Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Наиболее распространенными являются следующие три типа профессиональной мотивации инженеров.
1 Доминантный тип профессиональной мотивации. Главными выступают показатели, демонстрирующие устойчивый интерес инженера к техническим наукам, увлечение техникой и конструированием, стремление к научно-исследовательской работе. Отсюда - активность специалистов, направленная “на дело”, а не на систему взаимоотношений. Поведенческая структура доминантного типа довольно стабильна, отличается ответственным отношением к порученному делу. 2 Ситуативный тип профессиональной мотивации. Ему свойственно приоритетное влияние привходящих жизненных обстоятельств, которые не всегда согласуются с мотивами и ценностными ориентациями личности. Выбор профессии был в свое время связан с так называемой внешней мотивацией. Это случайные обстоятельства жизни, материальные соображения, влияние места жительства и т.п. В результате - неудовлетворенность такого инженера профессией, положением в трудовом коллективе. В производственной деятельности основное место занимают исполнительские функции. Ориентация на преимущественно нетворческую работу дополняется ориентацией на ценность взаимоотношений с “нужными” людьми. 3 Конформистский тип профессиональной мотивации. Ярко выражено рассогласование между ценностными ориентациями и реальным поведением, характерно значительное влияние на выбор профессии ближайшего социального окружения. Творческая активность не поддается прогнозированию. Такой тип мотивации чаще всего проявляется у эмоциональных людей, социально-психологические установки которых подвижны, имеют тенденцию к изменению. Весьма показательны данные, которые приводит в своей книге “Иметь или быть?” Эрих Фромм. В результате интервьюирования 2,5 тысячи сотрудников двух преуспевающих американских компаний установлено, что мотивация трудовой деятельности менеджеров, инженеров и служащих характеризуется следующей шкалой: глубокий интерес к работе, научная заинтересованность - 0 %; деловитость без глубокого интереса к работе - 22 %; неустойчивый деловой интерес к работе - 58 %; умеренная продуктивность, интерес, имеющий сугубо утилитарный характер, - 18 %; пассивность, непродуктивность - 2 %; отказ от работы, замкнутость от внешнего мира - 0%.
Общие характеристики творческого типа мотивации содержатся в результатах исследования, проведенного среди инженеров-новаторов. Основной причиной, побудившей заняться техническим творчеством, большинство участников опроса признают ”личное стремление и инициативу” (так ответили 78,3 % всех опрошенных инженеров). Доминирующую позицию в мотивационной структуре личности творческого инженера занимают также социально значимые мотивы. Для 67,3 % общего числа опрошенных решающим моментом при включении в новаторскую деятельность послужили ”осведомленность о конечных целях технического задания, чувство ответственности за разрабатываемую идею”. Существенное влияние на рост профессионального творчества представителей инженерной специальности оказывает и характер отношений в производственной микросреде. Материальное и моральное стимулирование также является весьма значимым фактором в развитии творческого потенциала инженерных работников. Заметим, что наиболее эффективным следует признать сочетание обоих видов стимулирования. Немаловажную роль в процессе включения инженера в техническое творчество играет возможность общаться с “себе подобными”. По подсчетам специалистов, творческий инженер должен “тратить” на общение с коллегами 8-15 часов в неделю. Обсуждение профессиональных тем с опытными инженерами - важный стимулятор творческой активности. Итак, самые сильные из мотивов, побуждающих к инженерно-техническому творчеству, - это внутренние мотивы личности. Что же касается внешних мотивирующих факторов, то интенсификация приобретения профессионально-творческого опыта за счет специального обучения техническому творчеству, обеспечение новейшей информацией о достижениях технических наук, ориентация коллектива на сложное поисковое проектирование, повышение сложности и значимости решаемых задач, а также совершенствование социальных и экономических стимулов творческой активности инженера. Характер внутренней мотивации тесно связан с удовлетворенностью трудом. Наиболее важными ценностями производственной деятельности для творческих инженеров являются (в порядке значимости):
- достижение высокого уровня профессионального мастерства (ведущая ценность для 66,0 % опрошенных); - материальная обеспеченность, достигаемая за счет успехов в труде (важна для 54,5 %); - возможность устранять конструктивные и технологические недостатки на доверенных участках работы (отметили 52,3 %); - уважение, признание в коллективе (51,1 %); - работа, требующая новых оригинальных инженерных решений (важна для 45,5 %); - возможность передавать свой инженерно-творческий опыт, обучать молодежь (составляет ценность для 38,4 %). Наиболее важными для себя факторами изобретатели считают те, которые связаны с возможностью реализовать и развить инженерное дарование, также с материальной обеспеченностью и авторитетным положением в коллективе. В числе наименее ценных - работа, требующая в основном стандартных решений и приемов. Низкий уровень удовлетворенности отмечается по вопросам заработка, овладения технологией технического творчества, перспектив служебного продвижения. Деловые качества развиваются до максимума в течение первых 6-10 лет, а затем начинают спадать.
