Раздел I. Введение в экономику 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел I. Введение в экономику



СОДЕРЖАНИЕ

Лекция 1. Экономика как наука

Лекция 2. Основные теории спроса и предложения

Лекция 3. Теория поведения потребителя в рыночной экономике

Лекция 4. Теория фирмы: организационно-правовые формы,

издержки и прибыли

Лекция 5. Конкуренция и монополия. Поведение фирм в условиях

совершенной и несовершенной конкуренции

Лекция 6. Рынки факторов производства

Лекция 7. Макроэкономика как система

Лекция 8. Безработица и инфляция - основные проблемы

макроэкономики

Лекция 9. Денежно-кредитная система государства

 


РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ

ЛЕКЦИЯ №1 ЭКОНОМИКА КАК НАУКА

1. Предмет, функции и методы экономики. Взаимосвязь экономики и права

2. Микро- и макроэкономика. Позитивная и нормативная экономика

3. Экономические законы и экономические категории. Экономические отношения и их тины

4. Основные этапы развития экономической теории

5. Типы экономических систем: рыночная экономика, традиционная экономика, административно-командная экономика, смешанная экономика

6. Модели экономических систем: американская, шведская, японская, российская модели переходной экономики

7. Основные экономические проблемы общества: что производить? Как производить? Для кого производить?

8. Экономические блага и их классификация

9. Экономические потребности и их классификация. Закон Энгеля. Закон возвышения потребностей

10. Экономические ресурсы и их виды. Проблема ограниченности ресурсов и их занятость

11. Экономический выбор. Границы производственных возможностей и закон возрастания вмененных издержек (упущенных возможностей)

12. Экономические агенты и интересы хозяйствующих субъектов

Предмет, функции и методы экономики.

Микро- и макроэкономика.

Экономические потребности

Закон убывающей отдачи: непрерывное увеличение в сочетании с неизменным количеством других ресурсов на определенном этапе приводит к прекращению роста отдачи от него, а затем к ее сокращению.

Согласно закону убывающей отдачи экономических ресурсов, прибегая к увеличению использования одного из ресурсов в целях повышения конечного результата, следует помнить, что эффект будет зависеть не только от величины вовлекаемого в оборот ресурса, но и от его соотношения с другими ресурсами.

Закон базируется на необходимости соблюдения определенных пропорций между различными факторами, сложившимися в производстве продукции на основе отсутствия их взаимозаменяемости. Нарушение пропорций, выраженное в чрезмерном росте применения одного из ресурсов, может довольно быстро исчерпать границы взаимозаменяемости ресурсов и в конечном счете приведет к недостаточно эффективному его использованию.

 

ЛЕКЦИЯ 2. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

1. Потребительские предпочтения и предельная полез­ность. Закон убывающей предельной полезности

2. Спрос. Факторы спроса. Закон спроса. Эластичность спроса

3. Предложение. Факторы предложения. Закон предложения. Эластичность предложения

4. Равновесная цена. Механизм рыночного равновесия

 

Функция полезности

 

Представители австрийской школы К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер одними из первых попытались установить связь между спросом и ценой, запасом и количеством. Они обосновали положение о том, что количество является одним из важнейших факторов, влияющих на цену в условиях ограниченности ресурсов. Ими была выявлена закономерность, что последовательно потребляемые количества какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя (рис. 2). Например, потребитель, страдающий жаждой, с удовольствием выпьет первый стакан пепси-колы. Второй стакан принесет ему меньшее удовлетворение, чем первый, третий — меньшее, чем второй, и т.д. И так будет происходить до тех пор, пока предельная полезность очередного стакана не будет равна нулю. Хотя общая полезность возрастает, предельная полезность при этом падает, что приводит к замедлению роста общей полезности (рис. 2).

Согласно теории, развиваемой сторонниками австрийской школы, цена блага для потребителя определяется не общей, а предельной полезностью. Функция полезности — функция, показывающая убывание предельной полезности блага с ростом его количества:

 

 

где MU — предельная полезность, она равна частной производной общей полезности данного блага.

