Национальная экономика как хозяйственная система страны. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Национальная экономика как хозяйственная система страны.



Макроэкономические и микроэкономические системы НЭ.

 

Любая НЭ имеет 2 уровня:

*связан с общими условиями развития, охватывает макроуровень

*уровень отдельного субъекта рынка. выделяют микроэкономическую систему.

Если рассматривать макроэкономическую систему.

Она характеризуется тем, что ее развитие определяется внутренними макроэкономическими закономерностями, которые отличаются от микроуровня.

Следует учитывать, что макроэкономика(МЭ) характеризуется целостностью и поэтому следует обращать внимание на динамику развития макросистемы.

При анализе макроэкономической системы, ее следует структурировать (делить). Наиболее часто МЭ анализируют по следующим аспектам:

1.структурный – изучаются межотраслевые комплексы, функционирующие в МЭ

2.по целям и функциям, изучается механизм обеспечения конкурентоспособности НЭ, рост благосостояния населения и т. д.

3.институциальный- упор делится на процесс создания общенациональных рыночных институтов, совершенствование законодательства, формирование экономического мышления у населения страны.

4.по системе управления –макросистема изучается с т. З. государственных органов власти, министерств, ведомств

Микроэкономическая система включает:

-субъекты НЭ -фирмы

-домохозяйства -разнообразные сегменты рынка

-механизм их функционирования

Следует учитывать, что микро и макроэк-е системы взаимосвязаны между собой, т. к. образуют единую нац-ю систему экономики., влияют др. на др. т. К. в результате поведения субъектов приводит к формированию макроэк-й пропорции, опр-ет динамику развития НЭ.

С др. стороны макросистемы в виде гос-го регулирования экономики, законод-х документов создают условие для функционирования микросистемы.

При этом важную роль играет механизм согласования интересов. Главную роль играет государство и суд.

В настоящее время взаимосвязь микро и макроэк-х систем реализуется через сигнал и это позволяет строить с помощью эмитационного моделирования различные модели НЭ и проигрывать различные варианты развития НЭ.


ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

 

Успешность инновационных процессов или инновационной деятельности зависит от уровня развития адапта­ционной способности экономики, мощности ее инновационного потенциала. Состояние и уровень развития инноваци­онного потенциала характеризуются следующими показателями (по стадиям цикла):

•уровнем научно-технических разработок (потенциальной конкурентоспособностью в сравнении с мировыми аналогами, количеством изобретений, патентов);

•состоянием и мощностью опытно-экспериментальной базы отраслей и предприятий;

•наличием резервных производственных площадей для освоения опытных образцов;

•уровнем технологической базы производства и технологического оборудования;

•наличием эффективных систем подготовки производства и ресурсов для серийного выпуска новой продукции;

•степенью инновационной активности предприятий, инновационной ориентации систем управления и сбыта (инновационным менеджментом, маркетингом, другими механизмами коммерциализации нововведений);

•системой подготовки кадров-инноваторов;

•финансовым обеспечением (объемами, источниками)

Интенсивность и эффективность использования потенциала и всех его составляющих определяется в процес­се инновационной деятельности, которая в свою очередь оценивается в мировой практике (по рекомендации ОЭСР) по следующим параметрам.

• долей новой продукции (освоенной в течение последних трех лет) в общем объеме производства промышлен­ной продукции;

•развитием и обновлением технологий (процентным соотношением традиционных и прогрессивных техноло­гий);

•внешнеторговым обменом продукцией высокой и средневысокой наукоемкости (долей в экспорте);

•участием предприятий в технологическом обмене и их долей на рынках инновационной продукции;

•участием предприятий в финансово-промышленных группах (ФПГ).

Статистический мониторинг в Беларуси отслеживает практически все указанные параметры.

