Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Виды социальной дифференциации лексики. Лексикография
1. Лексика как наиболее подвижный уровень языка. Изменение словарного состава языка во времени. Активный и пассивный словарный запас языка. 2. Устаревающая и нарождающаяся лексика. Архаизмы, историзмы, неологизмы и окказионализмы. 3. Виды дифференциации лексики по стилистической функции. 4. Виды дифференциации лексики по территориальной распространенности. 5. Лексикография. Типы лингвистических словарей. Задания: 1. Какие из перечисленных слов входят в ваш активный словарь, какие - в пассивный? Значения незнакомых слов уточните по словарю. Веретено, принцип, жерло, микроб, трапеция, эхолот, супонь, благоговение, аппликация, кокон, экзекуция, форсунка, литавры, педиатр, крона, гончар, кушанье, ноша, кузнец,, номад, дистрибуция, перевод, успех, дисциплина, трансформация, восторг, харчи, блюминг, эпицентр, стремя, ихтиозавр, эквилибрист. 2. Выпишите словарные статьи на одно слово из трех разных словарей: Какие различия в представлении слова вы находите? С чем это связано? Подготовьтесь к контрольной работе. Примерные задания: Определить тип переносного значения (метафора, метонимия). Определить тип устаревшего слова (историзм, архаизм). Основная литература Глинских Г.В., Петрова О.В. Введение в языкознание. Нижний Новгород. 1999.: с.165-182. Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Ком Книга, 2007 Гл. 3. Маслов Ю. С. Введение в языкознание. М., 1998. Гл. 3, 5.
Практическое занятие6: Фразеологические единицы языка. Виды фразеологизмов по степени идиоматичности 1. Фразеология как раздел лексикологии. 2. Виды фразеологизмов по степени идеоматичности 3. Источники фразеологизмов Задания: Подберите соответствующие русские фразеологические обороты. Сделайте дословный перевод английских фразеологизмов. Сопоставьте полученные результаты:to make a clean sweep of; better late than never; under the rose; to have clean hands in matter; to live in clover; to give one hot; he who laughs last. Классифицируйте по степени идиоматичности следующие фразеологизмы: ахиллесова пята, белая ворона, битый час, бить баклуши, в двух шагах, в здоровом теле здоровый дух, в час по чайной ложке, век живи – век учись, гол как сокол, дело в шляпе, до мозга костей, за тридевять земель, загребать деньги лопатой, из кожи лезть вон, как зеницу ока, как пить дать, капля в море, ледяное молчание, ломиться в открытую дверь, нашла коса на камень, ни кола ни двора, ни на что не похожа, остаться с носом, очертя голову, плакать навзрыд, себе на уме, по чем зря, семь пятниц на неделе, собаку съесть, спустя рукава, среди бела дня, язык проглотить.
Основная литература 1.Глинских Г.В., Петрова О.В. Введение в языкознание. Нижний Новгород. 1999.: с.165-182. 2.Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Ком Книга, 2007 Гл. 3. 3.Маслов Ю. С. Введение в языкознание. М., 1998. Гл. 3, 5. 4.Реформатский А.А. Введение в языковедение. М., 2006. С. 121-128. 5.Шайкевич А.Я. Введение в лингвистику: учебное пособие. М., 1995., с.161-164
Дополнительная литература Кодухов В.И. Введение в языкознание. М., 1987 Энциклопедический словарь юного филолога/ под ред. М.В. Панова. М., 1984 Практическое занятие7. Понятие грамматической категории. Типы и способы выражения грамматического значения. 1. Грамматическое значение, особенности грамматического значения по сравнению с лексическим. Способы выражения грамматического значения (синтетический, аналитический, супплетивизм). Средства выражения грамматического значения (интонация, аффиксация, словопорядок, редупликация, служебные слова, фонетическое чередование). 2. Грамматическая категория, классификационные и словоизменительные категории. 3. Национальная и историческая специфика грамматических категорий. Набор и структура грамматических категорий в разных языках. Задания Укажите, какие грамматические значения выражены в приводимых ниже случаях и какими средствами: Русск. стол - стола - столу, кот - коты, избегал - избежал, выходил - выхаживал, день сменяет ночь - ночь сменяет день, белый - белее - белейший, синий - синий-синий, хорошо - лучше, разрезать - разрезать, иглы - иглы, иду - шёл, окно - окна, говорю - говоришь, прилежнейший - самый прилежный, напишу - буду писать, поехать - поехал бы. Англ. man – men, sing – sang, good – better – best, easy – easiest, write – writes, spoke – had spoken, boy – boy’s, I – me, speaks – is speaking, girl – girls. 2. Определите, какими грамматическими значениями различаются приведённые ниже словоформы и какими грамматическими способами эти различия выражены.
