Тема 23. Новейшие тенденции развития государства и права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 23. Новейшие тенденции развития государства и права



В Германии

В межвоенный период государственность Германии претерпела радикальные изменения. Поражение в Первой мировой войне, ре­волюция привели к образованию республики. 28 ноября 1918 г. им­ператор Вильгельм II официально отрекся от престола. Власть пере­шла к социал-демократическому национальному собранию, которое в июне 1918 г. подписало унизительный для Германии Версальский договор и 31 июля приняло Веймарскую конституцию. На принци­пы нового государственного порядка значительное влияние оказала Конституция США 1787 г. Взаимоотношения разных государствен­ных институтов определялись на основе принципа разделения влас­тей. После подписания 14 августа президентом Максом Эбертом Веймарская конституция вступила в силу. Она состояла из 181 ста­тьи и открывалась парадоксальным утверждением: Германская им­перия — республика (ст. 1). Сохранив прежнее название, Герман­ская империя провозглашалась республикой с федеральной формой государственного устройства. Бывшие союзные государства получи­ли название «земли». Земли имели свои законодательные собрания и конституции. Однако империя (федеральное государство) обладала преимуществами в полномочиях и компетенции по отношению к землям. Существовала даже статья об «имперской экзекуции», по которой президент с помощью военной силы мог заставить отдель­ные земли выполнять возложенные на них Конституцией обязан­ности.

В соответствии с Конституцией утверждался общегерманский парламент из двух палат — рейхстага (нижней палаты) и рейхсрата (верхней палаты, имперского совета). Депутаты рейхстага, избирае­мые на основе всеобщего избирательного права на четыре года, представляющие весь народ, подчинялись только своей совести и не были связаны мандатами (ст. 21). В рейхсрате заседали представите­ли областей (земель) Германии, консультировавшие правительство. Статья 41 гласила: «Президент империи избирается всем герман­ским народом». Президентом мог быть избран только немец, кото­рому исполнилось 35 лет. По истечении семи лет президент мог быть переизбран на новый срок. Смещение президента допускалось по предложению 2/3 голосов рейхстага референдумом. Отрицатель­ный результат референдума означал роспуск рейхстага. Президент имел довольно широкие полномочия: мог распустить парламент и назначить новые выборы, объявлять чрезвычайное положение, самостоятельно назначать главу правительства и его министров, яв­лялся главнокомандующим вооруженными силами. Широкими пра­вами наделялся и глава правительства — канцлер Германии, которо­му поручалось «формулирование основных принципов политики». Судебную власть представлял Верховный государственный суд. В ст. 109 декларировалось: «Все немцы равны перед законом». Отдел V Конституции «Хозяйственная жизнь» предусматривал по­степенную социализацию экономики.

После смерти первого президента Эберта в 1925 г. в Германии со­стоялись первые в ее истории всенародные выборы президента. По­беду одержал 78-летний фельдмаршал фон Гинденбург, презиравший демократию и ставивший цель возрождения Великой империи. Пере­избранный в 1932 г. Гинденбург, используя ст. 48 Конституции, со­здал своими указами внеконституционное правовое поле, которое ус­тановило доминирование президентской власти.

Под покровительством Гинденбурга к власти стали рваться правые элементы. Среди них самой влиятельной стала Национал-социалис­тическая немецкая рабочая партия (НСДАП), созданная в 1919 г. Идеи главы этой партии Адольфа Гитлера о «новом порядке» «без сви­ней капиталистов, евреев и коммунистов» находили отклик в широ­ких слоях населения. На выборах в рейхстаг в мае 1924 г. за эту пар­тию проголосовало 2 млн немцев. На выборах в рейхстаг 1930 г. партия Гитлера оказалась второй, а уже в 1932 г. стала первой. 30 ян­варя 1933 г. Гинденбург назначил Гитлера рейхсканцлером, предоста­вив ему особые полномочия. 21 марта 1933 г. парламент, наделив Гит­лера чрезвычайными полномочиями, был распущен. 14 июля 1933 г. правительство издало закон, запрещавший существование каких-либо партий и организаций кроме НСДАП. 30 января 1934 г. был издан Закон о переустройстве империи. Его ст. 4: «Имперское правительст­во может создавать новое конституционное право». Закон от 14 фев­раля 1934 г. ликвидировал все виды местного самоуправления. 1 ап­реля 1934 г. скончался рейхспрезидент Гинденбург в возрасте 87 лет, после чего Гитлер стал фактически главой государства. 8 июля 1934 г. был издан Закон об обеспечении единства партии и государства. 1 августа 1934 г. путем референдума принимается Закон о верхов­ном главе германской империи. § 1 закона гласил: «Должность прези­дента империи объединяется с должностью рейхсканцлера; в силу этого установленные до сих пор правомочия президента империи переходят к вождю нации (фюреру) и рейхсканцлеру Адольфу Гит­леру. Он назначает своего заместителя». В §2 было сказано: «Этот закон вступает в силу с момента кончины президента империи фон Гинденбурга».

