Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел I. Структурно-системный анализ национального хозяйстваСтр 1 из 6Следующая ⇒
Введение
Данная разработка способствует системному изучению дисциплины «Национальная экономика» студентами, обучающимися по направлению «Экономика», и включает: вопросы для обсуждения, контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы (тесты), а также списки рекомендуемой литературы. Данная методическая разработка направлена на оказание помощи студентам дневной формы обучения в выполнении семинарских и индивидуальных заданий, осуществляемых под контролем преподавателя, а также в организации самостоятельной работы Семинарские занятия по дисциплине проводятся с целью изучения и усвоения теоретических и практических вопросов национального хозяйствования в системе рыночных отношений. Уровень усвоения студентами теоретического материала проверяется посредством устного опроса по основным вопросам темы. Контрольные вопросы предназначены для проверки качества усвоения лекционного материала. Результаты самостоятельной работы студенты представляют в часы аудиторных семинарских занятий по расписанию. Оценка за семинарские занятия выставляется в первый блок учета текущей успеваемости. Цель выполнения индивидуальной самостоятельной работы состоит в углублении и закреплении теоретического материала, систематизации и обобщении знаний по наиболее актуальным, сложным и дискуссионным проблемам, формировании профессиональных умений и навыков, побуждении к научно-исследовательской работе, развитии познавательных и творческих способностей студентов. Выполнение индивидуальных самостоятельных заданий направлено на более глубокое освоение основных закономерностей и тенденций динамики развития национальной экономики, комплексное представление о причинах, формах, механизмах и последствиях участия государства в экономической жизни в условиях доминирования рыночных отношений. На индивидуальные занятия выносятся три темы программы курса «Национальная экономика». Форма проведения – «круглый стол». Студенты приходят на индивидуальное занятие с подготовленными экономическими эссе. Тематика эссе разработана согласно теме индивидуального занятия и выбирается студентом по номеру его фамилии в списке группы. К каждой теме индивидуального занятия приведен список тем эссе и список рекомендуемой литературы.
Преподаватель обозначает главную проблему дискуссии и по логике данной темы студенты выступают со своим мнением на основе выполненных самостоятельно эссе. Наиболее активные участники «круглого стола», выступившие с анализом проблемы, получают высокие положительные оценки (человек 10-15). Критерии активности: - раскрытие темы своего варианта эссе; - новизна мнения автора; - актуальность проблемы; - взаимосвязь с современной экономической ситуацией в РФ и РТ. Остальные участники круглого стола (10 человек) оцениваются по степени участия в дискуссии и на основе письменной работы (эссе). Требования к написанию эссе: 1. Объём 2-3 страницы. 2. Изложение проблемы в сжатой форме. 3. Исследование актуальных вопросов экономики в рамках тем. 4. Теоретическая и практическая значимость с точки зрения автора. Результаты выполненной индивидуальной работы студенты представляют в часы аудиторных индивидуальных занятий по расписанию. Оценка по выполненному и защищенному заданию выставляется во второй блок учета текущей успеваемости. Часть 1. Семинарские занятия и самостоятельная работа Раздел I. Структурно-системный анализ национального хозяйства Занятие 2 Вопросы для обсуждения: 1. Понятие хозяйственной инфраструктуры (инвестиционная политика). 2. Понятие хозяйственных институтов (антимонопольная политика). 3. Понятие регионального хозяйствования (региональная политика). 4. Межрегиональные хозяйственные связи (территориальная политика). Контрольные вопросы: 1. Сущность, происхождение и основные элементы инфраструктуры рынка. 2. Становление институтов рыночной инфраструктуры в России. 3. Коммерческие банки и кредитный рынок. 4. Преобразования банковской сферы. 5. Становление небанковских финансовых структур. 6. Экономическое содержание и особенности формирования инвестиционного потенциала. 7. Основные модели инвестиционного процесса и инвестиционных рынков: мировой опыт и российская специфика. 8. Масштабы инвестиционного кризиса в российской экономике и его причины.
