Предмет и задачи курса «Национальная экономика Беларуси» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и задачи курса «Национальная экономика Беларуси»



Предмет и задачи курса «Национальная экономика Беларуси»

Термин «НЭ» активно вошел в науч­ный оборот, управленческую, хозяйственную практику послед­него десятилетия как синоним понятия «экономика суверенной страны» наряду с терминами «народное хозяйство», «эк. Респ.». Слово «националь­ный» акцентирует внимание на том, что экономика рассматри­вается в своей целостности, в масштабе нации, государства, а не только в этническом аспекте.

НЭ — это хозяйствен­ная система страны, отвечающая принципам суверенности, целостности, социальности, национальной ориентации.

Следует различать НЭ как науку и как область хоз. дея-ти. Как наука национальная экономика имеет свои объект, предмет, инструментарий и субъект научного исследования. Предмет изучения – соц-эк процессы воспроизводства, закономерности функц-ия и развития хоз системы, ее структурно-функц элементов, потенциалов и механизмов. Объектнациональная хозяйственная система страны. Обобщенные результаты исследований формируют научные основы национальной экономики. Базовые понятия и категории как цивилизационный процесс, система, системный подход, системный анализ, метод, концепция, институт и др. Сущностный аспект курса включает в себя потенциал развития экономики, который определяется источниками, ресурсами, движущими силами, узлами противоречий, направлениями их разрешения и адаптации к внешним воздействиям.

Характерные черты и условия существования национальной экономики:

· суверенитет нации и государства;

· территориальная целостность;

· единство экономического пространства и юридической среды;

· общность характера хозяйственных институтов, включая институт собственности;

· наличие единого платежного средства — национальной денежной единицы — и целостной финансовой системы;

· развитость внутреннего рынка и стабильность внешнеэко­номических и геополитических отношений;

· эффективные гарантии независимого распоряжения и при­умножения национального богатства в интересах повышения благосостояния нации.

В прикладном контексте национальная экономика как сложная система охватывает:

· В организационном плане — это совокупность субъектов хо­зяйствования: организаций, учреждений, предприятий, про­изводств, отраслей, регионов, их взаимосвязей и отношений.

· В структурном плане — это хозяйственные комплексы: про­мышленность, агропромышленный комплекс (АПК), военно-промышленный комплекс (ВПК), топливно-энергетический комплекс (ТЭК), строительный комплекс и ряд других.

· В функциональном плане — это совокупность потенциалов: природно-ресурсного, демографического и трудового, научного и инновационного, производственного, экологического и др.

· В институциональном плане — это совокупность институтов рынка и сегментов национального рынка: рынка факторов про­изводства, товаров и услуг, валютного, фондового, объектов интеллектуальной собственности, жилья и других.

По уровням функционирования и управления национальная экономика подразделяется на макроуровень, мезоуровень, микроуровень.

Соц-эк процессы образуют единый процесс воспроизводства, который охватывает четыре стадии: производство, обмен, распределение, потребление.

Важнейшими характеристиками национальной экономики являются эффективность и конкурентоспособность, отражаю­щие состояние, тенденции, закономерности ее развития, место и роль в системе мирохозяйственных связей, мировой экономике.

Главными целями социальной политики в долгосрочной перспективе являются обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала.

Программы устойчивого развития регионов


 

СЧЕТ ТОВАРОВ И УСЛУГ

Использование • Промежуточное потребление • Расходы на конечное потребление • Валовое накопление • Экспорт товаров и услуг • Статистическое расхождение Ресурсы 1. Выпуск в основных ценах 2. Импорт товаров и услуг 3. Субсидии на продукты (вычита­ется)
2. СЧЕТ ПРОИЗВОДСТВА
Использование 1. Промежуточное потребление 2. Валовой внутренний продукт в рыночных ценах Ресурсы 1. Выпуск в основных ценах 2. Налоги на продукты 3. Субсидии на продукты (вычита­ется)
  3. СЧЕТ ОБРАЗОВАНИЯ ДОХОДОВ
Использование 1. Оплата труда наемных работников 2. Налоги на производство и импорт 3. Субсидии на производство и им­порт (вычитаются) 4. Валовая прибыль экономики и ва ловые смешанные доходы Ресурсы 1. Валовой внутренний продукт в рыночных ценах
  4. СЧЕТ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПЕРВИЧНЫХ ДОХОДОВ
И спол ьзован ис 1. Доходы от собственности, пере­данные «остальному миру» 2. Валовой национальный доход Ресурсы 1. Валовая прибыль экономики и ва­ловые смешанные доходы 2. Оплата труда наемных работников 3. Налоги на производство и импорт 4. Субсидии на производство и им­порт (вычитаются) 5. Доходы от собственности, полу­ченные от «остального мира»

