Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обстановка в преддверии войны, противоборствующие стороны
Первая мировая война была результатом острых противоречий, возникших между ведущими капиталистическими странами, интересы котоҏыҳ сталкивались во многих районах земного шара, и в первую очередь в Азии, на Ближнем Востоке и в Африке. Противостояние этих стран превращалось в ожесточенную борьбу за господство на мировом рынке, за захват чужих территорий и установление своего экономического господства. Наиболее острые противоречия возникли между Великобританией и экономически усилившейся к XX веку Германией. Каждая из сторон ставила перед собой задачу уничтожения вооруженных сил противника и установление своего контроля и сфер влияния. Англия стремилась не допустить Германию на Балканы и Ближний Восток. Германия, в свою очередь, стремилась к тому, чтобы лишить Англию морского и колониального мирового господства и укрепиться на Балканах и Ближнем Востоке, в том числе в Междуречье, Палестине и Египте. Одновременно имели место острые противоречия между Германией и Францией. Последняя стремилась вернуть себе Эльзас и Лотарингию, отторгнутые Германией в ходе франко-прусской войны 1870-1871 годов. Помимо этого, Франция претендовала на Саарский угольный бассейн, принадлежавший Германии. Существенные противоречия складывались и в отношениях Германии и России. Германия, как было сказано ранее, претендовала на гегемонию на Балканах, но помимо этого стремилась отторгнуть от России Польшу, Украину и Прибалтику (цели противоборствующих государств в войне сформулированы в Приложении 1). Противоречия существовали и во взаимоотношениях России и Австро-Венгрии - это был давний спор о Балканах и намерение России захватить Босфор и Дарданеллы, а также ряд земель, населенных славянами и находившихся в составе Австро-Венгрии. Это противостояние стран привело и к соответствующей расстановке сил. В конце XIX века формируется Тройственный союз, куда входили Германия, Австро-Венгрия и Италия, и оформившаяся в первое десятилетие XX века и объединившая Францию, Россию и Англию Антанта. Для будущей войны было готово все. К упоминаемым в разных источниках причинам войны относятся экономический империализм, торговые барьеры, гонка вооружений, милитаризм и автократия, баланс сил, происходившие накануне локальные конфликты (Балканские войны, Итало-турецкая война), приказы о всеобщей мобилизации в России и в Германии, территориальные притязания и союзные обязательства европейских держав.
Участники войны. Четверной союз: Германия, Австро-Венгрия, Османская империя, Болгария. Антанта: Россия, Франция, Великобритания. Союзники Антанты (поддержали Антанту в войне): США, Япония, Сербия, Италия (участвовала в войне на стороне Антанты с 1915 года, несмотря на то, что была членом Тройственного союза), Черногория, Бельгия, Египет, Португалия, Румыния, Греция, Бразилия, Китай, Куба, Никарагуа, Сиам, Гаити, Либерия, Панама, Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Боливия, Доминиканская республика, Перу, Уругвай, Эквадор. Последний русский император войны не хотел. После горького урока русско-японской компании он прекрасно осознавал, что любой вооруженный конфликт непременно принесет страдания, лишения, смерть. Он знал, что на пути победоносной и быстрой военной компании много различных препятствий – начатое перевооружение русской армии еще только в разгаре. Ее техническая оснащенность и огневая мощь существенно уступали германской. Россия 1914 года не была готова к войне. Военная реформа начатая после поражения в русско-японской войне, не завершилась. Программа строительства нового военно-морского флота из-за недостатка финансовых средств выполнялась медленно. С самого начала войны из-за низкой пропускной способности железных дорог русская армия испытывала недостаток в подвозе резервов и боеприпасов. Неоправданно велика была численность русской конницы. Устарели военные доктрины. Высший командный состав был недостаточно квалифицированным.
2. Становление начальной военной подготовки и военно-патриотического воспитания в царской России После поражения в русско-японской войне были проведены некоторые мероприятия по подготовке юношества к службе в армии и на флоте, предпринятые правительством, военным ведомством и общественностью. В первую очередь при отдельных войсковых частях были созданы школы солдатских детей и воспитанников. Так, к 1909 г. в школах солдатских детей войск гвардии воспитывалось уже более 850 человек. Подростков обучали грамоте, а некоторых музыке, пению, письмоводству и техническим навыкам, прикомандировывая их для этого к певческим и музыкантским командам, канцеляриям и мастерским. Из числа обучавшихся в школах был выпущен на службу 101 человек[1].
