Определение предпринимательства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение предпринимательства.



КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1.Определение предпринимательства

1.1. Природа предпринимательского дохода

Виды и формы предпринимательской деятельности

2.1. Товарищества

2.2.Хозяйственные общества

2.3.Государственные и муниципальные унитарные предприятия

2.4.Производственные кооперативы (артели)

3. Малое предпринимательство

4. Инновационная деятельность предприятия

5. Факторинг как форма финансирования бизнеса

5.1.Экономическое содержание факторинга

5.2. Затраты факторинга

5.3. Гибкость

5.4. Виды факторинга

6. Венчурное предпринимательство

6.1.Роль венчурного предпринимательства в современной экономике

6.2.Становление венчурной индустрии в России

7. Франчайзинг – форма предпринимательства

7.1.Сущность франчайзинга и его роль в рыночной экономике

7.2. Преимущества франчайзинга

8. Предпринимательские риски

8.1.Классификация видов рисков

8.2. Изменение риска

8.3. Виды предпринимательских потерь

8.4. Риски в деятельности предприятий

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Предпринимательство – неотъемлемая часть хозяйственной деятельности руководителей и специалистов предприятия, коммерческих и финансовых организаций. Предпринимательство является одной из наиболее активных форм экономической деятельности. Поведение людей выходит за рамки обыденных схем, когда они рискуют чем-то (имуществом, падением популярности, деньгами, положение и т.д.).

Предприниматели не всегда знают, продадут ли они все свои товары (услуги) и насколько выгодно. Они идут на риск: ведь подобные товары и услуги поступают на рынок и от других производителей. Это обстоятельство как раз и создает условия для возникновения такой деятельности, которая выражается в вечном поиске улучшения своего положения в сравнении с существующим, всегда заставляет предпринимать что-то для того, чтобы процветать и развиваться.

Предпринимательство – это процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предприниматель – это человек, который затрачивает на это все силы, берет на себя весь риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым.

К важнейшим чертам предпринимательства относятся:

- самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов.

Любой предприниматель свободен в принятии решения по тому или иному вопросу, но в рамках правовых норм;

- экономическая заинтересованность. Одна их главных целей предпринимательства – получение максимально возможной прибыли. Преследуя свои сугубо личные интересы получения высокого дохода, предприниматель способствует и достижению общественного интереса;

- хозяйственный риск и ответственность. При любых, даже самых выверенных, расчетах неопределенность и риск остаются.

Все вышеперечисленные признаки предпринимательства взаимосвязаны и действуют одновременно.

Главное содержание предпринимательства в сфере производства заключается в нахождении и формировании спроса на продукты (выполненную работу, оказанные услуги) и удовлетворении его путем изготовления (создания) и продажи продуктов (выполненных работ, оказанных услуг) в качестве товара.

Субъектами предпринимательства могут быть как отдельные частные лица, так и объединения партнеров.

Частные лица, как субъекты предпринимательства, выступают в этом качестве путем организации единоличного или семейного предприятия. Такие предприниматели могут ограничиваться затратами собственного труда или использовать наемный труд.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.

Товарищества

Полное товарищество. С точки зрения правовых последствий полное товарищество относиться к категории нежелательных форм объединений, поскольку не предполагает ограничение ответственности. По обязательствам полного товарищества его члены, которые именуются полными товарищами, несут ответственность всем своим имуществом.

Полные товарищи могут осуществлять предпринимательскую деятельность от имени полного товарищества. Складочный капитал формируется из долей каждого участника. Таким образом, полное товарищество – это объединение нескольких физических или юридических лиц для осуществления совместной хозяйственной деятельности на основании договора между ними. Однако полное товарищество не является юридическим лицом, и его члены сохраняют полную самостоятельность, но несут солидную ответственность по обязательствам товарищества всем своим имуществом.

Товарищество на вере. Это объединение нескольких физических или юридических лиц для совместной хозяйственной деятельности на основе договора. Складочный капитал товарищества формируется на основе вкладов и долей, вносимых его участниками. Именно в возможности внесения в складочный капитал или вкладов, или долей и проявляется отличие товарищества на вере от полного товарищества. Участники, которые вносят свои доли в формируемый складочный капитал товарищества на вере, именуются полными товариществами. Участники, которые вносят в складочный капитал не доли, а вклады, называются вкладчиками. Товарищество на вере, следовательно, объединяет полных товарищей и вкладчиков.