Высокий - очень высокий; пишет - пишущий; вырезать - вырезать; человек - люди; частый - чаще; знаем - знаете; мать - матери; брат - братья; класть - положить; синий - синий-синий; отдыхать - отдохнуть; ищу - буду искать; нога - на ноги; писать - расписать. Основная литература 1. Глинских Г.В., Петрова О.В. Введение в языкознание. Нижний Новгород. 1999.: с.182-187. 2. Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Ком Книга, 2007 Гл. 5 - 8. 3. Маслов Ю. С. Введение в языкознание. М., 1998. Гл. 4, § 1 – 4. Дополнительная литература 1.Вендина Т.Н.Введение в языкознание. М., 2002. Гл. 8. 2.Реформатский А.А. Введение в языкознание. М., 1996. Гл. 4. § 44 - 56, гл. 7. § 86. Практическое занятие8. Морфемно - морфологический уровень языка. Морфемная и словообразовательная структура слова. Типы морфем. Способы словообразования. 1. Грамматика и грамматический строй языка; понятия морфемы, алломорфы, варианта морфемы. 2. Существующие классификации морфем: корни и аффиксы, типы аффиксов по отношению к корню. 3. Исторические изменения в морфемной структуре слова: опрощение, усложнение, переразложение. 4. Основные понятия словообразования: основа, производность, регулярность, словообразовательная модель; способы словообразования. Задания: Разделите на морфемы следующие слова: Русск. забор, ловля, убеждаю, сидевший, головешка, любовь, братья, ненавистный, любовь, объявление. Англ. children, bookish, worked, wisdom, impossible, rooms, discover, available. 2. Аналогичен ли морфемный состав следующих слов? Англ. а) chatter, greater, writer, daughter, diner, either, ever; b) writes, whiles, needs, ours; c) evening, duckling, meeting, earring. 3.В следующих словах укажите омонимичные аффиксы: Англ. а) teacher, quicker, chapter; b) ships, speaks; c) income, innocent, inhabit, invite. 4.Определите тип основы в следующих словах (производная, непроизводная). Обоснуйте свой ответ. Кость, радость, село, родина, детство, лебедь, сотня, пень, длина, бездна, весна, мыло, ласка, сетка, тьма, басня, старик, горец, зрелище, шорох, воля. 5. Укажите слова, у которых производная основа стала непроизводной. Как называется такое явление? Колесник, ожерелье, облако, вкус, кольцо, окорок, пояс, ровесник, борец, брак, забор, заноза, конец, молодец, крыльцо, забава, кончик, позор. 6. Выделите из данного ниже списка слова, обладающие нулевым показателем. Обоснуйте своё решение и укажите, какие грамматические значения этими показателями выражены: Cтол, ещё, коров, лучи, вперёд, стекло, лугов, обед, стой, май, ветер, дал, миг, такси, пять, вчера, положа. Основная литература 1.Глинских Г.В., Петрова О.В. Введение в языкознание. Нижний Новгород. 1999.: с.187-197. 2.Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Ком Книга, 2007 Гл. 5 - 8. 3.Маслов Ю. С. Введение в языкознание. М., 1998. Гл. 4, § 1 – 4. Дополнительная литература 1.Вендина Т.Н.Введение в языкознание. М., 2002. Гл. 8. 2.Реформатский А.А. Введение в языкознание. М., 1996. Гл. 4. § 44 - 56, гл. 7. § 86. Практическое занятие9.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.111.155 (0.015 с.) |