Потребительское поведение. Личный доход. Бюджетные ограничения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Потребительское поведение. Личный доход. Бюджетные ограничения.



Потребительское поведение – это формирование спроса покупателей, выбирающих товар с учетом цен и личного бюджета, т.е. собственно денежные доходов. Поведение покупателей индивидуально по причинам субъективных предпочтений конкретных потребителей.

Доход представляет собой фиксированный для данного периода времени сумму денег, определяющих меру платежеспособности его получателя. Его величина выступает бюджетным ограничением покупательной способности покупателей.

Теория потребит. поведения основана на принципе рацион. поведения потребителя, кот. располагает свои собственные предпочтения и потребности, стремясь приобрести такой набор благ, кот. обеспечил бы ему максим. удовлетворение потребностей при огранич. размере его денежного дохода.

Бюджетные ограничения (БО) – это ограниченность денеж. доходов, в пределах кот. производятся расходы на потребление. Графич. изображение БО производится с помощью линий (функции) БО. Она предст. собой сочетание покупок товарных наборов X и Y, осуществл. в пределах конкретного денеж. дохода.

 

Факторы, влияющие на величину БО:

1) личный доход покупателя;

2) цены на товары и услуги.

Смещение линии БО вправо обусловлено повышением личного дохода или снижением цен на товары, влево – наоборот.

 

1. Номинальный и реальный уровни дохода.

Номинальный доход – это сумма денег, имеющихся у потребителя независимо от уровня цен на товары и услуги. Пример – з/плата.

Реальный доход – количество товаров и услуг, кот. потребитель может купить в пределах своего номин. дохода по текущим ценам.

Рост благосостояния и реального дохода возможен в 2 случаях:

1) при росте номин. доходов и неизм. ценах товаров;

2) при неизм. номин. доходе и снижении цен.

Графич. смещение линий БО происх. вдоль той оси, где предст. товары с изменяющимися ценами.

 

2. Предельная полезность блага (товара). Закон убывания предельной полезности. Измерение величины полезности двумя способами.

Покупатель ищет ценность блага (товара) в его полезности для себя.

Полезность блага – это свойство удовлетворять потребность потребителя.

Общая полезность – это полезность, получ. от всего набора потребляемого блага. Она возрастает по мере приобретения дополнит. единиц блага.

Предельная полезность – это полезность, приносимая каждой дополнит. единицей приобретенного блага. А именно, это наименьшая польза из имеющегося запаса данного продукта. По мере насыщения потребности предельная полезность убывает.

Закон убывающей предельной полезности утверждает: предельная полезность блага для всякого человека убывает с каждым приростом того его количества, кот. есть в его распоряжение в данный период времени.

Существуют два способа измер. полезности:

1) кардиналистский – предлагает количеств. оценку полезности товаров и услуг с помощью условной счетной единицы – [ютиль];

2) ординалистский – предлагает измерять полезность товаров и услуг с пом. шкалы предпочтений, по кот. они располагают свои потребности по степени важности.

Потребительские предпочтения основываются на следующих трех предпосылках:

1) потребитель знает и сформировал свои потребности и может их ранжировать (сравнивать);

2) транзитивность предпочтений – т.е. последовательность и согласованность в процентах выбора;

3) большее количество товара предпочитается меньше.

Анализ поведения потребителя производится с пом. графич. построения кривых безразличия, кот. изображается равноценно предпочитаемые комбинации товаров и услуг для удовлетворения потребностей.

 

в т. M – набор мал; в т. N – набор велик; в т. B – соотв. потребностям.

Основная черта кривой безразличия:

1) кривая безразличия, лежащая выше и правее др. кривой предст. собой более предпочтительные наборы;

2) кривые безразличия никогда не пересекаются и не касаются друг друга (иначе будет нарушена предпосылка транзитивности);

3) кривая безразличия всегда имеет отриц. наклон слева сверху- è

4) абсолютный наклон кривой уменьшается при движении по ней вправо вниз.

3. Правило максимизации потребительского эффекта. Потребительское равновесие. Предельная норма замещения.

 
 

Правило максимизации потребит. эффекта достигается при условии: равная предельная полезность товара на равновеликую единицу денежных затрат.

где MUx, MUy – предельные полезности товаров X, Y; px, py – цены.

Если один из товаров имеет сравнительно большую предельную полезность на единицу денеж. затрат, покупатель будет увеличивать его закупку, стремясь максимизировать суммарный потребит. эффект этими закупками. Одновременно будет сокращаться закупка товара с меньшей предельной полезностью на единицу денеж. затрат. Замещение одного товара другим сопровождает перераспределение затрат из личного бюджета потребителя и составляет суть рационального выбора потребителя.

