Проблемы психологического сопровождения персонала. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы психологического сопровождения персонала.



Когда нужно:

1 в случае, когда человек адаптируется при приходе в организацию, он находится в роли адаптанта: он должен приспособиться.

2 в случае нововведений в организации работник становится отчасти адептом: он вынужден осваивать эти нововведения, пополняя свои профессиональные знания и умения.

Типичные проблемы в этой связи – программа обучения и до обучения.

1 Социальная адаптация – это адаптация к трудовому коллективу и организационной культуре учреждения, профессиональная адаптация – к особенностям проф. ситуаций, личностная адаптация – к своей новой проф. роли, её включению в систему личностных смыслов, потребностей и мотивов, определённые изменения системы ценностей и образа Я в связи с этим.

Работа психолога в данной ситуации: диагностика специфических трудностей новых работников, построение индивидуализированных программ оптимизации процессов адаптации; за счёт этого происходит сокращение периода адаптации, более быстрое и субъективно более лёгкое становление человека интервалом (т.е. переход на следующую ступень проф. развития).

В рамках адаптации человека к организации и психологического сопровождения нововведений используются методы профессионального обучения, главным образом, тренинги профессиональных умений. Это могут быть общепрофессиональные умения, важные для широкого круга профессий (например, навыки делового общения) или специальные (например, навыки продаж для работников торговли или обучение работе на новом оборудовании в технических специальностях). Бывают и специальные тренинги, направленные на первичную профессиональную адаптацию новичков. В современных организациях различные обучающие мероприятия организуют с целью:

- помощи новым работникам в их социальной и профессиональной адаптации;

- устранения выявленных пробелов в профессиональной подготовке сотрудников, которые мешают качественной и продуктивной работе

- обучения новым технологиям и средствам труда

- помощи в освоении новой сложной должности в организации (если раньше её просто не было)

Формы обучения: традиционные (лекции), активные (семинары, учебные ролевые и деловые игры, разбор реальных проф. ситуаций (кейс - стадии)), с использованием компьютерных средств.

В случае, если работа связана с вредными и стрессирующими воздействиями, часто приходится говорить о психической дезадаптации работника. Это – кризисное состояние, которое может быть обусловлено самыми разными по природе воздействиями (от нарушения временных ритмов до особенностей информационного потока, с которым нужно работать, или одиночества по причине работы), но всегда ведёт к нарушению или разрушению деятельности, часто – к нервно-психическим расстройствам. В связи с этим есть ещё два важных понятия.

Психическая переадаптация – это внутренняя работа личности, направленная на преодоления, восстановление нарушенного душевного равновесия, возникшего под влиянием экстремальной ситуации. У профессионалов, работающих в сложных технических системах, эти процессы сопровождаются специфическими нарушениями восприятия пространства-времени, особыми состояниями сознания (снижение нервно-психической устойчивости, нарастание внутриличностных конфликтов и т.д.).

Психическая реадаптация – это процесс перестройки адаптационных механизмов, сложившихся в экстремальных профессиональных условиях, неадекватных в обычной жизни. Она необходима, когда человек возвращается в обычную, не связанную с экстремальными факторами жизнь.

В качестве мер помощи профессионалу в восстановлении нормального психического состояния и профилактики острых (требующих длительного отдыха и лечения) форм дезадаптации рекомендуются активные виды досуга, переключающие личность на другие, спокойные формы предметной деятельности. Это могут быть: домашний труд, рыбалка, охота, спорт, музыка, занятие искусством, общение с друзьями и близкими и т.д. Но эти средства могут помочь не всем людям. В исследовании Даровской (на инкассаторах) было показано, что определяющую роль в развитии дезадаптации играют устойчивые свойства индивидуальности (такие как локус контроля или стили копинг-поведения). Лиц, обладающих определённого рода индивидуальными особенностями (например, высокая внутренняя конфликтность, внешний локус контроля, установка на сохранение здоровья), рекомендуется не использовать в опасных профессиях.

Ещё одна проблема, связанная с адаптацией к профессии, - изменение личности, которое может проявляться как профессионально-обусловленные акцентуации или даже как профессиональные деформации личности, актуальные для выполнения профессиональных обязанностей, но неадаптивные в остальных жизненных ситуациях.

 

 

Основные варианты установления взаимосвязи рабочего места и человека:

  За счет использования имеющихся возможностей За счет создания требуемых возможностей
  Подбор Подбор Формирование человека Конструирование искусственной среды обитания
Самостоятельное (без участия психологов) “Естественный” проф. отбор Профессиональное самоопределение Прием самовоспитания Рационализаторство, изобретательство
С помощью психологов Тестирование, отбор Проф. консультирование, проф. ориентирование Проф. образование с использованием знаний о труде Конструирование и проектирование
Негативные стороны Жесткий отбор Директивные указания, автоматизация консультации    

Рабочая поза

При оценки напряженности труда важную роль играет рабочая поза.

