Тема 5. Познание. Научное освоение мира 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Познание. Научное освоение мира



Гносеология в системе философского знания. Ее взаимосвязи с онтологией, социальной философией, антропологией, аксиологией. Гносеология и частные науки: психология, логика, информатика, семиотика, лингвистика.

Проблема познания в истории философской мысли. Сущность агностицизма, многообразие его проявлений. Скептицизм. Гносеологический оптимизм. Сенсуализм и рационализм. Иррационализм. Интуитивизм.

Субъект и объект познания. Уровни познания. Чувственное, логическое познание. Основные формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление. Основные формы логического познания: понятия, суждения, умозаключения. Взаимосвязи чувственного и логического познания.

Истина как цель научного познания. Понятия абсолютной и относительной истины. Догматизм и релятивизм. Критерии истины.

Особенности социального познания. Специфика социальной практики. Критерий научности и философия.

Особенности научного знания. Деление наук на естественные, технические, общественные. Фундаментальные и прикладные науки. Дифференциация и интеграция научных знаний. Наука в системе культуры. Взаимосвязь философии и науки.

Сущность и структура методологии. Понятие методологической проблемы. Философский, общенаучный и специальный уровни методологических проблем. Роль философии в развитии методов научного познания. Понятие философского метода. Диалектика и метафизика. Общенаучные подходы. Понятие специальных методов. Специальные методы в правовой деятельности.

Понятие логики научного исследования. Факт, проблема, гипотеза, теория – основные формы научного познания. Проявление форм научного познания в юридической науке.

Тема 6. Философия и право. Проблемы обеспечения национальной безопасности

Необходимость расширения взаимосвязей философского и правового знания, реализации основных функций философии в сфере правовой деятельности. Проблема воссоздания традиций отечественной философии права. Потребность анализа правовой сферы в условиях реформирования общества.

Понятие философско-правовых проблем, их философские и правовые корни. Право как объект философии и инициатор философских проблем. Систематичность обращения к вопросам права в истории философской мысли.

Социальная значимость и широта философско-правовой проблематики.

Право как система деятельности. Понятия субъекта, объекта, средства правовой деятельности. Специфика субъект-объектных отношений в различных видах правовой деятельности по разработке и совершенствованию правовых норм, их толкованию и применению, подготовке юридических кадров. Национальная безопасность как объект правовой деятельности

Необходимость философско-методологического подхода к решению правовых проблем. Проблемы борьбы с проявлениями коррупции.

Взаимосвязи философии права с гуманитарными, социальными и профессиональными дисциплинами. Философские проблемы обеспечения национальной безопасности. Обеспечение безопасности личности, общества и государства. Деятельность юристов по обеспечению национальной безопасности.

Распределение часов дисциплины по темам и видам занятий

Тематический план учебной дисциплины

Для очной формы обучения

Темы дисциплины Количество часов
Всего Лекции Практические занятия (семинары) Самостоятельная работа
         
1-й семестр
Тема 1. Предмет философии, ее структура и функции        
Тема 2. Исторические типы и этапы развития философии. Русская философия        
Тема 3. Онтология. Учение о бытии и его развитии        
Тема 4. Социальная философия и антропология. Человек в обществе        
Тема 5. Познание. Научное освоение мира        
Тема 6. Философия и право. Проблемы обеспечения национальной безопасности        
Экзамен    
Итого за семестр        
Итого по дисциплине (4 зачетные единицы)        

Тематический план учебной дисциплины

Для заочной формы обучения

Темы дисциплины Количество часов
Всего Лекции Практические занятия (семинары) Самостоятельная работа
         
1-й семестр
Тема 1. Предмет философии, ее структура и функции     -  
Тема 2. Исторические типы и этапы развития философии. Русская философия     -  
Тема 3. Онтология. Учение о бытии и его развитии        
Тема 4. Социальная философия и антропология. Человек в обществе        
Тема 5. Познание. Научное освоение мира        
Тема 6. Философия и право. Проблемы обеспечения национальной безопасности        
Экзамен   - -  
Итого за семестр        
Итого по дисциплине (4 зачетные единицы)        

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Методические рекомендации для преподавателя

Дисциплина «Философия» играет важную мировоззренческую и методологическую роль в системе подготовки специалиста. Ее преподавание опирается на опыт предшествующей подготовки студентов, готовит их к решению современных проблем в области правовой теории и практики.

Содержание дисциплины включает в себя шесть тем, которые соответствуют современной структуре и проблематике философского знания и ориентируются на следующий дидактический цикл:

· обзорный материал;

· самостоятельная работа по усвоению основных понятий темы;

· предметно-проблемные занятия по наиболее важным вопросам;

· самостоятельная работа над философскими источниками;

· закрепление материала, приобретение студентами в ходе практических занятий навыков подготовки сообщений и самостоятельных выступлений.

Заключительная тема курса посвящена связи философии и права, их влиянию на формирование личности юриста, философским проблемам обеспечения национальной безопасности.

При проведении лекций необходимо обратить особое внимание на активизацию имеющихся у студентов знаний и навыков, развитие умения учиться самостоятельно. Следует учитывать вопросы методики чтения лекций, доступность материала, темп его изложения, дать студентам рекомендации по конспектированию, организации самостоятельной работы и обеспечить контроль усвоения пройденного материала.

