Раздел I. Структурно-системный анализ национального хозяйства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел I. Структурно-системный анализ национального хозяйства



Введение

 

Данная разработка способствует системному изучению дисциплины «Национальная экономика» студентами, обучающимися по направлению «Экономика», и включает: вопросы для обсуждения, контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы (тесты), а также списки рекомендуемой литературы.

Данная методическая разработка направлена на оказание помощи студентам дневной формы обучения в выполнении семинарских и индивидуальных заданий, осуществляемых под контролем преподавателя, а также в организации самостоятельной работы

Семинарские занятия по дисциплине проводятся с целью изучения и усвоения теоретических и практических вопросов национального хозяйствования в системе рыночных отношений. Уровень усвоения студентами теоретического материала проверяется посредством устного опроса по основным вопросам темы.

Контрольные вопросы предназначены для проверки качества усвоения лекционного материала.

Результаты самостоятельной работы студенты представляют в часы аудиторных семинарских занятий по расписанию.

Оценка за семинарские занятия выставляется в первый блок учета текущей успеваемости.

Цель выполнения индивидуальной самостоятельной работы состоит в углублении и закреплении теоретического материала, систематизации и обобщении знаний по наиболее актуальным, сложным и дискуссионным проблемам, формировании профессиональных умений и навыков, побуждении к научно-исследовательской работе, развитии познавательных и творческих способностей студентов. Выполнение индивидуальных самостоятельных заданий направлено на более глубокое освоение основных закономерностей и тенденций динамики развития национальной экономики, комплексное представление о причинах, формах, механизмах и последствиях участия государства в экономической жизни в условиях доминирования рыночных отношений.

На индивидуальные занятия выносятся три темы программы курса «Национальная экономика». Форма проведения – «круглый стол». Студенты приходят на индивидуальное занятие с подготовленными экономическими эссе. Тематика эссе разработана согласно теме индивидуального занятия и выбирается студентом по номеру его фамилии в списке группы. К каждой теме индивидуального занятия приведен список тем эссе и список рекомендуемой литературы.

Преподаватель обозначает главную проблему дискуссии и по логике данной темы студенты выступают со своим мнением на основе выполненных самостоятельно эссе. Наиболее активные участники «круглого стола», выступившие с анализом проблемы, получают высокие положительные оценки (человек 10-15). Критерии активности:

- раскрытие темы своего варианта эссе;

- новизна мнения автора;

- актуальность проблемы;

- взаимосвязь с современной экономической ситуацией в РФ и РТ.

Остальные участники круглого стола (10 человек) оцениваются по степени участия в дискуссии и на основе письменной работы (эссе).

Требования к написанию эссе:

1. Объём 2-3 страницы.

2. Изложение проблемы в сжатой форме.

3. Исследование актуальных вопросов экономики в рамках тем.

4. Теоретическая и практическая значимость с точки зрения автора.

Результаты выполненной индивидуальной работы студенты представляют в часы аудиторных индивидуальных занятий по расписанию.

Оценка по выполненному и защищенному заданию выставляется во второй блок учета текущей успеваемости.

Часть 1. Семинарские занятия и самостоятельная работа

Раздел I. Структурно-системный анализ национального хозяйства

Занятие 2

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие хозяйственной инфраструктуры (инвестиционная политика).

2. Понятие хозяйственных институтов (антимонопольная политика).

3. Понятие регионального хозяйствования (региональная политика).

4. Межрегиональные хозяйственные связи (территориальная политика).

Контрольные вопросы:

1. Сущность, происхождение и основные элементы инфраструктуры рынка.

2. Становление институтов рыночной инфраструктуры в России.

3. Коммерческие банки и кредитный рынок.

4. Преобразования банковской сферы.

5. Становление небанковских финансовых структур.

6. Экономическое содержание и особенности формирования инвестиционного потенциала.

7. Основные модели инвестиционного процесса и инвестиционных рынков: мировой опыт и российская специфика.

8. Масштабы инвестиционного кризиса в российской экономике и его причины.

9. Опыт стимулирования инвестиционного процесса в странах с переходной экономикой.

10. Финансовый потенциал национальной экономики.

11. Значение зарубежных инвестиций для российской экономики.

12. Факторы и направления интенсификации инвестиционного процесса и улучшения инвестиционного климата в России.

Задания для самостоятельной работы:

Ответить на следующие тесты:

1. Вид транспорта, по которому Россия соответствует международным стандартам:

а) воздушный;

б) железнодорожный;

в) водный;

г) трубопроводный;

д) автомобильный.

2. Лидером в сфере информатизации является:

а) Германия;

б) США;

в) Япония;

г) Россия.