 

 

Рис 2. Зависимость общей полезности блага от его количества

 

Критики теории полезности сформулировали еще в XVIII в. парадокс воды и алмаза. Вода, которая жизненно необходима для всех, должна была, полагали они, обладать максимальной полезностью, а алмазы — минимальной. Соответственно цены на воду должны быть максимальны, а на алмазы — минимальны, тогда как на практике — наоборот. Ответ на этот вопрос был найден в начале XX в. в разграничении общей и предельной полезности. Дело в том, что величина запасов воды и алмазов различна. Вода имеется в изобилии, тогда как алмазы встречаются довольно редко. Следовательно, в первом случае количество (Q1) велико, а цена (P1) низка; во втором — наоборот: количество (Q2) мало, цена (Р2) высока (см. рис. 3).

Это означает, что общая полезность воды большая, а предельная — маленькая; у алмазов — наоборот, общая полезность мала, а предельная — велика. Цены же определяются не общей, а предельной полезностью. Таким образом, парадокс воды и алмаза не опровергает функцию полезности. Именно функция полезности лежит в основе потребительского выбора.

 

 

Рис. 3. Парадокс воды и алмаза

 

Потребительский выбор

 

Потребительский выбор (consumer choice) — это выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода).

Функция полезности максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний доллар (рубль, марка, франк и т.д.), затраченный на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность. Правило максимизации полезности позволяет сделать ряд выводов.

Действительно, если

 

Следовательно, соотношение между предельными полезностя-ми любых n благ равно соотношению их цен, то есть

MU1: MU2:...: MUn = Р1: Р2...: Рn

Обозначим взвешенную предельную полезность через:

 

 

где λ — предельная полезность денег.

 

Таким образом, в равновесии предельные полезности денежных единиц при разных вариантах использования равны. В общем виде можно записать так:

Это означает, что предельная полезность блага равняется предельным затратам потребителя. Таким образом, разумный потребительский выбор не только предполагает сопоставление дополнительных выгод (MB) и дополнительных затрат (МС), но и равенство между ними: МБ = МС.

Наряду с общими принципами выбора рационального потребителя существуют особенности, которые определяются влиянием на него вкусов и предпочтений. Американский экономист X. Лейбенстайн1 делит потребительский спрос на две большие группы: функциональный и нефункциональный (см. рис. 4). Функциональным спросом является такая часть спроса, которая обусловлена потребительскими свойствами, присущими самому экономическому благу (товару или услуге).

Нефункциональным спросом является такая часть спроса, которая обусловлена такими факторами, которые непосредственно не связаны с присущими экономическому благу качествами.

 

 

Рис. 4. Классификация потребительского спроса (по X. Лейбенстайну)

 

В нефункциональном спросе с известной долей условности могут быть выделены социальный, спекулятивный и нерациональный факторы. Первый связан с отношением покупателей к товару Одни стремятся выдержать общий стиль и покупают то, что приобретают те, на кого они равняются. Другие стремятся достичь исключительности, а не плыть по течению. Наконец, третьи достигли такого уровня жизни, важной стороной которого становится демонстративное потребление. Поэтому X. Лейбенстайн выделяет три типичных случая взаимных влияний.

1. Эффект присоединения к большинству (bandwagon effect). Потребитель, стремясь не отставать от других, приобретает то, что покупают другие. Он зависит от мнения других потребителей, и эта зависимость прямая. Поэтому под эффектом присоединения к большинству понимается эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что потребитель, следуя общепринятым нормам, покупает тот же самый товар, который покупают другие. Поэтому кривая спроса здесь более эластична, чем в том случае, когда этот вид нефункционального спроса отсутствует.

2. Эффект сноба (snob effect). В этом случае у потребителя доминирует стремление выделиться из толпы. И здесь отдельный потребитель зависит от выбора других, но эта зависимость обратная. Поэтому под эффектом сноба понимается эффект изменения спроса из-за того, что другие люди потребляют этот товар. Обычно реакция направлена в противоположную сторону по отношению к общепринятой. Если другие потребители увеличивают потребление данного товара, то сноб его сокращает. Поэтому, если доминирует эффект сноба, кривая спроса становится менее эластичной. Покупатель-сноб ни за что не купит то, что приобретают все.