Полные товарищи от имени товарищества могут осуществлять предпринимательскую деятельность и отвечают по его обязательствам всем своим имуществом. Вкладчики не принимают участие в предпринимательской деятельности и несут риск убытков в пределах суммы внесенных ими вкладов.

Недостаток товарищества на вере – каждый полный член товарищества отвечает по его обязательствам всем своим имуществом.

Хозяйственные общества.

Хозяйственное общество – это коммерческая организация, уставный фонд которой формируется одним или несколькими физическими или юридическими лицами путем внесения ими своих долей (или полной величины уставного капитала, если в качестве учредителя выступает одно лицо).

В качестве долей могут рассматриваться денежные или материальные средства, интеллектуальный капитал, ценные бумаги или имущественные права, имеющие денежную оценку. При этом осуществляется экспертная оценка стоимости интеллектуального капитала и имущественных прав в денежной форме.

Существуют четыре формы хозяйственных обществ: общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество (открытое и закрытое).

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) это коммерческая организация, учредителем которой выступает одно или несколько физических или юридических лиц, которые несут ответственность по обязательствам общества и риск убытков в пределах только внесенных ими вкладов.

Акционерное общество (АО) – форма предприятия, капитал которого образуется за счет выпуска и размещения акций. Различие между обществом с ограниченной ответственностью и акционерным обществом состоит в том, что в ООО объединяются, прежде всего, капитал для его совместного использования. В обоих случаях участники общества несут ответственность за результаты деятельности, ограниченную своими вкладами.

Акционерное общество создается на основе добровольного соглашения юридических и физических лиц, которые объединяют свои средства и ставят целью извлечение прибыли путем удовлетворения общественных потребностей в их продукции.

Фирменное наименование акционерного общества должно содержать его наименование и указание на то, что общество является акционерным.

Закрытое акционерное общество (ЗАО) – это общество, акции которого распределяются только среди его учредителей. ЗАО не имеет права проводить открытую подписку на выпуск акций. Акционеры закрытого акционерного общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами данного общества.

Открытое акционерное общество (ОАО) – это общество, участники которого могут продавать принадлежащие им акции бес согласия других акционеров. ОАО проводит открытую подписку на выпуск акций и их свободной продажи. ОАО обязаны ежегодно публиковать для всеобщего сведения: годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибыли и убытков.

Учредительным документом закрытого и открытого акционерных обществ является устав, утвержденный учредителями. В нем должны содержаться сведения о категориях выпускаемых обществом акций, их номинальной стоимости и количестве, размере уставного капитала общества, правах акционеров, составе и компетенции органов управления общества и порядке принятия ими решения.

Акция удостоверяет тот факт, что ее владелец, акционер, внес определенный вклад в капитал акционерной компании. Она может быть предметом купли продажи, дарении, залога. Акция может приносить доход в виде доли прибыли (дивиденд), получаемый акционерным обществом, и дает право на участии в управлении.

Инновационная деятельность предприятия – деятельность, связанная с трансформацией научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новой или усовершенствованный продукт (товар, работа, услуга, технология), потенциально востребованный рынком.

Инновация – конечный результат творческого труда, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке.

Инновационная политика предприятия определяется региональными возможностями, обще экономическими условиями, политическими и законодательными ограничениями. Приоритеты инновационной политике определяются социально экономическими потребностями и научно инновационным потенциалом любой области.

Инновационная деятельность предприятия значительно влияет на конечные результаты деятельности предприятия: на себестоимость и прибыльность продукции, ее качества, объем продаж и прибыли в краткосрочном и долгосрочном периодах, уровень рентабельности хозяйственной деятельности.

Инновационная деятельность предприятия по разработке, внедрению, освоению и коммерциализацией новшеств включает:

- проведение научно-исследовательских и конструкторских работ по разработке идеи новшества, проведению лабораторных исследований, изготовлению лабораторных образцов новой продукции, видов новой техники, новых конструкций и изделий;

- подбор необходимых видов сырья и материалов для изготовления новых видов продукции;

- разработку технологического процесса изготовления новой продукции;

- проектирование, изготовление, испытание и освоение образцов новой техники, необходимой для изготовления продукции;

- разработку и внедрение новых организационно-управленческих решений, направленных на реализацию новшеств;

- исследование, разработку или приобретение необходимых информационных ресурсов и информационного обеспечения инноваций;

- подготовку, обучение, переквалификацию и специальные методы подбора персонала, необходимого для проведения НИОКР;

- проведение работ или приобретение необходимой документации по лицензированию, патентованию, приобретению ноу-хау;

- организацию и проведение маркетинговых исследований по продвижению инновации и т.д.