3. Получение дополнительной прибыли на вложенные средства является целью инвестиций:

а) государственных;

б) реальных;

в) частных;

г) финансовых.

4. Подход, согласно которому, движущей силой экономического развития является колебание объема инвестиций, называется:

а) кейнсианским;

б) монетаристским;

в) классическим;

г) институциональным.

5. Кейнсианская теория равновесного состояния макроэкономики достигается путем установления соотношения:

а) потребление – инвестиции;

б) сбережения – инвестиции;

в) потребление – сбережения – инвестиции.

6. Капитальные вложения в землю, недвижимость, машины, оборудование и пр. называются:

а) портфельными инвестициями;

б) прямыми инвестициями

г) валовыми инвестициями;

д) реальными инвестициями.

7. Вложение капитала в различные ценные бумаги - это:

а) реальные инвестиции;

б) частные инвестиции;

в) финансовые инвестиции;

г) прямые инвестиции;

д) косвенные инвестиции.

8. В теории инвестиций, на категории "склонность к сбережению" основан подход:

а) неоклассический;

б) кейнсианский;

в) монетаристский;

г) классический;

д) институционализм.

9. Инвестиции в денежный капитал – это:

а) затраты на капитальный ремонт;

б) вложения в нематериальные активы;

в) средства для будущего инвестирования в реальный капитал;

г) вложение капитала в ценные бумаги.

10. Основным поставщиком зарубежных инвестиций в Россию является:

а) Германия;

б) США;

в) Кипр;

г) Бразилия;

д) Италия.

Рекомендуемая литература:

1. Гришин В. В. Управление инновационной деятельностью в условиях модернизации национальной экономики: учеб. пособие / В.В.Гришин. - М.: Дашков и К, 2009. –Гл. 3.

2. Ковалева Т. Ю. Оценка изменений отраслевой и региональной структуры ВРП по видам экономической деятельности и Федеральным округам РФ / Т. Ю. Ковалева // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. - 2009. - № 1. - С. 331-335.

3. Национальная экономика: учебник / под общей ред. В.А.Шульги. — М.: Российская экономическая академия, 2007. – Гл. 6.

4. Основы национальной экономики: учеб. пособие / А.В.Сидорович, В.Р.Битюкова, С.Г.Борисова и др.; Рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В.Сидорович. - М.: Дело и Сервис, 2009. – Гл.2-4.

5. Преодоление барьеров: человеческая мобильность и развитие: доклад о развитии человеческого потенциала за 2009. // Общество и экономика. - 2009. - № 8, С. 228-282; № 10.-С.99-188.

6. Юмина Е. В. Анализ волатильности отраслей российской экономики / Е. В. Юмина // Банковские услуги. - 2009. - № 11. - С. 17-26.

7. Яшник А. Н. Структура производства как объекта экономики России / А. Н. Яшник // Финансы и кредит. - 2009. - № 3. - С. 68-79.

 

Занятие 2

Вопросы для обсуждения:

1. Стратегические программы и комплексное развитие.

2. Индикативные планы национальные модели.

3. Программы социально-экономического развития России.

Контрольные вопросы:

1. Виды государственных стратегий социально-экономического развития страны. Взаимосвязь стратегического планирования и прогнозирования.

2. Французская модель "планируемого капитализма".

3. Индикативное планирование и экономическое прогнозирование как составляющие стабилизации российской экономики.

4. Индикативное планирование на примере национальных проектов развития Российской Федерации.

5. Стратегическое планирование на примере программы модернизации российской экономики.

 

Задания для самостоятельной работы:

Ответить на следующие тесты:

1. Впервые модель индикативного планирования была предложена в 50-х гг. ХХ века в:

а) Германии;

б) США;

в) Франции;

г) России.

2. Индикативное планирование – это разработка:

а) государственного бюджета страны, как инструмента государственного регулирования;

б) конкретного плана развития страны в соответствии с программой экономического развития и бюджетными возможностями;

в) программ развития экономики.

3. Определение целей экономики и реальности достижения этих целей - это задача следующего этапа долгосрочного прогнозирования:

а) поисковый прогноз;

б) нормативный прогноз;

в) подготовка предложений по использованию определенных экономических регуляторов;

г) корректировка нормативного прогноза.

4. Индикативные планы развития национального хозяйства стали широко применяться в рыночной экономике:

а) до Великой депрессии;

б) после Великой депрессии;

в) до Второй мировой войны;

г) после Второй мировой войны.

Рекомендуемая литература:

1. Градов А. П. Национальная экономика: учеб.пособие / А.П.Градов. -, 2-е изд. - СПб.:Питер, 2007. – Гл.11-12.