Инновационная сфера в стране существовала и при плановой экономике, где отсутствовали рыночные институ­ты, механизм внедрения новшеств носил административный, приказной характер и реализовывался в планах новой техники, обязательных к выполнению. Для этих целей был создан достаточно мощный отраслевой сектор науки: от­раслевые НИИ и система опытно-конструкторских и технологических бюро (ОКТБ) на предприятиях.

Резкое ослабление отраслевых НИИ и сокращение числа ОКТБ в период распада СССР, демонтаж плановой экономики и возникший глубокий системный кризис усложнили проблему инноваций. Произошло снижение спроса на национальную наукоемкую продукцию, вытеснение ее с внутреннего рынка.

Оставшийся от советского периода научно-технический потенциал с архаичной структурой плохо вписывался в новый рыночный контекст, поскольку унаследовал и старые проблемы и приобрел новые, не менее сложные для решения.

Начало решению указанных проблем положили законы Республики Беларусь о научной деятельности (1996 г.), государственной научно-технической политике (1993 г.), государственной поддержке малого предпринимательства (19% г.), о стимулировании создания и развития производств, основанных на новых и высоких технологиях (Указ Президента Республики Беларусь, 1996 г.) и др.

Ядром инновационной сферы является производственное предприятие. Его технологический уровень, конку­рентоспособность продукции (и по функциональному совершенству, и по цене), эффективность производства, пози­ции на рынке, стабильное финансовое положение определяют устойчивый и возрастающий спрос на знания, на новые технологии, продукты, методы и системы управления.

Инновационность экономики — это способность и стремление предприятий к постоянному поиску и использо­ванию на практике результатов ИР, новых концепций, идей и изобретений.

Создание и использование технологий. Ключевым фактором в обеспечении инновационности, восприимчивости предприятий к нововведениям является технологическая сфера, определяющая абсорбционную способность произ­водства осваивать инновации.

Однако уровень этих технологий крайне низок. По­ловина из них разработана еще до 1985 г. Почти 80 % относятся к традиционным и соответствуют III и IV технологи­ческим укладам, около 16 % -— к новым и лишь 5,2 % - к высоким.

Инновации в промышленности. По данным Министерства статистики и анализа, в 2003 г. инновационно актив­ными, т.е. осуществляющими технологические инновации в течение трех последних лет, определены 314 организаций (в 2002 г. — 325), или около 13 % общего их числа в промышленности Беларуси.

Главным источником финансирования инноваций служили собственные средства предприятий (60 %), средства иностранных инвесторов (12 %), средства внебюджетных фондов (8,4 %), республиканского и местного бюджетов (по 1,2%).

В результате технологических инноваций изменения произошли в таких областях промышленности, как улуч­шение качества продукции, замена снятой с производства продукции, расширение традиционных рынков сбыта, со­кращение энерго-и материальных затрат, обеспечение соответствия современным нормам и стандартам и др.

Обновление и сертификация продукции в промышленности показывают положительную тенденцию к росту.

Внешнеторговый обмен наукоемкой продукцией. Основной макропоказатель технологического уровня и конку­рентоспособности национальной экономики — доля высокотехнологичной, наукоемкой продукции в экспорте страны. Доля Беларуси на мировом рынке наукоемкой продукции составляет около 3 % Вклад информационных технологий в ВВП — сотые доли процента.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что дальнейшее совершенствование технологической среды должно идти по инновационному пути развития науки и техники; создания систем управления интегрированными производственными структурами на основе информационных технологий; доведения технологического оснащения до мирового уровня; внедрения систем качества, соответствующих международным требованиям; сохранения и укрепле­ния кадрового потенциала.

Инновационное предпринимательство. В 90-е гг. XX в. в Беларуси возник и получил развитие новый вид орга­низационно-экономических форм научно-технической деятельности — инновационное предпринимательство, пре­имущественно в виде малых инновационных предприятий. Они более гибки, инициативны, лучше приспособляемы к быстро меняющейся внешней среде, поэтому обеспечивают более эффективный трансфер технологий. В настоящее время в стране действует система государственной поддержки малого инновационного предпринимательства, вклю­чающая 9 инкубаторов, 4 научно-технологических парка, более 10 центров трансфера технологий и инновационных ценгров.

