Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и сущность политической власти. Директивный, функциональный, коммуникативный аспекты власти. Структура власти. Вопрос о соотношении политической и государственной власти.
1)Особым и наиболее известным видом власти является власть политическая. Она характеризуется рядом отличительных признаков: 1) легальностью использования силы в пределах государства; 2) верховенством; 3) публичностью, т.е. всеобщностью и безличностью. 4) моноцентричностью, наличием единого центра принятия решений. 5) многообразием ресурсов. Во взаимодействии различных властей в обществе имеет место т. н. кумулятивный эффект - усиливающееся накопление власти. Он проявляется в том, что богатство повышает шансы на вхождение в политическую элиту и доступ к СМИ; высокая политическая должность способствует накоплению богатства, доступу к информационному влиянию; последнее же улучшает возможность занятий лидирующих политических позиций и т. д. 2)Власть включает директивный, функциональный и коммуникативный аспекты. Директивная составляющая, т.е. власть как принуждение к исполнению воли приказывающего, как правило, считается основной. Директивное управление представляет распределение ресурсов насилия и прав на их использования. Функциональное измерение власти состоит в ее понимании как способности и умения реализовать функцию общественного управления на практике - поддерживать и развивать политическую систему, формировать цели и программы ее деятельности, осуществлять соответствующий контроль. Развитие властного функционализма ведет к разграничению полномочий и специализации власти. Коммуникативный аспект. При коммуникативном понимании власти акцент часто делается на сотрудничество и согласование действий. 3)Структура власти - это те компоненты, без которых она не состоится. Таковыми являются её субъект, объект, подчинение объекта, источники и ресурсы власти. Власть может осуществиться только посредством взаимодействия субъекта власти и ее объекта. Субъект выражает свою волю по отношению к объекту через приказ (распоряжение, команду), сопровождающийся угрозой санкции в случае его невыполнения. Источником власти субъекта (властное первоначало) может выступать его сила, красота, богатство, авторитет. Наконец, власть может порождаться традицией (власть родителей над детьми, власть старейшин) и законом, который предоставляет субъекту власти право требовать и использовать различные ресурсы. Специфическим источником власти выступают знания, обладание какой-либо информацией. Например, жрецы в Древнем Египте использовали знания о солнечных затмениях для укрепления своей власти. В прошлом такой властью обладали шаманы и колдуны, сегодня - ученые, преподаватели, политики, профессионалы.
Ресурсы власти представляют собой все то, что может быть использовано для влияния на других, что повышает потенциал и силу воздействия субъекта власти. Существуют открытые и скрытые типы воздействия (силовое принуждение - лишение каких-либо благ, телесные наказания; закон; традиция, обычай; стимулирование - создание стимулов, в качестве которых выступают материальные и другие блага, которыми объект власти вознаграждается в обмен на требуемое поведение). 4)Государственная власть составляет ядро политической власти, но не исчерпывает полностью ее содержание. Политическая власть — публичные, волевые (руководства — подчинения) отношения, складывающиеся между субъектами политической системы общества (в том числе государством) на основе политических и правовых норм. Политическая власть включает в себя также власть политических партий, общественных организаций, союзов, лидеров ит.д. Государственная власть — публично-политические, волевые (руководства — подчинения) отношения, складывающиеся между государственным аппаратом и субъектами политической системы общества на основе правовых норм, при опоре, в случае необходимости, на государственное принуждение. Государственная власть относительно самостоятельна и составляет основу функционирования государственного аппарата.
Политическая и государственная власть, во многом совпадая, не тождественны. Полем деятельности государственной власти в первую очередь является государство и его органы. Гражданское общество регулируется государством в значительно меньшей степени. Полем деятельности власти политической, наоборот, выступает преимущественно гражданское общество. Государственная власть реализуется государственным аппаратом и его подразделениями. Политическая власть – посредством государственного аппарата, а также через деятельность политических партий и общественных организаций. Государственная власть может издавать законы, обязательные для всего населения, и в случае необходимости легитимно прибегнуть к использованию силы, чего лишены другие субъекты политической власти.
Признаки (черты) государственной власти: 1) публичная власть — выступает от имени всего общества (народа), имеет «публичную» основу своей деятельности — казенное имущество, собственные доходы, налоги; 2) аппаратная власть — концентрируется в аппарате, системе органов государства и через эти органы осуществляется; 3) верховная власть 4) универсальная власть - распространяет властные решения на все общество 5) суверенная власть — отделена от других видов власти внутри страны 6) легитимная власть — юридически (конституционно) обоснована и признана народом страны, а также мировым сообществом. Например, представительные органы приобретают легитимность в результате проведения выборов, предусмотренных и регламентированных законом. 24.Понятие легитимности политической власти. Типы легитимного господства (классификация М. Вебера). Эффективность политической власти. Легитимность представляет собой форму поддержки, оправдание правомерности применения власти и осуществление конкретной формы правления, либо государством в целом, либо его отдельными структурами. Признание обществом законности, правомерности официальной власти - это фундаментальная ее характеристика. В политологии данная характеристика известна под понятием "легитимность" (от лат. legitimus - законный). Речь идет об общественном признании власти, о доверии и поддержке, которые оказывают ей общество, народ, а не о правовом, юридическом закреплении политической власти в соответствующих государственных документах. Получить юридическую, правовую законность тем, кто взял в свои руки власть, несложно. Поэтому и цена такого формального признания власти не столь велика в сравнении с признанием политической власти народом, т.е. легитимностью политической власти. Соответственно, следует различать понятия "легитимность власти" (общественное признание ее законности) и "легальность власти" (правовое, формальное ее закрепление). Понятие "легитимность власти" впервые было введено немецким политологом М.Вебером.В политической науке наиболее популярна классификация, составленная М. Вебером, который с точки зрения мотивации подчинения выделял следующие ее типы: - традиционная легитимность, формирующаяся на основе веры людей в необходимость и неизбежность подчинения власти, которая получает в обществе статус традиции, обычая, привычки к повиновению тем или иным лицам или политическим институтам. - рациональная (демократическая) легитимность, возникающая в результате признания людьми справедливости тех рациональных и демократических процедур, на основе которых формируется система власти. - харизматическая легитимность, складывающаяся в результате веры людей в признаваемые ими выдающимися качества политического лидера. Эффективность власти - это ее результативность, степень выполнения ею своих функций в политической системе и обществе, реализации ожиданий граждан. Критериями эффективности власти являются: легитимность власти и эффективное использование ее ресурсов; рациональность «вертикальной» и «горизонтальной» структур власти; эффективный, действенный, своевременный контроль за выполнением распоряжений властных структур; организационно-техническое и кадровое обеспечение учета и анализа властных распоряжений; наличие действенной системы санкций, применяемых к объекту власти в случае невыполнения им властного приказа; эффективная система самоконтроля власти, одним из показателей которой является ее авторитет.
