Научный, научно-технический и инновационный потенциалы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научный, научно-технический и инновационный потенциалы



 

В решении задач социально-экономического развития Беларуси все более важную роль призвана играть науч­ная и инновационная политика государства. Проблема повышения экономической значимости науки, сохранения и обновления производственного и научно-технического потенциалов является особо актуальной.

В 1990 г. Беларусь, будучи в составе бывшего СССР и занимая 0,9 % территории с населением 3,6 %, имела 4,6 % научных организаций и около 3,5 % научных работников Советского Союза; показатель наукоемкости валового внутреннего продукта составлял 2,27 %. Но в связи с распадом СССР, разрывом хозяйственных и научных связей, глубоким спадом производства и системным кризисом научный потенциал всех бывших союзных республик, включая Беларусь, подвергся серьезным испытаниям.

Наукоемкость ВВП по большинству стран сократилась в несколько раз, лишь в России и Украине в 2002 г. она превысила 1 % — величину, признанную, по экспертным оценкам, критической, ниже которой начинается разруше­ние национального научно-технического потенциала, регресс экономики, снижение ее конкурентоспособности.

Ни в одной из стран СНГ научно-техническая составляющая не только не стала фактором экономического рос­та, но зачастую и полностью отсутствовала. Перенос центра тяжести экономических преобразований главным образом в изменение отношений собственности и финансовую сферу отодвинули на второй план такие важнейшие проблемы, как сохранение и развитие национальной науки, обеспечивающей технологическое обновление производства и выпуск конкурентоспособной продукции. Научно-технологический фактор был практически полностью исключен из процес­са реформирования экономики. Результатом такой политики стало резкое обострение технологического кризиса, па­дение производства, потеря внутренних и внешних рынков, растущая технологическая зависимость от зарубежных стран.

В Беларуси научно-техническая деятельность оказалась в особо сложных (по сравнению с другими странами СНГ) условиях, поскольку она была широко вовлечена в общесоюзное разделение труда, а 75 % общих затрат на бе­лорусскую науку контролировалось общесоюзными министерствами. Все основные технологии, реализованные про­мышленностью Беларуси в послевоенный период, в том числе и связанные с развитием специализированных для нее отраслей (например, калийной промышленности), разрабатывались вне республики либо с незначительным ее участи­ем. В то же время в отдельных отраслях экономики страны практически отсутствовала собственная исследовательская база (станкостроение, компьютерные системы проектирования и подготовки производства — GALS в западных стра­нах и др.).

Наукоемкость ВВП в Беларуси снизилась с 1990 по 1995 г. почти в 2,5 раза, и тенденция падения этого показа­теля продолжалась до 2002 г., когда его значение составило 0,73 %, т.е. значительно ниже критического. В 2003 г. снижение прекратилось, но значение показателя осталось прежним.

Столь длительная негативная тенденция падения ключевого макропараметра научного потенциала отразила по­добную динамику и других его показателей, в том числе объемов выполненных научными организациями работ и численности исследователей. С 1990 по 2003 г. численность работников, выполнявших НИОКР, в Беларуси сократи­лась в 3,4 раза, т.е. практически ежегодно этот показатель уменьшается на 500—700 человек, тогда как в странах с устойчивой экономикой наблюдается его стабильный рост на 3—5 % в год. В настоящее время на каждые 10 тыс. жи­телей республики приходится около 18 исследователей, тогда как в США — 52, Израиле — 38, России — 32, ФРГ — 29, Южной Корее— 24.

За этот же период в три с лишним раза сократились объемы работ, выполненных научными организациями Бе­ларуси, существенно замедлилось обновление материально-технической базы науки, значительная часть которой мо­рально и физически устарела (60 % основных фондов). Особенно большой спад наблюдался в 1991 —19% гг. (почти в 4 раза). Однако благодаря принятым государством мерам ситуация стабилизировалась, но на уровне, весьма далеком от высокоразвитых в техническом отношении государств.

Меры, предпринятые руководством страны в середине 90-х гг. XX в. по оздоровлению ситуации в научной сфе­ре касались создания общесистемных условий, благоприятствующих научно-инновационному развитию, и прежде всего, в области макроэкономической политики и законодательства с учетом перехода к рыночным отношениям.

Институционально-правовую базу функционирования науки в Республике Беларусь составляют законы «Об основах государственной научно-технической политики» (1993 г.), «О научной деятельности» (1996 г.), «О Нацио­нальной академии наук Беларуси» (1998 г.), а также Указы Президента Республики Беларусь, постановления прави­тельства и другие нормативно-правовые акты в этой сфере. Они определяют правовые основы и гарантии осуществ­ления научной, научно-технической и инновационной деятельности и защиты ее результатов для всех субъектов и участников этой деятельности, независимо от форм организации и собственности, формулируют основные понятия, виды деятельности, цели и принципы государственной политики в этих областях.