Успешное развитие инновационного предпринимательства невозможно без хорошо организованной системы финансирования, в том числе такой его формы, как венчурная. Однако в Беларуси она практически не используется. Финансированием инновационного предпринимательства в стране занимаются в основном Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимательства (кредитует отдельные инновационные проекты) и Белорусский инновацион­ный фонд (кредитует инновационные проекты в области научных исследований и разработок).

Существование только двух основных источников финансирования неблагоприятно сказывается на развитии малого инновационного предпринимательства Сказываются отсутствие системности при их создании, устаревающая правовая база, материально-финансовые барьеры, недостаток квалифи­цированных кадров и профессиональной информации.

Международное научно-техническое_сотрудничество. Международная кооперация в науке и технологиях яв­ляется Средством, с помощью которого страны могут использовать полученные в мире знания в интересах собствен­ного развития, так как ни одна из них не в состоянии самостоятельно генерировать их в полном объеме.

Достигнутый научный потенциал позволяет Беларуси принимать участие в международном инновационно-технологическом взаимодействии в целях повышения уровня конкурентоспособности отечественной науки и техноло­гий и их выхода на мировой рынок инноваций, наукоемких товаров и услуг.

Средства, выделяемые на МНТС, составляют 3-4 % общего объема финансирования науки. Сегодня в стране в сфере науки и технологий действуют более 30 международных договоров с правительствами государств ближнего и дальнего зарубежья. Ведущее место среди них занимает Россия.

Подводя итог анализу инновационного потенциала и его составляющих, следует отметить, что позитивные процессы в инновационной сфере идут медленно, кризисные явления, возникшие в начале 90-х гг. XX в., не преодоле­ны. В результате затраты на науку в расчете на одного исследователя в Беларуси в настоящее время в десятки раз меньше, чем во многих странах мира. Наукоемкость ВВП стабилизировалась на уровне ниже 1 % (критическом для нормального развития значения). Доля работников, выполняющих ИР, в численности населения республики, начиная с 2000 г., составляла всего около 0,3 %, тогда как в 1990 г. она превышала 1 %. Быстро морально устаревает матери­альная база науки, темпы ее обновления не компенсируют этот процесс. Уровень макропараметров инновационной сферы (доля высокотехнологичной наукоемкой продукции в экспорте, удельный вес новой продукции, доля прогрес­сивных технологий и др.) низок по сравнению с высокоразвитыми странами. Из используемых в экономике республи­ки технологий &0 % составляют преимущественно традиционные.

Продолжает сохраняться разрыв между наукой и производством, научными исследованиями и практической реализацией результатов ИР. Актуальными остаются проблемы использования объектов интеллектуальной собственности, организации их правовой Охраны, а также проблема коммерциализации нововведений

Наиболее существенными барьерами д ля инноваций на технологически развитых предприятиях являются (по убыванию значимости): отсутствие финансовых средств, недостаток квалифицированных кадров-инноваторов, несо­вершенная налоговая система, отсутствие доступа к новым технологиям и информации о них, узость рынка сбыта, высокие издержки внедрения новшеств. В результате только около 10 % промышленных предприятий осуществляют разработку и освоение инноваций (в 1990 г. - до 70 %).

Таким образом, по основным компонентам инновационного потенциала инновационная сфера страны не в пол­ной мере соответствует современным требованиям организации разработки и внедрения нововведений, эффективной коммерциализации отечественной интеллектуальной собственности, использования новейших зарубежных техноло­гий, привлечения инвестиций для финансирования инновационных программ.

Обобщение отечественного и зарубежного опытов показывает, что архитектура НИС включает, как правило, следующие структурные блоки.