Итак, все политические партии, кроме НСДАП, были запрещены, профсоюзы распущены, а их средства конфискованы. В стране уста­навливается диктатура нацистской партии.

Получив неограниченную власть, Гитлер и его окружение создали унифицированное государство, которое вплоть до своей гибели рабо­тало, как часовой механизм. В этом государстве — «тысячелетнем рейхе» переплелись магические оккультистские структуры с институ­тами научно-техническими. В основу государственного устройства был положен принцип пирамиды. Символом высшей власти стала свастика (древний астрологический знак). В рейхе воцарилась фило­софия тотальной организации, когда каждый должен был стать неотъ­емлемой частью целого.

На самом верху этой пирамиды стоял фюрер, его ближайший совет составляли комитет трех и пять рейхсфюреров. Далее шли фюреры, занимавшие более низкое положение. Самым «маленьким» фюрером был «блок лейтер», который отвечал за дом или группу домов. В его обязанности входили: контроль за морально-политическим уровнем жильцов, прописка на жительство, пресечение вредных слухов, вопло­щение в жизнь приказов руководства и т.д. Блок лейтер мог в любое время осмотреть любую квартиру в своем владении, вправе был при­менить силовые меры.

Эта гигантская бюрократическая система опиралась на невидан­ный по мощи аппарат насилия.

Армия (вермахт) была рассредоточена по всей стране. В каждом штатгальтерстве (военно-территориальном округе) высшим началь­ником армии и территории являлся гауляйтер, назначаемый лично фюрером. Армии помогали полиция и пожарные части. Кроме этого, НСДАП имела свои партийные вооруженные силы в форме СА (штурмовые отряды), возникшие в августе 1921 г. из небольшой организации по охране митингов и собраний гитлеровской партии. На 1 января 1935 г. в СА насчитывалось 3 543 099 человек, в том числе в сухопутных отрядах — 1 499 034, морских — 64 428, воздушных — 105 256. В первом резерве — 497 610, во втором — 1 376 771 человек.

Вскоре место СА заняли охранные отряды СС, возникшие в марте 1923 г. как личные телохранители Гитлера. К 1933 г. в СС было 52 тыс. человек. В отличие от СА в СС подбирали людей только пар­тийных, прошедших тщательную проверку на предмет генетической и партийно-нравственной чистоты. Лица, состоявшие на службе в СС, стали высшей кастой рейха. Аппарат СС включал отдел расовой чис­тоты, службу безопасности СД, в которую входили внешняя разведка и Гестапо — государственная тайная полиция. В сентябре 1939 г. все эти службы вошли в имперское главное управление безопасности РСХА. Гестапо располагало огромной паутиной разветвленной аген­туры. Агенты проникали повсюду, как внутри Германии, так и за ру­бежом, делились на 3 категории — А, С и F. А — штатные сотрудники; С — те, кто находится на сдельной оплате; F — члены партии, рабо­тавшие за идею, без какого-либо вознаграждения, дополнительной оплаты. По особому закону о гестапо (10 февраля 1936 г.) на него воз­лагались исключительно задачи борьбы с покушениями на партию и государство. Приказы и распоряжения гестапо были выведены из-под судебного контроля. Во главе всей полицейской системы и системы внутренних дел был поставлен Г. Гиммлер (июнь 1936 г.) с одновре­менными правами райхсфюрера СС.

Войска СС обслуживали концентрационные лагеря. Было создано 23 лагеря смерти, через которые прошли десятки миллионов человек. В годы войны число лагерей достигло 2 тыс.

Особое место в рейхе отводилось Министерству пропаганды, ко­торое возглавил Йозеф Геббельс. Целью Министерства было воздей­ствие на сознание немцев, которые в рейхе должны были мыслить и чувствовать одинаково. Весь мир облетели слова Геббельса: «При слове «культура» моя рука тянется к парабеллуму».

Министерство пропаганды состояло из отделов информации, прессы, культуры и военного отдела, имело 13 филиалов, а также автономный пункт в Пруссии.

Геббельс стал одним из инициаторов внедрения системы союзов. Например, существовали студенческий союз, союз преподавателей высшей школы, женский союз, имевшие статус подразделения пар­тии. Немецкий рабочий фронт, имперский союз немецких чиновни­ков, союз немецких врачей, союз юристов, союз учителей, союз не­мецких техников обладали статусом примыкающих к партии союзов. Партия держала под контролем союз гитлеровской молодежи, кото­рый делился на группы от 10 до 14 лет и от 14 до 21 года. Здесь дети и юноши носили униформу, имели знаки различия и строили отно­шения по системе подчинения. Для молодого человека приказ стано­вился смыслом жизни. Такая же приказная система установилась и на производстве. Здесь командовали виртшафтсфюреры. Экономика ре­гулировалась и развивалась по 4-летнему государственному плану. Для контроля над рабочей силой были введены всеобщая трудовая по­винность и трудовые книжки.