Сегодня научный потенциал определяется как совокупность ресурсов и условий осуществления научных ис­следований (фундаментальных и ориентированных фундаментальных)

Научно-технический потенциал — это совокупность ресурсов и условий осуществления прикладных науч­ных исследований и разработок, включая опытно-конструкторские и опытно-технологические работы.

Инновационный потенциал — это совокупность всех видов ресурсов и условий обеспечения практического освоения результатов научных исследований и разработок, повышающих эффективность способов и средств осущест­вления конкретных процессов, в том числе освоения в производстве новой продукции и технологии.

Таким образом, научный, научно-технический и инновационный потенциалы являются взаимосвязанными и дополняющими друг друга звеньями единого научно-инновационного (ранее научно-производственного) цикла, зарож­дение идеи — фундаментальные исследования — прикладные исследования — опытно-конструкторские и опытно-технологические разработки — опытный образец — промышленные испытания — освоение в производстве — серий­ный выпуск — коммерческая реализация — практическая эксплуатация продукции (машины, приборы, технологии).

Общим звеном, соединяющим эти потенциалы, являются научно-технические разработки и их результат: науч­но-техническая продукция, т.е. конструкторская, технологическая и сопроводительная документация, программные средства, модели, макеты, опытные образцы веществ, материалов и изделий, а также научная продукция. От научного уровня, новизны, патентной чистоты и защищенности разработок зависит эффективность, успешность собственно ин­новационной (внедренческой) стадии цикла.

Наряду с созданием законодательной базы в стране была образована организационная система научной дея­тельности, а также система органов государственного управления, обеспечивающих реализацию научно-технической политики: Государственный комитет по науке и технологиям. Национальная академия наук и Высшая аттестационная комиссия (ВАК).

Научная деятельность в целом является сферой ответственности НАН Беларуси: это государственные програм­мы фундаментальных исследований (ГПФИ), государственные программы ориентированных фундаментальных ис­следований (ГПО-ФИ), государственные программы прикладных исследований, проекты Белорусского республикан­ского фонда фундаментальных исследований (БРФФИ).

Государственный комитет по пауке и технологиям курирует государственные научно-технические программы (ГНТП), региональные научно-технические программы (РНТП), отраслевые научно-технические программы (ОИТП), а также государственные программы развития приоритетных отраслей, программы освоения новшеств производства, инновационные проекты.

Ответственность за осуществление социально-экономических и государственных целевых программ возложена на Министерство экономики, на отраслевые министерства и концерны.

Кроме того. Министерство образования, государственные комитеты, отраслевые министерства обеспечивают организацию и координацию научных исследовании и научно-технической деятельности в отраслях, планирование и подготовку кадров высшей квалификации, участвуют в формировании научно-технической политики государства, принципы которой определены в Законе Республики Беларусь «Об основах государственной научно-технической по­литики». В их число входят:

•государственная поддержка фундаментальных и прикладных исследований;

•выбор приоритетных направлений.научно-технической деятельности и первоочередная государственная под­держка научных исследований и разработок, способствующих решению важнейших проблем социально-экономического развития республики;

•ориентация научной, научно-технической и инновационной деятельности на преимущественное развитие в республике наукоемких ресурсо-, энерго- и трудосберегающих производств и технологий;

•участие органов местного управления и самоуправления в формировании и реализации государственной на­учно-технической политики;

•участие ученых, их общественных организаций и объединений в формировании и реализации государствен­ной научно-технической политики в республике;

•непосредственная связь научной, научно-технической и инновационной деятельности с образованием, подго­товкой научных кадров;

•государственная поддержка одаренных детей, содействие развитию их творческих способностей;

•обеспечение свободы научной, научно-технической и инновационной деятельности, правовая защита интел­лектуальной собственности;

•использование преимущественно экономических методов государственного регулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности;

•равноправие всех субъектов научной, научно-технической и инновационной деятельности, поощрение конкурсности и конкуренции между ними;

•повышение престижа научного труда и технического творчества;

•взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами, создание условий для привлечения иностранных инвестиций на развитие науки и техники, освоение новейших технологий и новых видов продукции;

•открытость научно-технической политики, не приносящая ущерба национальной безопасности, обороноспо­собности и жизненно важным интересам Республики Беларусь;

•поддержка развития инновационной инфраструктуры.

Эти принципы реализуются в рамках стратегических и тактических документов правительства страны и, преж­де всего. Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2010 годы, а также в годо­вых прогнозах в свете Декрета Президента Республики Беларусь «О совершенствовании государственного управления в сфере науки» от 05.03.2002 г. № 7.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.67.26 (0.012 с.)