25.Понятие “политическая элита”. Теории элит. Роль элит в осуществлении политической власти. Социальные источники и механизмы рекрутирования политической элиты. Особенности российской политической элиты. Политическая элита - это определенная группа, слой общества, которой концентрирует в своих руках государственную власть, большие материальные ресурсы, технико-организационные средства, средства массовой информации, занимает командные посты, управляет обществом. В основном это профессиональные политики высокого ранга, наделенными властными функциями и полномочиями. Теория элиты - это социально-философская концепция, исключающая усреднённость в оценке влияния людей на власть и отражающая соревновательность, конкурентность в политической жизни. Согласно теории элиты, любая социальная структура состоит из 2-х частей: высшего, привилегированного слоя, или слоя, осуществляющего функции управления, развития культуры, т.е. ЭЛИТА, и основная масса людей.Развивали: Г. Моска, В. Парето, Мангейм, Миллс и прочие. Например Теория Парето: - все общество делится на управляемых и неуправляемых; - управляющие сохраняют свою власть с помощью гибкости, хитрости, силы, убеждения и готовности использовать насилие для подавления оппозиций. две основные классификации: - элита "лисы", чертами которой является хитрость, изворотливость и стремление поддержать свою власть "пропагандой". "Лисы" находятся у власти при демократических режимах. Они достигают согласия с помощью политических интриг; - элита "львов", чертами которой является смелость, решительность, предпочтение насилия.
Политическая элита внутренне дифференцирована. Она делиться: на правящую, которая непосредственно обладает государственной властью; оппозиционную (контрэлиту); на высшую, которая принимает значимые для всего государства решения; среднюю, которая выступает барометром общественного мнения; административную - это служащие-управленцы; политические элиты в партиях, классах и т.д. Но разграничение политических элит не значит, что они не взаимно влияют и не взаимодействуют друг с другом.
Социальная представительность элиты напрямую зависит от способа ее отбора или, иначе говоря, рекрутирования. Общепризнанными являются две основных системы рекрутирования элит – антрепренерскую и систему гильдий. Для антрепренерской системы рекрутирования характерны: открытость; наличие широкого круга претендентов на замещение лидирующих позиций; отсутствие большого числа формальных требований (возраст, образование, профессия и т.п.) при первостепенном значении личных качеств; высокая конкуренция между претендентами и широкий круг селектората (то есть тех, кто участвует в отборе). Для системы гильдий, напротив, характерны: закрытость; отбор претендентов на руководящие посты из представителей низших слоев самой элиты; высокая институализация процесса отбора при первоначальном учете формальных критериев; узкий круг селектората. Система гильдий способствует воспроизводству уже существующего типа элиты.
Говоря о российской властвующей политической элите, нельзя не заметить, что груз исторических традиций политической культуры во многом определяет методы политической деятельности, политического сознания и поведения новой волны "российских реформаторов", по природе и сущности своей не воспринимающих иных методов действий, кроме тех, которые были успешно использованы как ими самими, так и их предшественниками. Фактом является то, что политическая культура складывается веками и изменить ее за короткое время невозможно. Именно поэтому политическое развитие сегодняшней России приняло такой привычный всем нам характер, лишь с небольшими оттенками либеральной демократии, тогда как, в настоящий момент существует ярко выраженная потребность в новом пути развития политических отношений. В данный момент в России государственная власть характеризуется тремя основными признаками: власть неделимая и не смещаемая (фактически можно сказать наследственная); власть полностью автономна, а также полностью неподконтрольна обществу; третье — традиционная связь российской власти с обладанием и распоряжением собственностью. Именно под эти сущностные характеристики российской власти и подгоняются принципы либеральной демократии, которая превращается в свою полную противоположность. На текущий момент центральная проблема российской политической системы — это реализация власти (в первую очередь ее разделяемость и смещаемость). Исторический опыт российского парламентаризма (его развития) подтверждает одну интересную особенность: противостояние, а иногда и силовой конфликт, власти исполнительной, как лидирующей, и власти маргинальной законодательной. Подавление или даже уничтожение одной ветви власти фактически закрепляет всевластие другой, что, однако, исходя из мирового опыта, ведет к поражению действующего режима. Полной гармонии между этими ветвями власти быть и не может, но их четкое разделение и обеспечивает контроль общества над государственной властью.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 817; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.30 (0.012 с.) |