Наиболее характерными показателями нововведений являются такие показатели, как абсолютная и относительная новизна, приоритетность и прогрессивность, уровень унификации и стандартизации, конкурентоспособность, адаптивность к новым условиям хозяйствования, способность к модернизации, а также показатели экономической эффективности, экологической безопасности и пр. Все эти показатели новшества являются, по сути, возложением показателей технико-организационного уровня нововведения и его конкурентоспособности.

Доходная составляющая инновационного процесса формируется в виде поступлений от продажи технологии, производства «под ключ», «готова» действующего бизнеса, самой продукции, а также доходов от торговли объектами промышленной собственности и существует в условиях практического отсутствия конкуренции на соответствующих рынках. Дохода от инновационной деятельности и являются стимулирующим фактором при принятии решения об участии в этой деятельности и ее поддержки.

Важным фактором обеспечения высокой эффективности коммерциализации научных разработок является привлечение так называемого венчурного капитала. следовательно, участники инновационного процесса представляет сфера научной, производственной и финансовой деятельности.

Повышение технико-организационного уровня производства в конечном итоге проявляется в уровне использования основных элементов производственного процесса: труда, средств труда и предметов труда. Вот почему такие экономические показатели, как производительность труда, фондоотдача, материалоемкость, оборачиваемость оборотных средств, отражающие интенсивности использования производственных ресурсов, являются показателями экономической эффективности повышения уровня применяемой новой техники и технологии. Это частные показатели интенсификации наряду с ними используются обобщающие.

Все обобщающие показатели, - характеризующие повышение экономической эффективности мероприятий по техническому и организационному развитию, объединяется в следующие группы:

- приращение производительности труда, относительное отклонение численности работающих и фонда оплаты труда;

- приращение материалоотдачи (снижение материалоемкости) относительное отклонение в затратах материальных ресурсов;

- приращение фондоотдачи (снижение фондоемкости) – основных производственных фондов, относительное отклонение основных производственных фондов;

- приращение скорости оборота оборотных средств, относительное отклонение (высвобождение или связывание) оборотных средств;

- приращение объема выпуска продукции за счет интенсификации использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов;

- приращение прибыли или себестоимости продукции;

- приращение показателей финансового состояния и платежеспособность предприятия.

Таким образом, инновационная деятельность является видом предпринимательской деятельности, по этому способствовать и развивать инновационную деятельность необходимо не с помощью государственного контроля над инновационным процессом, а созданием благоприятного климата для его активизации.

С введением Налогового кодекса РФ затраты на НИОКР разрешено относить на себестоимость, однако проблема привлечения стартовых финансовых ресурсов на проведение таких работ в России не решена. Сегодня суммы, направленные на погашение заимствований по договорам кредита и займа, не относится к расходам, учитываемым при налогообложении, а в себестоимость может входить лишь уплата процентов по таким займам. Кроме того, расходами признаются лишь те затраты, которые являются экономически оправданными, а механизма отнесения затрат к экономически обоснованным или необоснованным до сих пор нет. Эти все ограничения делают не выгодным для предприятий привлечение заемных финансовых ресурсов, и сужает круг потенциальных участников инновационного процесса.

 

5. ФАКТОРИНГ КАК ФОРМА ФИНАНСИРОВАНИЯ БИЗНЕСА.

Факторинг – продажа дебиторской задолженности специализированному финансовому институту, факторинговой компании, обычно без права обратного требования. Один из методов финансирования.

Факторинг представляет собой операцию по приобретению факторской компанией или банком права на взыскание долга. Тем самым поставщик освобождается от кредитного риска, связанного с возможной неуплатой долга. Факторинговые операции впервые стали применяться американскими банками. Компания, покупающая денежные требования, называется фактор фирмой, или факторинговой компанией. Факторинг (Factoring – посредник).

Факторинг – финансовая комиссионная операция, при которой клиент переуступает дебиторскую задолженность факторинговой компании с целью:

- незамедлительного получения большей части платежа;

- и гарантии полного погашения задолженности;

- и снижения расходов по ведению счетов.