•организационную структуру занятую поддержкой и управлением инновационной сферой,

•инфраструктуру — цен­тры поддержки инновационного предпринимательства, бизнес-инкубаторы, технико-внедренческие зоны и др.;

•институциональную и правовую среду (рыночные институты, банки, фонды, кредитные организации, сово­купность законодательных и нормативных актов, определяющих формы и методы взаимодействия субъектов иннова­ционной деятельности и других сегментов национальной экономики, т.е. механизмы их интеграции в целостное обра­зование);

•систему подготовки и переподготовки кадров;

•систему управления (менеджмента) и регулирования процессов формирования сетевых национальных систем, финансирования и рыночной коммерциализации нововведений.

Итак, стратегического целью НИС является перевод экономики Беларуси на инновационный путь развития. Для этого система должна отвечать следующим требованиям:

•быть адекватной мировым тенденциям развития науки и технологий;

•опираться на институциональные и правовые решения, поднимающие на принципиально новый уровень взаи­моотношения науки, образования, производственной сферы;

•иметь развитый по основным параметрам институт интеллектуальной собственности, современные системы менеджмента, маркетинга, коммерциализации нововведений.

Тактические задачи формирования НИС должны решаться на программно-целевой основе в рамках пятилетних программ и прогнозов социально-экономического развития (СЭР), государственных научно-технических программ (ГНТП), в которых стратегические установки переводятся на язык среднесрочных целей, задач и мер инновационного развития. Действующая Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2005—2010 годы в связи с этим актуализируется в годовых прогнозах СЭР и годовых заданиях целевых ГНТП.

В рамках этих документов должны решаться следующие основные задачи:

•создание организационных и экономических механизмов для опережающего развития приоритетных фунда­ментальных исследований, важнейших прикладных научно-исследовательских работ и разработок, повышения вос­требованности производством отечественных и зарубежных инноваций;

•постоянное повышение научно-технического уровня и новизны научных исследований и разработок и обеспе­чение их соответствия потребностям реального сектора экономики и социальной сферы, дальнейшее совершенствова­ние нормативно-правовой базы, связанной с вовлечением объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот;

•адаптация научно-технического комплекса к условиям рыночной экономики, привлечение внебюджетных средств, собственных средств научных организаций, банковских кредитов и других источников финансирования, на­правленных на развитие науки и технологий;

•рациональное сочетание государственного регулирования и рыночных механизмов, мер прямого и косвенного стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности при реализации приоритетных направ­лений развития науки и технологий;

•совершенствование нормативно-правовой базы научной, научно-технической и инновационной деятельности;

•совершенствование системы подготовки научных и инженерных кадров высшей квалификации в области нау­ки и технологий;

•поддержка научных исследований, разработок в приоритетных направлениях развития науки и технологий с учетом мировых тенденций в этой сфере;

•укрепление научно-исследовательского сектора высшей школы.

Переход к постиндустриальному обществу предполагает превращение научной, научно-технической и иннова­ционной политики из комплекса мер по управлению наукой и технологиями как отдельно взятым объектом в один из стержневых элементов всей системы государственного регулирования. В связи с этим необходима взаимоувязка науч­но-технической стратегии с другими составляющими государственного регулирования — промышленной, социаль­ной, информационной и экологической политикой


ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Производственный потенциал в масштабе национальной экономики определяется как совокупность всех ре­сурсов и условий общественного производства, оценивается объемом производства товаров и услуг (ВВП), производ­ственными мощностями промышленных предприятий и строительных организаций, возможностями производства сельскохозяйственной продукции, уровнем развития производственной инфраструктуры.

Одним из обобщающих показателей, характеризующих производственный потенциал, является с тоимость ос­новных Фондов (основных средств, основного капитала. Для определения общего их объе­ма, вещественной структуры, анализа их воспроизводства, а также для определения износа (амортизации) основных фондов применяется стоимостная оценка. Количественная оценка объема основных фондов производится в текущих (или сопоставимых — при расчете динамики изменения ресурсой обеспеченности) ценах, учитывается также пере­оценка фондов.