3. Эффект Веблена (Veblen effect). Именем Т. Веблена (1857— 1929) X. Лейбенстайн называет престижное или демонстративное потребление, ярко описанное в "Теории праздного класса" (1899), когда товары или услуги используются не по прямому назначению, а для того, чтобы произвести неизгладимое впечатление1. Цена товара в этом случае складывается из двух составных частей: реальной и престижной. Поэтому под эффектом Веблена понимается эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что товар имеет более высокую (а не более низкую) цену. Эффект Веблена похож на эффект сноба. Однако принципиальное различие заключается в том, что эффект сноба зависит от размеров потребления остальных, тогда как эффект Веблена зависит прежде всего от цены. Если доминирует эффект Веблена, то кривая потребительского спроса менее эластична и имеет участки с положительным наклоном.

Наряду с социальными эффектами, связанными с внешними воздействиями на полезность со стороны отдельных индивидов и групп, X. Лейбенстайн выделяет спекулятивный и нерациональный спрос.

Спекулятивный спрос возникает в обществе с высокими инфляционными ожиданиями, когда опасность повышения цен в будущем стимулирует дополнительное потребление (покупку) товаров в настоящем.

Нерациональный спрос — это незапланированный спрос, возникший под влиянием сиюминутного желания, внезапного изменения настроения, прихоти или каприза, спрос, который нарушает предпосылку о рациональном поведении потребителя. Следует, однако, заметить, что многие люди в большей или меньшей степени подвержены вспышкам нерационального спроса и часто совершают покупки, о которых нередко жалеют в дальнейшем.

 

Кривая безразличия

 

Попытки измерения субъективной полезности с помощью абсолютной шкалы не увенчались успехом, поэтому ряд ученых предложили заменить абсолютную шкалу относительной и описать поведение потребителя с помощью предпочтения или ранжирования. Такие попытки предпринимались в течение полувека, начиная с 80-х гг. XIX в.

Наибольший вклад в разработку ординалистской (порядковой) полезности внесли Ф. Эджуорт, В. Парето, Е. Слуцкий, Р. Аллен и Дж. Хикс. Эти ученые предложили измерять субъективную полезность с помощью не абсолютной (кардиналистская теория), а относительной шкалы, показывающей предпочтение потребителя или ранг потребляемого блага (ординалистская, или порядковая, теория полезности). При этом потребителю необходимо лишь сделать выбор между двумя наборами потребительских благ. Предпочтение потребителя касается всех благ, однако в целях упрощения мы рассмотрим лишь два блага (рис. 5).

Рис. 5. Кривая безразличия в трехмерном пространстве

 

Поскольку величина полезности зависит от количества благ, то функция полезности блага X представлена кривой U1 блага Y — U2. Общая полезность двух благ в трехмерном пространстве может быть отложена на оси Z. Для любой точки L кривой U1 может быть найдена такая точка К кривой U2, обозначающая одинаковую с ней полезность для потребителя. Соединив все точки на поверхности K0L, мы получим кривую KR1R2L — геометрическое место точек, каждая из которых представляет одинаковые по полезности потребительские наборы двух благ. Проекция K'R1'R2'L' кривой KR1R2L на плоскость Y0X сохраняет все свойства первоначальной кривой и называется кривой безразличия. Кривая безразличия (indifference curve) показывает различные комбинации двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя.

 

 

 

Рис. 6. Кривая безразличия в двухмерном пространстве

 

 

Рис. 7. Карта кривых безразличия

 

Допустим, что благо X является пепси-колой, а благо Y — гамбургером. Допустим, что потребителю все равно, съесть ли 3 гамбургера, запив их одной бутылкой пепси-колы (точка R1'), или съесть один гамбургер, запив его тремя бутылками пепси-колы (точка R2') (см. рис. 4—6). Кривая безразличия представляет все множество комбинаций пепси-колы и гамбургеров, имеющих одинаковую, с точки зрения потребителя, полезность. Чем правее и выше расположена кривая безразличия, тем большее удовлетворение приносят представленные ею комбинации двух благ. Множество кривых безразличия называется картой кривых безразличия (рис. 4—7).