Обычно клиентом является поставщик, уступающий факторинговой компании право получения платежа за поставленные товары или оказанные услуги. Факторинговая компания сразу оплачивает клиенту от 70 до 90% требований в виде кредита, а остаток (за вычетом процента за кредит и факторинговой комиссии за услуги) предоставляется после взыскания всего долга.

5.1. Экономическое содержание факторинга.

 

Первоначально факторинг возник как операция торговых посредников, а затем приобрел форму кредитования. При цессии дебиторской задолженности фирма сохраняет право собственника на дебиторскую задолженность. Когда фирма осуществляет факторинг своей дебиторской задолженности, это означает, что она продает свои счета факторинговой компании. Продажа эта может происходить или с правом или без права обратного требования в зависимости от типа соглашения. Факторинговая компания имеет кредитный отдел и проводит кредитные операции по счетам. Основываясь на своих данных кредитного анализа, факторинговая компания может отказаться от покупки счетов, которые она сочтет слишком ненадежными. При помощи факторинга фирма часто избегает расходов, связанных с поддержанием кредитного отдела и инкассированием средств. Любой счет задолженности, которую факторинговая компания не желает покупать, представляет собой неакцептованный кредитный риск, если, конечно, фирма не захочет взять этот риск на себя и отгрузить товар. Факторинговые соглашения регулируются контрактами, заключаемыми между факторинговыми компаниями и заемщиками. Контракт обычно заключается на 1 год с возможностью автоматического обновления и прекращает свое действие только по истечении 30-60 дней. Хотя при факторинге часто предусматривается уведомление клиентов фирмы о продаже их счетов и том, что оплата по этим счетам теперь должна пересылаться прямо в факторинговую компанию, во многих случаях уведомление не делают. Клиенты продолжают пересылать средства фирме, которая в свою очередь индоссирует их в пользу факторинговой компании. Эти индоссаменты фирма обычно скрывает, чтобы клиент не узнал о продаже счетов.

Затраты факторинга.

 

За нанесение риска и обсуждении дебиторской задолженности факторинговая компания получает комиссионные, которые обычно составляют около 1% номинальной стоимости дебиторской задолженности. Величина комиссии варьируется в зависимости от размера отдельных счетов, объема задолженности по ним и их качества. Так как задолженность, проданная факторинговой компании, инкассирована на протяжении определенного периода, фирма может захотеть получить оплату за продажу дебиторских счетов до того, как будет выплачена задолженность. По этому авансу она должна выплачивать определенный процент. Авансовый платеж является кредитной составляющей функции факторинговой компании в дополнение к риску и обслуживанию дебиторских счетов. За выполнение этой дополнительной функции компания требует компенсацию.

Пример. Если общая сумма задолженности равна 10000 дол., а комиссионные факторинговой компании – 2%, последняя прокредитует фирма на сумму 9800 дол. Если фирма хочет использовать эту сумму до того, как будет инкассированные все дебиторские счета, она должна заплатить определенный процент, скажем 1,5% в месяц, за использование средств. Если она хочет денежный аванс, а средний счет инкассации счетов составляет 1 месяц, то затраты на выплату процентов равны приблизительно 0,15 х 9800, или 147 дол. Таким образом, общие затраты на факторинг складываются из комиссионных факторинговых компаний и процентов, если фирма использует средства до того, как инкассирована задолженность. Если фирма не переводит средства на свой счет до полного взимания задолженности, то процент не начисляется. В третьем случае фирма может не требовать свои средства у факторинговой компании после инкассирования задолженности, тогда она будет получать от этой компании процент за использование средств.

Гибкость.

Обычно факторинговые соглашения заключают на длительный срок. По мере того как, появляются новые дебиторские счета, их продают факторинговые компании, а счет фирмы кредитуется. Затем фирма использует по мере возникновения потребности в них. Иногда факторинговая компания разрешает фирме в период острой потребности в средствах осуществлять овердрафт с ее счета и, таким образом брать необеспеченную ссуду. В других случаях факторинговая компания может снять часть средств со счета для образования резерва защиты и потерь. Основные источники факторинга – коммерческие банки, факторинговые филиалы банковских холдинговых компаний и факторинговые компании со стажем. Некоторые люди критикуют компании, оказывающие факторинговые услуги, большинство же считает это вполне приемлемым методом финансирования. Основной недостаток этого метода состоит в том, что он может оказаться дорогим. Однако мы должны учитывать, что факторинговая компания зачастую освобождает фирму от учетных операций, связанных с коммерческим кредитом, издержек по обслуживанию дебиторской задолженности и расходов по инкассированию. Для небольшой фирмы экономия на этих расходах может иметь большое значение.