5. СЧЕТ ВТОРИЧНОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ

Использование Ресурсы
1. Текущие трансферты, переданные 1. Валовой национальный доход
остальному миру» 2. Текущие трансферты, полученные
2. Валовой национальный распола­ от «остального мира»
гаемый доход  

СЧЕТ ОПЕРАЦИЙ С КАПИТАЛОМ

Изменение в активах капитала   Изменение в обязательствах
1. Валовое накопление основного   и чистой стоимости капитала
капитала 1. Валовое сбережение
2. Изменение запасов материальных 2. Капитальные трансферты, полу­
оборотных средств   ченные от «остального мира»
3. Чистое кредитование, чистое 3. Капитальные трансферты, пере­
заимствование (вычитается),   данные «остальному миру» (вы­
статистическое расхождение   читаются)

Транспорт

Транспорт обеспечивает перевозки грузов и пассажиров, с целью удовлетворения потребностей населения и нормального функционирования производственных процессов всех субъектов хозяйствования.

Транспортный комплекс – сов-ность различных видов транспорта, развивающихся во взаимодействии и взаимозависимости, дополняющих друг друга, обеспечивая тем самым эффективное использование каждого вида. Транспорт общего пользования осуществляет перевозки для всех субъектов рынка независимо от их организационно-правового статуса.

Транспорт внутреннего пользования (необщего) пользования принадлежит отдельным субъектам рынка и удовлетворяет их потребность в транспортных услугах.

Транспорт общего пользования: магистральный железнодорожный, автомобильный, речной, морской, воздушный, трубопроводный. Необщего пользования: внутрипроизводственный транспорт организации, а также индивидуальный.

По характеру выполняемой работы – пассажирский и грузовой. Транспортный комплекс РБ – одно из крупнейших звеньев ее экономики.

На сегодняшний день основной задачей развития транспортного комплекса является интеграция транспортной системы «единого экономического пространства» в европейскую и общемировую транспортную инфраструктуру.


 

АПК

АПК – совокупность отраслей нац экономики, осуществляющих производство, хранение, переработку с/х продукции, насыщение внутреннего рынка прод товарами и обеспечивающих экспорт прод сырья. АПК является соц значимым сектором. Структура АПК включает 10 отраслей.

Производственные сферы: отрасли, производящие с/х сырье (с/х; лесное хозяйство); отрасли, перерабатывающие с/х сырье (пищевая промышленность; отрасли легкой промышленности, связанные с первичной обработкой льна, шерсти; мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность); отрасли, производящие средства производства для с/х (тракторостроение, с/х машиностроение, ремонт машин; производство минеральных удобрений, известковой муки, средств защиты растений; сельское производственное строительство; др производства).

Обслуживающие сферы: отрасли, обеспечивающие заготовку, хранение, транспортировку, и реализацию продукции АПК (Транспорт, заготовка, торговля, Мат.-тех. снабжение и сбыт). АПК призван обеспечить основные потребности страны в с/х продукции и продовольствии за счет собственного производства.

Для достижения и поддержания продовольственной безопасности необходим такой уровень его развития, который удовлетворял бы 85% спроса на с/х продукцию и занимал не менее 80% внутреннего рынка продовольствия.


