Понятие, субъекты и тенденции развития мирового хозяйства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, субъекты и тенденции развития мирового хозяйства



Тема 1. Мировое хозяйство

 

Понятие, субъекты и тенденции развития мирового хозяйства

Международные экономические отношения

Международное разделение труда

Теории международной торговли и международного движения факторов производства

5. Структура мирового хозяйства:

Ресурсы мирового хозяйства

Отраслевая структура мирового хозяйства

Классификация стран

Глобализация мирового хозяйства

Мировой рынок

 

Теории международной торговли и международного движения факторов производства

 

Теории международной торговли и международного движения факторов производства:

- Меркантилистская (Томас Манн, Вильям Пети, XVI-XVIII вв.).

- Абсолютных преимуществ (Адам Смит, 1776 г.).

- Сравнительных преимуществ (Дэвид Рикардо, 1817 г.).

- Соотношения факторов производства (Эли Хекшер и Бертиль Олин, 1933 г.).

- Парадокс Леонтьева (Василий Васильевич Леонтьев, 1970-е гг.).

- Конкурентных преимуществ (Майкл Портер, 1990 г.) и другие.

 

I. Меркантилизм - это система взглядов экономистов XV-XVII вв., ориентированная на активное вмешательство государства в хозяйственную деятельность.

Представители: Томас Манн, Антуан де Мокретьен, Уильям Стаффорд.

Основные положения:

- необходимость поддержания активного торгового баланса государства (превышения экспорта над импортом);

- признание пользы привлечения в страну золота и других драгоценных металлов с целью повышения её благосостояния;

- деньги — стимул торговли, поскольку считается, что увеличение массы денег увеличивает объём товарной массы;

- приветствуется протекционизм, направленный на импортирование сырья и полуфабрикатов и экспортирование готовой продукции;

- ограничение на экспорт предметов роскоши, так как он ведет к утечке золота из государства.

Фритредерство - это политика государства, обеспечивающая полную свободу внешнеторговых операций.

Производственные возможности стран

Затратоотдача Страна
Альфа Бета
Рис, т 50  
Хлопок, т 120  

График (линия) производственных возможностей - это график, показывающий те сочетания благ (товаров), которые могут быть произведены экономической системой (страной), исходя из наличных факторов производства (ресурсов) – см. рис. 4.1.

 

Рис. 4.1. График производственных возможностей стран Альфа и Бета в производстве риса и хлопка

 

Производство в условиях закрытой экономики (автаркии) и ограниченности ресурсов:

Страна Альфа максимально может на единицу ресурсов произвести или 50 т риса или 120 т хлопка. Если стране Альфа необходимы оба товара, то в условиях закрытой экономики производство одного товара обеспечивается за счет снижения объемов производства другого товара. Например, если стране Альфа в год необходимо 20 т риса (из возможных 50 т), оставшиеся ресурсы могут быть использованы для производства 72 т хлопка = Страна Бета максимально может на единицу ресурсов произвести или 110 т хлопка или 80 т риса. Если стране Бета необходимы оба товара, то в условиях закрытой экономики производство одного товара обеспечивается за счет снижения объемов производства другого товара. Например, если стране Бета в год необходимо 40 т хлопка (из возможных 110 т), оставшиеся ресурсы могут быть использованы для производства 50,9 т риса =

 

Когда страны получают возможность торговать друг с другом (в условиях открытой экономики), то они отказываются от производства невыгодного товара (0 т), а все имеющиеся ресурсы направляют на производство более эффективного товара (достигая максимального объема производства). В этом случае страны начинают специализироваться на производстве и экспорте эффективного товара.

Товар, неэффективный в рамках собственного производства, страны закупают в других странах-партнерах, импортируя его.

В результате, как видно в табл. 4.2 и 4.3, совокупные объемы производства товаров в двух странах увеличиваются – благосостояние населения в обеих странах растет.

Таблица 4.2

Фактическое производство в условиях закрытой экономики

Производство, т/Ед. ресурсов Страна ИТОГО
Альфа Бета
Рис   50,9 70,9
Хлопок      

 

Таблица 4.3

Производство в условиях открытой экономики

Производство, т/Ед. ресурсов Страна ИТОГО
Альфа Бета
Рис      
Хлопок      

 

Рис. 4.2. График производственных возможностей стран X и Y

 

Расчет относительных цен товаров в стране Х (см. табл. 4.5):

- для производства 30 автомобилей нужно отказаться от производства 60 тонн картофеля: 30 шт. = 60 т;

- значит, для производства 1 автомобиля нужно отказаться от производства 2 тонн картофеля = 60 / 30;

- для производства 60 тонн картофеля нужно отказаться от производства 30 автомобилей: 60 т = 30 шт.;

- значит, для производства 1 тонны картофеля нужно отказаться от производства 0,5 автомобиля = 30 / 60.

