Законность и правопорядок. . 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законность и правопорядок. .



Чаще всего подчеркивается, что законность представляет собой строгое и неуклонное исполнение всеми субъ­ектами права действующего законодательства.

В настоящее время законность трактуется в трех аспектах как:

1. Принцип государственно-правовой жизни, что означает за­крепление законности в качестве основополагающего общеправово­го начала жизни общества. Требование соблюдения и исполнения закона обращено в равной мере ко всем субъектам правового обще­ния — населению, государственным органам, общественным объе­динениям, должностным лицам.

2. Метод государственного руководства обществом, предпола­гающий, что государство осуществляет свои функции прежде всего правовыми средствами и в правовых формах. При этом методе функционирования законности необходимо наличие трех условий: развитое законодательство; его реализуемость и исполнимость; на­личие специальных органов контроля за реализацией правовых предписаний.

3. Режим жизни общества предполагает обеспечение реального верховенства права в жизни общества, правового закона, установ­ление правовых отношений между государственной властью и лич­ностью. Режим законности означает также распространение ее тре­бований на все сферы жизни.

Структура законности характеризуется в юридической литера­туре по-разному. Чаще всего выделяют:

нормативную основу законности, которая определяется содер­жанием действующего законодательства: каково содержание зако­нодательства, таково и содержание законности. Иногда говорят, что нормы права служат базой и предпосылкой законности;

теоретико-мировоззренческую основу законности. Ее состав­ляют правовые взгляды, принципы;

средства, приемы и условия осуществления законности;

систему эффективной защиты законности, включая систему контроля и надзора за действием законов и системы защиты прав и свобод граждан и их объединений.

Принципами принято называть систему основополагающих нау­чал, глубинных характеристик законности, выражающих ее приро­ду и назначение.

Принцип единства законности

Принцип всеобщности законности

Принцип реальности выражается

Принцип целесообразности

Принцип гарантированное

Принцип неотвратимости юридической ответственности

Принцип взаимосвязи законности и культуры

правопорядок определяют как состоя­ние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности. Есть и другое, более раскрытое определение: правопорядок — это основанная на праве и сложившаяся в резуль­тате осуществления принципов законности такая упорядоченность общественных отношений, которая выражается в правомерном по­ведении их участников.

правопорядок» как объективно обусловленное состояние социальной жизни, которое характеризует­ся внутренней согласованностью и урегулированностью системы правовых отношений и связей, основанных на реализации демокра­тических, гуманистических принципов и нормативных основ права и законности; прав, свобод и обязанностей всех субъектов

Различают материальное, государственно-волевое и юриди­ческое содержание правопорядка.

Материальное содержание составляют закономерности воз­никновения, функционирования и развития общественных связей и процессов в структуре правопорядка, взаимоотношениях с эконо­микой, культурой, идеологией.

Государственно-волевое содержание образует совокупный ре­зультат государственной воли, а также воли и интересов всех участ­ников правопорядка.

Юридическое содержание правопорядка включает в себя:

а) реализованность права и законности;

б) систему правовых отношений и связей между субъектами
правопорядка, которая выражается в согласованности субъектив­
ных прав и юридических обязанностей и их реализованности;

в) состояние урегулированности и упорядоченности правовых
процессов, отношений, связей.

Правопорядок — сложная система со множеством взаимодейст­вующих элементов, разнообразием связей между ними. В структуре правопорядка выделяют три элемента: 1) правовую структуру общества, включающую в себя государ­ство, его органы, негосударственные образования, объединения граж­дан и др.

правовые отношения и связи, т.е. наиболее динамичный %93 элемент правопорядка. Чаще всего этот элемент находит свое оформление в нормах процессуального законодательства, напри­мер порядок выборов, законодательный процессуальный порядок, порядок наследования, регистрации и расторжения брака, обеспе­чение занятости. Сюда же относятся структурные отношения участ­ников правопорядка как по горизонтали, так и по вертикали

2) атрибутивные элементы правопорядка. К ним относятся методы регулирования отношений и поведения людей, процедуры возникновения и развития элементов, правила внутреннего трудо­вого распорядка, правила разрешения трудовых конфликтов и др.

Все указанные элементы структуры правопорядка работают в единстве и образуют единый слаженный механизм.

.В. Борисов называет три группы функций.

Первую группу образуют функции, связанные с взаимодейст­вием с внешней средой. Правопорядок не только испытывает на себе влияние экономических, политических, социальных и даже международных факторов, но и сам воздействует на них, упорядо­чивая эти системы, обеспечивая их нормальное функционирование, стабилизируя важнейшие государственные связи и отношения.

Вторую группу образуют функции упорядочения внутренних связей и отношений. Она направлена на обеспечение действия пра­вопорядка как единого системного образования, т.е. упорядочение иерархической подчиненности субъектов, программ их поведения, правовых отношений и процессов, обеспечение действия правопо­рядка во времени, в пространстве и т. д.

Третью группу функций составляют сохранение и совершенст­вование правопорядка. Эта деятельность направлена на «себя» и позволяет сохранить качественную определенность системы соб­ственными средствами. Правопорядок имеет собственные силы и средства противостоять негативным факторам, которые воздейст­вуют на него, и средства постоянного совершенствования

Права человека.

Права человека — одна из вечных проблем человечества, кото­рая неизменно находится в центре внимания философской, полити­ческой, правовой, религиозной, эстетической мысли. Тот перечень прав человека, который ныне зафиксирован в международно-пра­вовых документах, — результат длительного исторического форми­рования эталонов и стандартов, ставших критерием демократично­сти современного общества.