Предельная норма замещения – это мера, показывающая максим. количество товара, от кот. потребитель отказывается ради получения одной дополнит. единицы другого товара. Определяется как

Графически рацион. выбор потребителя осуществл. совмещением кривой безразличия и линий бюджетных ограничений.

 

При этом обеспечивается равновесие между потребит. полезностью и денеж.затратами. Максимизация полезности и потребит. Равновесие достигается в единственной точке, где кривая безразличия проходит по касательной к линии бюджетных ограничений. В этой точке достигается максим. возможное удовлетворение потребностей потребителя при полном использовании его дохода.

 

4. Эффект замещения и эффект дохода.

На структуру покупательск. спроса влияют 2 фактора: 1) доход покупателя; 2) изменение цен товаров.

Эффект замещения – это есть изменение структуры спроса, вызванное увеличением закупок подешевевшего товара, замещающего остальные товары с неизм. ценами, поскольку теперь они стали относительно более дорогими.

Эффект дохода – это изменение структуры покупат. спроса, вызванного ростом реального дохода от снижения цен. Для покупателя снижение цен – это экономия своего дохода, на кот. он предъявит дополнит. спрос.

Рациональный выбор потребителя и достижение максимизации потребит. эффекта обеспечивают следующие условия:

1)
 
 

px×x+py×y=M (доход);

Лекция 9 1.11

Фирма в рыночной экономике.

Вопросы:

1) Фирма, предприятие. Его признаки, функции, цели. Основные и оборотные фонды.

2) Организационно-правовые формы предприятия: индивидуальное предпринимательство (единоличное предприятие), акционерное общество (закрытое, открытое), общество с ограниченной и неограниченной ответственностью. Государственные и муниципальные предприятия.

3) Источники финансирования фирмы. Собственные и заёмные средства.

(1)

Предприятие (фирма) – один из важнейших субъектов рыночной экономики, представляющий её основу. Поведение фирмы и эффективность её работы влияют на состояние национальной экономики. Поведение фирмы отражает выработку и принятие решений для деятельности в рыночной среде.

Фирма (предприятие) – экономическая единица, юридической и хозяйственной самостоятельностью, занимающаяся производственной или коммерческой деятельностью для получения прибыли и определяющая что, как и для кого производить.

Основные принципы:

1) организация производства товаров и услуг и инвестирование в реальный капитал.

2) Социальная функция удовлетворения потребностей потребителя.

Цели:

1) получение максимальной прибыли за счёт максимизации разности между доходами и издержками (традиционная теория фирмы),

2) максимизация объёма продаж (поведенческая теория фирмы),

3) достижение определённого условия прибыли удержание определённой доли рынка и определённого уровня продаж (теория удовлетворения),

4) стремление к получению максимальной прибыли, но не достижение её: фирма направляет усилие на завоевание и удержание определённой доли рынка (не эволюционная теория, отражающая рутинное поведение).

Основные фонды: это средства труда, которые вовлечены в производственный процесс, функционирующ. во многих производственных циклах, сохраняя при этом свою натурально-вещественную форму, и переносят свою стоимость на стоимость готовой продукции по частям.

Оборотные фонды: это предметы труда, которые целиком потребляются в однократном процессе производства, изменяют свою натуральную форму, полностью переносят свою стоимость на готовый продукт и стоимость, которая возмещается после каждого производственного цикла.

Производство и затраты фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде.

1) Производство и производственная функция. Двухфакторная модель производства.

2) Зависимость выпуска от объёма использования труда в краткосрочном периоде. Показатели производительности труда: совокупный, средний, предельный продукт труда. Закон убывающей производительности (отдачи).

3) Издержки производства в краткосрочном периоде: постоянные, предельные, переменные, общие, средние. Роль показателя предельных затрат в процессе принятия решения фирмой. Амортизация как компонент постоянных затрат. Схема амортизации: простая (линейная), ускоренная.

4) Доход фирмы: валовой, средний, предельный. Прибыль как цель деятельности фирмы. Максимизация прибыли и оптимизация объёма производства.

5) Издержки фирмы в долгосрочном периоде. Отдача от масштаба (эффект масштаба): убывающая, постоянная, возрастающая. Предельная норма технологич. достижения. Минимизация затрат фирмы.

6) Показатели эффективности использования факторов производства: производительность труда, капиталоотдача, фондоотдача, материалоотдача, рентабельность.