Расчет относительных цен товаров в стране Y (см. табл. 4.5):

- для производства 40 автомобилей нужно отказаться от производства 100 тонн картофеля: 40 шт. = 100 т;

- значит, для производства 1 автомобиля нужно отказаться от производства 2,5 тонны картофеля = 40 / 100;

- для производства 100 тонн картофеля нужно отказаться от производства 40 автомобилей: 100 т = 40 шт.;

- значит, для производства 1 тонны картофеля нужно отказаться от производства 0,4 автомобиля = 40 / 100.

Таблица 4.5

Рис. 4.3. Графики производственных и торговых возможностей

 

Таким образом, ТОРГОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ страны ширеее ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

 

IV. Теория соотношения факторов производства (Хекшер-Олин) - cтрана экспортирует товар, для производства которого интенсивно используется ее относительно избыточный фактор производства (ресурс), и импортирует товары, для производства которых она испытывает относительный недостаток факторов производства.

Условия теории:

- у стран-участниц международного обмена складывается тенденция к вывозу тех товаров и услуг, для изготовления которых используются преимущественно факторы производства, имеющиеся в избытке, и, наоборот, ввозить ту продукцию, по которой имеется дефицит каких-либо факторов;

- развитие международной торговли приводит к выравниванию «факторных» цен (цен на ресурсы), т.е. дохода, получаемого владельцем данного фактора;

- существует возможность при достаточной международной мобильности факторов производства замены экспорта товаров перемещением самих факторов между странами.

 

V. Парадокс В.Леонтева

В 1947 г. В.В. Леонтьев предпринял попытку эмпирической проверки выводов теории Хекшера-Олина. В послевоенные годы в США капитал был относительно избыточным фактором производства, а уровень зарплаты был значительно выше, чем в других странах. Предполагалось, что США экспортируют капиталоемкие товары, а импортируют - трудоемкие.

Парадокс состоит в том, что исследуя структуру экспорта и импорта США, В. Леонтьев обнаружил, что в экспорте США преобладали относительно более трудоемкие товары, а в импорте – капиталоемкие (то есть наоборот).

В.Леонтьев выдвинул гипотезу, что в любой комбинации с данным количеством капитала 1 человеко-год американского труда эквивалентен 3 человеко-годам иностранного труда. То есть большая производительность американского труда связана с более высокой квалификацией американских рабочих. Статистика показала, что США экспортируют товары, требующие более квалифицированного труда, чем импортные.

 

VI. Теория конкурентных преимуществ - yа международном рынке конкурируют фирмы, а не страны. Необходимо понять, как фирма создает и удерживает конкурентное преимущество, чтобы уяснить роль страны в этом процессе. Главные свойства (детерминанты) экономики, формирующие конкурентную макросреду, в которой действуют фирмы этой страны, можно представить в виде национального ромба (cм. рис. 4.4).Параметры этой макросреды (4 детерминанты, случайные события и действия правительства) – определяют конкурентные преимущества фирм, отраслей и стран на мировом рынке.

 
 

 

 


Рис. 4.4. Ромб конкурентных преимуществ Майкла Портера

 

1. Параметры факторов - это материальные (вещественные) и нематериальные условия, необходимые для формирования конкурентного преимущества страны в целом и ее ведущих экспортоориентированных отраслей. Факторы бывают:

- Традиционные - труд, земля, капитал, предпринимательские способности.

- Нетрадиционные - ресурс знаний, т.е. сумма научной, технической и рыночной информации, влияющей на конкурентоспособность товаров и услуг, а также инфраструктура (транспортная система, система связи, почтовые услуги, система здравоохранения, обеспеченность населения жилым фондом и др.).

- Общие - сеть автомобильных дорог, персонал с высшим образованием и др., которые создают конкурентные преимущества для широкого спектра отраслей.

- Специализированные - персонал с узкой специализацией, база данных в определенной области знаний и т.д., которые, как правило, применимы в ограниченном числе отраслей или даже в одной отрасли.

2. Стратегия фирм, их структура и соперничество - если отсутствует конкурентная среда или соперничество между фирмами, если стратегия фирмы не ориентирована на деятельность в условиях соперничества, то на внешнем рынке у таких фирм конкурентного преимущества обычно не возникает.

