Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М.Стр 1 из 34Следующая ⇒
Отиздательства
Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. X 987 Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. — М.: Генезис, 2004. —175 с. ISBN-5-85297-092-1 Цель настоящей книги — привлечь внимание взрослых к психологическому здоровью детей и к необходимости организации специальных воздействий по его сохранению. С этой позиции рассмотрены содержание психологического здоровья, факторы риска его нарушения. Представлена организационная структура психологической поддержки дошкольников. Подробно описаны групповые развивающие занятия для трех возрастных групп. Книга может быть использована родителями, воспитателями, психологами дошкольных учреждений. УДК 373.2.015.3 ББК 74.3я73 Мыживем в эпоху кризисов и социальных перемен. Тем не менее в одних и тех же обстоятельствах люди ведут и чувствуют себя по-разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению их физического состояния. У других те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ресурсов, духовному совершенствованию и успешной самоактуализации — как бы вопреки экстремальным ситуациям. Что же позволяет человеку проявлять жизнестойкость? Что дает ему силы для сохранения здоровья, душевного комфорта, активной созидательной позиции в сложных условиях? Как помочь человеку уже с детства находить опору в себе самом, наращивать ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности? Ребенок беспомощен, но мудрость взрослых дает ему защиту, так как именно окружающие ребенка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основа такого развития — психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье челов-ека в целом. Необходимо, чтобы родители, воспитатели и учителя владели элементарным психологическим инструментарием, базовыми сведениями о возрастных психологических проблемах детей. В этом им должна помогать психологическая служба. Однако в отечественной практике теоретические знания в области возрастной психологии и реальный воспитательный и образовательный процесс пока что существуют автономно. Психологическое обеспечение обучения и воспитания, применение программ сохранения психологического здоровья пока не стало неотъемлемой частью учебного и воспитательного процесса, оно осуществляется эпизодически и фрагментарно, а нередко и вовсе отсутствует.
О.В. Хухлаева, доктор педагогических наук, профессор кафедры этнопсихологии и психологических основ поликуль-
ISBN-5-85297-092-1 Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М., 2004. Издательство «Генезис», 2004. От издателей турного образования МГППУ, разработала уникальную программу сохранения и формирования психологического здоровья детей. Книга, которую вы держите в руках, — первая из трех, объединенных названием «Тропинка к своему Я». В них представлены сценарные разработки программы О.В. Хухлаевой для дошкольников, младших школьников и подростков. Психолог, который возьмет за основу публикуемые сценарии, получит возможность последовательно и планомерно работать с детьми сначала в детском саду, а затем в школе с момента их поступления и до старших классов. Воспитатели и учителя пополнят свой педагогический арсенал новыми приемами конструктивного общения с детьми и получат возможность более продуктивной организации учебной и воспитательной работы, научатся распознавать психологические трудности ребенка, пересматривать собственные привычные представления о причинах детской лени, апатии, агрессии. Родители получат представление о факторах риска нарушения психологического здоровья у детей, о возможностях объединения их собственных усилий с работой воспитателей и школьных педагогов. А ВЫ БЫЛИ КОГДА-НИБУДЬ МАЛЕНЬКИМИ? ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ Ну, конечно же, были. И конечно, вы помните себя маленького в детском саду или дома с мамой, а может быть, на улице в песочнице. У вас еще были такие интересные формочки. Конечно, вы помните и свою любимую игрушку: мишку, слоника, куклу или что-то еще. Интересно, а что с ней стало теперь? А как-то раз вам подарили что-то удивительно интересное... Вот радости было! А теперь у вас свои дети. Кто вы — мама, воспитательница или психолог? И у вас один ребенок или целая группа? Но это не важно. Главное, вы помните себя маленькими, и поэтому вы стремитесь, чтобы ваш ребенок вырос веселым и активным, самостоятельным и доброжелательным, помогающим и любознательным, инициативным и уверенным в себе, открытым и сопереживающим, — то есть прежде всего психологически здоровым. Если вы действительно этого хотите, тогда эта книга для вас. Она расскажет о том, что такое психологическое здоровье и как вырастить психологически здорового ребенка. Но главное, она поможет организовать игры, необходимые для психологического здоровья дошкольников. Игры разбиты на три возрастные группы: для младших, средних и старших дошкольников, поэтому легко можно выбрать подходящие для ваших детей. Психолог найдет для себя поурочное планирование занятий, воспитатель может использовать отдельные игры-упражнения. Ну а родителям можно сразу обратиться к части 2. Можно не только проигрывать со своими детьми отдельные упражнения или целые занятия, но и включать их в домашние праздники.
