Видеопроекта «Путь к диалогу» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Видеопроекта «Путь к диалогу»



Аннотация. В статье раскрываются вопросы подбора музыки в кино и её функции (дублирующая и контрапунктирующая) на примере создания документального фильма «Путь к диалогу. Сухейль Фарах», сценаристом и режиссером которого является автор. По каждому разделу фильма даны комментарии, как и каким образом музыка интерпретировала сюжет и основную идею фильма.

Abstract. The article describes the selection of music in film and its functions (duplicating and contrapunctual) on the example of the creation of the documentary film «Way to dialogue. Suhail Farah», written and directed by the author. For each section of the film, this commentary, as well as how the music is interpreted the plot and the main idea of the film.

Ключевые слова: дублирующая иконтрапунктирующая функции музыки, идея фильма, диалог цивилизаций.

Key words: duplicate and contrapunctual function of music, the idea of the film, the dialogue of civilizations.

Музыка в кино – актуальная тема исследований не только в области искусствознания, но и практической кинематографии. Она поднимает ряд простых на первый взгляд вопросов: отбор или создание музыки для фильмов, фоновая или самодостаточная музыка, раскрытие и обогащение сюжетных линий либо обнаружение и интерпретация конфликта, и т.п. С другой стороны, весь спектр проблемы группируется вокруг двух основных функций музыки в кино: иллюстративная или дублирующая (усиление эффекта происходящего на экране) и контрапунктическая или параллельная функции (дополнительная информация, моделирование новых смыслов и уровней интерпретации) (Н.В. Данилова) [1: 214].

Первую функцию отражают в основном мультипликационные работы и фильмы, в которых необходима звуковая демонстрация героя фильма («Амадеус» Милоша Формана, «Пианист» Романа Полански, «Бессмертная возлюбленная» Бернарда Роуза и др.). Вторая функция как более сложная и неоднозначная проявляется в разных аспектах и требует более тщательного исследования. В данной статье освещаются пути решения проблемы музыкального оформления видеопроекта – документального фильма «Путь к диалогу. Сухейль Фарах» (студия Плутон, научн. ред. Р.Р. Хайрутдинов, муз. ред. М.Я. Коварская), сценаристом и режиссером которого является автор статьи.

Нередко музыка создаётся для фильма специально. Это особая область композиторского творчества: мы знаем прекрасные работы Г. Свиридова (к/ф «Метель»), Д. Шостаковича («Иван Грозный»), И. Дунаевского («Веселые ребята», «Дети капитана Гранта») и др. С одной стороны, без узнаваемых мелодий мы уже не представляем любимых фильмов, с другой стороны, эта музыка почти сразу переросла рамки экрана и живёт самостоятельной концертной жизнью. Однако есть обширная область кинематографических и режиссерских идей, воплощению которых помогает сторонний, специально отобранный или обработанный музыкальный материал (напр., божественная музыка Моцарта как диссонанс с преступной бездуховностью в картине «Заводной апельсин» Стенли Кубрика).

Музыка в кино начинается с идеи фильма, которая нередко рождается из конкретного заказа или наличного материала. Передо мной стояла самая простая и, на первый взгляд, прозаическая задача – отразить деятельность председателя Ливано-российского дома, Президента Открытого университета диалога цивилизаций, доктора философских наук, академика РАО И РАЕН Сухейля Фараха. Это был подарок юбиляру: в год создания первой русской версии фильма (2011) ему исполнилось 60 лет. Потом была создана английская версия, а в 2016 году была выпущена вторая редакция обеих версий фильма, обновленная и дополненная [2].

Мне повезло: будучи зависимой от заказчика в вопросе отражения документальных материалов, режиссерское воплощение и подбор музыки я могла полностью доверить своей фантазии и профессиональному опыту, а также требованиям «саунд – дизайна» [3], когда в переплетении мелодии, ритма, «картинки», характера информации, световых и графических эффектов кадр за кадром воплощается идея фильма. Невольно я подтвердила мнение Н.В. Даниловой, что часто именно музыка становится той областью, где происходят главные события, расставляются акценты и окрашиваются нюансы сюжетных линий [1: 214].

Первые три минуты нашего видеопроекта построены как предисловие, которое сразу раздвинуло рамки заказной работы и выдвинуло основную идею фильма – путь от конфликта к диалогу, от войны к сотрудничеству, от невежества к разуму (в кульминации появляется изображение тугры Сухейля Фарах (автор – Владимир Попов), в которой присутствуют перо и ручка как символ постоянного приобретения и совершенствования знаний). Картины космических столкновений, актов терроризма и войн прошлого и современности слились в неумолимом движении колеса фортуны уникального по силе воздействия номера «O fortuna» из сценической кантаты Карла Орфа «Кармина Бурана». Это произведение написано на средневековые тексты и поднимает вечные проблемы смысла жизни, которые в преддверие второй мировой войны завибрировали с новой силой и окрасились в ярко багровые тона. В данном фрагменте именно музыка задала основной эмоционально-окрашенный тон фильма, настроив зрителя на высокий градус восприятия личности юбиляра в условиях его деятельности.