На предыдущих этапах социально-экономического развития в стране был создан крупный производственный потенциал. В составе бывшего СССР Беларусь входила в группу союзных республик с относительно высоким уровнем развития. Республика Беларусь в настоящее время обладает значительным производственным потенциалом. По данным на начало 2003 г., стоимость основных фондов всех отраслей экономики составила 152,6 трлн р., что по объему экви­валентно 4,2 ВВП страны. В то же время основные фонды имеют динамику роста, уровень обновления и качественные характеристики, которые не могут быть оценены как оптимальные.

Анализ индексов физического объема основных фондов в сопоставимых ценах (в % к 1990 г.) показывает, что за десятилетие в целом объём основного капитала практически не вырос.

Именно с основными фондами связано понятие п роизводственной мощности к ак способности средств труда предприятия, отрасли к максимальному выпуску продукции. Наиболее существенно сократились основные фонды отраслей, производящих товары, особенно сельского хозяйства и строительства. Уменьшение физических объемов основных фондов и соответствующее сокращение производственного потенциала экономики явилось следствием кри­зисных явлений в экономике, которые сопровождались падением инвестиционной активности. В итоге низкие объемы ввода в действие основных фондов не компенсировали объемы их выбытия.

Качественными характеристиками производственного потенциала экономики являются: уровень износа ос­новных фондов; возрастной состав активной части основных фондов; доля оборудования, соответствующего передо­вым мировым высокотехнологическим образцам (по уровню энерго- и топливоемкости, производительности, экологичности). Анализ количественных и качественных показателей позволяет определить потенциальную способность основных фондов производить конкурентоспособную продукцию и обеспечивать поступательный экономический рост.

Технологический и технический уровень экономики Беларуси по своим качественным характеристикам суще­ственно отстает от уровня передовых стран. Из анализа структуры технологической оснащенности отраслей экономики следует, что преобладает использование традиционных технологий — 79 %, к но­вым относятся 15,8 % и к высоким — 5,2 % общего количества используемых в стране технологий.

Фундаментом производственного потенциала является промышленность, на долю которой приходится 35 % всех основных фондов экономики. На современном этапе развитие промышленности ориентировано на использование имеющихся преимуществ, среди которых технологические разработки по отдельным направлениям современного и новейшего технологического укладов; свободные производственные мощности, позволяющие при относительно не­высоких издержках производства увеличивать выпуск соответствующих видов продукции.

Однако в целом технологическая база промышленности значительно устарела. На большинстве предприятий она представляет преимущественно традиционный IV технологический уклад, тогда как экономически развитые стра­ны перешли на V—VI уклады. Износ активной части основных фондов промышленности достиг 81,1 %, т.е. намного превысил критический уровень

В условиях низкого платежеспособного спроса, нехватки оборотных средств производственные мощности большинства предприятий недоиспользуются. Кроме того, загрузка производственных мощностей но многим номенк­латурным позициям проблематична в связи с моральным и физическим износом активной части основных фондов и динамикой рынка

Наращивание производственного потенциала предполагает быструю смену технологий в большинстве отраслей т промышленности, ускоренное обновление основных фондов.

Производственный потенциал сельского хозяйства характеризуется состоянием земельного фонда, основных производственных фондов, включая взрослый продуктивный и рабочий скот.

Экономический кризис 90-х гг. XX в. обусловил значительное сокращение производственного потенциала аг­рарного сектора экономики. Ухудшились плодородие почв, состояние племенного дела и семеноводства, снижается поголовье скота, стареют техника и технология. Удельный вес основных фондов сельского хозяйства за 1991 — 2003 гг. сократился с 20,2 до 15 % в обшей стоимости основных фондов.

