Восприятие зрительной информации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Восприятие зрительной информации



Зрительная система призвана решать три основные задачи: - замечать, давать сигнал, что в поле зрения появилось нечто; - опознавать это нечто, относить к определенному классу - неподвижное, движущееся, живое, неживое, друг, враг и прочее; - описывать увиденное во всех мельчайших подробностях. Познание есть цепь гипотез, которые проверяются, а затем либо отбрасываются как несостоятельное, либо принимаются, и тогда мы действуем в соответствии с ними, вернее, с ожидаемыми результатами их применения. Точно такой же работой непрерывно занято зрение. Мы не замечаем ее только потому, что она протекает обычно на подсознательном, бессловесном уровне.

Профессиональные военные хорошо знают, что когда видны пуговицы мундира - противник приблизился на двести метров, а когда стали различимы глаза - на пятьдесят. При взгляде на земную поверхность более далекие участки встречают взор под более острым углом - сближаются детали текстур.

Но сообщает такое сближение уже не только о расстоянии, но и о высоте наблюдателя. И каким же необычным открываются пространство, едва привычна точка зрения вдруг сменяется иной, так, что старые "зрительные" аксиомы приходится срочно отбрасывать и ставить на их место другие. Наша способность организовывать и выделять определенные компоненты зрительного образца вовсе не зависит от умения строить уже знакомые фигуры. При интерпретации зрительной информации мы, по видимому, выделяем в качестве "единиц" любые группировки, каждая из которых обладает какой-то отличительной особенностью. Сгустки сходных элементов или разрывы в периодическом узоре выступают для нас как "фигуры". Классический прием композиции интересной графической структуры - непременная "фокальная точка", скажем, разрыв в периодическом узоре. Многие современные художники - мастера разнообразной композиции, образцы которой можно использовать для впечатляющего показа соотношений между фигурой и фоном. (Рисунок 8)

 

Рисунок 8 – Соотношение между фигурой и фоном

 

Эти картины позволяют нам выявить некоторые важные моменты. Во-первых, трудно, а подчас и невозможно, предотвратить организацию информации. Посмотрев на эти картины внимательно, можно увидеть, что их организация непостоянна, воспринимаемые структуры колеблется, принимая то одну, то другую форму. Картина может быть осмысленной и бессодержательной, знакомой или незнакомой - процесс зрительного восприятия всегда вкладывает в нее какую-то организацию.

Рисунок 9 – Объекты наблюдения

 

Восприятие пространства - Обычно, мы воспринимаем пространство как трехмерное. Удаленные предметы видны под меньшим углом, чем близкие предметы, имеющие те же размеры. Их текстура выглядит по-разному с разных расстояний и при рассматривании под разными углами. Параллельными линии кажутся сходящимися вдали. Поскольку человек живет и движется в трехмерном мире, естественно, что сложившаяся у него в процессе эволюции зрительная система приспособлена к тому, чтобы воссоздавать трехмерность объектов, которые в ней отражаются. Способность видеть глубину не зависит от знакомства с объектами наблюдения. Если, начав с середины (Рис.3б), переводить взгляд вправо от центра, создается впечатление глубины, поскольку промежутки между линиями постепенно уменьшаются. Широко известны иллюзии "роста" одинаковых предметов, когда их рисуют на фоне сходящихся линий или, что еще более усиливает эффект, сокращающихся текстур. Такие картинки обычно приводятся в качестве доказательств "обмана", которому-де подвержено наше зрение. Однако при чем тут обман? В мозгу есть четкий, проверенный сотнями тысяч бессознательных элементов постулат: коль скоро два предмета закрывают своими контурами примерно одинаковое количество элементов одной и той же текстуры, значит, предметы, в общем, равны. А что видит глаз на специально сочиненной картинке (Рис.3в). Во-первых, одинаково нарисованные (метрически равные) цилиндры закрывают по-разному элементы постоянной текстуры; иными словами, находятся на различных расстояниях от наблюдателя. Во-вторых, цилиндры эти закрывают собой неодинаковое количество элементов той же текстуры фона; следовательно, тот, который дальше - крупнее по размеру. Выходит, глаз, строя по текстурам образ мира и поддаваясь на провокацию "обмана зрения", попросту стремится отразить мир предельно верно, основываясь на прошлом опыте человека, на сформированный этим опытом внутренней, перцептивной (от латинского "перцепцио" - восприятие) модели внешнего пространства. В перцептивной зрительной модели пространства в зрительном поле есть верх и низ, правое и левое, далекое и близкое. А чувствительные элементы, имеющиеся во всех мышцах, суставах и сухожилиях - проприорецепторы - сообщают мозгу о положении тела и конечностей, благодаря чему формируется еще один образ - "моторное поле". В его рамках действуют руки и ноги, именно в нем мозг занимает центральное положение, чтобы верно управлять движениями тела относительно покоящегося начала координат. На реальность существования такой модели уповает множество факторов, из которых самый простой и понятный - то, что мы одинаково легко способны представить себе и атом, и Галактику (то есть вещи совсем непохожие!) в виде пространственных структур не очень больших, вполне обозримых и, что самое главное, удобных для работы с ними (для размышлений!) зрительных моделей. Перцептивная модель мира формируется в процессе развития человека, среди воздействий играет решающую роль воспитание, то есть освоение культуры (в том числе традиций) сообщества, в котором живет ребенок. Например, у некоторых африканских племен принято вести отсчет, ориентируясь на восходящее солнце: север у них слева, юг - справа. Но если верно, что мозг строит картину пространственных взаимоотношений между предметами, а вовсе не занимается абсолютными измерениями их размеров - это ключ к разного рода иллюзиям, возникающих естественным путем или на специально нарисованных картинках. Взаимоотношения "предмет-фон" показывают мозгу относительные свойства (ближе-дальше, больше-меньше), которые он умеет оценивать с очень высокой точностью. Да к тому же, относительные изменения гораздо устойчивее к влиянию помех, всегда присутствующих в каналах передачи информации.