Кривые безразличия имеют отрицательный наклон, выпуклы относительно начала координат и никогда не пересекаются друг с другом. Поэтому через любую точку можно провести лишь одну кривую безразличия. Аппарат кривых безразличия имеет важное значение в теории поведения потребителя.

 

Зона замещения

 

Зона замещения (субституции) — участок кривой безразличия, в котором возможна эффективная замена одного блага другим.

Рассмотрим кривую безразличия RS (рис. 8). Количество блага X, равное ОТ, представляет минимально необходимую величину потребления блага X, от которого потребитель не может отказаться, как бы ни было велико предлагаемое взамен благо Y. Аналогично ОМ есть минимально необходимая величина потребления блага Y. Взаимная замена благ X и Y имеет смысл только в пределах отрезка RS. Вне его замена исключается и два блага выступают как независимые друг от друга.

 

Рис. 8. Зона замещения (субституции)

 

Предельная норма замещения

 

Предельная норма замещения (marginal rate of substitution — MRS) — количество, на которое потребление одного из двух благ должно быть увеличено (или уменьшено), чтобы полностью компенсировать потребителю уменьшение (или увеличение) потребления другого блага на одну дополнительную (предельную) единицу.

 

 

 

Рис. 9. Предельная норма субституции

 

Если на оси абсцисс мы отложим количество единиц блага X, а на оси ординат — количество единиц блага Y, то отношение — DY/DХ или dy/dx характеризует предельную норму замещения (или субституции) Y на X (рис. 4—9):

 

или для непрерывного случая

где MRSxy — предельная норма замещения у на х.

 

Тангенс угла наклона кривой безразличия в любой точке является отрицательной величиной, так как сокращению одного блага сооответствует увеличение другого. Предельная норма замещения является положительной величиной, так как равна абсолютному значению угла наклона. Она выполняет в ординалистской теории полезности те же функции, что и предельная полезность в кар-диналистской теории.

 

Бюджетное ограничение

 

Кривые безразличия позволяют выявить потребительские предпочтения. Однако при этом не учитываются два важных обстоятельства: цены товаров и доход потребителей. Кривые безразличия лишь показывают возможность замены одного блага другим. Однако они не определяют, какой именно набор товаров потребитель считает для себя наиболее выгодным. Эту информацию дает нам бюджетное ограничение (линия цен, прямая расходов — budget constraint). Оно показывает, какие потребительские наборы можно приобрести за данную сумму денег. Если I — доход потребителя, Рх — цена блага X, Р — цена блага Y, а X и Y составляют соответственно купленные количества благ, то уравнение бюджетного ограничения можно записать следующим образом:

 

 

 

или в более привычном виде:

где -Рх/Ру — угловой коэффициент прямой расходов, который измеряет наклон этой прямой к оси абсцисс.

При Х=0, Y=I/P, то есть весь доход потребителя расходуется на благо Y. Его количество легко подсчитать, разделив доход на цену этого блага. При Y=0, X=I/Px, то есть мы находим количество блага X, которое потребитель может купить по цене РX (рис. 10).

Рис. 10. Бюджетное ограничение

 

Точка касания кривой безразличия с бюджетным ограничением означает положение равновесия потребителя. На рис. 11 показаны несколько кривых безразличия — U1,U2,U3. Кривая U1 пересекает бюджетную линию и поэтому является неоптимальным решением для потребителя.

 

 

Рис. 11. Положение равновесия потребителя (в ординалистской теории полезности)

 

Двигаясь вдоль бюджетного ограничения, мы можем найти такую точку D, которая принадлежит кривой безразличия U2 более высокого порядка и в которой максимизируется благосостояние потребителя при данном бюджете. Кривая U3 является кривой более высокого порядка, чем U2, однако она выходит за пределы нашего бюджета и поэтому пока для нас недостижима.

 

Кривая "доход— потребление"

Увеличение денежного дохода означает смещение бюджетной прямой вправо вверх. Аналогичный результат может быть достигнут при снижении цен обоих продуктов, что также означает увеличение реального дохода. При уменьшении денежного дохода или росте цен бюджетная прямая сдвигается влево вниз.

