Тема: «Морфологические нормы русского языка». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «Морфологические нормы русского языка».



Морфологические нормы – это правила словоизменения при склонении именных частей речи, местоимения и причастия и при спряжении глаголов.

Вопросы.

 

1.Грамматические особенности имен существительных:

а) колебания в роде имен существительных;

б) родовые различия в личных именах существительных;

в) род несклоняемых имен существительных;

г) употребление падежных форм имен существительных.

2.Формы имен прилагательных. Отличие краткой формы прилагательных от полной.

3.Особенности употребления собирательных имен числительных.

4.Формы местоимений. Употребление в речи возвратного местоимения «себя» и возвратно-притяжательного местоимения «свой».

5.Недостаточные и изобилующие глаголы.

 

 

Литература.

 

1.Розенталь Б.Э. Практическая стилистика русского языка. – М, «Просвещение», любой год издания.

2.Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. (Правила хорошей речи). – М., Айрис Рольф, 1996.

3.Клубков П.А. Говорите, пожалуйста, правильно. – С-П., Норинт, 2000.

4.Ожегов С.И. Словарь русского языка. Изд. 18-е – М.: Русский язык, 1987.

5.Современный словарь иностранных слов. – М., 1993.

 

Задания.

Имя существительное.

 

Задание №1. Определите род имен существительных. Подберите определения, правильно согласуйте их.

 

Рояль, фамилия, бра, мышь, картофель, кофе, рельс, тюль, кафе, туфля, какаду, шимпанзе, пальто, шоссе, метро, мозоль, табель, депо, купе, какао, пианино, меню, такси, фойе, бюро, пари, жюри, кино, шампунь, Сочи, Онтарио, Миссисипи, ООН, Конго, МИД, СМУ, ОРТ.

 

Задание №2. Определите род данных аббревиатур.

 

Загс, вуз, ООН, ЭВМ, ГЭК, ТЭЦ, СНГ, НАТО, ВАЗ, ТЮЗ, МХАТ, ДОСААФ, ГИБДД, БСЭ, роно, МГУ, ОКИ, РФ.

Задание №3. Определите род имен существительных. К существительным общего рода подберите согласованные определения.

 

Бездарь, вертушка, воротила, выскочка, вышибала, жертва, запевала, коллега, лакомка, лиса, мазила, марионетка, невежда, недотрога, недоучка, писака, старшина, стрекоза, судья, тамада, тряпка, тупица, умница, ябеда, невежа, невежда.

Задание №4. Подберите к существительным женского рода существительные мужского рода. Отметьте случаи отсутствия родовых пар.

 

Балерина, гонщица, доярка, массажистка, маникюрша, санитарка, секретарша, сиделка, солистка, студентка, телеграфистка, ткачиха, чемпионка, машинистка.

 

Задание №5. Подберите к существительным мужского рода существительные женского рода. Отметьте случаи отсутствия родовых пар.

 

Аквалангист, адвокат, бригадир, врач, генерал, директор, доктор, доктор наук, защитник, инженер, космонавт, кандидат в мастера, кондуктор, лаборант, машинист, научный сотрудник, педагог, слесарь, спортсмен, художник, библиотекарь, продавец, социолог, логопед, экономист.

 

Задание №6. Определите род несклоняемых имен существительных, согласуя с ними определения (за справками обращайтесь к словарям).

Вульгар… арго, рискован… антраша, звучащ… банджо, выдержан… бри, опасн… динго, красив… драпри, ярк… индиго, юн… кабальеро, больш… гну, забавн… гризли, крошечн… колибри, бескрыл… киви-киви, остроумн… конферансье, маленьк… кули, прохладн… мацони, уважаем… кюре, сочн… манго, молод… марабу, сед… маэстро, прекрасн… пери, стар… рантье, заброшен… ранчо, матов… габбро, справедлив… рефери, маленьк… цеце, увлекательн… шоу, установлен… эмбарго.

