Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Внедрение товарных представлений о социализме
В стратегию СССР Рост объемов производства и усложнение производственных взаимосвязей все более затрудняли координацию плановых расчетов. Дискуссии по вопросам товарно-денежных отношений, действия закона стоимости и ценообразования, развернувшиеся во второй половине 50-х гг., продолжились в 60-х гг. Начинает развиваться экономико-математическое направление, в основу которого были положены идеи Л. Канторовича, В. Немчинова и В. Новожилова. Была выдвинута концепция цен оптимального плана, связывающая цены с критерием оптимального функционирования экономики. Но абстрактность теории не позволяла внедрить ее положения в практику. Теория оптимального управления для обеспечения трансформации стратегии СССР в направлении устойчивого роста уровня благосостояния граждан так и не была создана. В то время, когда экономико-математическая школа СССР пыталась разработать оптимальное планирование, в котором существенна обратная связь цен равновесия на потребительском рынке, в центральной газете «Правда» после публикации статьи Е. Либермана в 1962 г. разворачивается дискуссия по вопросам стимулирования прибыли как критерия эффективности работы предприятия. По итогам дискуссии был признан плановый характер закона стоимости, стихийно распределяющего ресурсы между отраслями в условиях частной собственности. Политизация экономических проблем надолго определила устойчивую тенденцию падения общего уровня экономического образования в стране. Предвзятость к западным странам помешала понять их стратегию развития, объективно разобраться в причинах гибкости государственного регулирования экономики, лучше настроенного на предпочтения потребителей, нежели централизованное управление. Результатом этого явилось эмоциональное восприятие зарубежного опыта и нарастающее недовольство советской системой, легкость отказа от преимуществ централизованного распоряжения инвестициями в течение всех последующих лет. Наряду с конструктивной критикой оппонентов централизованного управления об административном установлении цен и прибыли предприятий, часто присутствует поверхностное понимание процессов принятия плановых решений в этой системе, отождествляющее ее с «Гулагом». На самом деле процесс централизованного планирования демократичен по своей сути. Во-первых, планирование всегда начинается снизу, а не сверху. Предприятию предписываются заказчики и поставщики только после согласования предложений предприятий с приоритетами центра. Поэтому в этой системе прибыль, получаемая предприятием, не может служить критерием его деятельности, направленной на реализацию стратегических целей государства в целом.
Отсутствие конкуренции, улучшающей качество товаров и способствующей техническому прогрессу, дефициты, очереди, «теневой» рынок, привилегии партийного аппарата служили дискредитацией централизованного управления экономикой. Уровень культуры и экономического образования властных структур не позволял использовать критику недостатков централизованного управления экономикой для его совершенствования. Во всем «обвиняли» сильную концентрацию промышленности и централизованное распределение капитальных вложений, определяемое борьбой между отраслевыми лобби, а не конкурентными механизмами. Все институциональные преобразования стратегии СССР были направлены на разрушение ядра - централизованного распределения инвестиций. Они проводились поэтапно сверху при поддержке снизу руководителями хозяйствующих субъектов, усиливая стихию в организации экономики и власть бюрократии. Представления о плановости закона стоимости легли в основу рекомендаций экономической теории по стимулированию роста прибыли предприятий с целью ускорения технического прогресса на базе укрепления хозрасчета. Считая, что в условиях плановой системы хозяйствующие субъекты являются товаропроизводителями, ориентирующимися на максимизацию прибыли, для усиления ее роли в стимулировании стали увеличивать долю финансовых средств, остающихся в свободном распоряжении. Соответственно уменьшались доходы государственного бюджета и искусственно сокращались потоки информации, поступающей наверх, что усиливало хаос в экономике и волюнтаризм чиновников в распределении ресурсов. Такой ход событий устраивал не только верхи, но и руководителей хозяйствующих субъектов, требовавших предоставления им большей свободы по использованию прибыли.