Интересно, а как относятся к психологическим занятиям сами дети и те взрослые, которые «непсихологи»? Вместо ввепеншя Вот что говорит воспитанник дошкольного отделения Ломоносовской школы г. Москвы Коля Назаров: «Мне нравится, что с нами играют. Нравится чувства изучать. Весело». А его мама Ольга Петровна соглашается с ним: «На занятиях дети становятся дружнее, меняется общение между ними. А еще мне кажется, что меняется и отношение к родителям. В лучшую сторону, разумеется». Директор Тамара Николаевна Чечина обращается к своим коллегам — руководителям детских учреждений с предложением «дать зеленый свет» психологическим занятиям: «С каждым годом все больше детей с трудностями в развитии: тревожных, агрессивных, замкнутых. Моим детям очень помогает психология. Попробуйте, поможет и вашим». ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
TEOPETИЧECKИE ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
Глава I Психологическое здоровье Глава 2 Глава 3 Возрастные особенности Дошкольников, или Глава 5 Формы и содержание групповой Психологической поддержки Дошкольников Понятно, что для эффективной психологической поддержки детей необходимо использовать как групповые, так и индивидуальные формы работы в зависимости от выраженности нарушений психологического здоровья и, естественно, наличия в дошкольном учреждении объективных возможностей для этого. В современных социально-экономических условиях индивидуальная работа с дошкольниками в детском саду практически невозможна: нет специально оборудованных помещений, слишком большое количество детей приходится на одного психолога. Поэтому основной упор делается на групповую работу с детьми, в которой учитывается и специфика детей, имеющих выраженные нарушения психологического здоровья. При этом нужно иметь в виду, что ведущим групповые занятия может быть не обязательно психолог, но и воспитатель, видящий их необходимость, имеющий некоторые психологические знания. Перейдем к определению основных задач групповой психологической поддержки. Для этого обратимся к обсуждению структуры психологического здоровья. Анализ опубликованных данных и наши исследования позволяют утверждать, что психологическое здоровье можно описать как систему, включающую аксиологический, инструментальный и потребностно-мотивационный компоненты. При этом аксиологический компонент содержательно представлен ценностями собственного Я человека и ценностями Я других людей. Ему соответствует как абсолютное принятие (при достаточно полном знании) самого себя, так и принятие других людей вне зависимости от пола, возраста, культурных особенностей и т.п. Безусловной предпосылкой этого является личностная целостность, а также умение принять и вступить в ди-
алог со своим «темным началом». Кроме того, необходимыми качествами являются умение разглядеть в каждом из окружающих «светлое начало», даже если оно не сразу заметно, умение по возможности взаимодействовать именно с этим «светлым началом» и дать право на существование «темному началу» в другом так же, как и в себе. Инструментальный компонент предполагает, что человек владеет рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать свое сознание на себе, своем внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими. Ему соответствует умение понимать и описывать свои эмоциональные состояния и состояния других людей, возможность свободного и открытого проявления чувств без причинения вреда другим, осознание причин и последствий как своего поведения, так и поведения окружающих. Потребностно-мотивационный компонент определяет наличие у человека потребности в саморазвитии. Это означает, что человек становится субъектом своей жизнедеятельности, имеет внутренний источник активности, выступающий двигателем его развития. Он полностью принимает ответственность за свое развитие и становится автором собственной биографии. Подводя итоги разговору о выделенных нами компонентах психологического здоровья — положительном самоотношении и отношении к другим людям, личностной рефлексии, потребности в саморазвитии, — необходимо остановиться на их взаимосвязи или, точнее сказать, динамическом взаимодействии. Как известно, для развития позитивной, а не невротической рефлексии необходимо наличие у человека положительного самоотношения. В свою очередь, саморазвитие человека способствует изменению самоотношения. А личностная рефлексия является механизмом саморазвития. Соответственно можно сделать вывод, что самоотношение, рефлексия и саморазвитие взаимообусловливают друг друга, находятся в постоянном взаимодействии.