Задание №7. Согласуйте определения и сказуемые с выделенными существительными, объясняя их значение и выбор грамматической формы.

1.Мо.. импрессарио настаива…,чтобы для концерта привезли нов… рояль. 2.Своей внешностью она производила впечатление типичн… инженю. 3. У входа девушка оставила сво… маленьк… сабо. 4. С рекламы улыбалась красавица, весь наряд которой составлял… ярк… бикини. 5. Густ… контральто её звучал… ровно и уверенно. 6. Здешняя молодёжь увлекалась не футболом, а популярн… тогда регби. 7. Взгляды игроков вновь устремились на таинственн… зеро. 8. Местных жителей мучил… бери-бери, котор… казал… неизлечим… 9. Женщины выдёргивали жирн… иваси, застрявщ… в сетях. 10. В Багдаде я учился в больш… медресе у знаменитых учёных.

 

*Задание №8. Сравните словосочетания. Чем отличаются они грамматически и по употреблению в речи?

 

Чашка чаю – плантация чая, выпить воды – выпить воду, съесть кусок хлеба – съесть хлеб, добавить крахмал (-а) – получение крахмала, принести кипяток (-тку) – ёмкость для кипятка.

 

Задание №9. Допишите окончания, объясните свой выбор.

 

1. Весной все деревья в цвет…2. Картина исполнена в цвет…3. Любимое занятие – прогулка в лес…4. Хорошие грибники разбираются в лес…5. В «Вишнёвом сад…» Чехова есть очень интересные герои.6. Находиться в цветущем сад… - одно удовольствие.

 

 

Задание №10. Вместо точек допишите окончания существительных. Мотивируйте выбор формы окончания существительного.

1. В сосновом лес…, на берег… озера, заблудиться в лес…, в «Русском лес…» Л.Леонова, в токарном цех…, на борт… корабля, на зелёном луг…, руки в мел…, задыхаться от дым…, брань на ворот… не виснет, думать об отпуск…, находиться в отпуск…, лежать на песк…, сидеть в уголк…, в 1918 год…, в «Восемнадцатом год…» А.Н.Толстого, в вишнёвом сад… около дома.

 

 

Задание №11. Определите семантические различия в следующих словах. Составьте с ними словосочетания.

 

Корпусы – корпуса Счёты – счета

Кондукторы – кондуктора Соболи – соболя

Лагери – лагеря Тоны – тона

Мехи – меха Тормозы – тормоза

Ордеры – ордера Учители – учителя

Образы – образа Токи – тока

Пропуски – пропуска Хлебы – хлеба

Проводы – провода Цветы - цвета

 

Задание №12. Поставьте имена существительные в родительном падеже множественного числа. Укажите возможные варианты и отметьте различия между ними.

 

1. Ампер, апельсин, баржа, ботинок, валенок, головня, грамм, дупло, комментарий, кочерга, мандарин, носок, поместье, помидор, сапог, свадьба, свеча, туфля, яблоко.

2. Баклажан, блюдце, вафля, гектар, доля, дядя, килограмм, полотенце, простыня, рельс, серьга, сплетня, солдат, сомнение, ухо, цапля, юноша, яблоня.

3. Будни, грабли, дрязги, нападки, сумерки, ясли.

 

Задание №13. От наименований лиц по национальной принадлежности образуйте форму родительного падежа множественного числа.

Башкир, бурят, грузин, гуцул, киргиз, монгол, мордвин, осетин, перс, румын, туркмен, узбек, цыган, эскимос, якут.

 

Задание №14. Составьте предложения со следующими существительными, поставив их в творительном падеже множественного числа. Укажите возможные варианты и дайте их стилистическую характеристику.

 

1. Двери, дети, дочери, звери, лошади, люди, плети, сети.

2. Гвозди, гости, жёлуди, колени, кости, матери, плечи, соседи.