 

Память

 

Рисунок 10 – Нервная клетка (нейрон)

 

Существующее многообразие явлений, связанных с особенностями и механизмами памяти в настоящее время еще не объяснены. В работе памяти человека участвуют много различных процессов. Исследуя возможности памяти, исследователи выделяют три основных типа памяти: "непосредственный отпечаток" сенсорной информации, кратковременная и долговременная память. История показывает, что могут существовать другие виды памяти, но их свойства пока неизвестны психологам-экспериментаторам.

Непосредственный отпечаток сенсорной информации - Эта система удерживает довольно точную и полную картину восприятия. Длительность сохранения восприятия невелика, порядка 0,1-0,5 сек. Если двигать предмет (например, карандаш) взад и вперед перед глазами, глядя прямо перед собой, внимание фиксирует расплывчатый образ, следующий за движущимся предметом. С помощью этого примера можно приблизительно определить, в течение какого времени сохраняется образ предмета. Этот тип памяти тесно связан с характеристиками времени реакции зрительной системы. Скорость вращения фонарика, при которой можно видеть замкнутый круг, дает возможность приблизительно определить время зрительной реакции.

Кратковременная память - Удерживаемая информация представляет собой не полное отображение событий, которые произошли на сенсорном уровне, а непосредственную интерпретацию этих событий. Если при вас произнесли фразу, вы запомните не столько составляющие ее звуки, сколько слова. Последние услышанные слова, произнесенный номер телефона, могут быть удержаны в кратковременной памяти, но емкость этой памяти ограничена. Сделав сознательное усилие, вновь и вновь повторяя информацию, содержащуюся в кратковременной памяти, ее можно удержать на неопределенно долгое время. Способность сохранять информацию в кратковременной памяти путем повторения представляет собой важную характеристику системы памяти. "Непосредственные отпечатки" сенсорной информации невозможно повторить. Долговременная память Только что происшедшие события еще остаются в сознании, они не покидали его. Однако введение в долговременную память нового материала требует времени и усилий. Извлечение воспоминаний о событиях прошлого также происходит с трудом. Долговременная память - наиболее важная и наиболее сложная из систем памяти. Емкость долговременной памяти очень большая, в практическом плане не ограничена. Количество информации, содержащейся в памяти, очень велико, поэтому проблемой является поиск информации, особенно извлечение из нее именно тех сведений, которые требуются в данный момент.

