Авторского стиля юного композитора 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Авторского стиля юного композитора



Аннотация. В современном образовательном пространстве на первый план выходит необходимость сохранения культурных ценностей каждого народа, возрождения общечеловеческих ценностей, воспитание гражданственности и патриотизма. Воспитанник Детской музыкальной школы №26 им. В.М. Гизатуллиной, юный композитор Мурат Бакеев осуществляет свои творческие замыслы в множественности национальных культур и особое внимание уделяет национальным музыкальным традициям, обращаясь к истории и современности родного края.

Abstract. In modern educational space to the fore the need to preserve the cultural values of each people, the revival of human values, civic education and patriotism. A graduate of our school of music young composer Murat Bakeev carries out your creative vision and the multiplicity of national cultures and pays special attention to national music traditions, addressing the history and present of his native land.

Ключевые слова: стиль, национальные, традиции, гражданственность, композитор, Бакеев.

Key words: fashion, national, traditions, civic consciousness, composer, Bakeev.

 

Содержание музыкально-эстетического воспитания учащихся в современной школе претерпевает существенные изменения в связи с тем, что возникла острая необходимость возрождения и сохранения общечеловеческих ценностей. Именно школа, и, в частности, школа музыкальная, каждый ее преподаватель несет ответственность за качество духовно-нравственного воспитания нового члена общества, прививая ему основные моральные, нравственные, культурные ценности, направляя музыкально-образовательный процесс в созидательно-развивающее русло.

Очень важно знать, понимать и уважать национальные традиции каждого народа. В данный исторический момент необходимо воспитание патриотизма, любви к Отечеству, своему народу. Язык, мировосприятие, музыкальное и художественное искусство народов Татарстана имеют свой неповторимый облик и являются хранителями национальных традиций, передающихся из поколения в поколение.

Патриотизм – это мироощущение, которое закладывается в маленьком человеке с раннего детства. Корни его прорастают еще в семье. Слушая рассказы о своих предках, впитывая песни родного края, путешествуя по значимым местам малой родины, а в последние годы, благодаря политике руководителей нашей Республики, это становится востребовано, актуально, познавательно и придает чувство гордости за наш край.

Процесс воспитания патриотических качеств в Детской музыкальной школе №26 им. В.М. Гизатуллиной происходит благодаря личностному участию каждого педагога (в данном случае Чалдаевой Н.М., преподавателя музыкально-теоретических дисциплин и Халиковой Наталии Габдулловны, преподавателя фортепиано), которые в процессе занятий, творческих вечеров, подготовки к конкурсам, да и просто общаясь с учащимся, закладывают основы гражданственности, ощущения причастности к своей национальной культуре. Важно знакомить детей с национальными традициями различных народов. Именно в традициях перекрещиваются и отражаются практически все стороны жизни. Этнокультурные традиции «помогают пролить свет на сложную проблему этногенеза, отражают исторические связи и духовную общность с другими народами; в них получили отражение отдельные вопросы мировоззрения, фольклора, мифологии, искусства, верования. Идеи народной педагогики являются неисчерпаемым источником для изучения психологии народа, его культуры для возрождения системы многонационального образования и воcпитания подрастающего поколения» [1: 127].

Детская музыкальная школа №26 им. В.М. Гизатуллиной работает на базе русско-польского лицея №5 г. Казани. Национальный контингент весьма различный – это русские, татары, представители других народов Поволжья, ближнего зарубежья, и др. Самый разнообразный фольклор звучит на школьных праздниках, концертах, музыкально-образовательных лекториях: музыка, танцы, песни татарские, русские, башкирские, грузинские, азербайджанские, армянские, венгерские, польские. Лицей часто посещают иностранные делегации, перед которыми выступают наши ученики. Исполнительский репертуар учащихся тоже многонациональный.

Музыкальная школа воспитала юного перспективного композитора Мурата Бакеева. Педагог Н.Г. Халикова разрабатывает технологию модульного обучения – композицию ученик осваивает самостоятельно, а педагог помогает и направляет его в нужном направлении, активно включая полинациональные и поликультурные элементы.

Мурат Бакеев пришел в музыкальную школу первоклассником в 6 лет и сразу произвел впечатление ребенка не только слушающего, но и слышащего – звуки, тембры, полифоничность звучания, стили, формы. Поэтому в его репертуаре появились: П.И. Чайковский, Ф. Лист, К. Дебюсси, С. Прокофьев, М. Мусоргский, С. Рахманинов, А. Скрябин. Уже первые сочинения Мурата в 9 лет показали неординарность его музыкального языка и многоплановость мышления.

Именно в пространстве множественности национальных культур осуществляет свои творческие замыслы наш юный композитор. Воспитываясь в многонациональном классе, постоянно участвуя в мероприятиях польского лицея на английском, польском, татарском языках, несколько раз в году посещая в туристических поездках с семьей страны Европы (Англия, Франция, Испания, Италия, Германия и др.), пройдя через молодежные международные лагеря в Англии и Шотландии, а особенно впитав через семейные традиции культуру родного татарского народа, Мурат Бакеев в своих авторских сочинениях проявляется достаточно зрелой личностью как с единой обобщающей идеей произведений, так и с многонациональными элементами его композиций. Это татарский мелос, испанские ритмы («Испанская рапсодия»), старинные средневековые лады («Предчувствие», Прелюдия), своеобразная гармонизация, стилизация, неординарные технические и исполнительские приемы, тембровые решения. Предмет «музыку» он знает не по внешним приметам, а изнутри, через деятельность.