С ростом реального дохода бюджетное ограничение сдвигается последовательно в положение В, В2, В3,..., Вn. Точки касания кривых безразличия с бюджетными ограничениями К1 К2, К3, К4,..., Кn показывают последовательные положения равновесия потребителя в соответствии с ростом его дохода (рис. 12). Эта кривая, названная Дж. Хиксом "доход—потребление", в американской литературе получила название кривой уровня жизни.

 

 

Рис. 12. Кривая "доход — потребление" (уровня жизни)

 

Если кривая "доход—потребление" — луч, выходящий из начала координат под углом 45°, это значит, что с ростом дохода потребитель в одинаковой пропорции увеличивает потребление и блага X, и блага Y. Если же покупки увеличиваются непропорционально, то изменяется угол наклона кривой. В нашем примере сначала происходит быстрый рост, а потом относительное уменьшение потребления блага Y и постепенное увеличение потребления блага X.

Уже в XIX в. было замечено, что с ростом реального дохода потребителя потребление вторичных благ возрастает быстрее, чем благ первой необходимости. Первым исследователем, занимавшимся вопросами влияния изменения дохода на структуру потребительских расходов, был немецкий статистик Эрнст Энгель(1821 — 1896). Кривые Энгеля в современной интерпретации представлены на рис. 13. Отложим на оси абсцисс доход потребителя I, а на оси ординат — количество оплачиваемых им продуктов Q. Прежде всего происходит насыщение продовольственными товарами, затем — промышленными товарами стандартного качества и лишь позднее — высококачественными товарами и услугами. Отмечена любопытная закономерность: даже после перехода к потреблению высококачественных товаров и услуг происходит новый всплеск спроса на промышленные товары стандартного качества, которые используются потребителем для повседневных нужд.

 

Рис. 13. Кривые Энгеля в интерпретации Торнквиста

 

Рынок капитала

Виды инфляции

Рассмотрим виды инфляции с позиции различных признаков.

По темпам роста цен различают следующие виды инфляции:

а) нормальная инфляция - при темпе 3 - 3,5% в год, ее можно считать полезной для экономики;

б) умеренная, или ползучая инфляция - при темпе инфляции до 10% в год. Она характерна для большинства стран с развитой рыночной экономикой и является элементом нормального развития экономики;

в) галопирующая инфляция – характеризуется ростом цен до 200% в год. Она проявляется не только в росте цен, но и в превышении спроса над предложением, причем избыточный положительный спрос не стимулирует рост предложения. Такая инфляция уже опасна для экономики и требует проведения антиинфляционных мер;

г) гиперинфляция – при темпе инфляции 50% в месяц и более на протяжении более 6 месяцев. При гиперинфляции стоимость денег падает так быстро, что они уже не выполняют своих главных функций, растет бартер.

По форме проявления инфляция бывает открытая и подавленная (скрытая)

а) Открытая инфляция присуща экономике рыночного типа, где цены определяются исключительно взаимодействием спроса и предложения, где не существует командно установленных цен.

б) Подавленная инфляция лишает производителей стимулов, так как цены ограничены и не зависят от спроса, что препятствует расширению производства и предложения.

По причинам возникновения различают инфляцию издержек и инфляцию спроса.

а) Инфляция издержек (инфляция предложения) возникает в результате роста объема издержек, например, за счет сильного роста зарплаты, несоразмерного с ростом производительности труда. Рост цен на факторы производства (сырье, энергоносители, рабочую силу и т.д.) сокращает прибыль фирм, что приводит к уменьшению совокупного предложения.

 

Рисунок 1 – Инфляция издержек

 

Смещение кривой совокупного предложения влево (АS1->АS2) в результате действия указанных причин отражает увеличение издержек на единицу продукции, при возрастании цен (Р1->Р2) сокращается реальный объем производства (Q2 < Q1), или реальный ВНП.

б) Инфляция спроса вызывается увеличением спроса. При этом скорость роста спроса превышает скорость роста предложения. В общем плане инфляция спроса обозначает нарушение равновесия между совокупным спросом и совокупном предложением. Сдвиг кривой совокупного спроса вправо от AD1 к AD2 ведет к росту цен, если экономика находится на промежуточном или классическом отрезках кривой совокупного предложения. Графически инфляция спроса продемонстрирована на рис.2.