 

 

Имя прилагательное.

 

Задание №1. Исправьте предложения. Объясните ошибки.

 

1. Он был горяч, полный жизни. 2. Не стремлюсь быть лучше, оригинальной, хочу оставаться сама собой. 3. Самый крупнейший город в мире – Мехико. 4. Разработка новой темы становится всё более интенсивнее. 5. Более быстрее развивается машиностроение. 6. Один брат – шумный, другой тих. 7. Эта книга плохее, чем та.

 

Задание №2. В каких из приведённых ниже сочетаний возможна замена краткой формой, в каких – нет? Объясните.

Белый снег – белый стих. Глухой согласный – глухой человек. Круглый шар – круглый сирота. Тупой угол – тупой человек. Короткие волны – короткие волосы.

 

Задание №3. Образуйте простые и сложные формы степеней сравнения от имён прилагательных и употребите их в контексте.

Крупный, ловкий, здоровый, тонкий, сухой, злой, дорогой, бойкий, драматичный, искусный, хороший, плохой, горький, деловитый, широкий, мелкий.

 

*Задание №4. Укажите стилистические недочёты; исправьте их.

 

1. Фонды материального поощрения позволяют гибче подходить к группе в целом и к отдельным её представителям. 2. Вера оказалась в преглупейшем положении. 3. Заказываем мы, к примеру, одно количество брюк и юбок, а нам отпускают другое, в два раза меньшее необходимого. 4. Нет ничего более худшего, чем ложь и грубость, допускаемые взрослыми.5.Нищету этого зрелища подчёркивают всё более ординарнейшие «вставки» в представление. 6. Этот призыв и в настоящее время действен.7. Метод исследования правилен и соответствен сложности самой проблемы. 8. Результат работы актёра становится зрим и ясен лишь после того, как заканчивается съёмка и фильм монтируется. 9. Писатель показывает, как человек с хорошими, здоровыми, самыми человеческими задатками теряет их, поддаваясь соблазну стать хозяином жизни, собственником. 10. В этих условиях ткани сохраняли свои свойства свыше более чем в течение трёх недель.

 

Имя числительное.

 

Задание №1. Раскрыв скобки, употребите нужное числительное с данным существительным. Укажите возможные варианты.

 

(Две, обе) девочки; (пять, пятеро) суток; (три, трое) ножниц; (троими, тремя) ножницами; (семь, семеро) мальчиков; (десять, десятеро) носков; (пять, пятеро) перчаток.

 

Задание №2. Раскройте скобки, выберите нужную форму. Укажите семантические и стилистические различия между вариантными формами имён числительных.

 

1.(Обоим, обеим) ученицам дали дополнительные задания.2.(Два, двое, оба; спортсмен) победили в этих соревнованиях.2.(Пять, пятеро) автомобилей закончили гонку.3.Олимпиада длилась (три, трое; день).4.С докладом выступили (четыре, четверо; профессор).

 

 

Задание №3. Найдите ошибки в употреблении имён числительных. Исправьте предложения.

 

1. Из школы вышли семеро девочек и пятеро мальчиков. 2. Обои студентки получили наконец стипендию. 3. Четверо аспиранток закончили работу над диссертацией. 4. Трое дней и ночей мы готовились к экзамену. 5. Для выполнения задания мне не хватало пары часов.

 

Задание №4. Дайте оценку употребления в речи собирательных числительных; в случае необходимости замените их количественными. Произведите замену количественных числительных на собирательные; отредактируйте предложения.

 

1. Четверым балеринам предложили участвовать в конкурсе. 2. Пока бригада укомплектована полностью, но в ближайшее время трое уходят, и работать станет труднее. 3. Так мы и живём: семь в одной комнате. 4. Во время перерыва в холле продолжают спорить. Подойдём поближе к этим троим студентам, послушаем, что они говорят. 5. Мы с композитором заметили, что в обоих песнях припев почти одинаковый. 6. Время существования в космосе второго спутника – 93 суток.

