Общая характеристика законов и подзаконных актов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика законов и подзаконных актов



Законы – это нормативно-правовые акты, обладающие высшей юридической силой, принимаемые в строго определенном порядке и регулирующие наиболее важные общественные отношения. В Российской Федерации законы принимаются законодательными органами государственной власти как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации, а также непосредственно народом (в ходе референдума). Процедура принятия законов определена в Конституции, например, ст. 105 закрепила порядок принятия федеральных законов. Помимо процедуры в Основном законе определяются субъекты законодательной инициативы, а также порядок подписания и опубликования закона.

Для законов характерны следующие черты (признаки):

1. Как акты высшей юридической силы законы содержат исходные, первичные нормы, которые конкретизируются в подзаконных актах;

2. Иные акты (например, подзаконные) не должны противоречить законам, в случае расхождения действуют нормы закона;

3. Никто не вправе изменить либо отменить закон, кроме органа, который его издал. Например, Конституционный Суд может признать закон неконституционным, т.е. несоответствующим Конституции Российской Федерации, но отменить его может только сам законодательнй орган (Парламент).

В юридической литературе выделяют следующие виды законов (по юридической силе):

1. Конституция – это Основной Закон государства. В отличие от других нормативно-правовых актов Конституция имеет основополагающий характер и является ядром всей правовой системы, поскольку ее принципы и положения играют направляющую роль для всей системы текущего законодательства. Она закрепляет основы конституционного строя (это и форма государства, и основные принципы построения системы государственных органов и др.); основные права и обязанности человека и гражданина; компетенцию и полномочия государственных органов и т.д. На территории государства Конституция обладает высшей юридической силой, т.е. иные нормативно-правовые акты не должны ей противоречить и прямым действием.

2. Федеральный конституционный закон – это закон, принятие которого предусмотрено самой Конституцией. Она определяет также и предмет регулирования данного закона. Например, в Российской Федерации Федеральный конституционный закон принимается по вопросам чрезвычайного положения (ст.56 Конституции); использования государственной символики (ст. 70), в сферу данного закона подпадают вопросы связанные с формированием и деятельностью судебной системы (ст.118) и др. Федеральный конституционный закон развивает и детализирует положения Конституции. Так, в Федеральном конституционном законе «О Конституционном суде Российской Федерации» определены: организация Конституционного Суда и статус судей; общие правила производства в Суде (принципы конституционного судопроизводства, предварительное рассмотрение обращений и т.п.); а также особенности производства в Конституционном Суде по отдельным категориям дел.

3. Федеральный закон – это закон, который регулирует отношения, составляющие предмет отдельной отрасли права. Ярким примером Федерального закона является Кодекс. Кодекс – это единый нормативно-правовой акт, систематизирующий нормы определенной отрасли права (гражданской, уголовной, административной и др.). Кодекс появляется в результате правотворческой деятельности по систематизации законодательства, в ходе которой создается новый, сводный нормативно-правовой акт. Структура Кодекса, как правило, состоит из двух элементов: общей и особенной части. В общей части закрепляются нормативные положения, определяющие характер и содержание норм, действующих в особенной части Кодекса.

4. Законы субъектов федерации – это законы, которые принимаются законодательными органами субъектов федерации и действуют на территории данного субъекта.

Подзаконные акты – это акты, принятые компетентными органами на основе Конституции в соответствии с законом, с целью конкретизации либо дополнения основных нормативных положений закона. Как правило, подзаконные акты принимаются исполнительными органами государственной власти, как на федеральном уровне, так и региональном. Однако данные акты могут принимать и органы местного самоуправления.

Подзаконные акты, также как и законы, имеют собственную систему (иерархию). Принято выделять следующие виды подзаконных актов:

4. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации. Данные акты занимают ведущее положение в системе подзаконных нормативно-правовых актов. Они действуют на всей территории Российской Федерации, но при этом не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Президент Российской Федерации, как уже отмечалось ранее, может приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Основному Закону и федеральному законодательству (п.2 ст.85 Конституции).

5. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации. На основании и во исполнение Конституции, федеральных законов, указов Президента Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполенине (ст.115 Конституции). Постановления Правительства более детально регламентируют различные стороны общественной жизни и действуют на всей территории Российской Федерации. Данные акты не могут противоречить федеральному законодательству и Указам Президента Российской Федерации. Например, Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 992 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами».

6. Акты министерств и ведомств. Министерсва и ведомства издают на территории Российской Федерации собственные нормативно-правовые акты. Эти акты не могут противоречить Конституции, федеральному законодательству, а также Указам Президента и Постановлениям Правительства Российской Федерации. Как правило, акты министерств и ведомств носят отраслевой характер, поскольку регулируют общественные отношения в определенной сфере (например, в сфере образования, налогообложения и т.п.). Данные акты имеют различные наименования: приказы, инструкции, положения, распоряжения и др. Например, Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 марта 2006 г. № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений».

7. Акты органов исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации. Правотворческая деятельность данных органов осуществляется на основе Конституции, федерального законодательства, Указов Президента, Постановлений Правительства, а также законов, принимаемых законодательным органом соответствующего субъекта федерации. Наименование актов субъектов федерации весьма различно: решения, постановления, положения и др. Например, Постановление Правительства города Москвы от 6 июня 2006 года № 362-ПП «О мерах по реализации закона города Москвы «О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях»».

8. Акты органов местного самоуправления. Конституция Российской Федерации зафиксировала, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (ч.1 ст.130). Во исполнение данного конституционного положения органы местного самоуправления в пределах своей компетенции издают нормативно-правовые акты. Данные акты имеют распространение на всех лиц, проживающих на территории муниципального округа. Особенность актов органов местного самоуправления проявляется еще и в том, что они касаются только вопросов местного значения, например, управление муниципальной собственностью, формирование и утверждение местного бюджета и т.п. Названия данных актов также весьма разнообразны: постановления, решения, распоряжения и др.

9. Локальные акты – это акты руководителей организаций, предприятий, учреждений. Как правило, такие акты издаются администрацией для решения своих внутренних вопросов, например, по поводу дисциплины труда на предприятии; взаимоотношений между различными подразделениями и т.п. Локальные акты распространяются на работников определенной организации, учреждения или предприятия. Названия таких актов также отличаются разнообразием: приказы, решения, распоряжения и т.п. Например, приказ ректора об утверждении правил техники безопасности.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 987; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.119.148 (0.005 с.)