Приказной системы не избежала даже церковь. Священники всех конфессий назначались с согласия соответствующего чиновника и должны были в своих проповедях восхвалять национал-социализм и фюрера. Такое тоталитарное государственное устройство позволяло проводить глобальную политику по уничтожению на земле всех «вред­ных и неполноценных рас» и народов. Рейх должен был распростра­нить новый порядок по всей планете, а национальная государствен­ность — дать начало новой цивилизации, низвергающей гуманизм, христианство и науку.

Нацистское законодательство было призвано укрепить механизм нацистской диктатуры. В 1935 г. был принят Закон о всеобщей воин­ской повинности для мужчин от 18 до 45 лет сроком на 2 года, затем правительство в условиях Второй мировой войны три раза объявляло тотальную мобилизацию. На содержание армии шла половина госу­дарственных финансов.

Суть правовой политики государства была закреплена в програм­ме НСДАП, в которой провозглашалось: «Мы требуем немецкого партийного права для замены им римского права, которое служит материальному общественному строю». Немецкое общество объяв­лялось высокодуховным, состоящим из представителей высшей расы, которая определяется магическим началом и имеет связь с космосом.

Закон о гражданстве от 15 сентября 1935 г. делил жителей госу­дарства на граждан и подданных. Полноправным гражданином при­знавался немец с чистым расовым происхождением. К подданным относились все прочие, и за ними не признавались права. Особые законы 1936 г. и 1938 г. ставили вне закона цыган, евреев и всех представителей иудейской веры. Они позволяли экспроприировать собственность этих лиц и физически их ликвидировать. Граждан­ское право регулировалось ГПК 1934 г. и рядом гражданских зако­нов 1937 г. Эти законы резко ограничивали право собственности и усиливали государственное регулирование социально-хозяйствен­ных связей. Закон от 14 июля 1933 г. устанавливал своеобразное брачно-семейное право. Брак и семья были поставлены под кон­троль государства. Свобода заключения брака была ограничена. Запрещалось создание семьи со страдающими наследственными бо­лезнями, шизофрениками, инвалидами, неполноценными, умали­шенными, хилыми, даже физически слабыми лицами. В соответст­вии с этим законом были созданы суды здоровья, которые давали соответствующие разрешения. Значение этих судов возросло после принятия Закона о принудительной стерилизации и кастрации 1933 г. Уже в первые годы его действия операции были подвергнуты 60 тыс. человек, 5 тыс. операций закончились летальным исходом. Специальные законы начала 1934 г. установили равенство супругов, но запрещали арийцам вступление в брак не только с представите­лями других рас, но и с лицами, отмеченными в прошлом «недо­стойным поведением, позорным образом жизни, не внушающим до­верия внешним видом» (смуглый цвет кожи, раскосые глаза, курчавые волосы). Узаконивалась проституция, долгом женщины объявлялось рождение воина для фюрера.

Уголовное законодательство возвело все криминальные проявле­ния в ранг государственных преступлений. Ответственность за госу­дарственные преступления предусматривала смертную казнь или заключение более чем на 15 лет. Нацистская юстиция имела упро­щенную структуру. В марте 1933 г. были созданы специальные суды из трех членов партии, которые по представлению прокурора, как правило, выносили обвинительный приговор. С 18 апреля 1936 г. эти суды стали подчиняться созданному Народному суду, состояв­шему из пожизненных судей. Народный суд разбирал самые опас­ные дела против государства, руководствовавшись партийной идео­логией, заставлявшей судей быть беспощадными к врагам фюрера и рейха.

Таким образом, Германия при Гитлере показала один из клас­сических примеров тоталитарного государственно-правового уст­ройства.

Поражение гитлеровской Германии во Второй мировой войне поставило вопрос о будущем государственном устройстве Германии. Летом 1945 г. (17 июля — 2 августа) на Потсдамской конференции трех великих держав — СССР (И.В. Сталин), США (Г. Трумэн) и Великобритании (У. Черчилль, с 27 июля К. Эттли) было принято решение о проведении демилитаризации и денацификации страны, декартелизации экономики и демократизации общественно-полити­ческой жизни. Для этого Германия была разделена на 4 оккупаци­онные зоны: советскую на востоке, американскую, английскую и французскую на западе. Совместному управлению подлежала сто­лица — Берлин. Верховную власть осуществлял специально создан­ный Союзный контрольный совет (1945 г.), который управлял ок­купированной страной. Согласно достигнутой на конференции договоренности, в Германии должно было быть полностью разруше­но тоталитарное государство: запрещалась НСДАП и все связанные с ней организации, большинство карательных учреждений рейха (включая СА, СС и службы СД) были объявлены преступными, рас­пускалась армия, отменялись расовые законы и акты политического значения.