9. Опыт стимулирования инвестиционного процесса в странах с переходной экономикой. 10. Финансовый потенциал национальной экономики. 11. Значение зарубежных инвестиций для российской экономики. 12. Факторы и направления интенсификации инвестиционного процесса и улучшения инвестиционного климата в России. Задания для самостоятельной работы: Ответить на следующие тесты: 1. Вид транспорта, по которому Россия соответствует международным стандартам: а) воздушный; б) железнодорожный; в) водный; г) трубопроводный; д) автомобильный. 2. Лидером в сфере информатизации является: а) Германия; б) США; в) Япония; г) Россия. 3. Получение дополнительной прибыли на вложенные средства является целью инвестиций: а) государственных; б) реальных; в) частных; г) финансовых. 4. Подход, согласно которому, движущей силой экономического развития является колебание объема инвестиций, называется: а) кейнсианским; б) монетаристским; в) классическим; г) институциональным. 5. Кейнсианская теория равновесного состояния макроэкономики достигается путем установления соотношения: а) потребление – инвестиции; б) сбережения – инвестиции; в) потребление – сбережения – инвестиции. 6. Капитальные вложения в землю, недвижимость, машины, оборудование и пр. называются: а) портфельными инвестициями; б) прямыми инвестициями г) валовыми инвестициями; д) реальными инвестициями. 7. Вложение капитала в различные ценные бумаги - это: а) реальные инвестиции; б) частные инвестиции; в) финансовые инвестиции; г) прямые инвестиции; д) косвенные инвестиции. 8. В теории инвестиций, на категории "склонность к сбережению" основан подход: а) неоклассический; б) кейнсианский; в) монетаристский; г) классический; д) институционализм. 9. Инвестиции в денежный капитал – это: а) затраты на капитальный ремонт; б) вложения в нематериальные активы; в) средства для будущего инвестирования в реальный капитал; г) вложение капитала в ценные бумаги. 10. Основным поставщиком зарубежных инвестиций в Россию является: а) Германия; б) США; в) Кипр; г) Бразилия; д) Италия. Рекомендуемая литература: 1. Гришин В. В. Управление инновационной деятельностью в условиях модернизации национальной экономики: учеб. пособие / В.В.Гришин. - М.: Дашков и К, 2009. –Гл. 3. 2. Ковалева Т. Ю. Оценка изменений отраслевой и региональной структуры ВРП по видам экономической деятельности и Федеральным округам РФ / Т. Ю. Ковалева // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. - 2009. - № 1. - С. 331-335. 3. Национальная экономика: учебник / под общей ред. В.А.Шульги. — М.: Российская экономическая академия, 2007. – Гл. 6. 4. Основы национальной экономики: учеб. пособие / А.В.Сидорович, В.Р.Битюкова, С.Г.Борисова и др.; Рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В.Сидорович. - М.: Дело и Сервис, 2009. – Гл.2-4. 5. Преодоление барьеров: человеческая мобильность и развитие: доклад о развитии человеческого потенциала за 2009. // Общество и экономика. - 2009. - № 8, С. 228-282; № 10.-С.99-188. 6. Юмина Е. В. Анализ волатильности отраслей российской экономики / Е. В. Юмина // Банковские услуги. - 2009. - № 11. - С. 17-26. 7. Яшник А. Н. Структура производства как объекта экономики России / А. Н. Яшник // Финансы и кредит. - 2009. - № 3. - С. 68-79.
Занятие 2 Вопросы для обсуждения: 1. Стратегические программы и комплексное развитие. 2. Индикативные планы национальные модели. 3. Программы социально-экономического развития России. Контрольные вопросы: 1. Виды государственных стратегий социально-экономического развития страны. Взаимосвязь стратегического планирования и прогнозирования. 2. Французская модель "планируемого капитализма". 3. Индикативное планирование и экономическое прогнозирование как составляющие стабилизации российской экономики. 4. Индикативное планирование на примере национальных проектов развития Российской Федерации. 5. Стратегическое планирование на примере программы модернизации российской экономики.
Задания для самостоятельной работы: Ответить на следующие тесты: 1. Впервые модель индикативного планирования была предложена в 50-х гг. ХХ века в: а) Германии; б) США; в) Франции; г) России. 2. Индикативное планирование – это разработка: а) государственного бюджета страны, как инструмента государственного регулирования; б) конкретного плана развития страны в соответствии с программой экономического развития и бюджетными возможностями; в) программ развития экономики. 3. Определение целей экономики и реальности достижения этих целей - это задача следующего этапа долгосрочного прогнозирования: а) поисковый прогноз; б) нормативный прогноз; в) подготовка предложений по использованию определенных экономических регуляторов; г) корректировка нормативного прогноза. 4. Индикативные планы развития национального хозяйства стали широко применяться в рыночной экономике: а) до Великой депрессии; б) после Великой депрессии; в) до Второй мировой войны; г) после Второй мировой войны. Рекомендуемая литература: 1. Градов А. П. Национальная экономика: учеб.пособие / А.П.Градов. -, 2-е изд. - СПб.:Питер, 2007. – Гл.11-12. 2. Кузык Б. Н. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование: учеб. / Б.Н.Кузык, В.И.Кушлин, Ю.В.Яковец. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономика, 2009. - Гл. 2,8-11. 3. Национальная экономика: учебник / под общей ред. В.А.Шульги. — М.: Российская экономическая академия, 2008. – Гл. 21, 22. 4. Основы национальной экономики: учебное пособие / А.В.Сидорович, В.Р.Битюкова, С.Г.Борисова и др.; рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В.Сидорович. - М.: Дело и Сервис, 2009. – Гл. 19-20. 5. Прокопов Б. И. Направления реализации оптимистического сценария развития научно-технологического уклада в национальной экономике / Б. И. Прокопов // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. - 2009. - № 3. - С. 501-502.