При операции факторинга кредитор немедленно получает от 70 до 90 % от номинальной стоимости счетов-фактур. Остальные 10- 30 % от номинальной стоимости счетов-фактур после вычета процента за кредит и комиссии за услуги зачисляется на блокированный счет кредитора. Таким образом, фактор-фирма страхуется от риска неплатежа дебитора. Если дебитор оплачивает свои обязательства в срок, то факторинговая компания разблокирует счет и возвращает остаток клиенту-кредитору. Эта операция достаточно дорогая для предприятия; в западной практике нередки случаи, когда потери составляют до 50 % суммы дебиторской задолженности. С помощью факторинга рефинансируются требования кредитора сроком не более 360 дней.

Факторинговое кредитование отличается от коммерческого кредитования кредитора. В случае факторинговых операций кредитор получает за проданный товар платеж наличными, а в случае коммерческого кредита - вексель, который затем учитывается в банке, где обслуживается кредитор. При этом сумма, полученная кредитором при учете векселя, будет меньше, чем при продаже счета-фактуры.

 

Виды факторинга

Различают два вида факторинга: скрытый и открытый.

При открытом факторинге, покупая требования, фактор-фирма применяет открытую цессию, т. е. Сообщает покупателю (дебитору) об уступке требований кредитором. В случае использования скрытого факторинга покупатель не информируется о продаже обязательств фактор фирме, не сообщается также никому из контрагентов кредитора о кредитовании его продаж факторной компанией.

Использование факторинга наиболее эффективно для небольших, и средних предприятий, расширяющих объемы продаж или входящих на новые рынки, а также для вновь создаваемых компаний, испытывающих недостаток денежных средств из-за несвоевременности поступления платежей от дебиторов, наличия чрезмерных запасов, трудностей в организации производственного процесса. Факторинг дает возможность кредитору ускорить оборот капитала. Часто указанные фирмы имеют неблагоприятную структуру баланса, из-за чего их кредитный статус не позволяет получать доступ к банковскому кредиту. Посредничество фактор фирм в этом случае позволяет решить проблему краткосрочного кредитования. Помимо этого, посредничество факторинговой компании позволяет сократить управленческие расходы, повысить эффективность коммерческой работы, так как наряду с бухгалтерским обслуживанием фактор фирма осуществляет кредитный контроль по сделкам клиента, проводит общий анализ хозяйственной деятельности фирмы, ее сбытовой стратегии, конъюнктуры рынка.

 

6. ВЕНЧУРНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО.

В последнее время наиболее интенсивное развитие в развитых странах получило так называемое венчурное предпринимательство.

На сегодня единого определения венчурного предпринимательства пока не существует. В целом понятие венчурный означает рисковый. Венчурный капитал – это долгосрочный, рисковый капитал, инвестируемый в акции новых и быстрорастущих компаний с целью получения высокой прибыли после регистрации акций этих компаний на фондовой бирже.

Венчурные предприниматели предоставляют новым фирмам следующие услуги:

- финансовые консультации;

- консультации по вопросам корпоративной и маркетинговой стратегии;

- новые идей относительно развития фирмы и противодействие застою;

- контакты и информация о рынке;

- подбор управленческого персонала для фирмы.

Предприятия венчурного типа выработали для себя критерии, соответствие которым обеспечивает большую доступность к капиталам инновационных фирм. Эти критерии включают следующие рекомендации малым фирмам:

1. Создавать компании, опираясь на опытного управляющего, хорошо знающего рынок и потребителей.

2. Разработку новой технологии тесно увязывать с исследованиями рынка. Фирма должна заранее знать, где и каким образом новый продукт займет место на рынке, каков возможный объем реализации и по какой цене.

3. Учитывать капиталоемкости новой технологии или продукта, отдавая предпочтение менее капиталоемким.

4. Наличие прочной системы распределения, которая ускорит связь с потребителем.

5. Способность осуществлять эффективную деятельность в первый период финансирования (не только разработать опытный образец, но, например, наладить его производство).

6. Комплексная и глубокая оценка преимуществ разрабатываемой технологии, которая должна быть не только выгоднее потребителю по стоимости, но быть экономически эффективной.