В то же время, из-за низкого уровня организации обучения и воспитания, значительная часть солдатских детей исключалась из школ «за дурное поведение, кражи, пьянки, или, дотянув с трудом до призывного возраста, поступала в ряды своего полка и представляла далеко не лучший контингент солдат; многие дезертировали и попадали под суд. А ведь, кажется, есть для воспитания их все, что требуется»[2]. К военной службе готовили воспитанников пансионов-приютов при 1-м и 2-м кадетских корпусах в Петербурге, куда с целью подготовки для поступления в корпус принимались дети – сироты и полусироты отцов-офицеров, убитых или раненых в войне с Японией[3]. Для улучшения положения дел в отношении военной подготовки допризывной молодежи была необходима государственная программа, инициатором которой выступило военное ведомство[4]. Комитет по образованию войск в марте 1907 г. признал необходимым ходатайствовать о введении в городских и сельских школах обязательного обучения мальчиков гимнастике и строю. Это обучение планировалось возложить на учителей школ, при условии соответствующей для этой цели их дополнительной подготовки. Данная цель могла быть достигнута: 1) подготовкой в учительских семинариях; 2) установлением отбывания учителями народных школ воинской повинности в пехоте, хотя бы на правах вольноопределяющихся в течение 1 года; 3) допуском к занятию учительских должностей унтер-офицеров по приобретении ими требуемого образовательного ценза[5]. Конкретным шагом решения данной проблемы являлось введение с 1908 г. во всех начальных учебных заведениях урока гимнастики и военного строя (1–2 раза в неделю). Организация этой подготовки, включая создание соответствующей учебно-материальной базы, была возложена на дирекцию учебных заведений[6]. Была разработана специальная «Программа обучения военному делу в начальных училищах», основной целью которой являлась «духовная и физическая подготовка молодого поколения к предстоящей ему службе в рядах армии: укрепление в молодежи любви к Царю и Родине; приверженность к закону и порядку; возможно большее физическое развитие молодежи; ознакомление с военным строем и военной дисциплиной»[7]. Необходимо отметить также и разработку в этот период программы соответствующего морского воспитания юношества, в которой предполагалось: «1) Обратить особое внимание на литературу, в особенности морскую, для детей всех сословий, а также на литературу патриотического и морского содержания для матросов; 2) основать в приморских пунктах и в некоторых центральных городах с большим населением небольшие морские музеи для ознакомления подрастающего поколения с морским делом; 3) дать бесплатно в начальные и другие школы по нескольку экземпляров сочинений для юношества морского и патриотического содержания; 4) во всех учебных заведениях, как средних, так и низших, обязательно ознакомить всех учащихся, кратко, с отечественным морским делом; 5)в летнее каникулярное время устраивать морские прогулки на пароходах; 6) в приморских городах и местностях учредить «Морские практические школы плавания, гребного и парусного спорта для детей»; 7) основать «Морские подготовительные школы», где обратить особое внимание на морское воспитание». Одновременно планировалось пересмотреть вступительную программу в Морской корпус сообразно новейшим требованиям морской службы и дела морского воспитания[8].
Учитывая, что строй и гимнастика должны были постепенно сделаться обязательными предметами обучения во всех начальных учебных заведениях, военное ведомство объявило конкурс по созданию учебных пособий и руководств по дисциплинам. И такие издания были подготовлены[9]. Обучение и самообучение по этим пособиям способствовало тому, что молодой солдат быстрее адаптировался к требованиям военной службы и преодолению ее трудностей. Можно отметить постепенное наращивание усилий в деле организации военного воспитания подрастающего поколения. Так, в ноябре 1912 г. в связи с Всеподданнейшим докладом Военного министра по вопросу о правильной организации как внешкольной, так и школьной подготовки к военной службе русской молодежи Николай II принял решение о введении должности Главнонаблюдающего за физическим развитием народонаселения страны. На эту должность он назначил командира лейб-гвардии Гусарского полка генерал-майора В.Н. Воейкова[10]. В ноябре 1913 г. Воейков докладывал императору о том, что Общество содействия физическому развитию учащейся молодежи 15 ноября открыло в манеже Главной гимнастическо-фехтовальной школы институт физического развития для учащихся, дабы воспитывать из русской молодежи сильных духом и крепких телом слуг Государя и Отечества. В январе 1914 г. на заседании Совета министров было принято решение об образовании при Главнонаблюдающем Временного Совета, включавшего представителей 14 заинтересованных министерств и ведомств[11]. К маю того же года были подготовлены «Основания и общая программа деятельности» Главнонаблюдающего и состоящих при нем учреждений. В соответствии с этим документом, мероприятия по улучшению физического развития народонаселения предполагали: развитие сети общественных организаций, имеющих в виду физическое воспитание в дошкольном возрасте; правильную постановку и обязательное введение в программу физических упражнений; установление известной преемственности между школьной и военной гимнастикой; разработку вопросов о постановке стрелкового дела среди населения[12].
