Наиболее распространенными являются следующие три типа профессиональной мотивации инженеров. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наиболее распространенными являются следующие три типа профессиональной мотивации инженеров.



1 Доминантный тип профессиональной мотивации.

Главными выступают показатели, демонстрирующие устойчивый интерес инженера к техническим наукам, увлечение техникой и конструированием, стремление к научно-исследовательской работе. Отсюда - активность специалистов, направленная “на дело”, а не на систему взаимоотношений. Поведенческая структура доминантного типа довольно стабильна, отличается ответственным отношением к порученному делу.

2 Ситуативный тип профессиональной мотивации.

Ему свойственно приоритетное влияние привходящих жизненных обстоятельств, которые не всегда согласуются с мотивами и ценностными ориентациями личности. Выбор профессии был в свое время связан с так называемой внешней мотивацией. Это случайные обстоятельства жизни, материальные соображения, влияние места жительства и т.п. В результате - неудовлетворенность такого инженера профессией, положением в трудовом коллективе. В производственной деятельности основное место занимают исполнительские функции. Ориентация на преимущественно нетворческую работу дополняется ориентацией на ценность взаимоотношений с “нужными” людьми.


3 Конформистский тип профессиональной мотивации.

Ярко выражено рассогласование между ценностными ориентациями и реальным поведением, характерно значительное влияние на выбор профессии ближайшего социального окружения. Творческая активность не поддается прогнозированию. Такой тип мотивации чаще всего проявляется у эмоциональных людей, социально-психологические установки которых подвижны, имеют тенденцию к изменению.

Весьма показательны данные, которые приводит в своей книге “Иметь или быть?” Эрих Фромм. В результате интервьюирования 2,5 тысячи сотрудников двух преуспевающих американских компаний установлено, что мотивация трудовой деятельности менеджеров, инженеров и служащих характеризуется следующей шкалой:

глубокий интерес к работе, научная заинтересованность - 0 %;

деловитость без глубокого интереса к работе - 22 %;

неустойчивый деловой интерес к работе - 58 %;

умеренная продуктивность, интерес, имеющий сугубо утилитарный характер, - 18 %;

пассивность, непродуктивность - 2 %;

отказ от работы, замкнутость от внешнего мира - 0%.

Общие характеристики творческого типа мотивации содержатся в результатах исследования, проведенного среди инженеров-новаторов.

Основной причиной, побудившей заняться техническим творчеством, большинство участников опроса признают ”личное стремление и инициативу” (так ответили 78,3 % всех опрошенных инженеров).

Доминирующую позицию в мотивационной структуре личности творческого инженера занимают также социально значимые мотивы. Для 67,3 % общего числа опрошенных решающим моментом при включении в новаторскую деятельность послужили ”осведомленность о конечных целях технического задания, чувство ответственности за разрабатываемую идею”.

Существенное влияние на рост профессионального творчества представителей инженерной специальности оказывает и характер отношений в производственной микросреде.

Материальное и моральное стимулирование также является весьма значимым фактором в развитии творческого потенциала инженерных работников.

Заметим, что наиболее эффективным следует признать сочетание обоих видов стимулирования.

Немаловажную роль в процессе включения инженера в техническое творчество играет возможность общаться с “себе подобными”. По подсчетам специалистов, творческий инженер должен “тратить” на общение с коллегами 8-15 часов в неделю.

Обсуждение профессиональных тем с опытными инженерами - важный стимулятор творческой активности.

Итак, самые сильные из мотивов, побуждающих к инженерно-техническому творчеству, - это внутренние мотивы личности. Что же касается внешних мотивирующих факторов, то интенсификация приобретения профессионально-творческого опыта за счет специального обучения техническому творчеству, обеспечение новейшей информацией о достижениях технических наук, ориентация коллектива на сложное поисковое проектирование, повышение сложности и значимости решаемых задач, а также совершенствование социальных и экономических стимулов творческой активности инженера.

Характер внутренней мотивации тесно связан с удовлетворенностью трудом. Наиболее важными ценностями производственной деятельности для творческих инженеров являются (в порядке значимости):

- достижение высокого уровня профессионального мастерства (ведущая ценность для 66,0 % опрошенных);

- материальная обеспеченность, достигаемая за счет успехов в труде (важна для 54,5 %);

- возможность устранять конструктивные и технологические недостатки на доверенных участках работы (отметили 52,3 %);

- уважение, признание в коллективе (51,1 %);

- работа, требующая новых оригинальных инженерных решений (важна для 45,5 %);

- возможность передавать свой инженерно-творческий опыт, обучать молодежь (составляет ценность для 38,4 %).