Деловые качества инженера
Каждый вид профессиональной деятельности предъявляет человеку свои требования. Инженер-конструктор должен: 1 Знать состояние и перспективы развития техники и технологии в своей области и в смежных областях. 2 Владеть современными методами оценки труда, навыками инженера, современными методами проектирования. 3 Иметь ясное представление о предмете научной методологии, задачах данной отрасли, методах прогнозирования и развития техники. 4 Быть знакомым с основами организации производства, труда и управления, с экономикой отрасли. 5 Уметь разбираться в вопросах охраны труда и техники безопасности, управлять оргтехникой и измерительной техникой. Ленинградские социологи под руководством В. А. Ядова, обследовав 1100 инженеров, работающих в проектно-конструкторских организациях, выделили в результате анализа собранных данных три системокомплекса деловых качеств, необходимых специалисту в области инженерии. Первый из них - творческий комплекс - включает самостоятельность, творческий подход к делу, инициативность, интеллектуальные способности, опыт и знания. Второй комплекс - исполнительский - образуется из таких деловых качеств, как старательность, аккуратность, усидчивость, добросовестность, трудолюбие. Третий комплекс, обозначенный как комплекс ответственности-организованности, состоит из качеств, в одинаковой степени необходимых как для творческой, так и для репродуктивной работы. Сюда относятся оперативность, настойчивость, работоспособность, ответственность, организованность.
Согласно классификации инженеров по деловым качествам, составленной по результатам ленинградского исследования, характерными профессиональными типами являются: а) Творчески устремленный “инженер по призванию”, у которого высоко развит комплекс творческих качеств, но несколько ниже исполнительские показатели. Инженер такого типа склонен к самопрограммированию деятельности и неприязненно относится к вмешательству в его дела. б) Исполнительный и добросовестный инженер, ориентированный главным образом на комплекс исполнительских качеств и не отличающийся инициативой и самостоятельностью.
в) Самоуверенный, довольный собою человек. Его деловые качества по всем комплексам развиты одинаково, причем одинаково средне. Это не мешает ему быть вполне довольным собой и своими профессиональными успехами. г) Отчужденный от профессии “инженер поневоле”, у которого низкий уровень деловых качеств наблюдается по всем трем комплексам. Говоря об инженерном даровании, нельзя не упомянуть о наиболее общих, интегративных его признаках. Они присущи не какому-то отдельному системокомплексу, а всей метасистеме деловых качеств инженера. Творческий потенциал характеризует инженерное дарование с точки зрения его динамики, перспектив его развития. Инженеру необходимо всегда быть настроенным на “опережающую волну”, поддерживать в себе состояние творческого напряжения, иначе он рискует быстро отстать от требований профессии. Фокусируя в себе тенденции развития науки и техники, общественного производства и технологий, инженер “попутно” совершенствует свои профессиональные дарования. Инженерное мышление, как и творческий потенциал, не сводится к какому-то одному уровню метасистемы деловых качеств специалиста. Это вид познавательной деятельности, направленной на изучение и освоение закономерностей техники и технологии. Главное в инженерном мышлении - решение конкретных выдвигаемых производством задач, причем решение, дающее наиболее экономичный, эффективный, качественный и, добавим, изящный результат. Основные этапы инженерного мышления - “постижение социальных потребностей в новых технических средствах и технологии производства; освоение культурных ценностей, инженерного опыта, естественно-научных и технических знаний; формирование инженерной задачи и ее решение; проектирование, обеспечение функционирования технических средств”. Сущность инженерного мышления, следовательно, заключена в идеальном преобразовании мира техники, т.е. создании с помощью идеальных средств новых технических решений. С возрастом многие параметры личности изменяются, и не всегда в лучшую сторону.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 994; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.155.149 (0.011 с.) |