 

РЕГУЛИРОВАНИЕ ОПЛ.ТРУДА(ОТ)

В каждой стране есть система общегогос. органов по вопросам труда, занятости и социальной политики. Для РБ:Министерство труда и социальной защиты, Управление по труду и занятости и др.Они разрабатывают нормат. документы по:

— условиям труда на всех предприятиях;

— соотношениям в от на государственных предприятиях и в учреждениях (так называемая бюджетная сфера);

— управлению занятостью населения;

— пенсионному обеспечению;

— помощи безработным, инвалидам и малообеспеченным слоям населения;

— организации взаимоотношений представителей работодателей и работополучателей.

Минимальными гос. критериями в от в РБ являются: минимальная заработная плата, Единая тарифная сетка работников республики и тарифная ставка первого разряда, которая устанавливается правительством страны с участием профсоюзов. Минимальная заработная плата. выполняет функцию минимальной оплаты труда в сфере трудовых отношений и обеспечивает социальную защиту работников. Минимальная заработная плата — это минимальный социальный стандарт в сфере от в нормальных условиях при выполнении установленной нормы труда. Размер минимальной заработной платы ежегодно с января устанавливает правительство страны, исходя из показателей величины бюджета государства, утвержденного на очередной финансовый год, и размера среднемесячной заработной платы. Правительство определяет соотношение между размером минимальной заработной платы и социальными нормативами (бюджетом прожиточного минимума, а в дальнейшем — минимальным потребительским бюджетом)

Правительство регулирует Единую тарифную сетку (ЕТС), которая является для предприятий различных форм собственности основой для определения уровня оплаты труда различных категорий работников производственной и бюджетной сферы. Тарифные сетки-ряд тарифных коэффициентов, соответствующих определенному числу установленных для данной отрасли разрядов. Тарифные коэффициенты показывают, насколько ставка какого-либо разряда выше ставки первого разряда, определяя тем самым соотношение в от разной сложности. Государственное управление от включает доплаты к тарифным ставкам за работу в ночные смены, сверхурочные работы, праздничные и выходные дни, вредные условия производства, а также персональные надбавки для работников бюджетной сферы, в том числе для работников науки.Непосредственно вопросами управления от, определения ее размеров, совершенствования ЕТС, других нормативов по от занимается Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь.


 

ЖКХ

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) представл. собой одну из инфраструктурных отраслей нац. экономики, основным видом деят. которой явл. оказание свыше 30 видов услуг, к важнейшим из кот. явл.: ремонт жилищ. фонда, водоснабжение, сбор вывоз и утилизация бытовых отходов, уборка территор. насел. пунктов. ЖКХ производит 3.1 % ВВП страны. Главная особенность ЖКХ услуг – приближенность к потребителю. Поэтому основная проблема над которой работает ЖКХ – это повышение качества услуг и поддержания его на должном уровне. Улучшение и поддержание качества требует значительных объемов финансирования.

Граждане Беларуси возмещают только 25% от общей суммы затрат на услуги, остальную часть компенсируют ЖКХ организации из местного бюджета. Недостатком такого финансирования является то, что граждане не могут непосредственно управлять количеством, качеством и стоимостью потребляемых услуг. Во всех долго- и краткосрочным программах развития ЖКХ Беларуси становится задача постепенного повышения доли платежей граждан в возмещении затрат на оказание ЖКХ услуг.

Отказ от преобладающей доли финансирования из бюджета безусловно приведет к условиям формирования рынка, когда жильцы сами смогут выбирать обслуживающую организацию на конкурсной основе и платить только за реально выполненную работу и за качество работы. Кроме того повышение доли платежей за ЖКХ услуги будет сопровождаться развитием и совершенствованием системы адресной финансовой поддержки граждан за счет средств местного бюджета.


 

Образование

Образование- крупнейшая отрасль социально-культ.комплекса, кот. рассматривается как система органзаций и учереждений,осущ. образоват. деятельность. Гос. политика РБ в плане образования: обязат. общее базовое образование>обяз.общ.средн. образ.>среднеспециальное\высшее образование. В стране почти всеобщий уровень грамотности 99.7%. Нац. система включает все виды формы образ.деят. в гос. и частных учереждениях. Управление образованием осуществляет Министерство образования РБ. Основной источник финансирования учережд. образования – гос.бюджет.

Дошкольное образрование -1ая ступень целостной системы образования.Функции:подготовка к получ. основного образования, выявление и развитие индивидуальный способностей,формирование умений и навыков. Показатели за последние года свидетельствуют о качетсвенном совершенствовании сисетмы дошкольного образования.

