Понятие фирмы. Валовой и предельный доход. Виды конкурентных рынков. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие фирмы. Валовой и предельный доход. Виды конкурентных рынков.



Фирма (предприятие) – один из основных субъектов рыночной экономики. Это экономическая единица, обладающая юридической и хозяйственной самостоятельностью, занимающаяся производственной или коммерческой деятельностью для получения прибыли, определяющая, что, как и в каких количествах производить.

 
Для характеристики поведения фирмы (предприятия) важны понятия валового и предельного доходов. Валовой доход, или валовая выручка, TR – общая сумма поступлений от продажи определенного количества товара. Валовая выручка продавца в условиях чистой конкуренции прямо пропорциональна количеству проданного товара: TR = P х Q, где P – цена проданного товара; Q – объем продаж.

Предельный доход (выручка) MR (marginal revenue) – приращение дохода, возникающее за счет увеличения выпуска продукции: MR = ΔTR / ΔQ. Для совершенно конкурентной фирмы MR = ∆TR / ∆Q = ∆PQ / ∆Q = P.

На поведение каждого предприятия влияет характер, тип рынка, на котором оно функционирует. Тип рынка зависит от вида продук­ции, количества предприятий (фирм), наличия или отсутствия огра­ничений на вход в отрасль и выход из нее, доступности информации о ценах, нововведениях и т.п. Различают следующие основные типы рынков или рыночных структур: чистая (совершенная) конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.

Чистая (совершенная) конкуренция возникает при определенных условиях:

1) наличие множества мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию. Для потребителя безразлично, у какой конкретно фирмы он приобретает эту продукцию;

2) доля каждого предприятия на рынке отрасли незначительна, так что ни одно из них не способно сколько-нибудь существенно влиять на цену продукта;

3) фирма может свободно, без ограничений входить и выходить из отрасли;

4) фирма без ограничений имеет возможность получить любую информацию о ценах на товары и ресурсы, о затратах, качестве товаров, технике производства и т.д.

Конкуренция, при которой не выполняется хотя бы один из прин­ципов совершенной конкуренции, называется несовершенной.

Полной противоположностью совершенной конкуренции явля­ется чистая монополия. В условиях чистой монополии в отрасли дей­ствует только одно предприятие, т.е. границы фирмы и отрасли со­впадают. Чистая монополия обычно возникает там, где выпускаемый предприятием продукт является в известном смысле уникальным, от­сутствуют его аналоги или близкие заменители (субституты). При­чиной возникновения монополии может быть наличие барьеров для вступления в отрасль. Барьеры могут носить экономический (напри­мер, патент на технологию) или административный характер (например, необходимость получения лицензии).

Если в условиях совершенной конкуренции предприятие выби­рает только объем производства, цена задается внешним образом и предприятие вынуждено приспосабливаться к ней, то в условиях мо­нополии предприятие-монополист не только определяет собствен­ный объем производства, но и устанавливает цену. Не следует, однако, преувеличивать и силу монопольной власти отдельного предприятия. Даже чистая монополия вынуждена считаться с потенциальной кон­куренцией.

Монополистическая конкуренция возникает там, где в отрасли дей­ствуют десятки предприятий, производящих разнообразную диффе­ренцированную продукцию. Дифференциация продуктов может ос­новываться не только на различиях в качестве товара, но и на тех услугах, которые связаны с его обслуживанием. Причинами выбора покупателя могут быть привлекательная упаковка, наличие купона, обеспечивающего скидку цены, более удачное расположение или время работы магазина. Важное значение поэтому приобретает не только цена, но и неценовые факторы: реклама, условия продажи, возможность покупки в рассрочку и т.п.

В условиях монополистической конкуренции нет высоких барье­ров для вступления новых предприятий в отрасль. При значительной дифференциации производимой продукций трудно найти два предприятия, производящих совершенно аналогич­ный продукт или услугу. Границы отрасли нередко оказываются раз­мытыми. Каждое предприятие проводит самостоятельную ценовую политику и осуществляет товарную стратегию, а с другой стороны, тайный сговор между ними и проведение единой рыночной политики затруднительны. Монополистическая конкуренция широко представлена в отрас­лях, производящих предметы потребления, и в сфере услуг.

Олигополия — рыночная структура, при которой в отрасли дейст­вует ограниченное число продавцов, а вход в отрасль новых предпри­ятий ограничен высокими барьерами. Олигополия может возникать в отраслях, производящих как стандартизованные товары (алюминий, медь), так и дифференцированные (сигареты, автомобили).

Характерной особенностью олигополии является высокая взаимозависимость — число предприятий настолько ограниченно, что каждое из них вынуждено при формировании экономической поли­тики (принятии решений по ценам и объему производства) прини­мать во внимание реакцию со стороны конкурентов.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.006 с.)