Отечественные и зарубежные методики дыхательной гимнастики в контексте развития вокальных навыков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отечественные и зарубежные методики дыхательной гимнастики в контексте развития вокальных навыков



Аннотация. В статье рассмотрены научно-практические аспекты применения дыхательной гимнастики при обучении вокалу. Рассмотрены конкретные методики А.Н. Стрельниковой, Ю.А. Ковнера и С. Ригса. Сделан вывод об универсальной применимости дыхательной гимнастики в процессе обучения вокалу.

Abstract. The article deals with theoretical and practical aspects of the use of breathing exercises for teaching singing. The concrete method A. Strelnikova, Y. Kovner and S. Riggs. The conclusion about the universal applicability of the breathing exercises in learning vocal.

Ключевые слова: Вокал, музыкальная педагогика, дыхательная гимнастика, пение в речевой позиции.

Keywords: singing, music pedagogy, breathing exercises, Speech Level Singing

 

Дыхательные упражнения в первой половине ХХ в. большинстве случаев, использовались при респираторных заболеваниях, а также в профессиональной подготовке певцов, дикторов, учителей и спортсменов [1]. Общеизвестными являлись системы трехфазного дыхания Л. Кофлера, О. Лобановой и Е. Лукьяновой.

Автор дыхательной гимнастики – Александра Николаевна Стрельникова – разработала собственную гимнастику в 30–40-х гг. ХХ в. как способ восстановления певческого голоса [9: 46]. Певица потерявшая голос, искала способ, чтобы восстановить его, используя различные дыхательные упражнения. Так была разработана дыхательная гимнастика для восстановления певческого голоса.

Все дыхательные упражнения, в большинстве случаев применяют при заболеваниях дыхательных путей, а также в подготовке певцов, дикторов, преподавателей и спортсменов, например, дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой была разработана и нацелена на восстановление певческого голосового аппарата, укрепление не только дыхательных, но и многих других мышц [9: 37–39].

Известный педагог Ю.А. Ковнер разработал целую систему упражнений по воспитанию певческого голоса целью которой является дать молодым педагогам систему упражнений для развития дыхательных мышц, мышц артикуляционного аппарата, упражнения для выработки чёткой дикции, для умения расслабляться, снимать лишнее напряжение.

Для помощи в овладении певческим звукообразованием Ю.А. Ковнерс успехом применял систему специальных упражнений. Суть методики развития голоса Ю.А. Ковнера заключается в точ­ных приемах тренировки дыхательных мышц и всего вокально-речевого аппарата. Эти тренировочные упражнения помогают выработать верную настройку голоса, обогатить ее за счет резонирования в грудном и головном резонаторах. Сохранение грудной и головной резонации на протяжении всего диапазона приводит к однородному звучанию голоса без перелома регист­ров. Для того чтобы предполагаемая система тренировочных упражнений дала желаемые результаты, надо выполнять ряд правил [4: 39–43].

Ю.А. Ковнер советует, что тренировку дыхания нужно начинать с активного выдоха, затем сделать небольшую паузу, пока появится необходимость вдоха. Вдох следует делать бесшумно, медленно, умеренно, за­полняя легкие во все стороны, но не до отказа (тренировка та­кого полноценного дыхания полезна для организма человека вообще: и в жизни, и в работе, и для физических упражнений). Правильное дыхание оздоравливает организм. К этому следует добавить закаливание организма водными процедурами. Мы не будем останавливаться на физкультурных упражнениях. Систем упражнений много, и каждый может выбрать те, которые ему более подходят. Важно их делать систематически [4: 40].

Известный вокальный педагог П.В. Голубев считал, что большинство высказываний с рекомендацией того или иного способа «правильного» дыхания страдает весьма существенными недостатками, в первую очередь — отсутствием необходимого учета индивидуальных свойств каждого певческого организма.

Ознакомление ученика с делением певческого дыхания на различные типы никакого практического значения для ученика не имеет и скорее дезориентирует его в области согласованной работы всех частей звукообразующего аппарата. Слепое преклонение перед каким-либо одним типом дыхания погубило немало ценных голосов или замедлило нормальное развитие их обладателей, пока они сами, уже закончив обучение, не стали просто петь, инстинктивно пользуясь всеми видами дыхания, в зависимости от длины вокальной фразы и от художественных требований к исполняемому произведению [3: 21].

Имеется множество отечественной и зарубежной литературы, посвященной развитию навыков певческого дыхания с применением различного вида дыхательной гимнастики «звучной» и «беззвучной». Русский педагог И.П. Пряничников использовал дыхательную гимнастику в своей повседневной практике. Беззвучные упражнения в методике И.П. Пряничникова, направлены на тренировку и укрепление основных мышц диафрагмы. Выдающийся педагог С.Н. Сонти помимо комплекса «механических» беззвучных упражнений использовал озвученную дыхательную гимнастику, ориентированную не только на удлинение выдоха во время пения, но и на выработку ощущений в области резонаторов. Советские преподаватели Н.Б. Гонтаренко и Д.И. Огороднов также использовали дыхательные упражнения, направленные на организацию вдоха и выдоха во время пения. Учитывая опыт педагогов предыдущих поколений, можно утверждать, что применение дыхательных упражнений, направленных на формирование навыков певческого дыхания являлось хорошим помощником в работе с детьми разных возрастов [5].