Далее идёт первый раздел – краткое знакомство с Ливаном и личностью С. Фараха, освещаются годы учебы и защиты диссертации в России, семья и друзья-единомышленники. Отправной точкой подбора фоновой музыки для данного раздела стала статья юбиляра «Очарование России: взгляд из Леванта» в книге «Русские в Ливане» и его музыкальные предпочтения. Удивительно, но опыт общения с представителями арабского мира показал, насколько трогает их сердца музыка татарских и русских композиторов на восточную тематику, в частности, «Шехерезада» Н.А. Римского-Корсакова: именно её не раз заказывали для исполнения на концертах в Ливане, Сирии, а также в Арабском культурном центре Москвы. Так соединились в моем сознании мотивы арабского и русского востока, а также слова юбиляра — восточного мыслителя, пронизанные любовью к России: «Носительница могучего языка, исполненная доброты и величия, творчески проявляющая себя в науке и культуре, проникающая в тайны земли и космоса, — такова вечная Россия» (С. Фарах) [4: 245].

Интеллектуальным центром фильма является раздел «Люди диалога», построенный на материалах круглого стола с участием единомышленников героя фильма (РИА Новости): Ю. Яковец, В. Алексеев, Умар Хазрат и др. Дух времени и информации отразился и в мозаике интервью Сухейля Фарах зарубежным телеканалам (Russia Today, Tele Lumiere, Television Liberti, World TV, Lbs) на арабском языке и, особенно, в заставке материалов международного общественного форума «Диалог цивилизаций», которые после лирической кульминации фильма (раздел «Слово о друге»), возвращают зрителя в круговорот событий, отражающих глобальные проблемы современности. В данном случае полностью использовался видео и аудио материал перечисленных источников, которые освежили музыкальную палитру проекта.

Результат оценки деятельности Сухейля Фараха отражен в разделе наград. Юбиляр скромен и искренне считает, что подлинная награда для него – мир во всем мире, но он радуется как ребенок, когда его деятельность находит официальное признание: член РАО и РАЕН, медали им. П. Сорокина, Ю. Лобачевского, Императорского Православного Палестинского общества, премия им. А.С. Пушкина (вручает президент Дм. Медведев), звание «Человек года – 2011» и многие другие награды (более 20). Я была убеждена, что восторг коды финала скрипичного концерта Ф.Мендельсона сможет передать вдохновение и устремленность философа к новым вершинам и победам!

Несколько слов о лирической кульминации фильма – «Слово о друге». Конечно, заказчику хотелось отразить высказывания друзей и соратников о его вкладе в любимое дело, о заслугах, о том, что отличает от других ученых в данной области, но как это было сделать в условиях сжатых временных рамок и ограниченных технических возможностей? Родилась идея – пусть это будет череда ёмких цитат и фотографий их авторов на фоне музыки, которая много значит для юбиляра, и которая придаст данному разделу характер особой трепетности и подарка от близких людей.

Ранее я оговаривала, что музыка татарских композиторов очень полюбилась слушателям моих концертов в Ливане и Сирии, которые были организованы Ливано-российским домом, Россотрудничеством и проходили под патронажем Посольств РФ в Ливане и Сирии. Особенно тепло принимали «Сандугач» Рустэма Яхина, и именно это произведение околдовало сердце Сухейля Фараха, тонко чувствовавшего подлинные шедевры искусства, и именно его я использовала в данном разделе. Это запись с сольного концерта в зале мэрии г. Джуни (Ливан). Здесь музыка поёт, плачет, задумывается и кричит о том, что стоит за словами друзей, о том, как много души и сил отдает этот человек любимому делу, как искренне мечтает о счастье людей всего мира, как страдает вместе с терпящими лишения и как радуется победе вселенского, космического разума над фанатизмом и невежеством.

Космический разум, способный осмыслить сильные и слабые стороны всего сущего на земле – ключевой момент размышлений философа. «Сухейль Фарах уверен, что самое трудное на пути друг другу – это провести диалог с самим собой: между холодностью разума и теплотой сердца, между человеческими слабостями и космическим духом совершенства. Это путь к мудрости и любви, который он начинает снова и снова», – так заканчивается фильм, и в звуках космической музыки в бесконечность вселенной вплетается множество книг и изданий, подготовленных и написанных философом о диалоге культур и религий, о партнерстве цивилизаций, о принципах диалога, о культуре и величайших мыслителях России и Левантийского Востока.

Таким образом, в процессе подготовки видеопроекта «Путь к диалогу» мы убедились, что музыка, выполняя то дублирующую, то контрапунктирующую функции, может не только интерпретировать происходящее на экране, но и выходить на первый план, подчиняя себе и сюжетную канву, и основную идею фильма.

ЛИТЕРАТУРА

1. Данилова, Н.В. Музыка в кино как режиссер смыслового ряда («Барабаниада» С. Овчарова) / Н.В. Данилова // Вестник Ленинградского гос. ун-та им. А.С. Пушкина. – 2014. – 4 (2). – С. 213 – 224.

2. Путь к диалогу. Сухейль Фарах / Видеопроект. Студия Плутон [Электронный ресурс] / реж. Е.В. Коврикова; научн. ред. Р.Р. Хайрутдинов, муз. ред. М.Я. Коварская, тех. редактор И.П. Чирков. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=vz4zS8htToo (Дата обращения: 02.10.2016).

3. Романенко, Р. Музыка в кино: как всё устроено: интервью с Андреем Курченко [Электронный ресурс]. – URL: http://myband.ru/blog/post/197 (Дата обращения 23.09.2016).

4. Русские в Ливане. Российские соотечественники в Ливане: история и современность: сборник материалов / сост. С.А. Воробьев; отв. ред. Е.В. Коврикова. – Бейрут, 2010. – 288 с.

УДК 7

А.Н. Салихов

Казанский федеральный университет, г. Казань

ВОПРОСЫ АНАЛИЗА ВИДЕОИГРОВОЙ МУЗЫКИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.36.192 (0.01 с.)