С началом Первой мировой войны при Главной гимнастическо-фехтовальной школе были организованы курсы допризывной подготовки молодежи к военной службе. В 1915 г. эти курсы окончило 180 человек: 137 человек от 26 спортивных обществ и 43 человека не состоявшие в обществах, но подлежавшие призыву[13]. Одновременно с вышеуказанными мероприятиями предпринимаются многочисленные попытки организовать внешкольное молодежное движение, которое обеспечило бы военную подготовку и физическую тренировку подрастающего поколения перед началом военной службы. Этой цели, в частности, служило движение под названием «потешных». Наиболее известным примером был опыт А.А. Луцкевича, инспектора народных училищ, действительного статского советника. Весной 1908 г. на свои средства он организовал в Бахмутском народном училище роту детей в возрасте от 8 до 14 лет, обучающихся военному строю и гимнастике. В конце мая 1910 г. они участвовали в парадах в Царском Селе, Санкт-Петербурге и Москве. Дети продемонстрировали перед императором и министрами ротное учение, «сокольскую» гимнастику под музыку, хор, прохождение маршем. После парада Николай II обошел строй, поговорил с детьми и сфотографировался. Роте было присвоено название «Первый народный класс военного строя и гимнастики Государя Наследника Цесаревича и Великого князя Алексея Николаевича». В 1910 г. было высочайше повелено, чтобы войсковые части, в районе расположения коих возникают роты и классы военного строя и гимнастики, оказывали им полное и всестороннее содействие[14]. Председатель Совета министров П.А. Столыпин доброжелательно относился к движению «потешных», но в то же время указывал на необходимость «надлежащего упорядочивания этого дела, т.к. при плохой организации оно, вместо приучения детей к дисциплине, может повести лишь к усилению уличных бесчинств»[15]. Это было связано с поступлением на его имя в декабре 1910 г. докладной записки санкт-петербургского губернатора в которой отмечалось «Легко может статься, что благодаря поспешности и неосмотрительности, вместо дисциплинированных, верноподданных молодых людей, кое-где будут подготовляться кадры для более успешной борьбы с полицией и войсками»[16]. Во избежание этого были разработаны Основания для формирования «потешных рот» (Приложение 2). Кроме того приказом по военному ведомству в сентябре 1911 г. было введено «Положение о внешкольной подготовке русской молодежи к военной службе». В соответствии с этим положением ее основными целями являлись: укрепление в подрастающем поколении веры в бога, беззаветной любви к государю и Отечеству, добрых нравственных правил и уважения к законности и порядку; ознакомление будущих воинов с боевыми традициями русской армии и ее «коренными началами» воинской дисциплины; обучение военному строю и физическое развитие; привитие с юных лет духовных и физических качеств, необходимых воину во время боевых действий.
В совершенно секретном послании министру внутренних дел говорилось о том, что насколько правильное и закономерное развитие дела учреждения «потешных» детских рот является желательным, настолько нежелательно и даже опасно оставление этого дела без точной регламентации и постоянного надзора, в особенности там, где организацией «потешных» рот могут воспользоваться несочувствующие правительству элементы для сплочения в своих видах юношества (в особенности на фабриках)[17]. Следует отметить, что в числе внешкольных движений активно проявило себя и скаутское движение, пришедшее в Россию из Англии (название от англ. scout – разведчик). Первый отряд русских юношей - скаутов создал в г. Павловске 30 апреля 1909 г. штабс-капитан О.И. Пантюхов. Через некоторое время отряд переформировали в Царскосельскую дружину разведчиков. В 1910 г. появился отряд в Санкт-Петербурге, основанный преподавателем 1-й Петроградской мужской гимназии В.Г. Янчевецким. В редактируемом им журнале «Ученик» впервые было отведено постоянное место скаутам. В декабре 1910 г. в Россию приехал основатель скаутинга Р. Баден-Поуэлл. Вопрос развития скаутинга в России он обсуждал с Николаем II и нашел с его стороны благожелательное отношение (царь даже зачислил царевича Алексея в ряды скаутов). В сентябре 1914 г. создано общество содействия юным разведчикам «Русский скаут», по инициативе которого к концу 1915 г. подобные отряды возникли в 23 городах, а еще через год – в 143 общей численностью около 50 тыс. человек. В декабре 1915 г. в Петрограде состоялся первый всероссийский съезд инструкторов скаутизма и лиц, им интересующихся. Он способствовал дальнейшему