Реформирование сельского хозяйства в 1965 году 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реформирование сельского хозяйства в 1965 году



В 1965 году в государстве была принята новая система пла­нирования производства и заготовок сельхозпродукции. По важнейшим видам сельскохозяйственной продукции устанавливался твердый план заготовок в течение 10 лет, его перевыполнение поощрялось. Сверхплановые закупки производились по повышенным ценам, с надбавкой в размере 50%. За 3 года реформ объем валовой продукции сельского хозяйства возрос на 15%.

Имея неизменный план закупок на дли­тельный срок, хозяйства самостоятельно составляли производственные планы, предусматривающие рациональное исполь­зование ресурсов. Но впоследствии воп­реки принятым решениям планы обязательных закупок системати­чески менялись, как это было прежде.

Усилилось финансирование аграрного сектора. Впервые за все годы советской власти в сельское хозяйство направлялись зна­чительные средства на осуществление механизации и электрификации производства, мелиорацию и снабжение минеральными удобрениями.

Возрождалась звеньевая система – от крупных бригад переходили к небольшим звеньям, отвечающим за весь технологический цикл, с оплатой труда по количеству и качеству произведенной продукции. Применение такой системы дало поразительные результаты: многократный рост производительнос­ти труда, значительное снижение издержек производства, рост при­были. Однако в дальнейшем это начинание не получило распрост­ранения, так как противоречило принципам командной системы советской колхозно-совхозного производства.

Важную роль для развития сельского хозяйства сыграло сня­тие необоснованных ограничений с личных подсобных хозяйств.

97. Изменение системы хозяйствования в промышленности и строительстве (реформа 1965 года)

В 1965 году в государстве была признана необходи­мость восстановления отраслевой системы управления и расшире­ния самостоятельности предприятий. Предусмат­ривались меры по ограничению функций центральных органов уп­равления, усилению роли экономических методов руководства про­мышленностью, сочетанию государственного планирования с раз­витием хозрасчетных отношений, централизованного отраслевого управления с республиканской и местной инициативой. При этом сохранялась система централизованного распределения матери­альных ресурсов.

Расширение хозяйственной самостоятельности предприятий предполагало сокращение числа директивных показателей, показатель валовой продук­ции был заменен на объем реализованной продукции, так как он позволял объективнее оценивать деятельность предприятий, лучше согласовывать их интересы с потребителями.

Значительное внимание уделялось повышению качества продук­ции, созданию более производительных машин и оборудования. Для этого предусматрива­лись показатели технического уровня и качества продукции, дол­говечности, надежности.

Менялась система показателей плана по труду. Вместо числен­ности промышленно-производственного персонала и средней зар­платы устанавливался общий фонд заработной платы и рост произ­водительности труда.

Важным вопросом была перестройка ценообразования. Прове­денная реформа оптовых цен учитывала теперь фондоемкость про­дукции, размер платы за производственные фонды, отчисления в фонд стимулирования. Таким образом, новая це­новая политика обеспечивала работу предприятий на условиях хоз­расчета. Предприятия получили большие права в области планирования, использования основных и оборотных фондов, капитального строительства, ут­верждения штатов. В пределах установленного норматива за пред­приятиями закреплялись оборотные средства. Амортизационные отчисления могли быть направлены на капитальные вложения сверх установленного плана. Расширение хозяйственной самостоятельности проявлялось в увеличении доли прибыли, распределяемой предприятиями.

Рефор­ма предусматривала формирование за счет прибыли фонда материального поощрения, фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, фонда развития производства.

Итоги реформ 1965 года

Реализация реформ, намеченных в 1965 году оказалась сложной и не вполне выполнимой задачей. Но на первых порах были получен большой экономический и социальный эффект. В период восьмой пятилет­ки, в течение которой осуществлялись реформы, среднегодовой темп прироста национального дохода составил 7,1%, реальные доходы населения выросли на 33%. Объемы производства ведущих отраслей промышленности и сель­ского хозяйства выросли за пятилетие соответственно на 50 и 23%, а производительность труда – на 37%.

Однако, несмотря на хорошие результаты, достигнутые в годы восьмой пятилетки, эффект реформы оказался ниже ожидаемого. Расширение хозяйственной самостоятельности предприятий и раз­витие оптовой торговли средствами производства оказались несовме­стимы с сохранившейся системой государственного планирования. Поэтому в даль­нейшем оптовой торговли средствами про­изводства была ликвидирована. Установленные цены не учитывали дефицитность продукции, так как базой для их расчета остались издержки производства. Вы­годное обществу не стало выгодным предприятиям. Следовало либо перестроить ценообразование, финансово-кредитную систе­му, либо вернуться к детальному планированию номенклатуры про­дукции и других показателей ограничив самостоятельность предпри­ятий. Был выбран второй путь. В итоге условия для подлинного хоз­расчета не сложились.

Серьезная причина неудач реформы состояла в сильном проти­водействии новому со стороны политического руководства. Недо­верие к экономическим методам управления, приверженность при­вычному командно-административному руководству, нежелание выпускать из своих рук всю полноту власти привели к сворачиванию реформ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.113.188 (0.006 с.)