Самое главное – дать такому ученику большой слуховой и исполнительский багаж. Интересны с такими детьми уроки-дискуссии. В поле обсуждения попадают вопросы истории, психологии, реальности и ирреальности, процессы развития личности и общества, границы и возможность переступить за них.

Уже первые сочинения Мурата содержали драматургию развития, интересные находки в фактуре, гармонии, законченность формы. Так в творческой жизни юного 12-летнего композитора Мурата Бакеева к юбилею композитора Назиба Жиганова рождается произведение «Муса Джалиль. По прочтению «Моабитской тетради». Муса Джалиль был другом Назиба Жиганова, и композитор в память о нем написал оперу «Джалиль». Под впечатлением от музыки оперы Мурат пишет серьезное произведение эпического характера. Благодаря естественным чувствам, чистым детским эмоциям и связанному с этим звуковому решению, произведение имеет продолжительную творческую жизнь, исполняется Муратом на многих концертах, в телевизионных передачах, а также отмечено специальным призом и Дипломом за лучшее произведение, посвященное Назибу Жиганову на IV Республиканском конкурсе «Дулкыннар».

Драматургическое решение пьесы академично – вступление, экспозиция эпической темы, затем контрастная середина – простая одноголосная стилизованная татарская народная мелодия, которая, как нам кажется, звучит отголоском из нашего детства:

«…Дороги, дороги,

в сторонку родную ведите из дальних краев,

Я в думах тревожных, по милой тоскуя,

Лечу под отеческий кров…»

М. Джалиль

Далее вновь возвращается тяжелая эпическая тема с развитием, переходящим в трагическую кульминацию, и вот уже только набат в заключении как бы отсчитывает время, последние секунды жизни Джалиля. «Моабитская тетрадь» была написана М. Джалилем в тюремных застенках, и мы можем прочувствовать с помощью звукового решения пьесы последние мысли поэта перед его гибелью: здесь и тревога о своей судьбе и судьбе Родины, и светлые воспоминания о родном селе и милых татарских девушках на гулянье:

«… Я в затишье меж боями говорить задумал с вами,

Вам письмо бы написал…

В песню вы письмо включите,

И меня вы помяните на гулянке и в избе.

Эх, вы девушки-сестренки, на гулянке и в избе…»

М. Джалиль

Мы слышим в тревожных гармониях и резких диссонансах возвращение к действительности в тюремном застенке, когда страшные сапоги палачей каждым шагом будто вколачивают в страшную неизвестность, и особенно трагично звучит последний набат, вызывающий скорбь по павшим.

«…Мой друг, ведь наша жизнь – одна лишь искра

Всей жизни Родины, страны побед.

Пусть мы погаснем, от бесстрашной смерти

В отчизне нашей ярче вспыхнет свет».

М. Джалиль.

Не менее впечатляющее его произведение «Вечная Казань» – поэтический гимн родному и любимому городу. Лирика, философское начало, национальный колорит, самостоятельность в творческих решениях, ярко выражающие мировоззрение юного композитора, его отношение к окружающей действительности наиболее полно проявляются в этом произведении.

Начинается исполнение монументальной аккордовой фактурой – звучание показывает нам мощь и красоту древней Казани. Национальный колорит в прекрасном гармоническом обрамлении, созвучный с прекрасным обликом города и его жителей, в средней части пьесы переплетается с современными ритмами и созвучиями. Казань для Мурата Бакеева – современный город с богатой древней историей, город, постоянно развивающийся и потенциально дающий много возможностей для молодого подрастающего поколения, к которому относится и автор. Заканчивается кульминация апофеозным глиссандо, утверждающим уверенность в прекрасном завтрашнем дне древнего и вечно юного города.

В 2014 году Мурат Бакеев стал лауреатом X Открытого Всероссийского конкурса молодых композиторов имени А.Г. Шнитке в г. Саратове за цикл «Трехчастная сюита для скрипки и фортепиано». Он является трижды лауреатом именной стипендии мэра Казани. Продолжая традиции композиторов Татарстана, Мурат Бакеев вносит свои собственные, обновленные качества современного музыкального мышления нового поколения музыкантов XXI века. Мы, преподаватели, гордимся нашим учеником и надеемся на его плодотворную творческую деятельность для дальнейшего расцвета музыкальной жизни республики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гатауллина, М.Х. Ведущие тенденции развития татарской национальной школы / М.Х. Гатауллина. – Казань, 2001. – 208 с.


УДК 793.3

Т.А. САЛЬХОВА

Начальная общеобразовательная школа № 98, г. Кемерово

Т.Э. ЦВЕТУС-САЛЬХОВА

Кемеровский государственный институт культуры, г. Кемерово



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.93.44 (0.012 с.)