

-ЭС 2-ого поколения (партнерские) умением обучаться и развиваться, эти системы способны решать задачи динамической базой данных.

2. По решаемым задачам:

-интерпретация данных

-диагностика

-проектирование

-прогнозирование

-планирование

-контрольное управление

-обучение.

3. По связям с реальным временем:

-статические ЭС разрабатываются в предметных областях, в которых базы знаний не меняются во времени;

-квазидинамические - интерпретируют ситуацию, которые меняются с некотором фиксированным интервалом времени;

-динамические, работают в режиме реального времени, включая непрерывную интерпретацию поступающих системы данных.

4. По типу ЭВМ:

-ЭС для уникальных стратегически важных задач, решаемых на супер ЭВМ;

-ЭС для вычислительной системы средней производительности;

-ЭС для персональных ЭВМ.

5.По типу интеграции с другими программами:

-автономные ЭС, работающие непосредственно в режиме консультаций с пользователями;

-гибридные ЭС, комплексы агрегирующие стандартные пакеты прикладных программ и средства управления знаниями.

Примеры ЭС, используемых в экономике:

1.Flip Side - система логического программирования финансовой экспертизы, позволяет осуществить мониторинг РЦБ, состояние портфеля ЦБ, прогнозирование условий рынка.

2.Sple n dors - система управления портфелем цб

3.RAD - система для оптимизации структуры ЦБ и оценки финансовых рисков

4.RUNE - ЭС по налогообложению

 


Понятие информ., свойства информ., экономическая информ., свойства экономической информ., классификация экономической информ.

Информ. – универсальный ресурс, потребляемый всеми сферами экономики и представляющий собой совокупность сведений, фактов, знаний об окружающих ее компонентах, объектах, субъектах, передаваемых прямо или косвенно от источника к потребителю, в результате чего смешивается или снижается неопределенность в сложившейся ситуации.

Информ. должна рассматриваться в 3-х аспектах:

1) синтетический – связан только со способом передачи информ.;

2) семантический – отражает смысловое содержание информ.;

3) прагматический – отражает потребительский свойства информ.

 

Свойства информ.

1. Практически неубывающая потенциальная эффективность информ., которая часто реализуется не сразу, а через некоторое время (открытия ученых);

2. Тиражируемость и многократность использования; это следствие первого свойства и приводит к относительной независимости информ. От ее создателя;

3. Неаддитивность, некоммуникативность, и неассоциативность;

4. Коммулятивность (накопительность) – это свойство, характеризующее экономическую информ., связано с одной из основной закономерностью экономики;

5. Зависимость фактической реализуемости и эффективности от степени использования информ.;

6. Абстрактный характер информ., т.е. информ. при передачи кодируется;

7. Потребление информ. требует определенных навыков и усилий;

8. Ценность информ. субъективна;

9. Производство информ. всегда должно быть адресным;

10. Парность философских категорий, материй, информ. Появление новой информ. ведет к созданию новых форм существования объектов и процессов.

 

Экономическая информ. выступает одновременно как:

ü предмет (первично-необработанные данные),

ü средство (совокупность знаний, приемов, средств для переработки информ.),

ü результат труда (информ., которая обладает потребительскими свойствами)

Экономическая информ. (ЭИ) – документированные сведения, отражающие состояние и ход экономических процессов.

ЭИ может воплощаться в нескольких знаковых формах, объединенных на основе естественного языка в некий комплекс. Это информ. о процессах производства, потребления, накопления и потребления материальных благ и различных услуг.

Свойства ЭИ

1) ценность и полезность ЭИ характеризуется стоимостью, трудоемкостью, доступностью, истинностью и релевантностью;

2) полнота ЭИ может быть: достаточной, недостаточной, избыточной;

3) независимость содержания от форм предоставления.

 

Классификация ЭИ

1. По значению в процессе управления:

§ управляющая (состоит из доводимых до сведения исполнителей информ. в форме прямых приказов, плановых заданий, либо в форме экономических и моральных стимулов);

§ осведомляющая (воплощена в отчетных показателях, выполняет в экономической системе функцию обратной связи: сведения о результатах выполнения решения и состояния управленческого объекта)

2. По содержанию:

§ по фазам и процессам производства

- информ. о рынке

- информ. о производстве

§ по отображенным структурным единицам

- по отраслям

- по экономическим районам

- по отдельным предприятиям

3. По возможности использования ценности информ. для принятия решения:

§ полезная

§ ложная

§ избыточная

4. По степени обработки и месту в информ-ом процессе:

§ первичная

§ производная

5. По постоянности:

§ постоянная

§ условно-постоянная

§ переменная

Недостатки ЭИ:

v не все сведения несут информ-ую нагрузку;

v многократное дублирование данных;

v аналогичные данные не сопоставимы;

v терминология ЭИ не унифицирована.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.32.116 (0.234 с.)