Выделение компонентов психологического здоровья позволяет определить следующие задачи психологической поддержки детей:
ЧАСТЬ ВТОРАЯ ПРОГРАММА ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
Программа групповых занятий С детьми 3-4 лет Зянятие 2. Веселые—грустные • «Здравствуй, я котик». Ведущий надевает на руку кук • «Котик ласкает». Ведущий из роли котенка по очереди • «Раз, два, три, зайцы — замри». По команде ведущего • «У птички болит крылышко — пожалей птичку». Один Ж «Тихий час для мышат». Зянятие 3. Веселые—грустные • «Здравствуй, я лисичка», (см. занятие 2). Упражнение • «Лисичка веселая—грустная». Ведущий просит теперь
Ж «Тихий час для мышат». Занятие 4. Веселые—грустные • «Здравствуй, я зайчик». Проводится аналогично упраж • «Зайчик веселый—грустный». Дети изображают зайчи • «Зайчик позвонил по телефону» (для игры нужны две • «Зайчик отправился в лес». Ведущий говорит детям,
Ж «Тихий час для мышат». Занятие 5. Веселые—грустные • «Здравствуй. Я — мальчик Петя». Проводится анало • «Петя грустный—веселый». Дети не только изображают • «Петю наказали». Дети изображают Петю, которого на • «Петя в зоопарке». Для игры нужны два стульчика, ко Ж «Тихий час для мышат». Занятие 6.. СТРАШНЫЙ—ВЕСЕЛЫЙ • «Здравствуй, я пластилинчик». Ведущий говорит ребя • «Превратись в пластилинчик». Ведущий выбирает одно • «Страшный—веселый стульчик». В центр группы ста Ж «Тихий час для мышат». Занятие 7. Радуется—боится • «Хорошие ушки—красивые глазки». Ведущий предла • «Кто погладит козочку?» Ведущий «лепит» из одного • «Кто когда радуется и боится». Дети превращаются в • «Помяукай и похрюкай». Ведущий предлагает детям Ж «Тихий час для мышат». Ж «Тихий час для мышат». Занятие 9. Радость, страх, злость • «Угадай чувство». Ведущий показывает детям картинки с изображением злости, страха, радости. Дети угадывают чувство и пытаются сами изобразить его.
I
Часть 2. Прогрйммй групповым звнятип с аошкольникпти ГлаВа 6. Лрогрйммя грыппооын зпнятий с пстьми 3-4 лет
• «Как выглядят чувства» (см. занятие 8). • «Кто в домике живет?» Дети «забираются» в домики, то • «Походи как...». Дети встают и ходят по кругу как зай Ж «Тихий час для мышат». Ж «Тихий час для мышат».
Ж «Тихий час для мышат». Ж «Тихий час для мышат». ТЕМА 3. Полезные чувства: Радость, любовь, забота Занятие 13. Забота • «Превратились — кошечки — радость». Ведущий назы • «Игрушечный магазин». Ведущий выбирает несколько де • «Поехали, поехали». Ведущий предлагает ребятам от • «Маша упала». Ведущий выбирает ребенка, которому • «Встану я утром». Ведущий читает текст, а дети пока Ж «Тихий час для мышат».
ЗЯНЯТИЕ 14. РАДОСТЬ, ЛЮБОВЬ Ж «Пальцы-мышки». Дети превращают свои пальчики в мышат и тихонько бегают ими по столу, потом по своей коленке, по коленке соседа. • «Повторяй за мной». Детям предлагается, повторяя за • «Кто как радуется». Ведущий просит детей без слов по • «У кого больше любимок». Ведущий говорит о том, что • «Покажу, как я люблю». Ведущий говорит, что можно Ж «Тихий час для мышат». Ж «Тихий час для мышат».
6 Тропинка • Ж «Тихий час для мышат».
• «Самолет летит, самолет отдыхает». Дети поднимают • «Пальчиковый этюд: Саша напугал Дашу». Так же как на предыдущем занятии, дети выбирают среди своих пальчиков Дашу и Сашу, показывают, как пальчик-Саша испугал пальчик-Дашу, неожиданно прыгнув на нее. Пальчик-Даша сначала сильно испугалась и задрожала, а потом поняла, что это Саша, и обняла его. • «Танец мира». Дети становятся в круг и берутся друг за Ж «Тихий час для мышат».