Общее среднее образование-духовное и физическое развитие личности. К учереждениям обеспеч. базовое среднее образование относят:нач, базовая и средняя школы.

Среднее спец. образование – направлено на развитие творческой личности,теоретическая и практическая подготовка. Учереждения: колледж, высший колледж,техникум,высш.проф училище.

Высшее образование-наиболее полное развитие способностей и интеллектуально- творчесткого потенциала. Учереждения:вуз,академия,институт.Обучение в вузах проводится на основе интеграции учеб.процесса с науч,творческой, и исслед. деятельностью. Подготовка в вузах ведется на 15 профилям, вкл. 350 спецальностей и свыше 1000 специализаций.Двухступенчатая сист. образования.1ая ступень –подготовка высококвалифицированныз кадров,2ая ступень-магистратура.Сроки обучения в вузах-4-6 лет.2011г.-1ый на терр. СНГ кодекс об образован.

 

 

Предмет и задачи курса «Национальная экономика Беларуси»

Термин «НЭ» активно вошел в науч­ный оборот, управленческую, хозяйственную практику послед­него десятилетия как синоним понятия «экономика суверенной страны» наряду с терминами «народное хозяйство», «эк. Респ.». Слово «националь­ный» акцентирует внимание на том, что экономика рассматри­вается в своей целостности, в масштабе нации, государства, а не только в этническом аспекте.

НЭ — это хозяйствен­ная система страны, отвечающая принципам суверенности, целостности, социальности, национальной ориентации.

Следует различать НЭ как науку и как область хоз. дея-ти. Как наука национальная экономика имеет свои объект, предмет, инструментарий и субъект научного исследования. Предмет изучения – соц-эк процессы воспроизводства, закономерности функц-ия и развития хоз системы, ее структурно-функц элементов, потенциалов и механизмов. Объектнациональная хозяйственная система страны. Обобщенные результаты исследований формируют научные основы национальной экономики. Базовые понятия и категории как цивилизационный процесс, система, системный подход, системный анализ, метод, концепция, институт и др. Сущностный аспект курса включает в себя потенциал развития экономики, который определяется источниками, ресурсами, движущими силами, узлами противоречий, направлениями их разрешения и адаптации к внешним воздействиям.

Характерные черты и условия существования национальной экономики:

· суверенитет нации и государства;

· территориальная целостность;

· единство экономического пространства и юридической среды;

· общность характера хозяйственных институтов, включая институт собственности;

· наличие единого платежного средства — национальной денежной единицы — и целостной финансовой системы;

· развитость внутреннего рынка и стабильность внешнеэко­номических и геополитических отношений;

· эффективные гарантии независимого распоряжения и при­умножения национального богатства в интересах повышения благосостояния нации.

В прикладном контексте национальная экономика как сложная система охватывает:

· В организационном плане — это совокупность субъектов хо­зяйствования: организаций, учреждений, предприятий, про­изводств, отраслей, регионов, их взаимосвязей и отношений.

· В структурном плане — это хозяйственные комплексы: про­мышленность, агропромышленный комплекс (АПК), военно-промышленный комплекс (ВПК), топливно-энергетический комплекс (ТЭК), строительный комплекс и ряд других.

· В функциональном плане — это совокупность потенциалов: природно-ресурсного, демографического и трудового, научного и инновационного, производственного, экологического и др.

· В институциональном плане — это совокупность институтов рынка и сегментов национального рынка: рынка факторов про­изводства, товаров и услуг, валютного, фондового, объектов интеллектуальной собственности, жилья и других.

По уровням функционирования и управления национальная экономика подразделяется на макроуровень, мезоуровень, микроуровень.

Соц-эк процессы образуют единый процесс воспроизводства, который охватывает четыре стадии: производство, обмен, распределение, потребление.

Важнейшими характеристиками национальной экономики являются эффективность и конкурентоспособность, отражаю­щие состояние, тенденции, закономерности ее развития, место и роль в системе мирохозяйственных связей, мировой экономике.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.130.13 (0.028 с.)