6. Экономика: учебник / под ред. А.С.Булатова. М.: ЭКО, 2008. – Гл. 20. Часть 2. Задания для индивидуальных занятий Индивидуальное занятие №1 Тема: Социальная сфера рыночного хозяйства Рекомендуемые темы эссе (по вариантам): 1. Особенности потребительского комплекса России. 2. Бедность и нищета: тенденции и реалии. 3. Факторы социальной политики. 4. Депривационный цикл бедности. 5. Wellfare и Workfare: сущность и различие. 6. Государство всеобщего благоденствия. 7. Эволюция социальной политики. 8. Социальная политика и занятость. 9. Социальная политика и социальная работа. 10. Правовые основы социальной политики. 11. Система социального обслуживания населения. 12. Социальная политика за рубежом. 13. Особенности финансирования социальной сферы. 14. Социальная политика и национальная культура. 15. Основные понятия в сфере обслуживания. 16. Гендерные аспекты социальной политики. 17. Определения уровня и качества жизни. 18. Социальный статус и социальная политика. 19. Социальная политика и различные социальные группы. 20. Социальная работа как профессия в сфере социальной политики. 21. Индекс человеческого развития: особенности измерения. 22. Основные направления социальной политики. 23. Понятие социальной защиты и социальной поддержки. 24. Соотношение социальной защиты и социальной работы. 25. Потребительский бюджет. Прожиточный минимум.
Рекомендуемая литература 1. Бабашкина A.M. Государственное регулирование национальной экономики: учебное пособие. — М.: Финансы и статистика, 2009. – Гл. 7. 2. Государственное регулирование национальной экономики. / под ред. проф. Э.Н. Кузьбожева. - М.: Кнорус, 2008. – Гл.5-7. 3. Градов А. П. Национальная экономика. Курс лекций. - СПб: Специальная Литература, 2008. – Гл. 13-15. 4. Гурвич Е. Насколько точны макроэкономические и бюджетные прогнозы? // Вопросы экономики. – 2008. - № 9. 5. Конарева Л.А. Стратегия реализации социальной ответственности в XXI веке // США-Канада. Экономика, политика, культура. - 2009. - № 2. 6. Маевский В. Экономические измерения и фундаментальная теория // Вопросы экономики.- 2007. - №10. 7. Мироедов А.А. Отражение дисбаланса социальной и экономических составляющих развития региональной системы в современных статистических показателях / А. А. Мироедов, А. А. Чуб // Вопросы статистики. - 2009. - № 10. 8. Национальная экономика: учебник / под ред. акад. В.А.Шульги. — М.: Российская экономическая академия, 2009. – Гл.12. 9. Национальная экономика: учеб. пособие / К.Н.Юсупов, А.В.Янгиров, А.Р.Таймасов; под общ. ред. К.Н.Юсупова. - 2-е изд., стер. - М.: КноРус, 2009. – Гл.11. 10. Национальная экономика. Система потенциалов: учебное пособие / С.Г.Тяглов, Н.П.Молчанова, В.Г.Житников и др.; под ред. Н.Г.Кузнецова, С.Г.Тяглова. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – Гл.10. 11. Основы национальной экономики: учебное пособие / А.В.Сидорович, В.Р.Битюкова, С.Г.Борисова и др.; рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В.Сидорович. - М.: Дело и Сервис, 2009. – Гл.8.