Занятие 19. Помирились все • «Пусть встанет тот, на кого я смотрю». Ведущий обво • «Моем стекла». Ориентируясь на ведущего, дети изоб • «Покажи голосом». Детям нужно показать голосом ко • «Ну-ка, игрушки, поменяйтесь местами». Ведущий бро • «Дай мне игрушку». Детям нужно произнести эту фра Ж «Тихий час для мышат». Ж «Тихий час для мышат». Часть 2. Программа групповын звнятнп с дошкольниками ГлаВа 6. Прогркммй групповым занятий с петьмц 3-4 лет
Ж «Тихий час для мышат». Занятие 24. Радуюсь вместе с природой ж «Что чувствует природа?» Дети подходят к окну и обсуждают, что сегодня чувствует природа. • «Походить как...» Ведущий предлагает детям взяться за • «Не дам!» Ведущий просит детей сказать: «Дай мне иг тем ответить: «НЕ дам!», — голосами тех же персонажей. Потом произнести просьбу как волны, ветер, котенок. В конце концов ребенок разрешает взять игрушку. • «Танец радости». Дети становятся в круг, берутся за Ж «Тихий час для мышат». Занятие 25. Итоговое Ж «Любимая игра»1. Дети вспоминают игры, наиболее понравившиеся им на занятиях психологией, и играют в них. • «Ладошка-шарик». Вместе с ведущим дети превращают • «Рассмотри, кто перед тобой». В большом листе бумаги • «Мишка ночью и днем». Дети по просьбе ведущего • «Потерялась девочка». Дети сидят в кругу, ведущий 1 Это упражнение завершает каждую программу занятий. Нос, умойся Кран, откройся! Нос, умойся! Мойтесь сразу Оба глаза! Мойтесь уши, Мойся шейка! Шейка, мойся Хорошенько! Мойся, мойся, обливайся! Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!!! Ручеек радости». ГАВ — собаки, Овцы — БЕ, Козы — ME, А киты - ни БЕ ни ME? Почему киты молчат, Ничего не говорят, Хоть имеют киты Преогромные рты? Потому, что киты В рот набрали воды! «Ручеек радости».
Ж «Мысленная картинка». • «Девочки и мальчики умеют». Ведущий берет два мяча • «Я люблю». В центр круга ставятся два стульчика. • «Я — мама». Дети по очереди загадывают и изобража Ж «Театр». Дети с помощью ведущего инсценируют стихотворение И. Мазнина. Почему киты молчат Почему, почему Говорят коровы — МУ, Кошки - МЯУ, Занятие 4. Какие мальчики –какие девочки Ж «Мысленная картинка • «Какие девочки — какие мальчики». Ведущий бросает де • «Что любят мальчики, что любят девочки». Ведущий • «Кто кого обидел». Выбирается пара детей. Ведущий • «Мама делает, папа делает». Дети задумывают какие-
Грозная хозяйка «Хозяйка сегодня грозна. Не к добру!» — Почувствовал пес и полез в конуру. «Подальше, мой милый, держись от собак!» — Сказал себе кот и махнул на чердак. «Коты — это скверно, пора уходить!» — Подумала мышь и сквозь щелочку — фить! — Ой! Мышка! Спасите меня! Караул! — Ж «Ручеек радости». чувства командуют своим хозяином и приносят ему одни неприятности. Ведущий спрашивает у детей, хотят ли они быть хозяевами своих чувств, а затем предлагает поупражняться в управлении своими чувствами. Дети по команде «Прыг!» начинают прыгать по комнате. По команде «Стоп!» они должны быстро сеть на веревочку, разложенную по полу (команды могут даваться довольно тихо, чтобы дети старались их услышать). • «Стоп, кулак!» Выбирается пара детей. Один ребенок • «Танцы для пальцев». Дети представляют, что их паль
ТЕМА 2. Я — хозяин своих чувств Занятие 5. Кто такой хозяин своих» чувств? Ж «Мысленная картинка». • «Собачка хочет ласки». Дети по очереди «превращают • «Хозяин чувств». Ведущий рассказывает детям о том, Театр Дети с помощью ведущего инсценируют стихотворение С.Я. Маршака. Два маленьких котенка поссорились в углу, Сердитая хозяйка взяла свою метлу И вымела из кухни дерущихся котят, Не справившись при этом, кто прав, кто виноват. А дело было ночью, зимою, в январе, Два маленьких котенка озябли на дворе. Легли они, свернувшись, на камень у крыльца, Носы уткнули в лапки и стали ждать конца. Но сжалилась хозяйка и отворила дверь. «Ну что, — она спросила, — не ссоритесь теперь?» Прошли они тихонько в свой угол на ночлег, Со шкурки отряхнули холодный мокрый снег И оба перед печкой заснули сладким сном, А вьюга до рассвета шумела за окном. Ж «Ручеек радости».