Хотя руководитель при разработке рабочего задания может часто полагаться на гибкость тела и приспособляемость поведения человека, он должен учитывать ограничения, накладываемые определенными размерами тела. Так, исходной точкой проектирования рабочего пространства должны быть размеры людей, которые будут работать в пределах этого пространства. Антропометрические различия между отдельными людьми обычно достаточно велики, чтобы иметь определенное значение, поэтому указания только о средних величинах не могут удовлетворить, и надо учитывать диапазоны колебаний; однако поскольку размеры тела человека подчиняются статистическим законам нормального распределения, то людей с любыми крайними размерами тела относительно мало и размеры большинства из них находятся гораздо ближе к средним величинам. Например, большинство взрослых людей имеют рост от 1,50 м до 1,85 м, но иногда встречаются мужчины, рост которых составляет 2,50 м. Было бы, конечно, абсурдно проектировать высоту всех дверей из расчета, по крайней мере, 2,50 м, заботясь об удобстве лишь немногих людей среди населения всего земного шара. Одновременно с определением размеров рабочего пространства проектировщик работ должен в основном решить, в какой позе будет работать оператор, например, следует ли ему работать сидя или стоя. Это решение зависит от многих факторов. Пределы рабочего пространства в любой плоскости больше для стоящего, чем для сидящего оператора, и если часто используемые элементы управления должны быть рассредоточены на большой площади, то оператор должен стоять. Нет смысла обеспечивать сиденье около машины (например, около пульта управления или панели), если под рабочей поверхностью не предусмотрено достаточно места для коленей; в этом случае оператору, вероятно, будет удобнее стоять. Как указывалось в предыдущей главе, приложение сил намного облегчается из положения стоя: если рабочему приходится часто выходить из основного рабочего пространства, он будет тратить больше энергии, поднимаясь и садясь, чем если бы он все время работал стоя. Многие из этих проблем могут быть преодолены путем использования подвижных сидений или высоких сидений с подставками для ног. Нужно иметь не только общее представление об основах биологии, но и обладать безошибочным знанием механики движения конечностей и систем организма, а также путей конструирования и организации рабочего пространства, которые могут обеспечить свободу, гибкость, а иногда и способствовать правильному использованию человеческого тела.

При решении вопроса о выполнении работы в положении сидя или стоя следует учитывать:

1) расположение элементов управления, компонентов оборудования и характер действий;

2) место, имеющееся для коленей;

3) размер и направление прилагаемых сил;

4) частоту смены поз стоя и сидя.

При конструировании сидений следует принимать во внимание:

1) между сиденьем и рабочим пространством;

2) разнообразие принимаемых поз;

3) удобство положения стоя и сидя;

4) устойчивость, особенно при подвижном сиденье;

5) оптимальную амортизацию сиденья и спинки.

Также как комфортабельное сиденье обеспечивает свободу различных поз, так и хорошо сконструированное рабочее пространство для стояния обеспечивает легкость движений. Ограничение движений обычно увеличивает усталость. Часто можно сконструировать рабочее пространство таким образом, чтобы рабочий мог сделать выбор между работой сидя и стоя.

Экономическое положение рабочих имеет существенное значение для размеров тела. Например, в Великобритании средний рост мужчин - директоров компаний равен примерно 1,80 м, в то время как рост неквалифицированных рабочих - примерно 1,70 м.

Хорошо сконструированное сиденье не обязательно вызывает расслабленность, и мнение о том, что такое сиденье "клонит ко сну", неоправданно.

Более тесное размещение элементов управления решает проблемы, связанные с позами, но усугубляет проблему распознавания этих элементов.

Поза, которую принимает работающий человек, может зависеть от зрительной информации или от определенного положения тела, как, например, поза, которую принимает водитель нагруженной грузовой машины, когда ему нужно дать задний ход.

Оптимальная поза для манипулирования часто входит в противоречие с оптимальной позой для обзора; например, при тонких операциях наиболее удобное положение рук - отнюдь не лучшее для глаз, и наоборот. Обычное в таких случаях решение - держать работу близко от глаз и создавать опору для рук, но это решение не универсально. Некоторые рекомендации, использующие размеры и положение тела, представлены на рисунке 3.

 

Рисунок 3 – Посадка на рабочем месте

 

Рассмотрим три напряженности рабочей позы при выполнении трудовых обязанностей:

1) напряженность анализаторных функций – обычно возникает при напряжении сигналов различной модальности (зрение, слух, тактильная чувствительность). Эти сигналы можно разделить на несколько типов физической силы возникновения:

а) слабые – ниже оперативного порога;

б) оптимальные – в интервалах границ оперативного порога;

в) раздражающие – выше оперативного порога.

2) эмоциональное напряжение – является основным фактором определения успешности трудовой деятельности. Критерии оценки:

а) временные – работа по индивидуальному графику или работа в условиях острой нехватки времени;

б) мотивационные – аварийные ситуации, ответственность за безопасность.

3) интеллектуальное напряжение – работа, связанная с необходимостью разработки алгоритмов деятельности разной сложности; с принятием решений разного уровня; с необходимостью участия нестандартных, творческих компонентов деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.183.14 (0.022 с.)