Занятие № 2: Генеалогическая классификация языков. Неиндоевропейские семьи языков. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие № 2: Генеалогическая классификация языков. Неиндоевропейские семьи языков.



Контрольные вопросы.

 

1. Назовите известные вам неиндоевропейские семьи языков. Покажите распространение этих языков на карте.

2. Назовите языки тюркской семьи, покажите территории их распространения.

3. Назовите языки финно-угорской семьи, покажите территории их распространения.

4. В каких странах распространен арабский язык? Покажите их на карте.

5. Назовите языки индоевропейской и неиндоевропейских семей, распространенные на территории бывшего СНГ, укажите, к какой группе относится каждый из них. Покажите их на карте.

 

Литература

Основная

Реформатский А.А. Введение в языковедение. М., 1967 и послед. издания. Глава VI. Классификация языков. (§ 78).

Дополнительная

Языки мира: Кавказские языки. М., 2001.

Языки мира: Монгольские языки. Тунгусо-маньчжурские языки. Японский язык. Корейский язык. М.,1997.

Языки мира: Палеоазиатские языки. М., 1997.

Табаченко Л.В. Козакова А.А. Генеалогическая классификация языков. Индоевропейская семья языков. Кельтские языки. (Для студентов 1 к. ДО и ОЗО). Ростов-на-Дону. –2006.

Табаченко Л.В. Козакова А.А. Генеалогическая классификация языков. Кавказские языки. Ростов-на-Дону. – 2008.

 

Практические задания

1. Укажите, в каких странах и отдельных районах страны говорят на нижеследующих языках, определите, к какой семье и группе относится каждый язык:

а) русский, португальский, турецкий, немецкий, албанский, туркменский, карельский, шотландский, греческий, китайский, чукотский, венгерский, чешский, испанский,

узбекский, английский, армянский, эстонский, литовский, польский, урду;

б) таджикский, татарский, бенгали, македонский, корейский, грузинский,

тамильский, японский, бирманский, баскский, казахский, молдавский, итальянский, бретонский, датский, малайский, осетинский, голландский, персидский, арабский, каталанский;

в) киргизский, аварский, вьетнамский, азербайджанский, мордовский, словацкий, башкирский, афганский, сванский, лезгинский, пенджаби, норвежский, фламандский, суахили, украинский, маратхи, финский.

2. Какие из перечисленных языков легче выучить русскому учащемуся и почему?

украинский, польский, английский (французский, немец­кий), финский, эскимосский.

3. Нижеследующие языки распределите по семьям и группам в соответствии с генеалогической классификацией языков:

а) санскрит, абхазский, баскский, украинский, туркменский, алтайский, итальянский, ирландский, креольский, венгерский, аварский, чувашский, тамильский, эскимосский, майя, калмыкский, марийский, финский, португальский, прусский, датский, польский, киргизский, бенгали, вьетнамский, маори, цыганский, молдавский, курдский;

б) таджикский, идиш, тохарский, албанский, половецкий, алеутский, чукотский, мегрельский, русский, финикийский, английский, синдхи, персидский, татарский, узбекский, скиф­ский, испанский, мордовский, чешский, бретонский, армянский, сванский, эстонский, осетинский, болгарский, бурский, бурятский, тибетский, яванский, кашубский;

в) кетский, арабский, португальский, турецкий, немецкий, албанский, туркменский, карельский, шотландский, грече­ский, китайский, чукотский, мадьярский, словацкий, испанский, узбекский, английский, армянский, латгальский, литовский, польский, каталанский, бенгали, корейский, башкирский, киргизский, аварский, хиндустани, исландский, маке­донский;

г) японский, грузинский, вьетнамский, бирманский, азер­байджанский, хеттский, казахский, молдавский, мордовский, неситский, итальянский, бретонский, датский, словацкий, башкирский, сванский, афганский, лезгинский, маратхи, осетинский, пенджаби, украинский, сербскохорватский, кашубский, латышский, норвежский, голландский, латинский, фламандский, уэльский;

д) провансальский, французский, ирландский, белорусский, болгарский, готский, сардинский, суахили, лужицкий, полабский, русский, словенский, старославянский, румынский, шотландский, мегрельский, мансийский, индонезийский, латышский, немецкий, чироки, корякский, норвежский, голландский, грузинский, марийский, турецкий, финский, ненецкий.

 

4. Из приводимого ниже списка выберите названия мёртвых языков: датский, скифский, урду, серболужицкий, полабский, латышский, башкирский, старославянский, алтайский, финикийский, ретороманский, латинский, курдский, прусский, готский, лезгинский, хазарский, финский, половецкий.

 

5. Исключите пятое лишнее:

а) болгарский, македонский, сербохорватский, словацкий, словенский;

б) казахский, каракалпакский, турецкий, карельский, киргизский;

в) венгерский, мансийский, молдавский, марийский, мордовский.

 

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Перечислите основные языковые семьи, группы каждой семьи и отдельные языки, входящие в группы. Следует сосредоточить внимание на уральской, алтайской, кавказской, афразийской (=семито-хамитской) – в первую очередь на семитской группе; китайско-тибетской семьях.

Обратите внимание (по сравнению с учебником Реформатского):

финно-угорские и самодийские языки объединяются в уральскую

семью (по месту предполагаемой прародины);

тюркские, монгольские и тунгусо-манчжурские – в алтайскую

семью.

Обратите внимание на принятые в настоящее время названия языков:

венгерский (а не как у Реформатского – мадьярский)

ассирийский (у Реформатского – айсорский)

койсанские (в учебнике – палеоафриканские)

карачаево-балкарский

кабардино-черкесский

австронезийские (=малайско-полинезийские)

афразийские (=семито-хамитские).

2. Языки каких семей и групп распространены на территории России? На Кавказе? В каких странах говорят на арабском языке?

3. (доп.) Какие существуют гипотезы о родственных связях между языковыми семьями? Что представляет собой ностратическая гипотеза?

4. Нанесите на контурную карту мира основные языковые семьи (не различая групп); основные семьи и группы – на контурную карту России (лучше бывшего Союза).

Литература.

Обязательная:

 

1. Реформатский А.А. Введение в языковедение. М., 1995

2. Энциклопедический словарь юного филолога, 1984. - Главы: «Сравнительно-

исторический метод», «Праязык», «Праславянский язык», «Абсолютная и

относительная хронология в языкознании», «Глоттохронология», «Прародина индоевропейцев по данным языка», «Прародина славян по данным языка», а также главы по отдельным семьям и группам.

3. Калабина С.И. Практикум по курсу «Введение в языкознание», М., 1985. – Упр. 1-5 с. 37-39.

4. Генеалогическая классификация языков. Индоевропейская семья языков. Германская группа (Методическая разработка Л.В.Табаченко).

5. Генеалогическая классификация языков. Индоевропейская семья языков. Италийская и романская группы (Методическая разработка Л.В.Табаченко).

6. Табаченко Л.В. Козакова А.А. Генеалогическая классификация языков. Индоевропейская семья языков. Кельтские языки. (Для студентов 1 к. ДО и ОЗО). Ростов-на-Дону. –2006.

7. Табаченко Л.В. Козакова А.А. Генеалогическая классификация языков. Кавказские языки. Ростов-на-Дону. – 2008.

 

 

Дополнительная:

4. Фолсом Ф. Книга о языке. М., 1977.

5. Кондратов А. Земля людей – земля языков. М., 1974.

6. Леонтьев А.А. Путешествие по карте языков мира. М., 1990. - Гл. 2.

Занятие № 3.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 728; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.249.77 (0.014 с.)