 

Рисунок 2 – Инфляция спроса

Здесь денежная масса существенно и быстро опережает количество товаров и услуг в обращении (образно говоря, слишком большое количество денег охотится за слишком малым количеством товаров).

 

По степени соответствия прогнозам выделяют два типа инфляции: ожидаемую и неожидаемую.

а) Ожидаемую инфляцию можно спрогнозировать на какой-либо период времени и она зачастую является прямым результатам действий правительства. В качестве примера можно привести либерализацию цен в России 92го года и соответствующий прогноз роста цен, подготовленный правительством РФ накануне - в декабре 91го года.

б) Неожидаемая инфляция характеризуется внезапным скачком цен, что негативно сказывается на системе налогообложения и денежного обращения.

Согласно прогнозу в 2011 году инфляция составит 8,5%, в 2012 году 7,6%, в 2013 году 6,9%. В 2017 и 2018 годах произойдет небольшое повышение инфляции до 6,9% и 7,3%. Затем снижение продолжится. Прогноз инфляции на 2020 год 5,4%. На 2026 год всего 3,7% (табл.)

Таблица 1 – Прогноз инфляции, %

                             
7,6 6,9 6,8 6,6 6,0 6,9 7,3 6,1 5,4 5,2 4,7 4,2 4,2 4,0 3,7

 

Причины инфляции

Итак, к важнейшим инфляционным причинам инфляции можно отнести следующие:

1. Диспропорциональность - несбалансированность государственных расходов и доходов - т.н. дефицит государственного бюджета.

2. Инфляционно опасные инвестиции - преимущественно милитаризация экономики. Военные ассигнования ведут к созданию дополнительного платежеспособного спроса, а как следствие - увеличению денежной массы.

3. Отсутствие чистого свободного рынка и совершенной конкуренции как его части.

4. Инфляционные ожидания - возникновения у инфляции самоподдерживающегося характера.

Способы измерения инфляции

Для правильного планирования хозяйственной деятельности в условиях инфляции люди должны учитывать силу инфляционных процессов. Существует три способа их измерения.

Первый - измерение с помощью индекса цен. Используется индекс цен ВНП, индивидуальных потребительских цен и индивидуальных оптовых цен. Для вычисления индекса берут соотношение между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг («рыночной корзиной») выражается в процентах.

Второй способ определить силу инфляционных процессов - измерить темпы инфляции за год, но можно рассматривать и более короткие периоды (месяцы или кварталы) или более длинные (десятилетия).

Для вычисления темпов инфляции за год нужно вычесть индекс цен прошедшего года из индекса цен этого года, разделить эту разницу на индекс прошедшего года, а затем умножить на 100%. Если темп инфляции получиться отрицательным, значит, наблюдалась дефляция (падение цен).

Третий способ - это вычисление «по правилу величины 70». Правило помогает быстро подсчитать количество лет, необходимых для удвоения уровня цен: надо только разделить число 70 на темп ежегодного увеличения уровня цен в процентах.

Антиинфляционная политика

Управление инфляцией предполагает использование комплекса мер, помогающих в определенной мере сочетать рост цен (незначительный) со стабилизацией доходов. Инструменты управления процессами, применяемые в странах Запада, различаются в зависимости от характера и уровня инфляции, особенностей хозяйственной обстановки, специфики хозяйственного механизма. Для антиинфляционного регулирования используются два типа экономической политики:

Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной эмиссии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование – регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах (в соответствии с темпом роста ВВП).

Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзиной и согласуется с динамикой цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживания заработной платы, ограничиваться выдача кредитов.

 

Налоги и налоговая система

 

В ст. 57 Конституции РФ закреплено положение, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Под налогом понимается обязательный безвозмездный платеж: (взнос), осуществляемый плательщиком в определенном размере и в определенный срок согласно законодательству.

Согласно Налоговому кодексу РФ под налогами понимают обязательный индивидуальный безвозмездный платеж:, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги — обязательные индивидуальные безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, взимаемых в бюджет на условиях, определяемых законодательными актами, образует нало говую систему. Благодаря ей происходит перераспределение доходов между государством, предприятием и населением.