Наиболее важными для себя факторами изобретатели считают те, которые связаны с возможностью реализовать и развить инженерное дарование, также с материальной обеспеченностью и авторитетным положением в коллективе.

В числе наименее ценных - работа, требующая в основном стандартных решений и приемов.

Низкий уровень удовлетворенности отмечается по вопросам заработка, овладения технологией технического творчества, перспектив служебного продвижения.

Деловые качества развиваются до максимума в течение первых 6-10 лет, а затем начинают спадать.

 


Деловые качества инженера

 

Каждый вид профессиональной деятельности предъявляет человеку свои требования.

Инженер-конструктор должен:

1 Знать состояние и перспективы развития техники и технологии в своей области и в смежных областях.

2 Владеть современными методами оценки труда, навыками инженера, современными методами проектирования.

3 Иметь ясное представление о предмете научной методологии, задачах данной отрасли, методах прогнозирования и развития техники.

4 Быть знакомым с основами организации производства, труда и управления, с экономикой отрасли.

5 Уметь разбираться в вопросах охраны труда и техники безопасности, управлять оргтехникой и измерительной техникой.

Ленинградские социологи под руководством В. А. Ядова, обследовав 1100 инженеров, работающих в проектно-конструкторских организациях, выделили в результате анализа собранных данных три системокомплекса деловых качеств, необходимых специалисту в области инженерии.

Первый из них - творческий комплекс - включает самостоятельность, творческий подход к делу, инициативность, интеллектуальные способности, опыт и знания.

Второй комплекс - исполнительский - образуется из таких деловых качеств, как старательность, аккуратность, усидчивость, добросовестность, трудолюбие.

Третий комплекс, обозначенный как комплекс ответственности-организованности, состоит из качеств, в одинаковой степени необходимых как для творческой, так и для репродуктивной работы. Сюда относятся оперативность, настойчивость, работоспособность, ответственность, организованность.

 

 

Согласно классификации инженеров по деловым качествам, составленной по результатам ленинградского исследования, характерными профессиональными типами являются:

а) Творчески устремленный “инженер по призванию”, у которого высоко развит комплекс творческих качеств, но несколько ниже исполнительские показатели. Инженер такого типа склонен к самопрограммированию деятельности и неприязненно относится к вмешательству в его дела.

б) Исполнительный и добросовестный инженер, ориентированный главным образом на комплекс исполнительских качеств и не отличающийся инициативой и самостоятельностью.

в) Самоуверенный, довольный собою человек. Его деловые качества по всем комплексам развиты одинаково, причем одинаково средне. Это не мешает ему быть вполне довольным собой и своими профессиональными успехами.

г) Отчужденный от профессии “инженер поневоле”, у которого низкий уровень деловых качеств наблюдается по всем трем комплексам.

Говоря об инженерном даровании, нельзя не упомянуть о наиболее общих, интегративных его признаках. Они присущи не какому-то отдельному системокомплексу, а всей метасистеме деловых качеств инженера.

Творческий потенциал характеризует инженерное дарование с точки зрения его динамики, перспектив его развития. Инженеру необходимо всегда быть настроенным на “опережающую волну”, поддерживать в себе состояние творческого напряжения, иначе он рискует быстро отстать от требований профессии. Фокусируя в себе тенденции развития науки и техники, общественного производства и технологий, инженер “попутно” совершенствует свои профессиональные дарования.

Инженерное мышление, как и творческий потенциал, не сводится к какому-то одному уровню метасистемы деловых качеств специалиста. Это вид познавательной деятельности, направленной на изучение и освоение закономерностей техники и технологии. Главное в инженерном мышлении - решение конкретных выдвигаемых производством задач, причем решение, дающее наиболее экономичный, эффективный, качественный и, добавим, изящный результат.

Основные этапы инженерного мышления - “постижение социальных потребностей в новых технических средствах и технологии производства; освоение культурных ценностей, инженерного опыта, естественно-научных и технических знаний; формирование инженерной задачи и ее решение; проектирование, обеспечение функционирования технических средств”. Сущность инженерного мышления, следовательно, заключена в идеальном преобразовании мира техники, т.е. создании с помощью идеальных средств новых технических решений.

С возрастом многие параметры личности изменяются, и не всегда в лучшую сторону.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 994; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.155.149 (0.011 с.)