Логическим следствием разделения Германии стало образование двух государств — Федеративной Республики Германии на западе и Германской Демократической Республики на востоке.

Принятие 8 мая 1949 г. парламентским советом и утверждение ок­купационными властями Конституции юридически и политически за­крепило раскол Германии и образование ФРГ. Боннская (по новой столице ФРГ) конституция устанавливала в ФРГ парламентскую рес­публику, основанную на принципах строгого разделения властей и федерализма. Однако в ходе развития роль исполнительной власти возросла, сложилось и верховенство федерации по отношению к землям.

Конституция провозглашала Федеративную Республику Германии «демократическим, правовым и социальным государством». Значи­тельное место в ней отведено правам и свободам граждан (свобода личности, равенство перед законом, свобода вероисповедания, свобо­да убеждений, печати, собраний и т.д.).

Основными государственными органами ФРГ являлись: бундес­таг, бундесрат, федеральный президент, федеральное правительство во главе с канцлером, федеральный конституционный суд.

Бундестаг — нижняя палата парламента, избирался на четыре года всеобщим, прямым и тайным голосованием. Бундестаг был основным законодательным органом.

Бундесрат (верхняя палата парламента) формировался из предста­вителей земель, его согласие необходимо для принятия законов, из­меняющих конституцию, границы территории земель, структуру зе­мельных органов и т.д.

Федеральный президент избирался на пять лет Федеральным со­бранием, обладал ограниченными полномочиями: представлял на ут­верждение кандидатуру на пост главы правительства, назначал и увольнял федеральных судей и чиновников, представлял страну на международной арене.

Реальное руководство исполнительной властью осуществляло фе­деральное правительство во главе с канцлером. Канцлер — как прави­ло, глава партии, победившей на выборах, утверждался парламентом, имел право законодательной инициативы.

Конституционный суд ФРГ осуществлял контроль за конституци­онностью нормативных актов, рассматривал споры о правах и обязан­ностях высших органов федерации, отдельных земель, выносил реше­ние о запрете политических партий ввиду их антиконституционности. Судьи конституционного суда избирались пожизненно, 50% — бун­дестагом и 50% — бундесратом. Конституционный суд практически был организован лишь в августе 1951 г

Раздельное существование германских государств продолжалось не очень долго. В результате глубоких изменений, происшедших в СССР и Восточной Европе, сложились условия для объединения страны.

От Потсдамской встречи Сталина, Трумэна и Эттли летом 1945 г. Германия пришла к революции 1989 г. в ГДР, когда в 160-километро­вой берлинской стене, заложенной 13 августа 1961 г., обошедшейся в 870 млн марок, унесшей жизни 80 человек, сохранявшейся 28 лет и 88 дней, было пробито более 100 проходов. Германия объединилась фак­тически.

Основой этого объединения стал конституционно-правовой ас­пект, так как в Боннской конституции было сказано: «Он (народ) дей­ствовал также за тех немцев, которым было отказано в сотрудничестве (речь шла о гражданах ГДР). Германский народ в целом призывается

путем свободного самоопределения осуществить до конца единство и свободу Германии».

В соответствии с Боннской конституцией бывшие округа ГДР получили статус федеральных земель. Огромная разница между уров­нем жизни двух Германий (в ФРГ средняя почасовая оплата труда со­ставляла 18,43 марки, в ГДР — 6,83 марки) вынудила руководство ФРГ прибегнуть к политике выравнивания. Канцлер ФРГ Гельмут Коль выдвинул план (из 10 пунктов) государственно-политического объединения Германии. При согласии четырех держав (США, Вели­кобритании, Франции и СССР) ГДР и ФРГ слились в единое госу­дарство.

Создание новой единой Германии опиралось на договоры между ГДР и ФРГ. В мае 1990 г. был оформлен валютный и социально-эко­номический союзы, в августе 1990 г. — государственно-политичес­кий. 3 октября 1990 г. ГДР перестала существовать как отдельное го­сударство. На ее территории вошла в силу Конституция ФРГ 1949 г., ставшая общегерманской. Восточная Германия была заново разделена на исторические пять земель, которые получили все права в соответ­ствии с Боннской конституцией. Народная армия ГДР, службы без­опасности, полиция ликвидировались, частично влившись в соответ­ствующие институты ФРГ.

Объединение сделало Германию наиболее мощным западноевро­пейским государством, которое стало играть определяющую роль не только в Европе, фактически приобрела статус великой державы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.186.164 (0.025 с.)