Износ активной части основных производственных фондов достиг 80 %, лишь 18—20 % технологий соответст­вует мировому уровню. Использование устаревшей техники не позволяет обеспечить необходимый уровень механи­зации и автоматизации, применения прогрессивных технологий, что приводит к высоким издержкам и низкому каче­ству продукции. Вместе с тем на пороге XXI в. отмечалось более интенсивное обеспечение сельхозпредприятий ма­шинами и оборудованием нового поколения (тракторами, зерноуборочными и кормоуборочными комбайнами, обору­дованием для животноводства), однако общая тенденция старения основных производственных фондов пока еще не преодолена.

Стратегией развития производственного потенциала аграрного сектора экономики является модернизация производственно-технической базы, внедрение ресурсосберегающих, безотходных и экологически безопасных технологий.

Устойчивый рост экономики страны во многом зависит от состояния производственного потенциала строи­тельной индустрии. Вместе с машиностроением капитальное строительство является базой модернизации и структур­ной перестройки экономики. Его развитие тесно связано с проводимой инвестиционно-структурной политикой.

Снижение в начале 90-х гг. XX в. инвестиционной активности государственных предприятий и организаций оказало негативное влияние на производственно-хозяйственную деятельность в отрасли. В результате производствен­ные мощности строительны х организаций используются не полностью.

Для выполнения своей главной задачи — создания новых и модернизации действующих основных производст­венных фондов — строительству необходимы техническое переоснащение и модернизация производственной базы на основе новых технологий, обеспечивающих снижение материало- и энергоемкости строительной продукции на всех этапах инвестиционно-строительного процесса.

На современном этапе повышается роль основных фондов производственной инфраструкт уры, обеспечиваю­щей общие материальные условия для эффективного функционирования всех товаропроизводящих отраслей. Обычно инфраструктура определяется как сочетание действующих сооружений, зданий, сетей и систем, прямо не относящихся к производству товаров, но необходимых для самого процесса производства. В состав производственн ой инфраструк­туры входят транспорт, связь, дорожное хозяйство, сети энергообеспечения, водоснабжения, материально-техническое снабжение, ремонтно-складское хозяйство, информационные системы и т.п.

Беларусь располагает достаточно развитыми транспортно-коммуникационными системами (железные и авто­мобильные дороги, аэро- и речные порты, трубопроводы).

В условиях развития рыночных отношений транспорт и связь расширяют свою деятельность, обновляют и на­ращивают основные фонды. Состояние транспортного потенциала на ру­беже веков ухудшилось. Замедление инвестиционной активности привело к чрезмерному износу и моральному старе­нию основных фондов, особенно их активной части. Изношенность транспортных средств, их несоответствие требованиям европей­ского и мирового уровней — основной тормоз в повышении эффективности работы транспорта, его конкурентоспо­собности и представляет серьезную угрозу окружающей среде и безопасности движения.

Первоочередными задачами отрасли на перспективу являются: обновление и восстановление производственно­го потенциала транспортных средств, замена изношенного оборудования и другой техники; модернизация инфра­структуры транспортных коридоров, проходящих по территории страны; реконструкция и дальнейшее развитие важ­нейших транспортных коммуникаций, объектов и систем (магистральных железнодорожных линий и автомобильных дорог, вокзалов, автостанций, пограничных переходов и др.).

Важнейшими приоритетами в отрасли «Связь» являются: создание условий для внедрения новейших техноло­гий, модернизация средств и систем связи.


ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

 

Важное значение в развитии национальной экономики имеет экологический потенциал, который характеризует возможность сохранения и функционирования природных систем, рационального использования всех компонентов биосферы в интересах человека. Биосфера Земли, являясь природной основой жизнедеятельности человека, имеет пределы хозяйственной емко­сти, превышение которых в процессе экономического развития превращается для нее и человека в разрушительную силу. В XX в. оказался нарушенным естественный круговорот веществ в биосфере, был сломан его нормальный (сба­лансированный) механизм. Своей деятельностью человек превысил допустимый порог возмущения биосферы (эколо­гический предел). Доказательством его превышения на глобальном, региональном и национальном уровнях служат наблюдаемые изменения во всех природных средах (воздушной, водной, почвенной), а также исчезновение биологи­ческих видов. Кроме того, перестали естественно воспроизводиться в прежнем виде возобновляемые ресурсы.