Накопление информации - Приобретение новых знаний, вероятно, должно сопровождаться какими-то структурными или химическими изменениями в мозгу. Существует немало популярных теорий относительно того, как это происходит, но все они носят умозрительный характер. Мы еще очень далеки от того, чтобы дать действительно точное и исчерпывающее описание способа, каким нервная система накапливает информацию. Существует почти полное единодушие относительно того, что постоянное хранение информации связано с химическим и структурными изменениями в мозге. Практически почти все склонны считать, что непосредственная, активная умственная деятельность, процессы сознания, а также память, как таковая, т.е. "непосредственный отпечаток" сенсорной информации и кратковременная память, осуществляются посредством электрической активности. А это означает, что химические или структурные изменения в мозге должны каким -то образом влиять на элеутрическую активность. Основное требование, предъявляемое к коммуникациям, связанным с памятью, заключается в том, чтобы воздействие сохранялось после прекращения ввода, поскольку именно в этом состоит сущность памяти. Коммуникации должны предпочтительно реагировать на определенный вид вводимого материала. Нервная система живого организма состоит из огромного количества специальных клеток-нейронов. Чем сложнее организм, тем больше в нем нейронов. На рисунке 10 схематически показано устройство одного такого нейрона. Состоит он из основного тела, от которого отходит много кратких отростков, носящих название дендритов, и одного длинного нитевидного отростка - аксона, завершающегося деревовидным пучком. Нервное возбуждение распространяется от дендритов через тело клетки и аксон к древовидным отросткам аксона. Эти отростки обычно лежат вблизи дендритов других нейронов. Нервный импульс может возбудить нейрон, нейрон передать возбуждение другим, другие следующим и т.д. Связь между нейронами, как видно, осуществляется через промежуток между концами аксона одного нейрона и дендритами другого. Если они лежат в достаточной близости - промежуток между ними мал, - то в этом месте может образоваться синаптический узел, или синапс, связывающий эти два нейрона. Синапс подобен сопротивлению в электрической цепи. Если это сопротивление велико, то связь между нейронами слабая и возбуждение одного нейрона может и не вызвать возбуждение другого (сигнал не распространяется). Если же сопротивление синапса мало, то имеется сильная связь и нейрон без труда возбуждается от аксона другого нейрона, с ним связанного. Возбуждение нейрона происходит по принципу "все или ничего". Это значит, что нейрон может быть либо возбужден - и от клетки вдоль аксона к синаптическим узлам и далее к другим нейронам идет нервный импульс, либо не возбужден. Существует как бы порог чувствительности нейронов: если сопротивление синапса превышает некоторую величину, то возбуждение дальше не передается. Но сопротивление синаптических узлов может меняться. Это изменение происходит в результате работы нервной системы в соответствии с правилом: "При одновременном независимом возбуждении двух нейронов, имеющих общий синаптический узел, сопротивление возбуждающего синапса уменьшается". Другими словами, если два нейрона несколько раз по разным причинам возбуждались одновременно, то сопротивление синапса, связывающего их, уменьшается и со временем может стать меньше критического. Теперь возбуждение одного нейрона может привести к возбуждению другого. Это происходит за счет того, что при одновременном возбуждении в синаптическом узле образуется стойкое вещество, которое понижает его синаптическое возбуждение. Это вещество со временем при отсутствии подкрепления может распасться, что приведет к "забыванию" факта одновременного возбуждения этих нейронов. И выходит, что синаптическое сопротивление служит носителем памяти в организме, а элементарной ячейкой памяти является единичный синапс. Стало быть, направление движения нервных импульсов по системе определяется целиком и полностью сопротивлениями встречающихся синаптических узлов. И для различных синаптических сопротивлений одно и то же раздражение может приводить к различным реакциям организма. Итак, для создания условного рефлекса необходимы, как видно, два обстоятельства. Первое: многократное повторение совмещенных событий, требующееся для уменьшения синаптического сопротивления. И второе: наличие в нервной системе организма общих точек пересечения, где сопоставляются нервные сигналы, представляющие оба события и участвующие в создании условного рефлекса. Если первое условие зависит от обстановки обучения, то второе предъявляет определенные требования к структуре нервной системы обучаемого организма. Отсюда следует существенный вывод: не всякий организм способен вырабатывать условные рефлексы заданного вида. Рефлекторная способность системы, то есть способность ее вырабатывать условные рефлексы, а вместе с ней и способность к обучению, определяется в основном числом синапсов и наличием синаксов определенного рода. Чем больше синактических узлов, тем больше и условных рефлексов способен выработать организм, тем, значит, лучше он приспосабливается к среде, больше "узнает", станет более "умным". Как видно, дело не в числе извилин мозга, а в его структуре. Анатомическое исследование связей между нейронами - задача чрезвычайно сложная и громоздкая. И все же некоторые сведения о них уже получены. Оказывается, разные нейроны имеют различную длину. Некоторые нейроны соединяются только с близлежащими, а другие с достаточно удаленными (до полуметра). Одни нейроны находятся в контакте лишь с несколькими, другие - с тысячами. В мозгу может быть обнаружена практически любая схема соединения, которую только можно себе вообразить. При изучении строения мозга ученые обратили внимание на чрезвычайно любопытное обстоятельство: не удалось найти одинаковых соединений нейронов у различных индивидуумов. Более того, известно, что талантливость и гениальность, как, впрочем, и противоположные черты, не передаются по наследству. Таким образом, ближайшие родственные связи (родители - ребенок) не сохраняют структуры нервной системы. Кроме того, вряд ли возможно, чтобы наследственная информация содержала полную инструкцию относительно каждого из миллиардов соединений нейронов. По-видимому, носители наследственных признаков задают лишь некоторые связи, определяющие развитие нервной системы вообще и мозга в частности, а конкретные соединения образуются в значительной мере случайным образом потом. И выходит, что конкретная схема соединения нейронов для каждой особи в основном случайна, а потому индивидуальна и уникальна. Исключение составляют синапсы, образующие безусловные рефлексы и передаваемые по наследству. По-видимому, существует также возможность наследственной передачи некоторых синаптических сопротивлений, полученных условным образом. Это дает возможность детям в какой-то, хоть и малой, мере пользоваться результатом жизненного опыта родителей.

