Оставление второстепенных вопросов ради единства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оставление второстепенных вопросов ради единства



Сказал Мухаммад Ибн Рафи': «Я был с Ахмадом Ибн Ханбалем и Исхаком Ибн Рахавейхи у 'Абдурраззака ас-Сан'ани и наступил праздник разговения. И мы вышли на площадь для совершения праздничной молитвы вместе с большим количеством людей. А когда мы вернулись оттуда, 'Абдурраззак позвал нас на завтрак и сказал Ахмаду и Исхаку: «Сегодня я увидел от вас удивительную вещь: почему вы не произносили такбиры?» Они ответили: «О Абу Бакр, мы смотрели на тебя: будешь ли ты произносить их, чтобы и мы делали так. А когда увидели, что ты не произносишь такбиры, сами не произносили их». Сказал 'Абдурраззак: «И я смотрел на вас: будете ли вы произносить такбиры, чтобы и я делал так»[243].

Сказал Ибн 'Абдульбарр: «Я слышал нашего шейха Ахмада Ибн 'Абдульмалика, как он сказал: «Наш шейх Исхак Ибн Ибрахим всегда поднимал руки перед поясным поклоном и после него, основываясь на хадис Ибн 'Умара в «Аль-муватта», и он был лучшим из тех, кого я видел, самым знающим из них и самым верным знанием и религией. И как-то я спросил его: «Почему ты не поднимал руки, чтобы мы могли следовать за тобой?» Он сказал: «Я не противоречу передаче Ибн аль-Касима (что не надо поднимать руки), потому что те люди, которые сегодня с нами, основываются на ней. А противоречие коллективу в том, что дозволено нам — не из натуры имамов»[244].

Выход из разногласий

Сказал Ахмад о том, кто опоздал на коллективную молитву и застал имама в поясном поклоне: «Лучше сделать два такбира: один — открывающий и один — для поясного поклона, чтобы выйти из разногласий. Абу Давуд спросил его: «Сделать два такбира любимее для тебя?» Он ответил: «Если сделает два такбира, то в действительности такой молитвы нет разногласий»[245].

Сказал аз-Заркаши: «Желательно выходить из разногласия посредством оставления того, в запретности чего есть разногласие, и выполнения того, в обязательности чего есть разногласия»[246].

Сказал Ибн ас-Субки: «И из правил, получивших распространение в словах имамов так, что даже посчитает его факых единогласным: что выход из разногласий лучше и предпочтительнее»[247].

Сказал ан-Навави: «Ученые сошлись единогласно на побуждении выходить из разногласий, если не будет в этом нарушения (или оставления) Сунны или попадания в другое разногласие»[248].

Аль-Мазири произносил «басмалю» про себя в обязательных молитвах. И когда его спросили об этом, он сказал: «В мазхабе Малика одно мнение: кто произнесет басмалю, его молитва остается действительной. А в мазхабе аш-Шафи'и другое мнение: кто оставит «басмалю», его молитва становится недействительной. И молитва, на которой сошлись единогласно, лучше, чем молитва, о которой сказал один из них, что она недействительна»[249]

Фикх и хадис

Мухаддис и факых

Передается от аль-А'маша, от аш-Шафи'и и Ахмада известная фраза: «Мухаддисы — аптекари, а факыхи — лекари»[250].

Сказал аль-Хатыб аль-Багдади: «Поистине, знание хадисов не достанется никому, кроме того, кто ограничит себя только этой наукой и не будет заниматься другими. И сказал аш-Шафи'и: «Хочешь совместить знание фикха и хадиса? Вряд ли получится!»[251].

Сказал аз-Захаби в биографии одного из ученых: «Был благочестивым, аскетом, хафизом, знающим скрытые недостатки хадисов и передатчиков, но не было у него знания фикха»[252].

Спросили у Ахмада о 'Абдурраззаке: «Было ли у него знание фикха?» Он ответил: «Как же мало фикха у мухаддисов!»[253].

Сказал Суфьян ас-Саври: «Толкование хадиса лучше, чем просто его услышать»[254].

Сказал Абу 'Али аль-Хафиз: «Понимание для нас более велико, чем запоминание»[255].

Сказал Суфьян Ибн 'Уейна: «Хадис — причина заблуждения, кроме как для факыхов».

Сказал Ибн Аби Зейд аль-Кайравани, комментируя эти слова: «Он имел в виду, что тот, кто не является факыхом, может понять слова хадиса на внешнем смысле, тогда как он истолковывается другим хадисом или другим доводом, который скрылся от этого человека, или этот хадис (хоть и достоверный внешне, но) оставлен факыхами, обязательно такой хадис оставить. Или другие ситуации, о которых ведает только тот, кто углубился и изучил фикх. Сказал Ибн Вахб, ученик Малика: «Каждый мухаддис, у которого нет имама в фикхе, заблудится. И если бы Аллах не спас нас Маликом и Лейсом, то мы заблудились бы!»»[256].

Сказал ат-Тирмизи: «...Так же сказали и факыхи, а они — самые знающие о смыслах хадисов»[257].

Сказал аль-А'маш об одном человеке: «И пусть знает, что многочисленные передачи из книг с хадисами не делают человека факыхом. Факых же это тот, кто постигает их смыслы и усердно размышляет над ними»[258].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.200.143 (0.006 с.)