развитию российского скаутского движения. О его особенностях и задачах писали следующее: «У нас в России организация юных разведчиков не есть организация военная, как можно было бы заключить по ее названию, а организация рыцарская. Привить юношам рыцарское отношение к окружающим, любовь и преданность к Родине, заботливое и благожелательное отношение ко всем людям – вот задачи, которые объединяют мальчиков и юношей в скаутских отрядах»[18]. Во время Первой мировой войны петроградские скауты несли службу связи при различных учреждениях, работали в качестве помощников санитаров при Красном Кресте в лазаретах, организовали отдел по поиску квартир для беженцев и присматривали за их детьми. Можно отметить также организацию тревоги на случай налета германских цеппелинов (дирижаблей), когда всякий скаут должен был уведомлять об этом своих ближайших товарищей, а те – других людей. Оказалось, что через 25 минут, скауты, которых к этому времени насчитывалось в столице около 600, могли сообщить о налете по всему городу. В Государственном Банке, где благодаря уменьшившемуся по мобилизации числу чиновников, персонал с трудом справлялся с рассылкой документов, книг и бланков, этим делом занимались скауты. К началу революции в двух петроградских скаутских дружинах числилось около 1000 детей. Второй съезд скаутских представителей прошел с 29 декабря 1916 по 4 января 1917 г. К этому времени в России насчитывалось 143 разнопрофильных массовых скаутских организаций. Участие в съезде приняли не только руководители и инструкторы, но и поддерживающие движения литераторы, педагоги и общественные деятели. На съезде были сделаны доклады, приняты окончательные тексты скаутских правил и заповедей, выработаны программы, легшие в основу идеологии российского скаутизма (Приложение 3). Таким образом, в дооктябрьский период в России происходило формирование системы допризывной подготовки молодежи к военной службе в Российской империи. Ведущее место в ней отводилось школе, широко использовалась и внешкольная подготовка. Главным препятствием становления этой системы было отсутствие необходимых денежных средств.
Начало Первой мировой войны Непосредственным поводом к войне послужило убийство в столице Боснии и Герцеговины - городе Сараево. 28 июня 1914 года 19-летний гимназист-второгодник Гаврило Принцип, член тайной организации «Молодая Босния», боровшейся за объединение всех южнославянских народов в единое государство, застрелил наследника австро-венгерского престола эрцгерцога Франца Фердинанда и его жену. Австрийцы были убеждены, что за убийством преступлением стоит Сербия. 23 июля Австро-Венгрия предъявила Сербии ультиматум из 10 пунктов. Белград принял все требования, кроме одного: допустить австрийских военных для «инспекции» сербской территории, что фактически означало бы оккупацию. 28 июля сербский посол в Вене получил ноту об объявлении войны. В это время австрийская артиллерия уже бомбила Белград. Россия, выступая покровительницей Сербии, объявила 29 июля частичную, а 31 июля и всеобщую мобилизацию. С этого момента в развитие событий была вовлечена Германия. По «плану Шлиффена» основной удар должен был быть направлен на разгром Франции, используя наступление через Бельгию на Париж, и окружение французской армии. 29 июля Германия в категорической форме потребовала от России прекращения мобилизации, но, не получив от нее ответа, 31 июля предъявила ультиматум и затем 1 августа объявила войну России. 3 августа война была объявлена Франции и Бельгии, 4 августа в войну вступила Великобритания. 6 августа Россия официально объявила войну Австро-Венгрии, а после 15 августа Япония, потребовав от Германии передать ей свои территории в Китае и получив отказ, захватила их и тем самым вступила в войну. Война продолжалась более четырех лет - с 1 августа 1914 года по 11 ноября 1918 года. В ней приняли участие 38 государств, выставивших на поля сражений более 70 миллионов человек. Россия втянулась в войну, которой никто не хотел, и возможность которой у многих вызывала опасения и страх. Цели войны были отвлеченными, доступными пониманию лишь ограниченного круга лиц, и призывы защитить братьев-славян, отстоять престиж империи, завоевать Черноморские проливы и водрузить крест на соборе Святой Софии в Константинополе (Стамбуле) не могли вызвать глубокого отклика в народе. Подавляющая часть населения даже не представляла, где находится Австро-Венгрия или Германия и почему с ними важно воевать. Русскому крестьянину были неведомы никакие Дарданеллы и он не мог понять, почему необходимо