В процессе работы с детьми младшего школьного возраста Е.М. Малиниа и М.Н. Евсеева стали вырабатывать элементы ощущений правильного певческого дыхания у детей младшего школьного возраста в процессе гимнастических упражнений. Физические движения способны при их регулярной тренировке вызвать у детей ритм дыхания с его организованными вдохом и выдохом. Эти гимнастические упражнения проводятся с детьми младшего школьного возраста сначала среди урока, а после приобретенного умения расширять при вдохе ребра упражнения следует проводить как с младшими, так и с более старшими учащимися в начале урока в течении одной и не более двух минут. Будучи проведенными среди урока, упражнения могут одновременно служить не только повторной дыхательной тренировкой, но и некоторым отдыхом для голоса [6: 30].

Л.В. Романова разработала свою методику под названием «Концентрационные вокально-дыхательные упражнения». При выполнений упражнений по методике Л.В. Романовой потребуется концентрация внимания и синхронная работа голосового аппарата, диафрагмы и мышц живота. Цель обучения не просто научится правильно дышать, а опираясь на диафрагму, живот и мышцы спины, сформировать красивый, свободный вокальный звук. Процесс обучения по данной методике сводится к запоминанию правильных слуховых, мышечных и резонаторных ощущений [7: 8–10].

Современный педагог Сетт Ригс, автор метода «Speech Level Singing» – «пение в речевой позиции» пишет о том, что каждый человек обладает уникальным голосом. Сетт Ригс говорил, «что пение – это музыкальное использование голоса, при помощи которого исполнитель передает аудитории свои идеи и эмоции» [2: 2]. Сетт Ригс считал, что дыхание является важнейшей и неотъемлемой частью пения. Дыхание во время пения – это непрерывный, плавно протекающий процесс [2: 3]. Для овладения приемами и навыками Сетт Ригс считал необходимым пройти комплекс вокальных упражнений связанный с дыханием:

Упражнение №1 направленно на разогрев голосового аппарата. Пропевается одна нота закрытым звуком (сквозь букву «М»). Это позволяет голосовым связкам настроиться на работу и служит некоторой разминкой, задействуется «маска» [7: 38].

Упражнение №2 (пропевается с пассажем губ и № 3 (пропевается с помощью трели языком). Непрерывный поток воздуха, во время исполнения упражнения, позволяет делать пассаж губами и трель языком, что необходимо для ровности звучания. Пассаж губами и трель не будут осуществлены, если исполнитель не будет следить за плавностью и равномерностью подачи воздуха, за счет чего, в последующем, выравнивается звук. Помимо выравнивания звука и дыхания, это упражнение придает уверенность в верхних участках диапазона. За счет работы внешних мышц лица задействуется головной регистр и верхние ноты пропеваются значительно легче (Пример 1): [7: 40]

 

Пример 1. Упражнение 2 из методики Сетта Ригса

Упражнение №4 направлено для выработки такой окраски звука как расщепление. Расщепление используется для еще большего эмоционального донесения литературного текста в песне. Достигается такой эффект посредством упражнения, который представляет собой откашливание. Данное упражнение необходимо выполнять не более 2-5 минут в день на удобной высоте звука, постепенно, со временем распространяя по всему диапазону [8: 42].

Развитие вокальных навыков у детей напрямую связано с выработкой навыка «певческого дыхания». Развитие этого навыка, является важной и сложной задачей в процессе освоения вокального мастерства. От того на сколько развиты дыхательные мышцы детей, зависит характер атаки звука и сила голоса. Следовательно, дыхание в пении – это самый важный источник энергии для возникновения звука. Существует целая программа основных упражнений, которые учителя используют на уроках музыки, а также на индивидуальных занятиях по вокалу. Рассматривая опыт современных и предыдущих поколений, применение дыхательных упражнений является хорошим и эффективным помощником при обучении детей пению, а также постановке правильного вокального дыхания детей не только младшего школьного возраста, но и при работе с детьми разных возрастов.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Бойко, Е.А. Энциклопедия дыхательной гимнастики (Правильное дыхание – залог вашей работоспособности) / Е.А. Бойко. – М.: Вече, 2007. – 176 с.

2. Виславская, А.А. Вокальный метод Сета Риггса «Пение в речевой позиции» (Seth Riggs. Speech level singing.): рецензия и педагогические размышления / А.А. Виславская. – Нарва: Нарвская Хоровая школа, 2012. – 7 с.

3. Голубев, П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам / П.В. Голубев. – М.: Музгиз, 1963. – 75 с.

4. Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики. Вып. 5 / Л.Б. Дмитриев. – М.: Издательство «Музыка», 1968. – 643 с.

5. Копец, Л. Классические эксперименты в психологии [Электронный ресурс]. – URL: http://uchebnikionline.com/psihologia/klasichni_eksperimenti_v_ psihologiyi_-_kopets_l/eksperiment_yogo_vidi.htm (Дата обращения 25.10.2016).

6. Малинина, Е.М. Вокальное воспитание детей / Е.М. Малинина, В.П. Морозова, Т. Воробьев. – Л.: Музыка, 1966. – 86 с.

7. Романова, Л.В. Школа эстрадного вокала: учеб. пособие / Л.В. Романова. – СПб: Лань, 2007. – 22 с.

8. Риггс, С. Как стать звездой / С. Риггс. – М.: Guitar College, 2000. – 104 с.

9. Щетин, М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой / М.Н. Щетин, О.С. Копылова. – М.: Метафора, 2010. – 368 с.

УДК 7/5527

А.Е. ТУРУМБЕТОВА

Казахский национальный университет искусств, г. Астана



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 807; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.013 с.)