12. Экономическая теория национальной экономики и мирового хозяйства: учебник / под ред. проф. А.Г. Грязновой, проф. Т.В. Чечелевой. — М.:ЮНИТИ, 2009. – Гл. 5. Индивидуальное занятие №2 Тема: Экономическая безопасность национальной экономики Рекомендуемые темы эссе (по вариантам): 1.Продовольственное обеспечение России. 2.Эколого-экономическая безопасность России. 3.Оценка экономической безопасности региона. 4.Продовольственная безопасность региона. 5.Механизм обеспечения безопасности предпринимательства. 6.Экономическая безопасность системы образования. 7.Экономическая безопасность в социальной сфере. 8.Особенности утечки капитала из России. 9.Инновации в системе экономической безопасности. 10.Эффективность системы экономической безопасности на транспорте. 11.Факторы обеспечения экономической безопасности страны (региона). 12.Региональные приоритеты в системе экономической безопасности. 13.Защиты информации в системе экономической безопасности. 14.Экономическая безопасность предпринимательских рисков. 15.Устойчивость системы экономической безопасности страны (региона). 16.Энергетическая безопасность в системе экономической безопасности. 17.Экономическая безопасность в сфере здравоохранения. 18.Стратегия формирования экономической безопасности. 19.Антиглобализм в системе национальной безопасности. 20.Экономическая безопасность страны в рамках ВТО. 21.Жилищное строительство в системе национальной безопасности. 22.Национальная безопасность в системе таможенного союза. 23.Национальная безопасность в системе ЕВРАЗЭС. 24.Национальная безопасность в системе Россия – ЕС.
Рекомендуемая литература 1. Асадулаев А.Б. Социально-экономическая безопасность в системе национальной безопасности // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. - 2009. - № 3. 2. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: уч. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2008. – Гл.10. 3. Барр Р. Политическая экономия: В 2-х тт. – Пер. с фр. – М.: Междунар. Отношения, 2009. – Гл.8. 4. Белорылова О.С. Теория переходной экономики: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – Гл.5-8. 5. Государственное регулирование национальной экономии / Под ред. проф. Э. Н. Кузьбожева. - М.: Кнорус, 2008. – Гл.12. 6. Градов А.П. Национальная экономика: учеб. пособие - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2007. – Гл.14. 7. Исмагилов И.Ф. Обеспечение устойчивого развития топливно-энергетического комплекса - основа экономической и национальной безопасности Российской Федерации // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. - 2010. - № 1. 8. Кочетов Э.Г. Глобалистика: теория, методология, практика: учебник для вузов. – М.: Изд-во НОРМА, 2007. – Гл.7. 9. Кудров В.М. Национальная экономика России: учеб. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Дело, 2007. – Гл. 4. 10. Национальная экономика России: потенциалы, комплексы, экономическая безопасность / Под ред. д.э.н., проф. В.И.Лисова. - М.: Экономика, 2009. – Гл.9. 11. Сенчагов В. Стратегические цели и механизм обеспечения экономической безопасности // Проблемы теории и практики управления. - 2009. - № 3. 12. Сергиенко Я., Френкель А. Венчурные инвестиции и инновационная деятельность // Вопросы экономики. – 2006. - №5. 13. Скрынник Е. Продовольственная безопасность - важная составляющая системы национальной безопасности России // АПК: экономика, управление. - 2010. - № 1. 14. Экономическая теория национальной экономики и мирового хозяйства / под ред. проф. А.Г.Грязновой, проф. Т.В.Чечелевой. – М.: ЮНИТИ, 2009. – Гл.15.
Индивидуальное занятие №3 Тема: Прогнозирование, стратегическое планирование и программирование развития национальной экономики Рекомендуемые темы эссе (по вариантам): 1. Сущность и содержание процесса прогнозирования. 2. Директивное планирование и его основные формы. 3. Индикативное планирование и его основные формы. 4. Стратегическое планирование и его основные формы. 5. Исторический аспект прогнозирования и планирования. 6. Научная методология прогнозирования и планирования. 7. Система показателей прогнозных планов. 8. Субъекты экономического прогнозирования (планирования). 9. Объекты экономического прогнозирования (планирования). 10. Система методов прогнозирования (планирования). 11. Методы экспертных оценок в прогнозировании (планировании). 12. Балансовый метод прогнозирования (планирования). 13. Нормативный метод прогнозирования (планирования). 14. Программно-целевой метод прогнозирования (планирования). 15. Принципы организации прогнозирования (планирования). 16. Система органов прогнозирования (планирования). 17. Порядок разработки прогнозных планов. 18. Методы прогнозирования макроэкономических показателей. 19. Прогнозирование и планирование структуры экономики. 20. Программа структурной перестройки экономики. 21. Роль межотраслевого баланса в построении прогнозов (планов). 22. Методы прогнозирования (таргетирования) инфляции. 23. Демографические прогнозные оценки и их роль в экономике. 24. Прогнозирование уровня (качества) жизни населения. 25. Прогнозирование (планирование) государственных закупок. 26. Прогнозирование (планирование) занятости в экономике. 27. Прогнозирование (планирование) доходов населения. 28. Прогнозирование (планирование) национальных инвестиций. 29. Прогнозирование (планирование) развития региона (города).