2. Кузык Б. Н. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование: учеб. / Б.Н.Кузык, В.И.Кушлин, Ю.В.Яковец. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономика, 2009. - Гл. 2,8-11.

3. Национальная экономика: учебник / под общей ред. В.А.Шульги. — М.: Российская экономическая академия, 2008. – Гл. 21, 22.

4. Основы национальной экономики: учебное пособие / А.В.Сидорович, В.Р.Битюкова, С.Г.Борисова и др.; рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В.Сидорович. - М.: Дело и Сервис, 2009. – Гл. 19-20.

5. Прокопов Б. И. Направления реализации оптимистического сценария развития научно-технологического уклада в национальной экономике / Б. И. Прокопов // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. - 2009. - № 3. - С. 501-502.

6. Экономика: учебник / под ред. А.С.Булатова. М.: ЭКО, 2008. – Гл. 20.


Часть 2. Задания для индивидуальных занятий

Индивидуальное занятие №1

Тема: Социальная сфера рыночного хозяйства

Рекомендуемые темы эссе (по вариантам):

1. Особенности потребительского комплекса России.

2. Бедность и нищета: тенденции и реалии.

3. Факторы социальной политики.

4. Депривационный цикл бедности.

5. Wellfare и Workfare: сущность и различие.

6. Государство всеобщего благоденствия.

7. Эволюция социальной политики.

8. Социальная политика и занятость.

9. Социальная политика и социальная работа.

10. Правовые основы социальной политики.

11. Система социального обслуживания населения.

12. Социальная политика за рубежом.

13. Особенности финансирования социальной сферы.

14. Социальная политика и национальная культура.

15. Основные понятия в сфере обслуживания.

16. Гендерные аспекты социальной политики.

17. Определения уровня и качества жизни.

18. Социальный статус и социальная политика.

19. Социальная политика и различные социальные группы.

20. Социальная работа как профессия в сфере социальной политики.

21. Индекс человеческого развития: особенности измерения.

22. Основные направления социальной политики.

23. Понятие социальной защиты и социальной поддержки.

24. Соотношение социальной защиты и социальной работы.

25. Потребительский бюджет. Прожиточный минимум.

 

Рекомендуемая литература

1. Бабашкина A.M. Государственное регулирование национальной экономики: учебное пособие. — М.: Финансы и статистика, 2009. – Гл. 7.

2. Государственное регулирование национальной экономики. / под ред. проф. Э.Н. Кузьбожева. - М.: Кнорус, 2008. – Гл.5-7.

3. Градов А. П. Национальная экономика. Курс лекций. - СПб: Специальная Литература, 2008. – Гл. 13-15.

4. Гурвич Е. Насколько точны макроэкономические и бюджетные прогнозы? // Вопросы экономики. – 2008. - № 9.

5. Конарева Л.А. Стратегия реализации социальной ответственности в XXI веке // США-Канада. Экономика, политика, культура. - 2009. - № 2.

6. Маевский В. Экономические измерения и фундаментальная теория // Вопросы экономики.- 2007. - №10.

7. Мироедов А.А. Отражение дисбаланса социальной и экономических составляющих развития региональной системы в современных статистических показателях / А. А. Мироедов, А. А. Чуб // Вопросы статистики. - 2009. - № 10.

8. Национальная экономика: учебник / под ред. акад. В.А.Шульги. — М.: Российская экономическая академия, 2009. – Гл.12.

9. Национальная экономика: учеб. пособие / К.Н.Юсупов, А.В.Янгиров, А.Р.Таймасов; под общ. ред. К.Н.Юсупова. - 2-е изд., стер. - М.: КноРус, 2009. – Гл.11.

10. Национальная экономика. Система потенциалов: учебное пособие / С.Г.Тяглов, Н.П.Молчанова, В.Г.Житников и др.; под ред. Н.Г.Кузнецова, С.Г.Тяглова. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – Гл.10.

11. Основы национальной экономики: учебное пособие / А.В.Сидорович, В.Р.Битюкова, С.Г.Борисова и др.; рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В.Сидорович. - М.: Дело и Сервис, 2009. – Гл.8.

12. Экономическая теория национальной экономики и мирового хозяйства: учебник / под ред. проф. А.Г. Грязновой, проф. Т.В. Чечелевой. — М.:ЮНИТИ, 2009. – Гл. 5.

Индивидуальное занятие №2

Тема: Экономическая безопасность национальной экономики

Рекомендуемые темы эссе (по вариантам):

1.Продовольственное обеспечение России.

2.Эколого-экономическая безопасность России.

3.Оценка экономической безопасности региона.

