Начало философии. Основные концепции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Начало философии. Основные концепции



Философия насчитывает 25 столетий своей истории.

Философия возникает в определенных социокультурных условиях:

1. Формирования товарно-денежных (вещных) отношений в экономической сфере жизни обществ;

2. Выделение ремесла из сельского хозяйства

3. Становление государства и безличного писаного права;

4. Социальная дифференциация общества и формирование светских «интеллектуальных элит»;

5. Отделение умственного труда от физического.

Древнеиндийская философия

Особенность древнеиндийской философии является религиозный характер большинства ее школ. С приходом Ариев была образована кастовая система. Специфика духовной культуры связана с ее религиозно-мистической направленностью. В Индии в отличие от Китая нет такой централизации власти.

Религиозная направленность отличает и индийскую философию, при этом философские тексты строятся как комментарии к священным текстам. Самый древний свод текстов представлен ведами. Самые древние из них – 4 веды, среди которых центральное место занимает «Ригведа», восходящая к 14 веку до н.э. Завершают канонические тексты упанишады. Упанишады представляли собой тайное знание, передававшееся учителем ученику, и содержали комментарии тех или ины положений вед.

Понятиями Брахмана и Атмана определяются исходные субстанциальные основания бытия, где Брахман – это высшая объективная реальность, благодаря которой все возникает и существует, а Атман - высшая духовная сущность. В упанишадах оформляется идея тождества Брахмана и Атмана как объективного и субъективного начал Универсума.

Материально-чувственная природа подчинена сансаре – колесу жизни, связанному цепью рождений и переходом от одной формы существования к другой. Регулирование сансары осуществляется кармой. С идеей сансары связано понятие дхармы (от глагола «держать»), символизирующей универсальный принцип справедливости как закона, долга, добродетели, императива поведения, специфичного для той или иной касты. Высшей целью человеческого существования является мокша (освобождение) как религиозный идеал спасения (соединение с абсолютным Брахманом-Атманом).

Будда в качестве исходного пункта брал страдательную сторону жизни и пустоту существования. По его мнению, все живое пронизано неразумной, слепой и неутолимой жаждой жизни. Вот почему наше бытие наполнено страхом и болью. Неудовлетворенность и боль - вот наши главные ощущения. Желание является только иллюзией, возникающей лишь в преходящий момент удовлетворения этой вечной жажды жизни. Избавление от жизненных мук достижимо только путем отказа от воли к жизни.

 

Неортодоксальные школы:

· Буддизм

· Джайнизм

· Локаята

Специфика школ определяется отрицанием безусловного авторитета вед и апелляцией не только к брахманам, а к более широким слоям населения.

Ортодоксальные школы:

· Вайшешика – ньяя

· Санкхья – йога

· Веданта – миманса

 

Особенности древнеиндийской философии:

  1. Метафизическая направленность и идеалистическая интерпретация действительности, ее психологизация и «виртуализация».
  2. Традиционализм и интравертность.
  3. Синтез философского знания и религиозной практики спасения.

 

Древнекитайская философия

Специфика древнекитайской цивилизации определялась наличием мощного централизованного государства. Реальными субъектами власти выступали не жрецы, а чиновники, которые одновременно являлись и носителями светского знания и образования. Доминирующим регулятором социальной практики становится не религия, а ритуал, регламентирующий все сферы общественной жизни и выступающий гарантом социальной стабильности и порядка.

Взгляды образованного чиновничества отражало конфуцианство, которое знаменовало золотой век китайской философии, известный как период «ста школ». Шесть основных течений китайской мысли:

· Конфуцианство

· Даосизм

· Моизм

· Легизм

· Школа «инь-ян»

· Школа имен

Во 2 веке до н.э. конфуцианство стало официальной государственной идеологией. В центре внимания стоят вопросы о нравственной природе человека, о семье и об управлении государством. Почтительное отношение к старшим лежит в основе конфуцианского ритуала. По аналогии с семейными связями выстраивается и государственная иерархия, и структура космоса в целом.

Этическая и социально-политическая проблематика получили дальнейшее развитие в школах легизма (Гуань Джун)и моизма (Мо Ди). Легисты (законники) отталкивались от идеи сильного государства, в основе которого лежат не нравственные качества правителей и подданных, а справедливые законы и действенная административная власть. Моисты, напротив, отталкивались от идеи всеобщей любви и взаимной выгоды как основных политических принципов.

Школа имен (Гунсунь Лун) централизовалась вокруг проблемы соотношения действительности и имени. Школы «инь-ян» (Цзоу Янь)и даосизма связаны с натурфилософской проблематикой.

Второй по значимости школой в Китае был даосизм (Лао-Цзы). Центральное понятие даосизма – Дао (путь, дорога), обозначающее с одной стороны, универсальный закон возникновения и исчезновения отдельных явлений и мира в целом; с другой стороны, Дао – это истина, пребывающая в безусловности вечности и покоя. Основным принципом является у вэй (недеяние), понятого как отсутствие целеполагания во имя растворения своего «Я» в естественном порядке вещей. Идеал бессмертия обусловил религиозную направленность даоской школы.

Лао-Цзы утверждал, что дао предшествует Небу и Земле, что дао является источником рождения и уничтожения всего существующего. Он использует образы, в которых дао предстает "матерью мира", начальным пунктом всего разнообразия существующего. Возможным объяснением дао является то, что оно выступает как бытие бытия, неопределенная исходная сила, являющаяся основой всего, что существует. Однако в других местах Лао-Цзы говорит, что "бытие происходит из небытия". Возможно, он имеет в виду, что исходная сила, или "бытие", должно быть обусловлено "небытием", чтобы избежать превращения дао в вещь или нечто существующее. Подобные интерпретации сопряжены с большой долей неопределенности, но если их допустить, то можно утверждать, что Лао-Цзы представлял проблему дао аналогично тому, как досократики оперировали проблемой субстанции.

 

Китайскую философию характеризует:

1. Отсутствие метафизических систем и рационально-практическая направленность на регуляцию социального опыта.

2. Традиционализм как отражение идеала социальной стабильности и как принцип организации философских школ и текстов.

3. Литературно-афористичный стиль изложения.

 

***************************************************************************

№4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.246 (0.006 с.)