Рекомендуемая литература 1. Бабашкина A.M. Государственное регулирование национальной экономики: учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2008. – Гл.8. 2. Барр Р. Политическая экономика: В 2-х тт. - Пер. с фр. - М.: Международные отношения, 2008. – Гл.10. 3. Белокрылова О.С. Теория переходной экономики: учебное пособие. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2008. – Гл.7. 4. Государственное регулирование национальной экономики / Под ред. проф. Э.Н. Кузьбожева. М.: Кнорус, 2007. – Гл.14. 5. Кочетов Э.Г. Глобалистика: Теория, методология, практика: учебник для вузов. - М.: Изд-во НОРМА, 2009. – Гл.11. 6. Национальная экономика России: потенциалы, комплексы, экономическая безопасность: учебник / Под ред. д.э.н., проф. В.И. Лисова. - М. Экономика, 2008. – Гл.9. 7. Пименов А.В. К вопросу о выборе параметров функционирования национальной экономики / А. В. Пименов, Д. В. Пименов // Финансы и кредит. - 2008. - № 44. 8. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование: учебник / Б.Н.Кузык, В.И.Кушлин, Ю.В.Яковец. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. Экономика, 2009. – Гл.14. 9. Сидорович А. О взаимосвязи экономической теории и стратегии государства // Экономист. - 2008. - № 11. Введение
Данная разработка способствует системному изучению дисциплины «Национальная экономика» студентами, обучающимися по направлению «Экономика», и включает: вопросы для обсуждения, контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы (тесты), а также списки рекомендуемой литературы. Данная методическая разработка направлена на оказание помощи студентам дневной формы обучения в выполнении семинарских и индивидуальных заданий, осуществляемых под контролем преподавателя, а также в организации самостоятельной работы Семинарские занятия по дисциплине проводятся с целью изучения и усвоения теоретических и практических вопросов национального хозяйствования в системе рыночных отношений. Уровень усвоения студентами теоретического материала проверяется посредством устного опроса по основным вопросам темы. Контрольные вопросы предназначены для проверки качества усвоения лекционного материала. Результаты самостоятельной работы студенты представляют в часы аудиторных семинарских занятий по расписанию. Оценка за семинарские занятия выставляется в первый блок учета текущей успеваемости. Цель выполнения индивидуальной самостоятельной работы состоит в углублении и закреплении теоретического материала, систематизации и обобщении знаний по наиболее актуальным, сложным и дискуссионным проблемам, формировании профессиональных умений и навыков, побуждении к научно-исследовательской работе, развитии познавательных и творческих способностей студентов. Выполнение индивидуальных самостоятельных заданий направлено на более глубокое освоение основных закономерностей и тенденций динамики развития национальной экономики, комплексное представление о причинах, формах, механизмах и последствиях участия государства в экономической жизни в условиях доминирования рыночных отношений. На индивидуальные занятия выносятся три темы программы курса «Национальная экономика». Форма проведения – «круглый стол». Студенты приходят на индивидуальное занятие с подготовленными экономическими эссе. Тематика эссе разработана согласно теме индивидуального занятия и выбирается студентом по номеру его фамилии в списке группы. К каждой теме индивидуального занятия приведен список тем эссе и список рекомендуемой литературы. Преподаватель обозначает главную проблему дискуссии и по логике данной темы студенты выступают со своим мнением на основе выполненных самостоятельно эссе. Наиболее активные участники «круглого стола», выступившие с анализом проблемы, получают высокие положительные оценки (человек 10-15). Критерии активности: - раскрытие темы своего варианта эссе; - новизна мнения автора; - актуальность проблемы; - взаимосвязь с современной экономической ситуацией в РФ и РТ. Остальные участники круглого стола (10 человек) оцениваются по степени участия в дискуссии и на основе письменной работы (эссе). Требования к написанию эссе: 1. Объём 2-3 страницы. 2. Изложение проблемы в сжатой форме. 3. Исследование актуальных вопросов экономики в рамках тем. 4. Теоретическая и практическая значимость с точки зрения автора. Результаты выполненной индивидуальной работы студенты представляют в часы аудиторных индивидуальных занятий по расписанию. Оценка по выполненному и защищенному заданию выставляется во второй блок учета текущей успеваемости. Часть 1. Семинарские занятия и самостоятельная работа Раздел I. Структурно-системный анализ национального хозяйства
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.255.134 (0.102 с.) |