3. Параметры спроса — это емкость спроса, динамика его развития, дифференциация на виды продукции, требовательность покупателей к качеству товаров и услуг. Именно на внутреннем рынке в условиях развитого спроса должны получать апробацию новые изделия до выхода на мировой рынок.

4. Родственные и поддерживающие отрасли - наличие в национальной экономике высокоразвитых родственных и поддерживающих отраслей, обеспечивающих фирмы в экспортоориентированных отраслях необходимыми материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, информацией, выступает необходимым условием создания и поддержания конкурентного преимущества в мировой торговле для фирм соответствующих отраслей.

Дополнительные составляющие конкурентных преимуществ:

А. Случай - это события, которые имеют мало общего с условиями развития экономики страны и влиять на которые часто не могут ни фирмы, ни правительство. Наиболее важные события такого рода:

- новые изобретения, крупные технологические сдвиги (прорывы);

- резкие изменения цен на ресурсы (например, «нефтяной шок»);

- значительные изменения на мировых финансовых рынках или в обменных курсах;

- всплески мирового или местного спроса;

- политические решения правительств, войны и другие непредвиденные обстоятельства.

Случайные события могут изменить позиции соперничающих государств. Они могут свести на нет преимущества старых мощных конкурентов и усилить экспортный потенциал других государств.

Б. Правительство - оказывает значительное влияние на все основные детерминанты «национального ромба» (как положительное, так и отрицательное). Правительство воздействует через:

- денежно-кредитную, налоговую, таможенную политики;

- само правительство является покупателем товаров для армии, транспорта, связи, образования, здравоохранения и других отраслей;

- антимонопольное регулирование для поддержание оптимальной конкурентной среды в ведущих секторах и отраслях национальной экономики;

- содействие развитию родственных и сопряженных отраслей, взаимодействующих с ведущими экспортными отраслями.

 

VII. Теория эффекта масштаба (Роберт Кругман) – страны начинают специализироваться и обмениваться даже технологически однородной, но дифференцированной продукцией (внутриотраслевая торговля) – Германия экспортирует в США «мерседесы», а США в Германию – «форды».

 

VIII. Теория внутриотраслевой международной торговли (Бела Бласса) – объясняет такую торговлю различиями во вкусах потребителей, близостью стран, несовпадением сельскохозяйственных сезонов и т.д.

 

IX. Стандартная модель международной торговли (Фрэнсис Исидр Эджуорт, Джордж Кэтлетт Маршалл, Готфрид Хаберлер) – для стран не характерна полная специализация на каком-либо товаре, они стремятся к экономической независимости по критическим продуктовым группам. Введено понятие «кривая безразличия» - как иллюстрации выбора потребителем полезности различных благ.

 

X. Теорема Рыбчинского (Тадеуш Рыбчинский) – неравномерный рост предложения одного из факторов производства при постоянстве прочих переменных приведет к росту выпуска товара, производимого при интенсивном использовании этого фактора, и к сокращению выпуска других товаров. Пример «Голландская болезнь» - рост реального обменного курса за счет увеличения объемов экспорта одних отраслей (газа), что оказывает негативное воздействие на другие отрасли и на экономику в целом.

 

XI. Теорема Столпера-Самуэльсона (Самуэльсон Пол Энтона) – повышение цены любого товара при неизменных остальных факторах приводит к повышению цен тех ресурсов, которые используются относительно интенсивно в производстве этого товара, и к снижению цен тех ресурсов, которые в его производстве используются менее интенсивно.

 

XII. Теорема Хекшера-Олина-Самуэльсона – перемещение факторов производства ведет к выравниванию цен, точнее к выравниванию соотношения цен на эти факторы в разных странах.

 

XIII. Теория жизненного цикла товара (Т. Левитт, 1956).

Жизненный цикл товара - это период от первой продажи товара с конкретным набором потребительских свойств до его последней продажи на рынке (см. табл. 4.9).

1. Этап выведения товара на рынок -начинается с момента появления нового товара на рынке (первоначально в виде пробных продаж).

2. Этап роста - признание покупателем товара и быстрое увеличение спроса на него.

3. Этап зрелости - постепенное удовлетворение спроса на данный товар.

4. Этап упадка - сбыт может упасть до нулевой отметки, а может опуститься до низкого уровня и оставаться на этом уровне в течение многих лет.

Таблица 4.9

Тема 1. Мировое хозяйство

 

Понятие, субъекты и тенденции развития мирового хозяйства



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.104.238 (0.05 с.)