за них идти на войну и смерть. Но случилось то, чего избежать в тех условиях было невозможно. Российский император Николай II не хотел войны. После горького урока русско-японской кампании он прекрасно осознавал, что любой вооруженный конфликт непременно принесет страдания, лишения, смерть. В глубине души он был противником насилия, и если приходилось с ним сталкиваться, то он неизбежно испытывал сожаление, а часто и раскаяние. Он понимал, что неудачная война таит угрозу революционного взрыва, повторения кошмара, пережитого им и Россией в 1905-1906 годы. Он знал, что на пути победоносной и быстрой военной кампании много различных препятствий - начатое перевооружение русской армии еще в полном разгаре. Ее техническая оснащенность и огневая мощь существенно уступали германской. Однако пойти на предательство, совершить, по его мнению, такой аморальный поступок, как бросить на растерзание дружественную страну, теряя этим престиж и в России, и в мире, он не хотел и не имел права. Встать на защиту славян и России - в этом он видел свой долг, а монарший долг - святая обязанность, это угодное Богу дело. Безысходность диктовала военный выбор, и он был сделан. Война изменила облик России. Уклад жизни людей и семей, в том числе и императорской. Все стало работать на победу. В первый день войны, 20 июля 1914 года принимая во дворце высших чиновников империи, Николай II обратился к ним со словами: «Я здесь торжественно заявляю, что не заключу мира до тех пор, пока последний неприятельский воин не уйдет с земли нашей». Этой клятве он оставался верен все месяцы войны и, вопреки циркулировавшим слухам, всегда был резким противником каких-либо сепаратных переговоров с неприятелем. В первые месяцы войны порочащих власть слухов не было. Всех объединил общий патриотический порыв. В стране проходили спонтанные манифестации многотысячные толпы в разных городах России несли русские национальные знамена, портреты Николая II, цесаревича Алексея, великого князя Николая Николаевича, иконы. Звучали колокола, служили молебны, а русский национальный гимн «Боже, царя храни!» непрерывно исполнялся и на улицах, и во всех собраниях. Почти вся печать заговорила о единстве нации перед лицом германской угрозы. Война разворачивалась на двух основныхтеатрах военных действий - в Западной и Восточной Европе, а также на Балканах, в Северной Италии (с мая 1915 года), на Кавказе и Ближнем Востоке (с ноября 1914 года) в колониях европейских государств - в Африке, в Китае, в Океании. В Европе сложилось два фронта – Западный (во Франции и Бельгии) и восточный (против России). Русский фронт делился на Северо-Западный (Восточная Пруссия, Прибалтика, Польша) и Юго-Западный (Западная Украина, Закарпатье по границе России с Австро-Венгрией). Приложение 4. В 1914 году все участники войны собирались закончить войну за несколько месяцев путём решительного наступления; никто не ожидал, что война примет затяжной характер. Активные действия в Первой мировой войне начали германские войска. Германия планировала молниеносным ударом разгромить Францию, а затем перебросить войска против России, что позволило ей избежать войны на два фронта. Однако, Россия, немедленно выступив по просьбе союзников, сорвала стратегический замысел германского генерального штаба. 2 августа немецкие войска оккупировали Люксембург, а 4 августа вторглись в нейтральную Бельгию. Обходя и блокируя хорошо укреплённые бельгийские крепости: Льеж (пал 16 августа), Намюр (пал 25 августа) и Антверпен (пал 9 октября), - немцы гнали ᴨȇред собой бельгийскую армию и 20 августа взяли Брюссель, в тот же день, выйдя на бельгийско-французскую границу. Выдвинувшиеся навстречу им англо-французские дивизии проиграли пограничные сражения (в Арденнах, у Шарлеруа и Монса) и были отброшены. К началу сентября германские войска не только вторглись в Северную Францию, но и вышли на реку Марна. 5 сентября началось жестокое сражение, в котором с обеих сторон участвовало 11 армий, насчитывающих около 2 миллионов человек личного состава. Германские войска потерпели поражение, а к октябрю-ноябрю в кровопролитных боях во Фландрии силы противостоящих сторон не только истощились, но и уравновесились. Положение на Западном фронте относительно стабилизировалось, и от Северного моря до Швейцарии протянулась линия сплошного фронта, а боевые действия приобрели позиционный характер. Расчет германского командования на быстрый разгром Франции не оправдался, и «план Шлиффена» провалился.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.182.105 (0.043 с.) |