Механизмы памяти - Некоторые общие характерные черты памяти начинают вырисовываться в результате изучения нарушений памяти, вызванных неврологическими расстройствами. В течение краткого периода времени события, очевидно, удерживаются в кратковременной памяти. Кратковременного удержания в памяти недостаточно для длительного хранения информации. Человек может оказаться неспособным усваивать новую информацию, даже если кажется, что его кратковременная память функционирует нормально. Более того, очевидно, процессы, связанные с удержанием старой информации и приобретением новой, обособлены, и человек может сохранять один из них при отсутствии другого. Наконец, механизмы извлечения информации следует рассматривать отдельно от механизмов ее хранения. Извлечение может быть нарушено, хотя хранение остается нормальным, и притом нарушение процесса извлечения может касаться только специфических видов информации. К всеобщему удивлению, как люди, так и животные могут переносить обширные повреждения мозга без явного нарушения памяти. Оказывается, определенные следы памяти, после того как они закреплены, полностью стереть почти невозможно. Единственная закономерность, которую можно подметить, носит самый общий характер: чем обширнее повреждение мозга, тем серьезнее его последствия. Можно утратить память о некотором ограниченном периоде времени, но специфический след определенного события, если он хорошо закреплен, не может быть стерт хирургическим путем. Тело человека симметрично. У него две руки, две ноги, два глаза, два уха. У него имеется также два мозга, или, во всяком случае, две половины, являющиеся почти точными копиями друг друга. Каждая половина имеет свои собственные центры восприятия слуховой, зрительной и тактильной информации и центры регуляции мышечной активности. Большие полушария головного мозга сообщаются между собой посредством массы нервных волокон, называемых мозолистым телом. Мозг высших организмов, очевидно, состоит из двух полностью оснащенных центральных систем обработки информации, между которыми существуют обширные линии связи. Обычно каждая система получает только часть сенсорной информации, поступающей от различных органов чувств. Левая половина мозга получает зрительную информацию от правой половины поля зрения, тактильную информацию - от осязательных рецепторов правой половины тела и основной объем слуховой информации - от правого уха. Правая половина мозга получает дополнительный набор сенсорных данных. Волокна, идущие в составе мозолистого тела, очевидно, используются для передачи недостающих частей информации в каждое полушарие, так что каждая половина мозга получает полное представление об окружающей обстановке. В мозге при обучении дубликаты следов информации формируются в обоих полушариях, даже если сенсорная информация поступает лишь в одну половину мозга. Если эти две системы обработки информации разъединены, они могут функционировать независимо. Обе половины могут получать и хранить информацию, необходимую для выполнения задания. Тот факт, что каждое полушарие получает лишь часть информации об окружающей среде, очевидно не служит серьезным препятствием. Врожденное повреждение мозолистого тела у человека не сопровождается серьезными нарушениями умственных способностей. Нейрофизиологи говорят, что к четырем-пяти годам в мозгу у ребенка явственно начинает проявляться особенность, которая властно заявляет о себе в двенадцать-четырнадцать лет и окончательно сформировывается к семнадцати: неравноценность, ассиметричность высших функций правого и левого полушарий. Правое полушарие превращается в хранилище художественных способностей, умения воспринимать мир целостно, во всем богатстве деталей и оттенков, а левое становится обителью логики, рассудочных действий, формул и всякого рода абстракций, в том числе и слов. Чтобы всесторонне познавать окружающий мир, необходимо, то, что философы называют практикой, но практика вовсе не сводится к одному осязанию или механическим движениям руки. "Чистой пластинки" мало, чтобы воспринимать сигналы органов чувств, нужно еще, чтобы эта пластинка была способна к восприятию, соответствующим образом организована. Не случайно великий немецкий математик Лейбниц говорил, что да, верно, все доставлено разуму органами чувств, за исключением самого разума. А в организации разума центральную роль играет зрение, для своей работы вовсе не нуждающееся в помощи иных источников информации (хотя и не отказывающееся от нее). В настоящее время в науке нет единой и законченной теории памяти. Большое разнообразие гипотетических концепций и моделей обусловлено активизацией поисков, предпринимаемых, особенно в последние годы представителями различных наук. К двум давним уровням изучения механизмов и закономерностей памяти - психологическому и нейрофизиологическому - сейчас прибавится третий - биохимический. Формируется также кибернетический подход к изучению памяти.