В современном понимании права человека — это социальные и юридические возможности пользоваться материальными, соци­альными и иными благами.

Права человека принадлежат каждому члену общества и состав­ляют одну из важнейших общечеловеческих ценностей. Государст­во обязано обеспечить их реализацию.

Институт прав человека представляет собой совокупность прин­ципов права, присущих как международному, так и внутригосудар­ственному праву и отражающих исторически достигнутый уровень демократизма и гуманности общества.

Базой для принятия российских конституционных норм о пра­вах и свободах человека и гражданина послужили международно-правовые акты универсального характера: Всеобщая декларация прав человека (1948) и два международных пакта — О граждан­ских и политических правах (1966) и Об экономических, социаль­ных и культурных правах (1966). Оба пакта подписаны и ратифи­цированы СССР и вступили в силу для Российской Федерации как правопреемницы бывшего СССР

Выделяют следующие пять принципов института прав человека: всеобщности; неотчуждаемости прав человека; непосредственного действия; равноправия; государственной защиты прав и свобод.

Различают три поколения прав человека в зависимости от вре­мени их провозглашения.

К первому поколению относятся гражданские и политические права, которые призваны ограждать человека от незаконных вме­шательств со стороны как государства, так и иных субъектов.

Второе поколение составляют социально-экономические пра­ва, призванные гарантировать не только свободу человека, но и от­носительно обеспеченную жизнь.

Считается, что если первое поколение прав воплотило ценности либерального общества — свободу личности от произвольных дей­ствий государства, то второе поколение прав отражает ценности со­циально ориентированного общества и расширяет патронажную роль государства по отношению к обществу, обязывая государство помогать социально ущемленным слоям.

Третье поколение образуют так называемые коллективные (со­лидарные) права, или права народов. В это поколение прав входят права, принадлежащие коллективу людей, а не отдельному челове­ку, и они не могут быть реализованы отдельной личностью. Сюда входят право на мир, на здоровую окружающую среду, право на развитие, на самоопределение, на осуществление власти.

Применяются и другие классификации прав человека, например, в гл. 2 Конституции РФ использована классификация в зависимости от сферы применения тех или иных прав человека и гражданина.

В юридической литературе широко используется классифика­ция, предложенная отечественным государствоведом Л.Д. Воево­диным. Он подразделил права и свободы человека, а также их обя

занности на три группы: в сфере личной безопасности и частной 429 жизни; в области государственной и общественно-политической жизни; в области экономической, социальной и культурной дея­тельности

Данная классификация выделяет самостоятельный пединститут (субинститут) в институте прав человека, который регулирует кон­кретную область жизни и деятельности человека.

Первую группу прав составляют естественные, основополагаю­щие, неотъемлемые права человека. Их иногда называют личными, или гражданскими, правами, и они определяют автономность лич­ности, ее свободу от государственной власти. Эти права защищают личность от произвольного вмешательства государства в жизнь человека. В эту группу входят право на жизнь, на охрану чести и достоинства, неприкосновенность личности, ее жилища, частной жизни, право на национальную идентификацию (национальную принадлежность), свобода передвижения и выбора места жительст­ва, свобода совести.

Вторую группу прав образуют политические права, которые предназначены для непосредственного участия граждан данного го­сударства в управлении обществом, способствуют развитию поли­тической активности личности, гарантируют равный доступ к госу­дарственной службе. Эти права принадлежат только гражданам конкретного государства. К ним относятся: свобода мысли, слова, информации, право на объединение, право на проведение публич­ных мероприятий, право на участие в ведении государственных дел, равный доступ граждан к государственной и муниципальной службе, право на участие в отправлении правосудия, право пети­ций, избирательные права.

Третья группа (социально-экономические) прав обеспечивает материальные и духовные потребности личности и включает право частной собственности, свободу экономической деятельности, сво­боду труда, защиту от безработицы, право на забастовку, право на социальное обеспечение, право на жилище, на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, право на образование, на свободу творчества и культурную деятельность.

Согласно Международному пакту о гражданских и политиче­ских правах (1966), «отдельный человек имеет обязанности в от­ношении других людей и того коллектива, к которому он принад­лежит*, что подчеркивает неразрывность прав и обязанностей личности.

Каждое государство в своем законодательстве закрепляет под­робный перечень обязанностей тех, кто проживает на его террито­рии. В Конституции Российской Федерации также содержится та­кой перечень, при этом часть обязанностей распространяется на любого человека, находящегося на территории России, а часть — только на российских граждан, например воинская обязанность.

Конституция Российской Федерации распространяет на всех обязанности:

а) соблюдать Конституцию Российской Федерации и федераль­ные законы (ч. 2 ст. 15); б) не нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17); в) платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57); г) сохранять природу и окружающую среду, бережно от­носиться к природным богатствам (ст. 58); д) заботиться о сохране­нии исторического и культурного наследия, беречь памятники исто­рии и культуры (ч. 3 ст. 44); е) родительские (ч. 2 ст. 38) и обязанности трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях (ч. 3 ст. 38).

К юридическим обязанностям непосредственно примыкает пра­во государства устанавливать определенные ограничения в пользо­вании правами и свободами. Такого рода ограничения предусмотре­ны Всеобщей декларацией прав человека (1948), где указывается, что они могут быть установлены законом «с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетво­рения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.128.129 (0.02 с.)