 

Преимущества франчайзинга

Смысл и ориентация франчайзинга на успех для его участников – факторы, которые отличают его от других концепций бизнеса. Их можно выразить лишь одним всеобъемлющим словом: система, которая предполагает наличие разнообразных дополнительных услуг и льгот. Отличительной чертой франшизы является не продукт или услуга сами по себе, а качество системы.

Франчайзинг открывает широкие возможности для бизнесмена. Эта система позволяет осуществлять успешный бизнес, даже если он не велик, дает ему большие возможности для развития, не принося в жертву прав собственности.

Используя франчайзинг, франчайзер стремиться получить выгоды от широкого и быстрого расширения своего бизнеса, не прибегая к кредитам и не беря на себя серьезные финансовые обязательства. Чем больше он способствует успеху франчайзинга, тем на больший доход в виде роялти он может рассчитывать. Чтобы обеспечить такой успех, важно предоставить франчайзи стандартизированную систему учета и выполнения деловых операций, а также сохранить контроль над оформлением торговой точки, местом оказания услуг, оборудованием и поставками. Франчайзинг позволяет производителям осуществлять большой контроль над условиями реализации своей продукции по сравнению с тем, который они могли бы осуществлять, если бы использовали один из каналов реализации, где отсутствует такая тесная взаимосвязь с агентами или представителями.

Франчайзинг дает предпринимателю возможность начать собственное дело, пользуясь опытом, знаниями и поддержкой со стороны того, кто предоставляет франшизу. Создавая новое предприятие, предприниматель часто не уверен, что ему будет сопутствовать успех. С помощью франшизы предприниматель (бизнесмен) получает соответствующую поддержку и при реализации продукции, а, кроме того, имеет право воспользоваться именем компании (часто и торговой маркой), обладающей хорошей репутацией на рынке. Однако не следует думать, что желание иметь свое собственное дело и вступление в отношения франчайзинга, - это простое решение проблемы. Здесь следует учитывать возможные факторы риска, которые рассматриваются ниже.

С самого начала франчайзингового предприятия деловые и юридические аспекты тесно связаны. Например, сразу после того, как сделано предложение о франчайзинге, название и торговая марка, которые будут использоваться, должны быть зарегистрированы. Эти действия будут только началом постоянного внимания за незаконным использованием торговой марки.

Одним из основных преимуществ покупки франшизы является то, что предприниматель получает возможность избавиться от головной боли, связанной с началом нового бизнеса на пустом месте. Франчайзер, как правило, представляет план с четкими инструкциями по поводу организации предприятия. При этом ему даются рекомендации по размещению предприятия, если эти вопросы не определены заранее. При предоставлении франшиз на розничную торговлю во многих случаях, как, например, это делает компания МакДональдс, проводятся маркетинговые исследования, главной целью которых получение уверенности в том. что новое предприятие достигнет поставленных перед ним целей. Оценка интенсивности спроса, особенностей городской инфраструктуры, демографических тенденций, график роста деловой активности в регионе, уровня конкуренции и т.п. Является важной составляющей при принятии решения о том, где разместить предприятие. Часто франшиза предполагает наличие определенного имени, которое дает предпринимателю достаточно быстрое признание в определенном рыночном пространстве. Это, естественно, не гарантирует успеха, но обеспечивает условия для начала предпринимательской деятельности с положительной репутацией.

Соглашаясь на контроль со стороны франчайзера по многим вопросам организации ведения бизнеса, предприниматель получает определенные преимущества, поскольку благодаря этому у него появляется возможность извлечь пользу из чужой многолетней практики проб и ошибок, приобрести готовый опыт в этих важнейших сферах.

Большое значение в ведении и успехе дел имеет реклама. При обычных условиях организация широкой рекламы в прессе и на телевидении по каждой отдельной франшизе представляется делом довольно дорогостоящим. Однако в системе франчайзинга вполне возможно объединение предпринимателей, и при внесении доли каждым из них в соответствии с объемом деятельности такая организация в целом в состоянии проводить широкую рекламу в прессе для упрочнения репутации фирмы. Вместе с тем каждый франчайзи может впоследствии направить усилия на продвижение товаров на своей территории в пределах, очерченных соглашением о франшизе.