Психологические теории памяти - Эти теории можно классифицировать и расценивать в зависимости от того, какую роль в формировании процессов памяти отводили они активности субъекта и как рассматривали природу этой активности. Первую группу теорий составляет так называемое ассоциативное направление. Его центральное понятие - понятие ассоциации - обозначает связь, соединение и выступает в качестве обязательного принципа всех психологических образований. Этот принцип сводится к следующему: если определенные психологические образования возникли в сознании одновременно, или непосредственно друг за другом, то между ними образуется ассоциативная связь и повторное появление какого-либо из элементов этой системы необходимо вызывает в сознании представление всех ее элементов. Само понятие ассоциации прочно утвердилось в психологии, хотя его содержание в дальнейшем было существенно переосмыслено и углублено. Запоминание - это действительно связывание нового с уже имеющимся в опыте. В современной науке все большее признание приобретает теория, которая в качестве основного понятия рассматривает деятельность личности как фактор, детерминирующий формирование всех ее психических процессов, в том числе и процессов памяти.

Физиологические теории памяти - К физиологическим теориям более или менее непосредственно примыкает так называемая физическая теория памяти. Название физической она получила потому, что согласно представлениям ее авторов, прохождение любого нервного импульса через определенную группу нейронов оставляет после себя в собственном смысле слова физический след. Физическая материализация следа выражается в электрических и механических изменениях синаксов. Эти изменения облегчают вторичное прохождение импульса по знакомому пути. Ученые полагают, что отражение объекта, например "ощупывание" предмета глазом по контуру в процессе его зрительного восприятия, сопровождается таким движением импульса по соответствующей группе нервных клеток, которое как бы моделирует воспринимаемый объект в виде устойчивой пространственно-временной нейтронной структуры. Поэтому рассматриваемую теорию называют еще теорией нейронных моделей. Процесс образования и последующей активизации нейронных моделей и составляет, согласно взглядам сторонников этой теории, механизм запоминания, сохранения и воспроизведения воспринятого. Современные нейрофизические исследования характеризуются все более глубоким проникновением в механизмы закрепления и сохранения следов на нейронном и молекулярном уровне. Установлено, например, что отходящие от нервных клеток аксоны соприкасаются либо с дендритами других клеток, либо возвращаются обратно к телу своей клетки. Благодаря такой структуре нервных контактов возникает возможность циркуляции реверберирующих кругов возбуждения разной сложности. В результате происходит самозаряжение клетки, так как возникший в ней разряд возвращается либо непосредственно на данную клетку. укрепляя возбуждение, либо через цепь нейронов. Эти стойкие круги реверберирующего возбуждения, не выходящие за пределы данной системы, некоторые исследователи считают "физиологическим субстратом процесса сохранения следов". Здесь происходит переход следов из кратковременной памяти в долговременную.