Производственная функция – это зависимость между набором факторов производства и максимально возможным объёмом продукта, производимым с помощью данного набора факторов Q=f(X1,X2,…Xn), где Q – объём производства продукции (в физ. единицах), X1,X2,…Xn – количество затрат по каждому из n факторов производства.

Особенности её:

- производственная функция всегда конкретна, т.е. предназначена для данной технологии,

- с производственной функции определяется минимальное количество затрат для производства данного продукта Q.

Свойства функции: 1) увеличение объёма производства за счёт роста затрат только по одному из факторов имеет предел; 2) факторы производства, как правила, взаимно дополняют друг друга.

Производственная функция, выражающая взаимосвязь двух факторов производства: труда L и капитала К, имеет вид Q=f(L,K). Эти факторы взаимно дополняемы и взаимно заменяемы. Графическое изображение производственной функции есть изокванта, показывающая различные варианты использования двух затрат, сочетание которых будет приносить заданный объём Q. Ряд изоквант, отражающий максимальный допустимый выпуск продукции при любом наборе факторов производства, представляет карта изоквант. Чем дальше изокванта от начала координат, тем большему объёму выпуска она соответствует. Для анализа влияния факторов производства на динамику выпуска продукции производственные функции рассматривают в краткосрочный и долгосрочный период.

Краткосрочный период – это промежуток времени, в течение которого производственные мощности остаются постоянными, а объём производства регулируется переменными факторами производства (а именно трудом).

Совокупный продукт переменного фактора – это количество продукции, производимой при определ. количестве изменяющегося фактора и неизменности других факторов.

Средний продукт переменного фактора – это отношение совокупного продукта переменного фактора к использованному количеству этого фактора, т.е. совокупный продукт, произведённый за 1 час труда.

Предельный продукт – это прирост совокупного продукта, полученного в результате применения дополнит. единицы переменного фактора производства.

Взаимосвязь общего, среднего и предельного продуктов выражает закон убывающей производительности, согласно которому увеличение производства, достигаемое при равномерном приросте переменного фактора, будет снижаться по достижению определённого уровня использования этого фактора.

(2)

Индивидуальным предпринимательством называется бизнес, владельцем которого является один человек. Владелец индивидуального бизнеса одновременно выполняет функции менеджера. Он несёт неограниченную имущественную ответственность. Кроме того, у него невелик капитал – в этом недостатки индивидуального предпринимательства. Его преимущества: каждый собственник владеет всей прибылью, может сам производить любые изменения. Индивидуальный бизнесмен не является юридическим лицом, поэтому владелец платит только подоходный налог. Он освобождён от налога, установленного для корпораций. Это наиболее распространённая форма бизнеса, характерная для мелких магазинов, предприятий сферы услуг, ферм, а также профессиональной деятельности юристов и т.п.

Акционерное общество (АО) – это общество, уставной капитал которого разделён на определённое число акций. Акционеры несут риск убытков только в пределах стоимости своих акций.

Открытое АО имеет право проводить открытую подписку и продажу выпускаемых им акций.

Закрытое АО – акции которого распределяются только среди его учредителей.

Общество с ограниченной ответственностью – имеющее уставной фонд, разделённый на доли, размер которых определяется учредительными документами, и несущее ответственность по своим обязательствам только в проделах стоимости своего имущества. Всё имущество общества принадлежит его участникам.

Общество с неограниченной ответственностью – его участники несут ответственность в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов. При банкротстве одного из участников его ответственность распределяется между остальными пропорционально их вкладам.

В рыночном понимании «предприятие» - это совокупность зданий, сооружений, оборудования, сырья и т.д. Оно является «унитарным», т.к. его имущество принадлежит единому собственнику (государству или муниципальному образованию) и поэтому не подлежит разделу между работниками.

Разновидностью унитарных предприятий являются федеральные казённые предприятия. Государственные и муниципальные предприятия являются юридическими лицами.

Юридическим лицом считается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом. Юридическими лицами могут быть как коммерческие, так и некоммерческие организации.

(3)

К собственным источникам финансирования относятся: прибыль от основной деятельности, прибыль от финансовых операций, другие виды доходов, уставной фонд, амортизационный фонд, задолженность покупателям за отгруженные товары, выручка от реализации выбывшего имущества, мобилизация внутренних ресурсов в строительстве и пр.

К заёмным источникам относят: кредиты и ссуды, устойчивые пассивы и кредиторскую задолженность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.113 (0.039 с.)