При государственном регулировании хозяйственной деятельности путем лицензирования и налогообложения серьезное значение имеет организация управления бизнесом. При заключении франчайзингового соглашения даются советы по управлению, предоставляется информация о налогах и других аспектах деятельности компании. Так, предпринимателю франчайзи передаются хорошие зарекомендовавшие себя управленческие решения, ориентированные на успех и обеспечивающее его процветание.

Ключ к успешному развитию франчайзинговой системы – хорошие отношения сотрудничества между франчайзером и франчайзи. Франшиза, которая была продана только с целью получения платы, потерпит неудачу. Франчайзеры, которые не оставят для франчайзи надежды на получение достаточного дохода, также потерпят неудачу. Во франчайзинге нет места проходимцам и жуликам, и их не должно быть. И действительно, большинство известных в мире франчайзеров в настоящее время создают надежные бизнесы для себя и своих франчайзи. Правильная рабочая философия – это не «Сколько капитала я могу получить от франчайзи для расширения своего бизнеса», а «Как мне сделать франчайзинг таким, чтобы он представлял собой хорошую возможность для бизнеса и чтобы его хотели получить высокопрофессиональные потенциальные франчайзи».

Франчайзинг позволяет бизнесменам развиваться более быстро, чем любая другая система, в этом его огромное достоинство. Франчайзинг – проверенная система развития, и никакая другая система не может с ней соперничать по эффективности.

В то же время франчайзинг позволяет использовать энергию, таланты и амбиции людей, которые не выполняли бы работу в традиционных условиях найма, и работу в чужом бизнесе.

Предпринимательские риски.

Риск и доход представляют собой две взаимосвязанные и взаимообусловленные финансовые категории.

Под риском понимается возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человека.

Риск – это экономическая категория. Как экономическая категория он представляет собой возможность совершения события, которое может повлечь за собой три экономических результата: отрицательный (проигрыш, ущерб, убыток); нулевой; положительный (выигрыш, выгода, прибыль).

Риск – это действие, совершаемое в надежде на счастливый исход по принципу «повезет, – не повезет».

Конечно, риска можно избежать, т.е. просто уклониться от мероприятия связанного с риском. Однако для предпринимателя избежание риска зачастую означает отказ от возможной прибыли. Кто не рискует, тот ничего не имеет.

Риском можно управлять, т.е. использовать различные меры, позволяющие в определенной степени прогнозировать наступление рискового события и принимать меры к снижению степени риска.

Классификация видов рисков.

Рассматривая различные проявления и аспекты рисков, можно классифицировать их по ряду признаков. Практически любая предпринимательская деятельность сопряжена с целой гаммой рисков. Если действия предпринимателя не продумываются в высшей мере тщательно, то почти всегда остается возможность реорганизовать бизнес и вести его с меньшей степенью риска. В связи с этим ряд источников предлагает разбиение рисков на несистематический (снижаемый, дифференцируемый, диверсифицированный) и систематический (неснижаемый, не дифференцируемый, не диверсифицированный). Такое деление рисков используется для анализа рискованности инвестиций в ценные бумаги.

Неснижаемый риск можно разделить на компенсируемый и не компенсируемый. Компенсируемый будет тот, который нельзя снизить, но можно оценить и компенсировать с помощью таких мер, как надбавка к цене или повышение ставки дисконта на определенное число процентных пунктов.

Помимо возможности снижения, риски также можно классифицировать по источнику и по причине возникновения, а также по тому, однозначно ли действие фактора риска.

По признаку однозначности действия фактора риска все риски можно разделить на две группы – чистый (статический) и спекулятивный (динамический).

Чистый (статический) риск – это риск потерь реальных активов вследствие нанесения ущерба собственности, а также потерь дохода из-за недееспособности организации. Этот риск может привести только к отрицательному или нулевому результату.

Спекулятивный (динамический) риск – риск непредвиденных изменений стоимости основного капитала вследствие принятия коммерческих управленческих решений. Такие изменения могут привести как к потерям, так и к выигрышам.

Деление рисков в зависимости от основной причины возникновения выглядит следующим образом.

Природно-естественные – риски, связанные с появлением стихийных сил природы: землетрясения, бури, лесные пожары, эпидемии.

Экологические – риски, связанные с нанесением ущерба окружающей среде: загрязнения, уничтожение биологических видов.

Политические риски связаны с политической ситуацией в стране и вмешательством государства в нормальный ход производственно-торговых процессов. К ним относятся:

- вмешательс



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.202.221 (0.095 с.)