О потребительском рынке, необходимости его воздействия на процессы принятия решений «забыли». Встроив в плановый механизм хозяйствования критерий прибыли, стимулировали не рост производительности труда, а перераспределение доходов в пользу тех, кто быстрей успевал доказать чиновникам необходимость повышения цен на их продукцию. Это, в первую очередь, касалось отраслей обрабатывающей промышленности. Их доходы росли быстрее темпов роста производительности труда, что при фиксированных розничных ценах вело к развитию спекуляции товарами народного потребления и падению реальной платежеспособности рубля. Цель экономической реформы 1965 г. состояла во внедрении товарных представлений о социализме в практику за счет встраивания в плановый механизм хозяйствования критерия прибыли и увеличения доли финансовых средств, остающихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, по отношению к средствам, выделяемым из государственного бюджета. Если в 1946 - 1955 гг. доля средств хозяйствующих субъектов составляла 10,7% от выделяемых им средств из государственного бюджета, то в 1956 - 1965 гг. она составляла 20,8 %, а в 1970 г. достигла 34,6 %. Нововведениями экономической реформы явились платежи из прибыли в бюджет, заменившие введенные налоговой реформой 1930 -1932 гг. отчисления от прибыли. Если ранее предприятия рассматривались как звенья единой системы, самостоятельно ведущие хозрасчет, но обязанные производить отчисления от прибыли в бюджет, образуемые после вычета из плановой прибыли плановых затрат с последующим перерасчетом по фактической прибыли, то по новым представлениям предприятия как бы становились собственниками закрепленных за ними производственных фондов. Поэтому отчисления от прибыли в бюджет были заменены новыми видами платежей. Утверждалось, что «плата за фонды», взимаемая с предприятия, как собственника средств производства по стабильной норме (ставке) 6 % к средней стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств, будет способствовать улучшению их использования. Для выравнивания условий хозрасчета ввели фиксированные (рентные) платежи, служащие изъятию в доход государства части прибыли предприятия, у которого образуется дифференциальный чистый доход вследствие благоприятных природных и технико-экономических условий (лучше, чем в среднем по отрасли), а не лучшей работы коллектива. Но далее свободный остаток прибыли, образуемый после вычета из прибыли предприятия платы за фонды и фиксированных платежей, процентов за кредит и сумм, направляемых на образование фондов экономического стимулирования и покрытие других плановых затрат, также изымается в бюджет. Для усиления заинтересованности коллектива в росте производительности труда были образованы за счет прибыли (экономии) и амортизационных отчислений фонды экономического стимулирования. Фонд материального поощрения служил для премирования работников и оказания им единовременной помощи; фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства - для строительства и капитального ремонта жилых домов и культурно-бытовых учреждений; фонд развития производства - для технического и организационного совершенствования производства. Отчисления в фонды производились после выполнения обязательств перед бюджетом и банком - внесения платы за основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства, фиксированных платежей и процентов за кредит, т.е. из расчетной прибыли от реализации по установленным пятилетним нормативам.
Ранее фонд директора, средства которого направлялись на премирование работников, на улучшение их культурно-бытовых условий и на капитальные вложения стимулировал, с одной стороны, принятие напряженных планов и, с другой стороны - сверхплановую прибыль и перевыполнение предприятием плана по выпуску товарной продукции. Теперь недостатки формирования этого фонда, подрывавшего принятие напряженных планов ради сверхплановых показателей, были усилены в связи с его большей зависимостью от реализации продукции, как это и требуют условия товарного производства. Естественно, стимулировался рост цен производителей. Внедрение новых технологий, требующих повышенных затрат, становилось невыгодным. Для обеспечения предприятиям возмещения издержек производства и получения прибыли, достаточной для внесения платы за фонды и формирования фондов экономического стимулирования, в 1966-1967 гг. была осуществлена реформа оптовых цен в промышленности. Для большинства отраслей предусматривалась рентабельность в размере 15% к производственным фондам. В ценах продукции добывающих отраслей были учтены фиксированные и рентные платежи, включены затраты на геологоразведочные работы. Если с 1934 г. финансирование плановых капитальных вложений государственных предприятий осуществлялось в безвозвратном порядке, то после 1965 г. расширилась практика долгосрочного кредитования государственных капитальных вложений, что дополнительно усложняло планирование распределения инвестиций. В ходе реформы были восстановлены отраслевые министерства и усилена роль Госснаба. Создавались ассоциации предприятий для углубления специализации и экономии административных издержек, что сопровождалось сокращением обязательных показателей для предприятий и усилением роли олигополий в управлении экономикой. В соответствии с экономической реформой изменилась структура доходов государственного бюджета. Предприятия платили налог с оборота. Платежи из прибыли в бюджет стали включать: плату за основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства; фиксированные платежи; свободный остаток прибыли. Предприятия, не переведенные на новые условия, продолжали осуществлять отчисления от прибыли в бюджет. Кооперативные и общественные организации платили подоходный налог. Население уплачивало налоги, дифференцируемые по социальным группам, и добровольные взносы. В состав доходов государственного бюджета включались средства государственного социального страхования. После 1974 г., когда было принято решение о досрочном погашении облигаций государственного займа 1957 г., в государственном бюджете на каждый год были выделены суммы для постепенного погашения займов.
В течение 60-70-х гг. страна искала пути к созданию автоматизированных систем управления (АСУ) народным хозяйством с использованием ЭВМ. Главная роль в создании АСУ, эффективное функционирование которых предполагает четкую постановку конкретных экономических задач и алгоритмов их решения, должна была принадлежать не техникам и математикам, а экономистам и организаторам производства. При отсутствии на государственном уровне национальной или социально эффективной стратегии развития экономико-математическое моделирование народного хозяйства и создание ОГАС (общегосударственной системы управления народным хозяйство) не могло быть успешным. «Провалив» создание АСУ и ОГАС, страна продолжала двигаться «вслепую» по «знакомому» ей пути институциональных преобразований экономики, связанных с распределением прибыли между центром и хозяйствующими субъектами. Начали усиленно пропагандировать нормативный метод распределения прибыли между бюджетом и хозяйствующими субъектами. В 1971 г. на нормативный метод распределения прибыли было переведено Министерство приборостроения, средств автоматизации и систем управления.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.30 (0.009 с.) |