4.Продовольственная безопасность региона.

5.Механизм обеспечения безопасности предпринимательства.

6.Экономическая безопасность системы образования.

7.Экономическая безопасность в социальной сфере.

8.Особенности утечки капитала из России.

9.Инновации в системе экономической безопасности.

10.Эффективность системы экономической безопасности на транспорте.

11.Факторы обеспечения экономической безопасности страны (региона).

12.Региональные приоритеты в системе экономической безопасности.

13.Защиты информации в системе экономической безопасности.

14.Экономическая безопасность предпринимательских рисков.

15.Устойчивость системы экономической безопасности страны (региона).

16.Энергетическая безопасность в системе экономической безопасности.

17.Экономическая безопасность в сфере здравоохранения.

18.Стратегия формирования экономической безопасности.

19.Антиглобализм в системе национальной безопасности.

20.Экономическая безопасность страны в рамках ВТО.

21.Жилищное строительство в системе национальной безопасности.

22.Национальная безопасность в системе таможенного союза.

23.Национальная безопасность в системе ЕВРАЗЭС.

24.Национальная безопасность в системе Россия – ЕС.

 

Рекомендуемая литература

1. Асадулаев А.Б. Социально-экономическая безопасность в системе национальной безопасности // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. - 2009. - № 3.

2. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: уч. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2008. – Гл.10.

3. Барр Р. Политическая экономия: В 2-х тт. – Пер. с фр. – М.: Междунар. Отношения, 2009. – Гл.8.

4. Белорылова О.С. Теория переходной экономики: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – Гл.5-8.

5. Государственное регулирование национальной экономии / Под ред. проф. Э. Н. Кузьбожева. - М.: Кнорус, 2008. – Гл.12.

6. Градов А.П. Национальная экономика: учеб. пособие - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2007. – Гл.14.

7. Исмагилов И.Ф. Обеспечение устойчивого развития топливно-энергетического комплекса - основа экономической и национальной безопасности Российской Федерации // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. - 2010. - № 1.

8. Кочетов Э.Г. Глобалистика: теория, методология, практика: учебник для вузов. – М.: Изд-во НОРМА, 2007. – Гл.7.

9. Кудров В.М. Национальная экономика России: учеб. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Дело, 2007. – Гл. 4.

10. Национальная экономика России: потенциалы, комплексы, экономическая безопасность / Под ред. д.э.н., проф. В.И.Лисова. - М.: Экономика, 2009. – Гл.9.

11. Сенчагов В. Стратегические цели и механизм обеспечения экономической безопасности // Проблемы теории и практики управления. - 2009. - № 3.

12. Сергиенко Я., Френкель А. Венчурные инвестиции и инновационная деятельность // Вопросы экономики. – 2006. - №5.

13. Скрынник Е. Продовольственная безопасность - важная составляющая системы национальной безопасности России // АПК: экономика, управление. - 2010. - № 1.

14. Экономическая теория национальной экономики и мирового хозяйства / под ред. проф. А.Г.Грязновой, проф. Т.В.Чечелевой. – М.: ЮНИТИ, 2009. – Гл.15.

 

Индивидуальное занятие №3

Тема: Прогнозирование, стратегическое планирование и программирование развития национальной экономики

Рекомендуемые темы эссе (по вариантам):

1. Сущность и содержание процесса прогнозирования.

2. Директивное планирование и его основные формы.

3. Индикативное планирование и его основные формы.

4. Стратегическое планирование и его основные формы.

5. Исторический аспект прогнозирования и планирования.

6. Научная методология прогнозирования и планирования.

7. Система показателей прогнозных планов.

8. Субъекты экономического прогнозирования (планирования).

9. Объекты экономического прогнозирования (планирования).

10. Система методов прогнозирования (планирования).

11. Методы экспертных оценок в прогнозировании (планировании).

12. Балансовый метод прогнозирования (планирования).

13. Нормативный метод прогнозирования (планирования).

14. Программно-целевой метод прогнозирования (планирования).

15. Принципы организации прогнозирования (планирования).

16. Система органов прогнозирования (планирования).

17. Порядок разработки прогнозных планов.

18. Методы прогнозирования макроэкономических показателей.

19. Прогнозирование и планирование структуры экономики.

20. Программа структурной перестройки экономики.

21. Роль межотраслевого баланса в построении прогнозов (планов).

22. Методы прогнозирования (таргетирования) инфляции.

23. Демографические прогнозные оценки и их роль в экономике.

24. Прогнозирование уровня (качества) жизни населения.

25. Прогнозирование (планирование) государственных закупок.

26. Прогнозирование (планирование) занятости в экономике.