В настоящее время экологический кризис продолжает усугубляться. Однако на планете сохранились и ареалы стабилизации окружающей среды, представляющие собой территории из сплошных массивов с ненарушенными или слабо нарушенными экосистемами. Они имеют особую ценность для восстановления биосферы Земли, и их значи­мость будет возрастать.

Географическое положение в центре Европы обеспечивает Беларуси особое место на континенте как страны, где высока доля сохранившихся сплошных массивов ненарушенных или слабо нарушенных экосистем. К ним в пер­вую очередь следует отнести лесные и болотные массивы, особо охраняемые природные территории, которые соеди­нены экологическими коридорами и образуют национальную экологическую сеть.

Основными структурообразующими элементами национальной экологической сети являются наименее антро­погенно трансформированные природные комплексы— ядра системы, характеризующиеся высокими показателями биологического и ландшафтного разнообразия. Часть из них имеет статус заповедников и национальных парков. По некоторым оценкам, сохранившиеся сплошные массивы слабонарушенных и ненарушенных экосистем составляют 53—55 % общей территории Беларуси. Экологи­ческий потенциал большей части страны позволяет развивать производство экологически чистой сельскохозяйствен­ной, лесной и другой продукции, расширять внутренний и международный экологический туризм, иные виды хозяй­ственной деятельности:

Существенным показателем эффективности функционирования экологического потенциала (национальной экологической сети) является экологическая емкость. Целесообразно использование двух ее показателей.

Первый показатель — отношение экологически чистой продукции (прошедшей экологическую сертификацию) к общему объёму соответствующей продукции, или ВВП в целом. На макроуровне показателем экологической емко­сти валового внутреннего продукта является удельный вес чистой продукции (товаров, услуг) в общем объеме ВВП:

Второй — удельное величины загрязнений в расчете на единицу конечного результата (конечной продукции). В качестве загрязнений могут быть взяты различные загрязняющие вещества, газы, отходы. Измерение макроэконо­мических показателей производится в натурально-стоимостной форме и рассчитывается как отношение объема вы­бросов (сбросов) загрязняющих веществ и отходов на единицу ВВП. На отраслевом уровне коэффициент удельных загрязнений определяется с использованием объема загрязнений в расчете на единицу использования природного ре­сурса, территории загрязнения, количества населения конечной продукции.

В системе международных сравнений показателем, характеризующим экологический потенциал, является «объем выбросов вредных веществ в расчете на единицу ВВП». Этот агрегированный показатель должен включать выбросы вредных веществ в атмосферу, в водные объекты и может быть приведен к единой размерности при учете классов вредности, включать трансграничные переносы вредных веществ.

Вместе с тем при оценке экологического потенциала Беларуси необходимо учитывать все те экологические проблемы, которые накапливались в стране во второй половине XX в.

Наиболее серьезной экологической проблемой остается радиоактивное загрязнение в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. Значительная часть территории страны площадью 4,8 млн га (23 % общей площади), на которой проживало 2,5 млн человек, загрязнена радионуклидами (в том числе цезием-137, плотность загрязнения 1 Ки/км и более). Площадь сельскохозяйственных земель с отмеченным уровнем загрязнения цезием составила 1,8 млн га, из них 265,4 тыс. га исключены из сельскохозяйственного оборота. Радиоактивными веществами загрязнено 1685 тыс. га лесов, или 21 % лесопокрытой площади.

Одной из важнейших проблем в контексте устойчивого развития экономики страны является защита атмосферы, снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных городах и промышленных центрах Беларуси.