Биохимические теории памяти - Нейрофизиологический уровень изучения механизмов памяти на современном этапе все более сближается с биохимическим. Это подтверждается многочисленными исследованиями. Возникла в частности гипотеза о "двухступенчатом характере процесса запоминания". На первой ступени (непосредственно после воздействия раздражителя) в мозгу происходит кратковременная электрохимическая реакция, вызывающая обратимые физиологические изменения в клетках. Вторая стадия, - это собственно биохимическая реакция, связанная с образованием новых белковых веществ (протеинов). Первая стадия длится секунды или минуты, и ее считают физиологическим механизмом кратковременного запоминания. Вторая стадия, приводящая к необратимым химическим изменениям в клетках, считается механизмом долговременной памяти. Известно, что временная потеря сознания у людей также приводит к забыванию того, что происходило непосредственно в предшествующий этому событию период. Можно думать, что стиранию подвержены те следы воздействия, которые не успели закрепиться вследствие прекращения кратковременных электрохимических реакций еще до начала соответствующих биохимических изменений. Сторонники химических теорий памяти считают, что специфические химические изменения, происходящие в нервных клетках под действием внешних раздражителей, и лежат в основе механизмов процессов закрепления, сохранения и воспроизведения следов. Имеются ввиду различные перегруппировки белковых молекул нейронов, прежде всего молекул так называемых нуклеиновых кислот. Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) считается носителем генетической, наследственной памяти, рибонуклеиновая кислота (РНК) - основой антогенетической, индивидуальной памяти. В опытах шведского биохимика Хидена установлено, что раздражение нервной клетки увеличивает в ней содержание РНК и оставляет длительные биохимические следы, сообщающие ей способность резонировать на повторное действие знакомых раздражителей. РНК очень изменчива; количество возможных ее специфических изменений достигает до 5-6 * 106; меняется контур ее компонентов, расположение их в пространстве, скорость распада и т.д.. Это значит, что РНК может задержать невероятное количество кодов информации. Не исключено, что способность РНК резонировать на специфические структуры знакомых раздражителей, не отвечая на другие воздействия, составляет биохимический механизм памяти. Хотя процессы человеческой памяти характеризуются очень сложным взаимодействием на всех уровнях, их детерминация идет сверху от деятельности человека. Здесь действует принцип: от целого - к частям. В соответствии с этим материализация следов внешних воздействий осуществляется в направлении организм- орган - клетка, а не наоборот.

Виды памяти -Говоря о видах проявления памяти необходимо отметить, что память включена во все многообразие жизни и деятельности человека, поэтому формы ее проявления чрезвычайно многообразны. Деление памяти на виды обусловлено, прежде всего, особенностями самой деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения. Это справедливо и для тех случаев, когда тот или иной вид памяти (например, зрительная или слуховая) выступает у человека как особенность психического склада. В различных видах деятельности могут преобладать различные виды психической активности: моторная, эмоциональная, сенсорная, интеллектуальная. Каждая из этих видов активности выражается в соответствующих действиях: в движениях, чувствах, образах, мыслях. Обслуживающие их специфические виды памяти получили в психологии соответствующие названия: двигательной, эмоциональной, образной и словесно-логической памяти. Двигательная память базируется на заключении, сохранении и воспроизведении различных движений и их систем. Обычно признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека, сноровка в труде, "золотые руки". Эмоциональная память - это память на чувства. Эмоциональная память в известном смысле может оказаться сильнее других видов памяти. Образная память - это память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Поразительно высокого уровня этот вид может достигать в условиях компенсации или замещения недостающих видов памяти, например, у слепых, глухих и т.д. Содержанием словесно-логической памяти являются наши мысли. Мысли, как правило, не существуют без языка. поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. Словесно- логической памяти принадлежит ведущая роль в усвоении знаний учащимися в процессе обучения. Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, называется непроизвольной памятью. В тех случаях, когда мы ставим такую цель, говорят о произвольной памяти. В деятельности человека нередко возникает необходимость руководить своей памятью. В этих условиях важную роль играет произвольная память, дающая возможность преднамеренно заучить или припомнить то, что необходимо.

Язык и речь



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.74.55 (0.018 с.)