В любом обществе налоги применяются как метод мобилизации материальных и финансовых ресурсов в пользу государства. Основные элементы налогообложения:

1) субъект налога —налогоплательщик (юридическое или физическое лицо);

2) объект налога — доход или имущество налогоплательщика, с которого исчисляется налог (заработная плата, прибыль предприятия, ценные бумаги, доход, земля и т.д.);

3) налоговый период;

4) налоговый оклад (налоговая база) — сумма налога, взимаемого с одного объекта;

5) налоговая ставка, или норма налогообложения, — размер налога, приходящегося на единицу обложения. Выраженная в процентах к доходу налогоплательщика, она называется налоговой квотой;

6) порядок исчисления налога;

7) порядок и сроки уплаты налогов.

К элементам налога относятся также налоговые льготы — полное или частичное освобождение от налогов. В некоторых случаях льготы оформляются налоговым сертификатом — официальным письменным свидетельством о полном или частичном освобождении от налогов в течение определенного времени.

Роль налогов в обществе проявляется через следующие их основные функции:

1) фискальную (обеспечение государства финансовыми ресурсами с помощью налогов);

2) регулирующую (через налоги государством осуществляется воздействие на общественные отношения, в т.ч. на производственные процессы).

Значение налогов в любой стране определяют основные принципы налогообложения, сформулированные еще А. Смитом и оставшиеся актуальными сегодня, как то:

1) справедливость и равенство налогообложения;

2) эффективность налогообложения;

3) простота и доступность для исчисления.

В ходе подготовки российского закона о налоговой системе определены основные принципы налоговой системы в нашей стране:

1) всеобщность — охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы;

2) стабильность — устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени;

3) равнонапряженность (платежеспособность) — взимание налогов по идентичным (одинаковым) для всех налогоплательщиков ставкам (в доле от дохода и прибыли), чтобы относительная нагрузка была примерно равна для субъектов с разными группами доходов;

4) обязательность — принудительность налога, неизбежность его выплаты;

5) социальная справедливость — установление налоговых ставок и налоговых льгот т.о., чтобы они ставили всех в примерно одинаковые условия в отношении налоговой нагрузки и оказывали щадящее воздействие на низкодоходные предприятия и группы населения.

Известно, что при высокой ставке подоходного налога (выше 50%) резко снижается деловая активность фирм и населения в целом, что и пытались теоретически обосновать американские экономисты во главе с профессором Артуром Лаф-фером.

Графически этот эффект отображен на кривой Лаффера, показывающей зависимость поступаемых в бюджет сумм налогов от ставки налога (рис. 2).

50% 100%

Ставка налога

Рис. 2. Кривая Лаффера

 

Анализ кривой Лаффера позволяет сделать следующие выводы:

1) при ставке налога, равной нулю, поступления в бюджет прекращаются;

2) при ставке налога, равной 100%, поступлений в бюджет также нет, поскольку легальная экономика трансформируется в теневую;

3) при ставке налога, не выходящей за пределы 50% (оптимальная ставка), достигается максимальная величина налоговых поступлений.

Суть эффекта Лаффера в том, что уменьшение ставки подоходного налога до оптимального уровня приведет к временному сокращению налоговых поступлений в бюджет, а в долгосрочном плане — к их увеличению, т.к. возрастут стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности, сократится теневой оборот, соответственно, расширится сфера легальной экономики.

В настоящее время в экономической науке предпринимаются попытки выработать четкие критерии оптимальной величины налоговой ставки.

Классификация налогов.

СОДЕРЖАНИЕ

Лекция 1. Экономика как наука

Лекция 2. Основные теории спроса и предложения

Лекция 3. Теория поведения потребителя в рыночной экономике

Лекция 4. Теория фирмы: организационно-правовые формы,

издержки и прибыли

Лекция 5. Конкуренция и монополия. Поведение фирм в условиях

совершенной и несовершенной конкуренции

Лекция 6. Рынки факторов производства

Лекция 7. Макроэкономика как система

Лекция 8. Безработица и инфляция - основные проблемы

макроэкономики

Лекция 9. Денежно-кредитная система государства

 


РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 382; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.216.229 (0.148 с.)