Динамика выбросов загрязняющих веществ в атмосферу за последнее десятилетие свидетельствует о ярко вы­раженной тенденции к их снижению. При этом меняется соотношение между выбросами от стационарных и пере­движных источников. Если в начале 80-х гг. XX в. объемы выбросов распределялись между ними примерно поровну, то в 1990 г. на долю автотранспорта пришлось 65,5 %, стационарных источников — 34,5 %. В 2003 г. доля автотранс­порта повысилась до 72 %, а стационарных источников снизилась до 28 %.

Данная тенденция обусловлена прежде всего переводом энергетики с твердых и жидких видов топлива на при­родный газ и выполнением ряда природоохранных мероприятий: закрытием или реконструкцией устаревших произ­водств, сопровождавшихся выбросами больших объемов загрязняющих веществ; созданием воздухоочистных уст­ройств и др.

По объемам выбросов среди отраслей промышленности в начале XXI в. особо выделяются топливная (28 % общего объема), электроэнергетика — 22, химическая и нефтехимическая — 12, машиностроение — 11, промышлен­ность строительных материалов — около 9, пищевая — 8 %. В составе выбросов преобладают сернистый ангидрид (28 %), окись углерода (25 %), окислы азота (13 %), твердые выбросы (16 %).

Национальная политика Республики Беларусь в области управления качеством атмосферного воздуха основы­вается на следующих принципах:

•установления норм выбросов для отдельных стационарных и передвижных источников с учетом технического прогресса;

•установления предельных выбросов для каждого предприятия, города, района и области;

•энергосбережения;

•перевода стационарных и передвижных источников на менее опасные в экологическом отношении виды топ­лива;

•учета критических нагрузок при планировании воздействий и воздухоохранной деятельности;

•соответствия принимаемых решений и осуществляемых действий международным соглашениям и конвенци­ям.

Экологический потенциал страны в значительной мере зависит от качества поверхностных и подземных вод.Если по уровню водообеспеченности Беларусь находится в сравнительно благоприятных условиях, то проблема каче­ства природных вод стоит весьма остро, несмотря на уменьшение объемов водоотведения и проводимую реконструк­цию очистных сооружений. Самым мощным источником загрязнения вод­ных объектов в стране являются бытовые стоки, на которые приходится две третьих годового объема сточных вод, доля стоков производства составляет четвертую часть.

Нагрузка на поверхностные воды обусловлена не только сбросом сточных вод, большое количество загряз­няющих веществ поступает с талыми и ливневыми водами с городских территорий, сельскохозяйственных угодий и других источников загрязнения, не имеющих системы водоотведения и очистки.

В условиях тесной взаимосвязи поверхностных и подземных вод процессы загрязнения постепенно распростра­няются на все большие глубины. Наибольшую нагрузку, связанную со сточными водами, испытывают реки. В речных бассейнах не хватает вод­ных ресурсов для разбавления сточных вод до нормативов водопользования.

Улучшение состояния природных вод Беларуси требует усовершенствования способов очистки сточных вод, создания водоохранных зон, принятия мер по предотвращению попадания в водоемы стоков животноводческих ферм и комплексов, сокращения объемов водоотведения путем внедрения оборотных систем водоснабжения, а также эко­номического стимулирования водоохранных мероприятий.

Устойчивость экологического потенциала страны во многом определяется мерами по рациональному использованию земель в сельскохозяйственном производстве и Других отраслях экономики. Использование земель сопровож­дается негативными последствиями, влекущими за собой разрушение, деградацию или загрязнение верхнего слон почвенного покрова. На территории Беларуси деградация земель происходит вследствие водной и ветровой эрозии, горнопромышленной деятельности (добыча и переработка полезных ископаемых), мелиоративных работ, строительства (дорожного, промышленного, сооружения трубопроводов и т.п.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.189.247 (0.074 с.)