 

Задание №5. Раскройте скобки, выберите правильное сочетание. Мотивируйте свой выбор.

 

1. Они вырастили и воспитали (два сына – двоих сыновей) и (две дочери – двоих дочерей). 2. Семья Назаровых взяла на воспитание (три сироты – трёх сирот – троих сирот): (двух – двоих братьев) и сестру. 3. О будущем Юрки думали (два мужчины – двое мужчин и две женщины – двое женщин). 4. Серому волку не удалось съесть (семь – семеро – семерых) козлят. 5. На кафедре работают (семь – семеро) доцентов и (два профессора – двое профессоров). 6. (Пять – пятеро – пятерых) студентов мы отправили домой.

 

Местоимение.

 

Задание №1. Раскройте скобки, выберите нужную форму местоимения. Объясните свой выбор. Отметьте вариантные и ошибочные употребления местоимений.

 

1.У (её, неё) не было той книги, которую я просила.2. Благодаря (ей, ней) мы прослушали интересную лекцию.3.Вокруг (их, них) всегда было много народу.4.Одноклассник пригласил нас к (себе, нему) в гости.5.Поезд останавливался на (каждой, всякой, любой) станции.6.Я пошла в библиотеку взять хоть (какую-либо, какую-то, какую-нибудь, кое-какую) книгу.7.Все (ихние, их) конспекты лежали на столе.

Задание №2. Раскройте скобки, поставьте местоимения в нужной форме.

У (он, я, она, они). Навстречу (я, он, она, они). Выше (он, она, я). Благодаря (он, она, они, мы, вы). За (он, она, ты, я). К (он, она, они, мы). Из-за (он, она, они, вы, мы). Вслед за (он, она, они, мы).

 

Глагол.

Задание №1. Образуйте форму 3-го лица ед. числа от данных ниже глаголов. При наличии вариантов объясните их различие.

 

Капать, махать, сыпать, двигать, мяукать, щипать, брызгать, полоскать.

 

Задание №2. Образуйте формы 1-го и 3-го лица ед. числа настоящего (будущего) времени от приведённых ниже глаголов. Дайте оценку встречающихся в речи вариантов. Отметьте глаголы, не употребляющиеся в форме 1-го лица ед. ч., и укажите причины её отсутствия.

Бороздить, бриться, ваксить, выздороветь, вынудить, гудеть, колесить, кудахтать, мурлыкать, опротиветь, очутиться, ощутить, плескать, победить, пылесосить, рыскать, сыпать, трусить, тыкать, хныкать, ютиться.

 

*Задание №3. Определите семантические и стилистические оттенки выделенных глагольных форм.

1. Яд каплет сквозь его кору, к полудню растопясь от зною (А. Пушкин). 2. И капают горькие слёзы из глаз на холодный песок (М. Лермонтов).3. Как будто бродильный сок брызжет из некоторых книг, опьяняет нас, заражает и заставляет браться за перо (К. Паустовский). 4. Но ползут по кругу стрелки, - время движется вперёд (С. Маршак). 5. Является ли подобная тема каким-нибудь научным открытием? Движет ли она вперёд нашу науку? (Б. Лавренёв). 6. Вот рыскают по свету, бьют баклуши, воротятся, от них порядка жди (А. Грибоедов). 7. Илья останавливается, вынимает платок и машет матери (Ю. Казаков). 8. Снова солнце искры мечет над волной роскошно-алой (В. Брюсов). 9. – Что вы тут мурлычете, лейтенант? – спросил он неожиданно (В. Кочетов). 10. Когда я счастлив, я непременно мурлыкаю что-нибудь про себя (Ф. Достоевский).

 

Задание №4. Образуйте повелительное наклонение от глаголов.

 

Вылезать, ехать, лечь, бежать, печь.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 596; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.27.202 (0.05 с.)