Понятие и значение судебной власти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и значение судебной власти



 

Имеется несколько определений судебной власти.

Суд - учреждение, процесс, мнение, суждение, судья. В качестве одной из основных ветвей власти суд - это орган защиты права, его охраны от всяких нарушений. Суд признается специализированным государственным органом, осуществляющим функцию социального контроля при наличии конфликта между отдельными членами общества, между ними и государством, конфликта, возникающего в любой сфере жизнедеятельности человека, урегулированной правом.

В.М. Лебедев так определил признаки судебной власти: судебная власть - это разновидность государственной власти, которая:

- образует систему органов;

- разрешает споры на основе закона (правосудие);

- защищает нарушенные (оспариваемые) права;

- устанавливает истину и восстановление справедливости;

- использует специальные процедуры

- выносит обязательные для исполнения решения;

- исполняется конкретными лицами - судьями.

В зарубежных странах судебная власть и формально, и фактически стала высшей государственной властью. Особенно наглядно это видно на примере США, где суды неоднократно оценивали законность поведения высших государственных чиновников, включая Президента страны. Судебная власть, хотя и менее заметная, чем другие власти, зримо и незримо руководит ими. Такое положение объясняется полномочиями судов и местом, которое они занимают в политико-государственных процессах. Суды получили полномочия контролировать другие власти и выносить окончательные решения по жалобам на их действия.

Судебная власть в правовом государстве - это самостоятельная и независимая ветвь государственной власти, созданная для решения на основе материальных и процессуальных норм права следующих задач:

- разрешение на основе законов социальных конфликтов между государством и гражданами, самими гражданами, юридическими лицами;

- контроль за конституционностью законов;

- защита прав граждан в их взаимоотношении с органами исполнительной власти и должностными лицами;

- контроль за соблюдением прав граждан при расследовании преступлений и проведении оперативно-розыскных действий;

- установление наиболее значимых юридических фактов.

Законодательная власть:

- создает для исполнительной власти и суда нормативную базу (материальное и процессуальное право), т.е. правовые ограничения, которые исполнительная и судебная власть не вправе преступать;

- участвует в формировании судейского корпуса и главы исполнительной власти.

Исполнительная власть:

- реализует законные права и обязанности в рамках предоставленных полномочий для исполнения своих задач и достижения своих законных целей;

- обеспечивает материальные условия нормальной деятельности судов;

- формирует (назначает),свои органы, участвует в формировании судейского корпуса.

Судебная власть:

- контролирует законность функционирования законодательной и исполнительной власти, не подменяя их функций.

Контроль исполнительной власти происходит при судебном обжаловании гражданами и организациями нормативных и ненормативных актов, действия и бездействия ее органов и должностных лиц.

Законодателя контролирует Конституционный Суд РФ путем оценки принятого закона на соответствие Конституции РФ. Контроль судебной власти (ограниченной материальным и процессуальным правом) достигается гражданами при обжаловании судебных актов и судом вышестоящей инстанции, при оценке доводов жалоб. Ограничивают власть Конституционного Суда РФ, как и любого другого суда, нормы материального (Конституция РФ) и процессуального (Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации) права.

Важнейшей гарантией соблюдения законной зависимости суда является наличие вышестоящей судебной инстанции, которая вправе проверить вынесенное решение на наличие судебных ошибок.

Практика показывает, что основное ограничение судебного произвола представляет опасность отмены решения суда вышестоящей судебной инстанцией.

 

Судебная система

Основное назначение судебной власти – охрана членов от любого произвола как от произвола других граждан, так и от неправильных действий самого государства, его органов, должностных лиц.

Согласно ст. 118 Конституции РФ правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

Принцип осуществления правосудия только судом – главная гарантия законности, охраны прав и законных интересов граждан и организаций.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного, арбитражного и уголовного судопроизводства.

Судебная система Российской Федерации включает: федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировых судей субъектов федерации.

К федеральным судам относятся: Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, суды городов федерального значения, суды автономной области, автономных округов, районные суды; военные, специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, Федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные суды субъектов Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

Создание в Российской Федерации чрезвычайных судов не допускается (ч. 3, ст. 118 Конституции РФ).

Согласно Конституции РФ (ст. 119) судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации. Эти требования изложены в ст. 3 и 4 Закона РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 15 декабря 2001 г.

и 29 апреля 2009 г.)», согласно которым судьей Конституционного суда РФ может быть гражданин, достигший возраста 40 лет, имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет. Судьей Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет. Судьей Верховного суда республики, краевого, областного, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда может быть гражданин, достигший 30 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее семи лет.

Согласно Конституции (ст. 128) судьи Конституционного суда, Верховного суда и Высшего арбитражного суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ в порядке, установленном федеральным законом.

Судья федерального суда, за исключением судей Верховного суда и Высшего арбитражного суда РФ, в первый раз назначается на должность сроком на три года, по истечении которого он может быть назначен на ту же должность без ограничения срока полномочий до достижения им предельного возраста. Предельный возраст пребывания в должности судьи федерального суда – 70 лет.

Мировой судья в первый раз назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта Федерации, но не более чем на пять лет. При повторном и последующих назначениях на должность мировой судья назначается (избирается) не менее чем на пять лет.

Судьи независимы и подчинены только Конституции РФ (ст. 120) и федеральному закону. Действующее законодательство Российской Федерации предусматривает следующие правовые гарантии независимости судей:

– установленная законом процедура осуществления правосудия, которая исключает постороннее воздействие на судей (вынесение судом решения в совещательной комнате, в которой могут находиться только судьи по данному делу)

– преследование по закону любого вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

– освобождение судей от обязанности отчитываться перед кем бы то ни было о своей деятельности;

– установление законом специального порядка приостановления и прекращения полномочий судьи;

– право судьи на отставку по собственному желанию независимо от возраста;

– предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его статусу.

Судьи несменяемы (ст. 121 Конституции РФ). Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены в порядке и по основаниям, установленным Федеральным законом «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 декабря 1996 г. (в ред. от 5 апреля 2005 г.).

Судьи неприкосновенны (ст. 122 Конституции РФ). Неприкосновенность судьи включает в себя неприкосновенность личности, занимаемых им жилых и служебных помещений, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных принимаемых и отправляемых судьей сообщений.

Личный досмотр судьи не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей.

Конституция РФ (ст. 123) закрепляет, что разбирательство дел во всех делах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.

Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.184.90 (0.013 с.)