27. Прогнозирование (планирование) доходов населения.

28. Прогнозирование (планирование) национальных инвестиций.

29. Прогнозирование (планирование) развития региона (города).

 

Рекомендуемая литература

1. Бабашкина A.M. Государственное регулирование национальной экономики: учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2008. – Гл.8.

2. Барр Р. Политическая экономика: В 2-х тт. - Пер. с фр. - М.: Международные отношения, 2008. – Гл.10.

3. Белокрылова О.С. Теория переходной экономики: учебное пособие. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2008. – Гл.7.

4. Государственное регулирование национальной экономики / Под ред. проф. Э.Н. Кузьбожева. М.: Кнорус, 2007. – Гл.14.

5. Кочетов Э.Г. Глобалистика: Теория, методология, практика: учебник для вузов. - М.: Изд-во НОРМА, 2009. – Гл.11.

6. Национальная экономика России: потенциалы, комплексы, экономическая безопасность: учебник / Под ред. д.э.н., проф. В.И. Лисова. - М. Экономика, 2008. – Гл.9.

7. Пименов А.В. К вопросу о выборе параметров функционирования национальной экономики / А. В. Пименов, Д. В. Пименов // Финансы и кредит. - 2008. - № 44.

8. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование: учебник / Б.Н.Кузык, В.И.Кушлин, Ю.В.Яковец. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. Экономика, 2009. – Гл.14.

9. Сидорович А. О взаимосвязи экономической теории и стратегии государства // Экономист. - 2008. - № 11.

Введение

 

Данная разработка способствует системному изучению дисциплины «Национальная экономика» студентами, обучающимися по направлению «Экономика», и включает: вопросы для обсуждения, контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы (тесты), а также списки рекомендуемой литературы.

Данная методическая разработка направлена на оказание помощи студентам дневной формы обучения в выполнении семинарских и индивидуальных заданий, осуществляемых под контролем преподавателя, а также в организации самостоятельной работы

Семинарские занятия по дисциплине проводятся с целью изучения и усвоения теоретических и практических вопросов национального хозяйствования в системе рыночных отношений. Уровень усвоения студентами теоретического материала проверяется посредством устного опроса по основным вопросам темы.

Контрольные вопросы предназначены для проверки качества усвоения лекционного материала.

Результаты самостоятельной работы студенты представляют в часы аудиторных семинарских занятий по расписанию.

Оценка за семинарские занятия выставляется в первый блок учета текущей успеваемости.

Цель выполнения индивидуальной самостоятельной работы состоит в углублении и закреплении теоретического материала, систематизации и обобщении знаний по наиболее актуальным, сложным и дискуссионным проблемам, формировании профессиональных умений и навыков, побуждении к научно-исследовательской работе, развитии познавательных и творческих способностей студентов. Выполнение индивидуальных самостоятельных заданий направлено на более глубокое освоение основных закономерностей и тенденций динамики развития национальной экономики, комплексное представление о причинах, формах, механизмах и последствиях участия государства в экономической жизни в условиях доминирования рыночных отношений.

На индивидуальные занятия выносятся три темы программы курса «Национальная экономика». Форма проведения – «круглый стол». Студенты приходят на индивидуальное занятие с подготовленными экономическими эссе. Тематика эссе разработана согласно теме индивидуального занятия и выбирается студентом по номеру его фамилии в списке группы. К каждой теме индивидуального занятия приведен список тем эссе и список рекомендуемой литературы.

Преподаватель обозначает главную проблему дискуссии и по логике данной темы студенты выступают со своим мнением на основе выполненных самостоятельно эссе. Наиболее активные участники «круглого стола», выступившие с анализом проблемы, получают высокие положительные оценки (человек 10-15). Критерии активности:

- раскрытие темы своего варианта эссе;

- новизна мнения автора;

- актуальность проблемы;

- взаимосвязь с современной экономической ситуацией в РФ и РТ.

Остальные участники круглого стола (10 человек) оцениваются по степени участия в дискуссии и на основе письменной работы (эссе).

Требования к написанию эссе:

1. Объём 2-3 страницы.

2. Изложение проблемы в сжатой форме.

3. Исследование актуальных вопросов экономики в рамках тем.

4. Теоретическая и практическая значимость с точки зрения автора.

Результаты выполненной индивидуальной работы студенты представляют в часы аудиторных индивидуальных занятий по расписанию.

Оценка по выполненному и защищенному заданию выставляется во второй блок учета текущей успеваемости.

Часть 1. Семинарские занятия и самостоятельная работа

Раздел I. Структурно-системный анализ национального хозяйства



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.255.134 (0.102 с.)