При проведении практических занятий преподаватель должен четко формулировать цель занятия и основные вопросы. После заслушивания выступлений студентов необходимо подчеркивать положительные аспекты, обращать внимание на допущенные неточности и ошибки, давать рекомендации по методике выступлений. Подводя итого практического занятия, преподаватель оценивает работу студентов.

В целях контроля подготовленности студентов и развития навыков краткого письменного изложения пройденного материала преподаватель в ходе практических занятий может проводить контрольные работы.

Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, практикумы, психологические и иные тренинги, учения) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

В рамках учебного курса должны быть предусмотрены встречи с представителями правоохранительных, судебных органов, других органов государственной власти и управления, общественных организаций, участие специалистов в проведении аудиторных и внеаудиторных занятий.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью подготовки специалиста, особенностью контингента обучающихся, а также содержанием изучаемой дисциплины в целом. В учебном процессе они должны составлять не менее 30 процентов аудиторных занятий.

Методические указания для студентов

Основными видами аудиторной работы студентов, обучающихся по программе подготовки специалиста, являются лекции и семинарские (практические) занятия.

В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные понятия темы, связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации к самостоятельной работе. Обязанность студентов – внимательно слушать и конспектировать лекционный материал.

Практические занятия (семинары) завершают изучение наиболее важных разделов (тем) учебной дисциплины и позволяют преподавателям контролировать подготовленность студентов, закрепление ими изученного материала, степень развития умений и навыков подготовки рефератов, сообщений по философской проблематике, уровень устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений.

Практическое занятие (семинар) предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушивается доклад студента. Обсуждение совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Рефераты, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам семинара, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряются альтернативные мнения. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения намеченных вопросов, выставляет текущие оценки в рабочий журнал и объявляет их студентам. Студент имеет право ознакомиться со своими оценками.

В процессе подготовки к практическому занятию студенты могут воспользоваться консультациями. Примерная тематика докладов, сообщений, вопросов для обсуждения приведена в настоящем учебно-методическом комплексе. Кроме указанных тем, студенты могут, по согласованию с преподавателем, выбирать и другие темы.

Практические занятия могут проводиться в форме учебных конференций, включающих в себя выступления студентов с докладами на оригинальную философскую и философско-правовую тематику. Основу докладов, как правило, составляет содержание подготовленных студентами рефератов.

Философский реферат – это самостоятельная письменная работа, анализирующая и обобщающая публикации по заданной тематике, предполагающая выработку и обоснование позиции автора в отношении рассматриваемых вопросов.

Подготовка реферата – вид исследовательской деятельности. Его написанию предшествует изучение философских первоисточников, монографий, статей, обобщение личных наблюдений. Работа над ним активизирует развитие самостоятельного, творческого мышления, учит применять философские знания на практике при анализе актуальных социальных и правовых проблем.

Объем реферата – 20–25 станиц текста,напечатанных через два интервала. На титульном листе указываются: принадлежность к Академии, факультету, тема реферата, фамилия, имя, отчество автора, курс, учебная группа, год написания. Далее помещается план реферата, включающий введение, основные вопросы, заключение. В конце приводится список изученной литературы в алфавитном порядке с полным и точным указанием авторов, названий публикаций, места и года издания.

Основной вид деятельности студента – самостоятельная работа, которая включает в себя изучение лекционного материала, учебников и учебных пособий, первоисточников, подготовку докладов, сообщений, выступлений на групповых занятиях, написание рефератов, выполнение заданий преподавателя.

Методика самостоятельной работы предварительно разъясняется преподавателем и в последующем может уточняться с учетом индивидуальных особенностей студентов. Время и место самостоятельной работы (аудитории Академии, библиотеки) выбирают сами студенты.

Самостоятельную работу следует начинать с изучения учебной программы, которая содержит основные требования к знаниям, умениям, навыкам обучаемых. Обязательно следует вспомнить рекомендации преподавателя, данные в ходе занятий. Затем – приступать к изучению отдельных тем в предусмотренном программой порядке.

Получив представление об основном содержании темы, необходимо изучить материал учебника. Целесообразно составить краткий конспект или схему, отображающую смысл и связи основных понятий каждой темы. Полезно подобрать выдержки из первоисточников – работ выдающихся философов, можно составить их краткий конспект. Обязательно следует записывать возникшие вопросы, на которые не удалось ответить самостоятельно и задать их преподавателю.

Изучение дисциплины заканчивается аттестацией, проводимой по всему содержанию курса. К ней допускаются студенты, систематически работавшие в семестре; показавшие положительные знания по вопросам, выносившимся на практические занятия. Подготовка осуществляется по вопросам, рекомендованным кафедрой. По каждому вопросу рекомендуется составить план ответа, который включает в себя: показ теоретической и практической значимости рассматриваемого вопроса; обзор освещения вопроса в истории философской мысли; определение сущности рассматриваемого предмета; основные элементы содержания и структура предмета рассмотрения; факторы, логика и перспективы эволюции предмета; показ роли и значения рассматриваемого материала для практической деятельности юриста.

План ответа желательно развернуть, приложив к нему ссылки на первоисточники, характерные цитаты. Отметить для себя пробелы в знаниях, которые следует ликвидировать в ходе подготовки учебного материала, обращаясь за помощью во время консультаций, проводимых преподавателями кафедры. При непосредственной подготовке к зачету следует вспомнить разработанный план ответа и усовершенствовать его с использованием материала других, смежных вопросов.

 

Планы СЕМИНАРСКИХ Занятий

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.79.88 (0.037 с.)