Вова-растеряшка Вова-растеряшка, Где твоя рубашка? Может, серые коты Унесли ее в кусты? Может, заяц приходил? Может, ежик утащил? Может, плюшевый медведь Захотел ее надеть? Стал рубашку примерять — И засунул под кровать. Вова-растеряшка, Вот твоя рубашка! Ж «Ручеек радости». Занятие 7. Я учусь не обзывать других Ж «Мысленная картинка» на тему «Волшебство». • «Кто больше знает обзывалок». Ведущий предлагает • «Обзывалки, стоп!» Проводится аналогично «Стоп, ку • «Оживи картинку». Ведущий предлагает детям внима • «Акулы—-рыбки». Дети делятся на две группы: акул и Ж «Театр». Дети с помощью ведущего инсценируют стихотворение В. Семерина. Страшный зверь Прямо в комнатную дверь Проникает страшный зверь! 7 Тропинка
Часть 2. Прогрйммй групповых звнятио с дошкольниками ГлаВа 7. Прогряммя занятий с йЕтьми 4-5 лет
У него торчат клыки И усы топорщатся, У него горят зрачки — Испугаться хочется! Хищный глаз косится, Шерсть на нем лоснится... Может, это львица? Может быть, волчица? Глупый мальчик крикнул: - Рысь!!! Храбрый мальчик крикнул: — Брысь!!! Радости». Занятие 8. Я учусь не обижаться Ж «Мысленная картинка» на тему «Обида». • «Хозяин своих чувств». Дети вспоминают понятие «хо • «Какими чувствами нужно уметь управлять?» Ведущий • «Обида, стоп». Ведущий спрашивает ребят, как можно • «Волк-волчишко, пусти переночевать». В угол комнаты ка. Остальные дети встают со своих стульев и подходят к волку со словами: «Волк-волчишко, пусти переночевать». Волк отвечает: «Хорошо, пущу, а ночью съем». Дети усаживаются вокруг волка, а ведущий говорит: «День, день, вечер, поздний вечер, ночь!» При слове «ночь» детям необходимо быстро подняться и добежать до своих стульчиков-домиков. Волк тоже встает и ловит детей. Тот ребенок, которого поймает волк, в следующем туре играет роль волка. Ж «Театр». Дети с помощью ведущего инсценируют стихотворение Э. Мошковской Лежебока Горько живет Лежебока — Кровать Лежебоке высока. Полы от кровати далеко. Слезать Лежебоке — морока! Вот и лежит Лежебока. Спит Лежебока без срока. Уже отлежал оба бока... Спит и вздыхает глубоко: — Кабы еще два бока!.. чеек радости». Занятие 9. Можно ли обижаться ни маму? W «Мысленная картинка» на тему «Обида». • «Хозяин своих чувств». Дети вспоминают понятие «хо • «Обида, стоп!» Ведущий спрашивает детей, как может
Вася хозяйничает (в оригинале имя — Лемеле) Мама уходит, спешит в магазин: «Васенька, ты остаешься один». Мама сказала: «Ты мне услужив-Вымой тарелки, сестру уложи. Дрова наколоть не забудь, мой сынок, Поймай петуха и запри на замок». Сестренка, тарелки, петух и дрова... У Васи, однако ж, одна голова! Схватил он сестренку и запер в сарай. Сказал он сестренке: «Ты здесь поиграй!» Дрова он усердно помыл кипятком, Четыре тарелки разбил молотком.. Но долго пришлось с петухом воевать — Ему не хотелось ложиться в кровать. Ручеек радости». Занятие 10. TЫ ОБИДУ НЕ ДЕРЖИ, ПОСКОРЕЕ РАССКАЖИ Ж «Мысленная картинка» на тему «Мальчик (девочка) обиделся».
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 407; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.13.173 (0.279 с.) |